Сказка — семейный психолог
Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.
Вот то, чему учат русские народные сказки:
строить семейные отношения, любить свою семью
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
ценить настоящую дружбу
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);
решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);
побеждать зло добром
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).
К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.
Поучительные сказки для маленького ребенка
Поучительные сказки для детей 3 лет предполагают наличие героя, в чем-то очень похожего на вашего ребенка. Например, этот герой не хочет ходить в садик, потому что боится незнакомого коллектива, чужих людей, боится остаться надолго один без мамы и т. д. Герою дается какое-то имя, а затем рассказывается история его жизни, которая предполагает преодоление им собственной проблемы и счастливый финал. Подобная сказка может использоваться при решении трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Если же существует другая проблема, то и ее можно творчески обыграть в поучительной сказке. Например, ваш ребенок, приходя в магазин игрушек, начинает капризничать и просить купить ему все подряд, тогда можно создать историю о подобном мальчике или девочке-плаксе, с который произошли из-за его или ее капризов какие-то большие неприятности.
___________________
Сказка про петуха кота и лису читать
Скукота
Жил в одной деревне кот. Жил не тужил, целыми днями на печи лежал в потолок плевал. И так тошно ему стало от скуки, что хоть иди и топись. И решил кот из дому уйти.
Пришел в лес. Нашел себе дерево высокое да широкое, забрался на него и стал жить там.
Днем – знай себе спит, а ночью охотится. И раздолье, и довольство, и скучать не приходится.
Прознала про кота лиса и стала его обхаживать. Пойдем, мол, кот ко мне в мужья. Мне такой хозяин завсегда нужен. Будешь, как сыр в масле у меня кататься.
А кот нейдет нив какую.
Хитрость
Задумала тогда лиса хитрость. Подговорила петуха из ближайшего хозяйства. Взамен пообещала никогда в его курятник не захаживать. Вот, спит себе кот днем на своем дереве, а тут откуда ни возьмись петух. Сел на самую высокую ветку и горлопанит, что есть мочи:
— Ку-ку-ку, кукареку
Спит котейка на суку.
Ишь! Разлегся серый бок!
Да кудлатой шерсти клок!
Как услышал его кот, не на шутку обозлился. Захотел петуха достать, Только тот высоко сидит, на самой тоненькой веточке. Ни за что коту не дотянуться. И так он бился и эдак. А потом лень его взяла, махнул кот лапой и на другое дерево перешел.
Только поспать собрался. Но, где там! Петух за ним на новое дерево перелетел и опять старую песню заводит:
— Ку-ку-ку, кукареку,
Не ворочься на боку,
Как на землю упадешь,
Дух кошачий растрясёшь!
Ох и разгневался кот. Рычит, мявчит, а сделать ничего с петухом не может. А тут лиса ненароком мимо пробегала. Увидала кота и говорит ему:
— Давай я тебе помогу от петуха избавиться. За то ты ко мне в мужья пойдешь.
Будем с тобою жить душа в душу.
Коту, делать нечего, согласился. Вот лиса петуха подкараулила и сцапала.
Придавила к земле, вроде как съесть хочет. А сама ему тихонько шепчет:
— Спасибо тебе за службу. За мной должок.
Нейдет дело
Убрался петух восвояси, а лиса с котом зажили мирно. Лиса и хозяйство ведет, и пропитание добывает. А кот знай себе дома на печи лежит, скучает. Вот, время проходит, лисе дело такое надоело. И решила она от кота избавиться. Да только, как это сделать не знает.
Пошла лиса снова к петуху и говорит:
— Услужи мне братец службу, еще разок. Уж я в долгу не останусь.
Петух – душа хитрая, задарма работать не хочет. Он, значит, сейчас кота от лисы отвадит, а тот возьми, да и в деревню вернись. Худо тогда петуху придется. Но лиса, ему плату великую сулит. – Ты меня от кота избавь, а я тебя с лесными тетеревами сведу. Они птицы богатые, знатные. Будешь среди них свойским, все тебя кругом уважать станут. Ни один кот стращать не решится.
Ну как от такого откажешься?
Вот прилетел петух к лисьему дому, сел на ветке, так чтоб кот его не достал и запел:
Ку-ку-ку, кукареку!
Будь котейка начеку,
В гости к лиске волк идет,
И тебя он задерет!
Испугался кот, глаза выпучил и давай деру. Вернулся к себе в деревню. Хоть и скучно, зато спокойно. А лиса с петухом рассчиталась, и стали они жить каждый своим житьем-бытьем.
