Шарманщик

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

По южному берегу Крыма путешествовала бродячая цирковая труппа. Она была совсем небольшая: дедушка Мартын Лодыжкин со своей старой шарманкой, акробат — двенадцатилетний мальчик Сергей и Арто — красивый белый пудель, выступление которого очень любила публика.

Сергей стал спутником старика после того, как тот пять лет назад взял его «напрокат» у вдового сапожника, обязавшись платить в месяц по два рубля. Но сапожник умер, с тех пор мальчик и дедушка Лодыжкин стали неразлучны.

Глава 2

Артисты вышли к старинному парку, в котором находились красивые дачи. Они обошли весь дачный посёлок, но смогли заработать очень мало. За представление заплатили только в двух дачах, но Мартын был рад и этому. Его сильно возмутила одна барыня: она долго смотрела представление, а дала только дырявый гривенник.

Подойдя к последней даче с табличкой «Дача «Дружба», посторонним вход строго воспрещается», Лодыжкин сказал, что название обещающее и понадеялся на удачу.

Глава 3

Артисты уже собрались начать представление, но тут из дома на террасу выбежал Трилли — мальчик лет восьми-десяти. Он громко кричал, а за ним спешили прислуга, дама и толстый господин. Мальчик катался по полу, визжал, а все уговаривали его принять микстуру.

Шарманщик завёл свою шарманку. Услышав её звуки, все люди на балконе встрепенулись. Мать мальчика решила прогнать артистов, но Трилли закапризничал, что хочет увидеть представление. Артистов вернули, Мартын стал играть на шарманке, а Сергей выполнял разные гимнастические трюки. Затем по командам старика Арто стал делать свой номер.

Трилли очень понравилась дрессированная собачка, и он тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько стоит собака, но Лодыжкин ответил, что она не продаётся. Трилли кричал во всю мочь. Его рассерженная мать предлагала за пуделя большие деньги, но старик не уступал. Тогда дворник прогнал артистов на улицу.

Глава 4

Когда они дошли до моря, их догнал дворник дачи «Дружба». Подкармливая Арто колбасой, он напомнил, что барыня предлагает за пуделя триста рублей. На эти деньги можно было купить бакалейную лавку, но Мартын решительно отказался продавать Арто.

Глава 5

Лодыжкин и Сергей решили позавтракать у источника, а затем немного поспать. В полудрёме дедушка говорил, что купит Сергею красивое трико и атласные туфли для выступления в цирке.

Проснувшись, они поняли, что Арто пропал. Увидев на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку украл дворник, и очень расстроился.

Сергей сказал, что надо идти требовать собаку назад, а если не отдадут, пожаловаться мировому судье. Дедушка ответил, что нельзя идти к мировому, потому что он живёт по чужому паспорту, а свой у него украли.

Глава 6

Дойдя до Алупки, артисты остановились на ночлег в турецкой кофейной. Поздно ночью Сергей тихонько вышел и направился к даче «Дружба». Там он перелез через ворота и стал обходить дачу кругом.

Услышав из подвала стонущий визг, Сергей позвал Арто, и на весь сад раздался неистовый лай. В подвале послышался крик и что-то стукнуло. Мальчик закричал, чтобы не смели бить собаку.

Из подвала выбежал Арто с обрывком верёвке на шее, за ним гнался дворник. Сергей и пудель бросились прочь. Найдя место, где забор был не очень высокий, маленький акробат подсадил пуделя, перелез через забор, и они помчались что есть силы.

Хотя дворник остался в саду, мальчик и собака ещё долго бежали, затем передохнули у источника и пошли в кофейную. Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и на радостях облизал ему лицо. Старик хотел расспросить Сергея, но не успел — мальчик уже заснул.

Кратко об истории создания произведения «Белый пудель».

Рассказ «Белый пудель», основан на реальном событии, который произошел с писателем в 1903 году. Куприн отдыхал на крымской даче и принимал бродячих артистов. Однажды писатель разговорился с мальчиком-циркачом, и тот сообщил ему, как во время выступления богатая дама хотела купить его дрессированную собаку, предлагая большую сумму денег. Но он отказался, после чего маленькая группа была вынуждена покинуть то место из опасения, что на них пожалуются в полицию.

В заключение следует отметить, что рассказ Куприна позволяет понять драматизм и его жизнеутверждающую идею победы дружбы над ложью и богатством.