Не даром говорят всякий молодец на свой образец.
Сказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью.
В сказках всё заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо.
Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков.
Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.
Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества.
Она заранее всё знает, предвидит.
Наткала ткань, подарила её (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку.
Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошёл, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя.
В итоге — свадьба и счастливая жизнь.
— Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней,
— считает Светлана Курячая.
— К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
И помните слова Юрия Лотмана:
«Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».
О чём говорят сказки?
Время и продолжительность жизни допотопного человечества
Многие сказки несут в себе крупицы древней мудрости.
В их число входят румынские и молдавские сказки.
В молдавской Сказке о поросёнке говорится о времени, когда беременность женщин продолжалась больше трёх лет и проходила без родовых мук, а на земле жили драконы, василиски, многоголовые гидры и прочие чудовища.
Это могло быть между 24 млн. и 70 тыс. лет, скорее даже в начале этого периода
2кн.стр.4 (Сидоров Г.)
— Ты, что русских народных сказок не читал?
— Вроде бы читал, — смутился я, — да и сейчас перечитываю.
— Ну, тогда вспоминай, кто всегда был главным соперником наших витязей?
И не только русских, но и индийских, и иранских, и западноевропейских?
В народной традиции этих зверюг обычно именуют или змеями, как в Индии — нагами, или драконами.
— Но я всегда считал, что все предания о сражениях людей со всякими там Горынычами, всего лишь память о последних уцелевших на Земле гигантских ящерах, — сказал я.
— А между тем есть вполне конкретные их описания. Например, у того же Афанасьева. Этот великий русский подвижник смог докопаться до сути и понять, кто они. Из его дневников, ящероподобные, прежде всего, богатыри-поединщики. Они закованы в непроницаемую чешуйчатую броню, имеют короткий плоский хвост, змееподобную голову и длинные гибкие руки. Чаще всего люди-ящеры представляют собой витязей-одиночек. Но иногда они окружают себя и эскортом, — старик на несколько секунд замолчал, а потом добавил, — они владеют грозным лучевым оружием. Но в то же время многие мифы отмечают их воинскую честь: с людьми эти твари, как правило, сражаются на равных — оружием холодным, и даже когда проигрывают не прибегают к своей грозной технике. В мифах говорится, что они очень умны и мудры, что люто ненавидят людей, но иногда, очень редко, становятся и друзьями…
— Интересно, куда драконоподобные подевались в наше время? — думал я.
— Наверное, забились в свои пещеры и нос не показывают. — И я напрямую задал этот вопрос «знахарю».
— Тебе же всё известно! — сказал он удивленно.
— Пещеры, пещерами, а под землёю в гигантских пустотах у них целые города, особенно на дне Мирового океана, но дело совсем не в этом, — сделал паузу «знахарь».
— Не лезли бы они в наши земные дела. А то ведь лезут, и ещё как!
Арабская сказка «1001 ночь». Повесть о медном городе (567-578 ночи)
Арабская сказка о поисках сирийским царём Абн аль-Маликом, эмиром Мусой и шейхом Абд ас-Самадом места, где в былые времена жили джинны и где они были побеждены Сулейманом и запечатаны им в медные кувшины.
Рассуждения о былых временах и желание Абн аль-Малика получить один из медных кушинов. Отправка на его поиски Мусы, Абд ас-Самада и Талиба
Арабская сказка «Тысяча и одна ночь». Рассказ о Хасибе и царице змей (483-536 ночи)
Арабская сказка о проникновении Хасиба в подземный мир, населенный 12 тысячами больших змей и его встрече с царицей змей.
Царица змей рассказала Хасибу о странствиях сына царя из сынов Исраиля, Булукии, в давно прошедшие времена.
Начало истории Булукии и его встреча с царицей змей
Сказка Чудесные лапоточки
Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт — устал.
“Дойду, — думает, — до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
— Ты, дедушка, далеко ли собрался?
— Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
— В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
— Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, — ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся — как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
— Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, — ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
— Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
— А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
— Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья
выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
— Домой бегу! А мальчики опять:
— Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
— Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
— Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
— Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
— Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер.
— Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, — заблудились. Можно у тебя переночевать?
— Можно, барин, ночуй, — Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
— Да ты что, мужичок, больной?
— Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
— Какие лапти? — барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти — да к дверям.
— Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
— Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
— Каррр! Каррр! ..
В лесу река бежит — глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин — да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, — плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.
Живое слово
Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:
- невероятная музыкальность,
- поэтичность,
- образность,
- мелодичность,
- напевность,
- остроумие,
- искрометность,
- фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.
Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества.
Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.
Русские народные сказки читать онлайн бесплатно
Кощей Бессмертный Василиса Прекрасная Плотник и клин Казак и ведьма Воры и судья Знахарь Про мышь зубастую да про воробья богатого Неправый суд птиц Фомка — шут Поп и дьякон Неграмотная деревня Тини-тини, потягивай Про мужика-бедняка и топор Не любо — не слушай Мужик на небе Морока Большой дом из одного кирпичика Шесть братьев — все Агафоны Стоит река — вся из молока, берега — из киселя Государь Сидор Карпович Чистота, благодать и красота Лгало и Подлыгало Худая жена Барские гуси Брито — стрижено Жена — доказчица Вещий дуб Как муж отучил жену от сказок Мотовило Догада Брысь, окаянная, брысь! Ленивая Арина Мороз Иванович За лапоток — курочку, за курочку — гусочку Лиса — повитуха Кот, петух и лиса Свинья и волк Медведь, собака и кошка Медведь Сказка о козе лупленой Смерть петушка Курочка Жадная старуха Терем мухи Иван Быкович Жар-птица и Василиса-царевна Конь, скатерть и рожок Безногий и безрукий богатыри Звериное молоко Царь — девица Берёза и три сокола Царевна — несмеяна Ночные пляски Доброе слово Оклеветанная купеческая дочь Солдат и царь в лесу Мудрая девица и семь разбойников Дока на доку Вор Вороватый мужик Удалой батрак Муж да жена Дорогая кожа Скряга Бабушка, внучка да курочка Крылатый, мохнатый да масленый Кот-воркот, Котофей Котофеевич Мороз, Солнце и Ветер Снегурочка Волк — дурень Баба-яга и Заморышек Фролка — сидень Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке Неосторожное слово Охотник и его жена Диво Две доли Загадки Разбойники Золотой башмачок Сосватанные дети Солдат и колдун Королевна — колдунья Скрипач в аду Горшечник Леший Мена Мужик, журавли и медведь С рыжим да с красным — не связывайся Золотая рыбка Старуха-говоруха Бурёнушка Ивашко и ведьма Иван-царевич и Марфа-царевна Купеческая дочь и служанка Иван крестьянский сын Батрак Солдат и царевна Беглый солдат и чёрт Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде Волшебный конь О золотых щетинках, пёрышках, золоторогих оленях и золотогривых коней
Булат — молодец Мужик и поп Петухан Куриханыч Чего на свете не бывает Солдатская шинель Как старик домовничал Что дальше слышно Наговорная водица Иван и Елена Премудрая Хрустальная гора Чудесная рубашка Как поп работницу нанимал Горе Беззаботный монастырь Беззаботный монастырь Горшеня Добрый поп Как дьякона мёдом угощали Волшебное кольцо Никита Кожемяка Чёрт — заимодавец Похороны козла Ночь на Ивана Купалу Лихо одноглазое Клад Чёрт и мужик Поп и батрак Иван — крестьянский сын и чудо-юдо Волшебная дудочка Иван-царевич и Белый Полянин Королевич и его дядька Как барин овцу купил Барин — кузнец Мужик и барин Барин и плотник Барин и собака Барин и мужик Окаменелое царство Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды Как мужик гусей делил Скорый гонец Глупая барыня Царевна — змея Умный работник Сердитая барыня Заколдованная королевна Про нужду Вещий сон Птичий язык Про одного солдата Вещий мальчик Два Мороза Мена Солдат и смерть Соль Два Ивана — солдатских сына Елена Премудрая Хитрая наука По щучьему веленью Неумойка Мудрые ответы Царевна — отгадчица Шабарша Сказка о богатыре Голе Воянском Про глупого змея и умного солдата Дурак и берёза Дочь — семилетка Иван — коровий сын Баба-яга Деревянный орел Летучий корабль Медное, серебряное и золотое царства Ведьма и Солнцева сестра Фома Беренников Петр Великий и кузнец Лиса — странница У страха глаза велики Глупый волк Как волк стал птичкой Волк, перепелка и дергун Как лиса шила волку шубу Где, коза, была? Курочка, мышка и тетерев Лиса — плачея Бабка и медведь Теремок Царь, старик и бояре Посуленная половина Неразгаданная загадка Мудрая дева Царица — гусляр Пастушья дудочка Правда и Кривда Глупый мужик Набитый дурак Барин и гусак Афонька, где был-побывал Барин и староста Барин лает в церкви Барин — слуга Что на базар везешь Мужицкий кафтан