За минуту

Сын бедного музыканта, Ваня шел в школу. Так как они жили далеко, мальчик выходил рано, чтобы успеть к занятиям. Когда он шел по тротуару Мойки, то запнулся и увидел лежащего маленького ребенка. Тот был закутан в лохмотья, его губы были синие, а высунувшиеся руки окостенели.

Ваня поднял ребенка, но испугался, что тот мертв. Вскоре малыш закричал и мальчик обрадовался, что тот в порядке. Он хотел отнести его домой, но ноша была слишком тяжела. Ваня сбросил курточку и накрыл ею найденыша, но тот продолжал дрожать и кричать.

Из дома выходит незнакомец, который интересуется у Вани, что случилось. Мальчик рассказывает, что нашел на тротуаре ребенка. Они вместе заходят в дом. Мужчина, узнав, что родители Вани бедны, предлагает оставить младенца здесь. Он обещает, что мальчик сможет его навещать.

Это был основанный императрицей Воспитательный Дом, в котором было много таких детей. За найденышем закрепили номер и назвали Алексеем. Ваня долго навещал малыша и вскоре тот стал его узнавать.

Алёша, найденный Ванею и воспитанный в Воспитательном Доме, показал необыкновенные дарования к живописи. Из Воспитательного Дома он поступил в Академию и скоро сделался известным живописцем. Нажив достаточное состояние своим искусством, он вспомнил о том, кому одолжен был жизнью. По журналу Воспитательного Дома, в котором записываются все обстоятельства, случившиеся при поступлении в оный младенцев, ему легко было узнать и имя Лихтенштейна, и его квартиру; но когда он наведывался о нём, тогда Лихтенштейнов не было уж в Петербурге, и никто не мог дать ему ни малейшего о них известия, пока случай не свёл его с своим избавителем.

Ваня вместе с матерью переселился к своему Алёше. Спокойная жизнь и довольство возвратили здоровье несчастным, и они до сих пор живут вместе. Иван, вспомнив некоторые уроки музыки, переданные ему отцом, посвятил себя сему искусству и достиг до того, что теперь сам может давать в ней уроки и тем увеличивать общие доходы.

  • Протокол родительского комитета в школе по сбору денег

      

  • Скребцова чудесный парикмахер краткое содержание для читательского дневника

      

  • Сад изящных слов краткое содержание

      

  • Нормы расхода дезинфицирующих средств в школе по санпин

      

  • Красивый вход на утреннике 8 марта в детском саду танец с сердцами для мам

Основные герои

Основные герои – странствующая труппа, в составе которой:

  • Старик лже-Мартын Лодыжкин — мещанин, на самом деле Мартына Лодыжкина зовут Иваном Дудкиным, и он крестьянин. Ныне он странник, зарабатывающий на жизнь при помощи своей шарманки.
  • Сергей – двенадцатилетний мальчик. У парня сложная судьба: старик Лодыжкин «взял его напрокат у забулдыги – сапожника», но тот вскоре умер, а ребенок навсегда остался с шарманщиком.
  • Арто – белый пудель, четвероногий спутник маленькой труппы.

Второстепенные герои:

  • Трилли – истеричный, избалованный ребенок. Сын богатого барина, привык получать все, что пожелает.
  • Дворник – прислуга родителей Трилли. «Серьезный мужик», как охарактеризовал его старик Лодыжкин.

Шарманщик — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Владимир Федорович Одоевский

Как вы счастливы, любезные дети! У вас есть маменьки, которые о вас заботятся: чего бы вы ни захотели, что бы вы ни задумали, – всё готово для вас. Несколько глаз смотрят за каждым вашим шагом. Подойдёте близко к столу, – несколько голосов на вас кричат: берегись. – не ушибись. Вы занемогли, – маменька в беспокойстве, весь дом в хлопотах: являются и родные, и доктор, и лекарства: маменька не спит ночью над вами, заслоняет вас от ветра, а когда вы заснёте в своей мягкой постельке, тогда никто в доме не смей пошевелиться. Едва вы проснётесь – маменька улыбается вам, и приносит вам игрушки, и рассказывает сказочки, и показывает книжки с картинками. Как вы счастливы, милые дети! Вам и в голову не приходит, что есть на свете другие дети, у которых нет ни маменьки, ни папеньки, ни мягкой постельки, ни игрушек, ни книжек с картинками. Я расскажу вам повесть об одном из таких детей.

Ваня, сын бедного органного музыканта (одного из тех, которых вы часто встречаете на улице с органами или которые входят во двор, останавливаются на морозе и забавляют вас своею музыкою), Ваня шёл рано поутру с Васильевского острова в Петропавловскую школу. Не безделица была ему, бедному, поспевать каждый день к назначенному времени. Отец его жил далеко, очень далеко, в Чекушах. Ваня в этот день вышел особенно рано; ночью слегка морозило, льдинки хрустели под ногами бедного Вани, который в одной курточке перепрыгивал с камешка на камешек, чтобы лучше согреться. Несмотря на то, он был весел, прикусывал хлеб, который мать положила ему в сумку, повторял урок, который надобно ему было сказать в классе, и радовался, что знает его хорошо, – радовался, что в это воскресенье не оставят его в школе за наказанье, как то случилось на прошедшей неделе; больше у него ничего не было в мыслях. Уж он перешёл через Синий мост, прошёл Красный и быстро бежал по гранитному тротуару Мойки, как вдруг Ваня за что-то запнулся, смотрит, – перед ним лежит маленький ребёнок, закутанный в лохмотья. Ребёнок уже не кричал: губки его были сини; ручки, высунувшиеся из лохмотьев, окостенели. Ваня очень был удивлён такой находкой; он посмотрел вокруг себя, думая, что мать ребёнка оставила его тут только на время, но на улице никого не было. Ваня бросился к ребёнку, поднял его и, не зная, что делать, стал было целовать его, но испугался, – ему показалось, что он целует мёртвого. Наконец ребёнок вскрикнул, Ваня очень этому обрадовался, и первая мысль его была – отнести его к себе домой; но, прошедши несколько шагов, он почувствовал, что эта ноша была для него слишком тяжела, и сверх того он заметил, что его найдёныш дрожал и едва дышал от холода. Ваня был в отчаянии. Он скинул с себя курточку, накинул её на младенца, тёр у него руки, но всё было напрасно: ребёнок кричал и дрожал всем телом. Посмотрев снова вокруг себя с беспокойством, он увидел стоявшего близ дома сторожа, который хладнокровно смотрел на эту сцену. Ваня тотчас подошёл к нему с своею ношею.

– Дядюшка, – сказал он, – пригрей ребёнка.

Но сторож, чухонец, не понимал слов его и только качал головою. Ваня сказал ему то же по-немецки. Маймист опять его не понял. Ваня не знал, что делать; он видел, что минуты были дороги, что одна скорая помощь могла спасти оледенелого ребёнка. В это время из дома вышел какой-то господин и, увидев Ваню, спросил его:

– Чего ты хочешь, мальчик?

– Я прошу, – отвечал Ваня, – чтоб взяли и согрели этого ребёнка, пока я сбегаю за батюшкой.

– Да где ты взял этого ребёнка? – спросил незнакомец.

– Здесь на тротуаре, – отвечал Ваня.

Господин взял ребёнка на руки и дал знак Ване, чтоб он за ним следовал. Они вошли в дом. Незнакомец спросил у Вани:

– Для чего ты хочешь идти за своим отцом?

– Для того, – отвечал Ваня, – что мне одному не донести до дому этого ребёнка.

– Я сын органного музыканта.

– Так твой отец должен быть очень беден?

– Да, – отвечал Ваня, – мы очень бедны. Батюшка ходит по городу с органом, матушка учит собачек плясать: тем мы и кормимся.

– Ну, так где же ему содержать ещё ребёнка! Оставь его здесь. – Ваня был в недоумении. Незнакомец, заметив это, сказал: – Говорю тебе, оставь его здесь: ему здесь будет хорошо.

Между тем, как они говорили, вошедшая в комнату женщина раздела ребёнка, вытерла его сукном и начала кормить грудью. Ваня видел, как заботились о его найдёныше; он понимал, что незнакомец говорил ему правду и что отцу его невозможно будет содержать нового питомца; но всё ему жаль было с ним расстаться.

Сын бедного музыканта Ваня находит на тротуаре младенца и тем самым спасает его жизнь. Он оставляет малыша в созданном императрицей Воспитательном доме, где тот получает должный уход.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: