Сказка о попе и о работнике его балде

Почему поп?

Стоит разобраться, есть ли в сказке Пушкина глумление на священническим саном? Александр Сергеевич как мы уже знаем, не выдумывал сюжет и героев, это народное творчество. Но в то же время он мог и не писать сказку, очерняющим священников, или по крайней мере, заменить героя, что, кстати, было сделано потомками.
Но если вспомнить когда писал Пушкин сказку, в каких исторических реалиях. Излом 18-19 вв. характеризуется отступлением общества, в первую очередь высшим сословием – дворянством, от христоцентричного образа жизни, а, точнее, обмирщением мировоззренческих установок. Если в 17 веке ещё сохранялся в большей степени облик Святой Руси, то уже 18 веке меркантильные интересы стали преобладать, «дух рынка» и стяжательства всё больше занимал умы людей. К примеру, это наглядно описал князь Щербатов в известной книге «О повреждении нравов в России». Апостасийные элементы того времени очень часто отмечают писатели и публицисты, но очень редко кто пишет о том, какая же была та Святая Русь и что под этим подразумевается. Можно ознакомиться с трудом Льва Лебедева «Москва Патриаршая» или с уникальными записями Павла Алеппского «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века Москву в середине XVII века».
 
Александр Сергеевич не отличался от обычного дворянина 18-19 вв., поэтому его отношение к религии и вольность в языке не представляется чем-то предосудительным в то время и в его окружении. Но стоит заметить, что к концу жизни, поэта можно назвать уже не ищущим, а уже нашедшим (веру). Весь золотой век русской литературы можно назвать как поиск потерянной предками истины и постепенное обрящение, но конечно уже не без влияний западного просвещения.
 
Возвращаясь к описанию попа. Что невозможно для книжника 17 века, а именно изображение священника в глумливом виде, то вполне уместно для литератора 19 века и между ними апостасийная пропасть. Народные устные сказки не отличались изысканностью, а скорее даже наоборот, были грубоватыми (это вполне отражено в афанасьевском сборнике сказок и прочих других). Народные сказки так и называются, потому что складываются в народе, который во многом закрепляет какие-то жизненные представления и наблюдения. Поэтому какая-то сатирическая составляющая о священниках могла присутствовать в народных сказках как отражение внешних наблюдений народа за жизнью священника.
 

Отзыв для читательского дневника:

Источником самой первой сказки А. С. Пушкина послужил рассказ няни поэта – Арины Родионовны. В этом шутливом произведении автор осуждает жадность и корыстолюбие. В образе Балды Пушкин прославляет лучшие качества русского народа: трудолюбие, простодушие, смекалку. Само имя главного героя сближает его с традиционным персонажем русских сказок – Иваном-дураком. Глупым он кажется лишь на первый взгляд (годовая работа за смехотворную плату в три щелчка). В действительности Балда проявляет незаурядный ум (обман чертей) и олицетворяет собой наказание за скупость (расплата с попом).

Анализ произведения

Художественные особенности

Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.

Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».

В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.

Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.

Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.

Какие темы поднимает?

Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.

Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы  жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.

Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается.  Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.

Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.

У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.

Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.

Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.

Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Поп и Балда» дает читателям возможность вкратце узнать о жизни главных героях, а также об их действиях. История начинается с того, как Поп встретил Балду на базаре и сказал, что ему нужен рабочий, который будет выполнять работу по хозяйству. Он сразу предупредил, что выплаты будут небольшие. А также сказал, что будет кормить своего рабочего. Немного подумав, Балда сказал, что согласится работать на других условиях. Он будет выполнять всю работу, но за это в год должен будет сделать 3 щелчка по лбу своему хозяину. Жадный помещик, не думая, согласился на эти условия.

Балда ответственно выполнял свою работу. Он трудился очень много без передышек и отдыха. Жена Попа не могла нарадоваться такому помощнику, а его дочь вовсе стала приглядываться к молодому мужчине. Рабочий успевал также уделять время маленькому попенку. Он играл с ним, кормил его и ребенок очень сильно к нему привязался и стал называть тятей.

Все радовались, что в доме появился такой помощник. Один Поп задумывался: скоро день оплаты и ему было неприятно думать, что простой рабочий будет стучать его по лбу.

Почему чёрт изображён сказочным персонажем?

События, в которых присутствует чёрт, позволяют нам предположить, что корнями сказка уходит в языческие времена. Ну или по крайней мере в суеверия народа, которые также имеют языческий характер.
Дело в том, что в христианской традиции нечистые силы (черти) прежде всего считаются сторонниками и разжигателями страстных желаний человека с целью погубить последнего в духовном плане. По своей прихоти являться они человеку не могут (за редким исключением).
 
Поэтому изображение в сказке чёрта как простого сказочного персонажа, живущего в море (так себе представлял народ) имеет примерно ту же природу, что и лешие, домовые, кикиморы и прочая нечисть. Это отголоски языческих верований народа как в дохристианскую эпоху, так и в христианскую, когда элементы православной веры смешались со старыми языческими суевериями. Поэтому навряд ли цель сказки – изобличить попа. Поп как персонаж, видимо, появился гораздо позже.
 

Главные герои

1. Балда – невозмутимый, находчивый, ловкий, работящий мужик. Для него нет невыполнимых заданий – он и повар, и плотник, и конюх, и еще много чего умеет, даже собрать оброк с чертей.

2. Поп – глупый, скупой, трусливый. Он ищет универсального, но недорогого работника.

3. Бес – должник Попа, однако платить не желает.

4. Бесенок – внук старого Беса, выполняет поручения деда, считает себя достаточно хитрым и пронырливым, чтобы начать соревноваться с Балдой.

5. Попадья – дает советы своему мужу, хитрая и расчетливая женщина.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Читательский дневник «Сказка о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина

Название произведения: «Сказка о попе и работнике его Балде».

Число страниц: 9.

Жанр произведения: сказка в стихах.

Главные герои: поп, Балда, Чертёнок, жена попа.

Характеристика главных героев:

Балда — умный и сообразительный парень.

Работящий и находчивый.

На одну хитрость отвечает своею.

Поп — трусливый и жадный.

Боялся щелчков Балды и обманул парня.

Получил по заслугам.

Чертёнок — маленький, но глупый.

Хитрый, но не предусмотрительный.

Попадья — хитрая.

Краткое содержание сказки «О попе и работнике его Балде»

Нанял поп работника Балду.

Обещал мужику дать три щелчка в качестве расплаты.

Работал парень исправно. Боялся поп расплаты.

Посоветовала ему попадья с чертей дань собрать.

Отправился Балда к морю требовать с чертей дань.

Не знали черти такой печали.

Послал старый Бес чертёнка. А Балда предложил ему соревнование.

Мужик обманул его с зайцами, с палкой и с кобылой.

Ничего не оставалось Бесу делать — только отдать долг.

А когда вернулся Балда, то стал бить нанимателю щелчки и выбил напрочь весь мозг.

План сказки:

  1. Встреча на базаре.
  2. Три щелчка за работу.
  3. Попадья подсказывает мужу.
  4. Старый бес.
  5. Чертёнок.
  6. Бег вокруг моря.
  7. Палка.
  8. Кобыла.
  9. Три щелчка.

Основная мысль сказки «О попе…»

Главная мысль сказки в том, что жадность до добра не доводит.

Основная идея произведения в том, что платить за труд нужно честно.

Чему учит сказка

Сказка учит нас добру и справедливости, честности.

Учит держать свои обещания.

Учит быть ловким, находчивым и изобретательным.

Краткий отзыв о сказке «О попе и работнике его Балде» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нельзя обманывать других людей.

Поп всех обманывал и был сурово наказан.

Это смешная, интересная и поучительная сказка.

Автору удалось показать до чего может довести жадность и нечестность.

Мне понравился хитроумный Балда, который смог провести самих чертей и собрать с них несуществующий оброк.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что своё слово нужно уметь держать, а за сделанное дело платить честно.

Пословицы к сказке

  • Обещать-то легко, да думай исполнить.
  • Кто много обещает, тот ничего не сделает.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Находчивого не озадачишь.
  • Не так страшен чёрт, как его малюют.

Словарь неизвестных слов

  • Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми.
  • Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева.
  • Недоимки – неуплаченный в срок налог, сбор.
  • Оброк – принудительный натуральный или денежный сбор.
  • Супостат – противник, враг, недруг.
  • Укоризна — упрёк.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Сказка о Золотом петушке»
  • «Барышня-крестьянка»

Библиотека произведений автора пополняется.

Чему учит сказка о попе и работнике его Балде?

Как ни странно, но следует разделить положительные и отрицательные стороны сказки.

Отрицательное. Неуважительное отношение к священническому сану. Фамильярное отношение к нечистым силам и вообще их упоминание. Балда не является стопроцентным положительным персонажем. Он хитрый и в чём-то жестокий. Это не пример для подражания.

Положительное. Поучительный смысл, который Александр Сергеевич Пушкин вывел в конце сказки: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Эта фраза означает жадность в виде желания заплатить меньше чём-то того стоит. Есть разумное человеческое свойство – бережливость. Однако если это свойство повреждено неумеренностью, то бережливость превращается в сребролюбие – страсть к деньгам и обогащению.
 
Поучительность сказки заключается также во фразе: за всё придётся платить

Важно отметить определённые аллюзии на то, что пагубные страсти ведут в итоге человека к гибели. В сказке страсть сребролюбия привела героя фактически к гибели

А если вспомнить, что в инвариантном сюжете поп вообще хотел убить Балду, то это показывает на то, что одна страсть тянет за собой другую более сильную.
 
Поэтому Пушкин и наставляет героя: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», то есть пытается пресечь в нём страсть, что является залогом оздоровления личности.
 

Анализ «Сказки о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о попе и его работнике Балде» — первая завершенная сказка Пушкина. Он написал ее в Болдино в 1830 г. Источником для написания стал рассказ Арины Родионовны, записанный поэтом в 1824 г.

Антирелигиозная сатирическая направленность привела к тому, что в царской России произведение выходило под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе». В советское время по понятным причинам «Сказка…» была идеализирована и рассматривалась как лучшее доказательство атеизма Пушкина.

На самом деле «Сказка о попе и его работнике Балде» вообще не имеет никакого отношения к религии. В образах попа и Балды поэт порицает жадность и восхваляет смекалку и сообразительность.

Кроме самого наименования «поп» этот персонаж никак не проявляет себя в роли церковнослужителя. Единственное, что приближает его к церкви, — наличие попадьи и попенка. В чем же здесь атеизм Пушкина? Главное отрицательное качество попа – неуемная жадность. Попадья также проявляет себя не с лучшей стороны. Она «Балдой не нахвалится», но при этом советует мужу, как избавиться от предстоящей расплаты. В целом бескорыстная работа Балды «за семерых» не вызывает у жадных хозяев никакого чувства благодарности.

В образе Балды Пушкин изобразил обычного главного героя русского фольклора, подобного Ивану-дураку. Окружающие всегда считают его глупым человеком. Происходит это из-за его простоты, наивности и бескорыстия. Балда соглашается на годовую работу за детскую забаву – три щелчка. Это – очевидная глупость. Работник показывает себя с самой лучшей стороны, он не знает усталости и действует на благо хозяев. Даже получив небывалое задание – собрать оброк с чертей, Балда не задумывается и отправляется на выполнение. В трех спорах с бесами Пушкин показывает скрытый от окружающих ум Балды. Он с легкостью обводит чертей вокруг пальца и совершает невозможное – забирает у них вымышленный оброк.

Балда несет несметное богатство к хозяину, он не делает попыток присвоить его себе, так как это – нарушение договора. Но и три щелчка – необходимое условие. Мрачные предчувствия попа сбываются. В сцене расплаты появляется высшая справедливость: от трех щелчков поп сходит с ума. Деньги чертей не приносят ему счастья.

Сказка о попе и Балде учит, что жадность никого не доведет до добра. Балда не получает вообще ничего, кроме удовлетворения от расплаты. В этом можно усмотреть презрение автора к материальным благам. Человек, несмотря на мнение окружающих, должен, прежде всего, стремиться к духовному богатству. Только таким образом в мире воцарятся счастье и справедливость.

Читательский дневник по поэме «Руслан и Людмила» Александра Пушкина

Название произведения: «Руслан и Людмила».

Число страниц: 136.

Жанр произведения: поэма.

Главные герои: князь Руслан, княжна Людмила, Черномор.

Второстепенные герои: Финн, Рогдай, Ратмир, Фарлаф, Наина, Голова.

Характеристика главных героев:

Руслан — честный и отважный богатырь.

Стойко проходит все испытания и спасает свою возлюбленную.

Людмила — добрая, верная и красивая.

Была похищена Черномором после свадьбы.

Скромная, но с твёрдым характером.

Черномор — коварный и страшный колдун.

Сильный из-за своей бороды.

Характеристика второстепенных героев:

Финн — волшебник, потерявший счёт времени.

Рогдай, Ратмир, Фарлаф — соперники Руслана, богатыри.

Наина — ведьма, старуха.

Голова — преданный брат Черномора.

Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»

Сразу после свадьбы, Людмилу похищает неизвестная сила.

Руслан и три богатыря отправляются спасать княжну.

Они расходятся в разные стороны.

Руслан встречает старого финна, который рассказывает про Черномора.

Финн много лет пытался обрести любовь, но за это время Наина превратилась в старуху.

Рогдай догоняет Руслана и они бьются насмерть.

Молодой герой побеждает.

Ратмир встречает юную деву, влюбляется и отказывается от поисков.

Людмила находит в замке Черномора шапку-невидимку и успешно прячется.

Руслан бьётся с огромной головой и побеждает.

Голова отдаёт ему меч и рассказывает о предательстве Черномора.

Руслан находит замок волшебника и бьётся с ним.

Черномор носит его по воздуху, но витязь не сдаётся.

Он отрубает бороду колдуну, и Черномор лишается силы.

Витязь везёт погружённую в сон Людмилу в Киев.

Фарлаф убивает Руслана во сне.

Он привозит Людмилу в столицу, но никто не может пробудить девушку.

Финн оживляет Руслана, витязь спешит в Киев и громит печенегов.

Он касается лица Людмилы, и княжна просыпается.

Фарлаф признаётся в преступлении, но на радостях его прощают.

План произведения:

  1. Лукоморье.
  2. Похищение княжны.
  3. На поиски.
  4. В пещере финна.
  5. История любви Финна.
  6. Происки Наины.
  7. Людмила во дворце.
  8. Битва с Рогдаем.
  9. Битва с головой.
  10. Шапка-невидимка.
  11. Битва с Черномором.
  12. Предательство Фарлафа.
  13. Оживление.
  14. Битва с печенегами.
  15. Свадебный пир.

Основная мысль поэмы «Руслан и Людмила»

Главная мысль поэмы в том, что добро неминуемо победит зло.

Основная идея поэмы в том, что зло всегда само себя наказывает.

Чему учит произведение

Поэма учит нас быть верными, настойчивыми и целеустремлёнными.

Учит быть сильными, храбрыми, добрыми и верно идти к желаемой цели.

Учит не хитрить, не обманывать и не пытаться завладеть тем, что нам не принадлежит.

Учит любить и ценить своих близких, оберегать их и быть готовым на всё, ради их спасения.

Краткий отзыв о поэме «Руслан и Людмила» для читательского дневника

Прочитав эту сказочную поэму, я была поражена талантом великого русского писателя.

Пушкину удалось создать замечательно произведение, полное волшебства и героизма.

Витязь Руслан преодолевает все преграды, стоящие на его пути, и возвращает себе Людмилу.

Он сталкивается с предательством и колдовством, но выходит победителем.

Ведь он борется за свою любовь.

Это очень интересное, захватывающее произведение.

Автору удалось создать богатырскую сагу, в которой причудливо сплелись давно знакомые читателям образы героев русских народных сказок и былин.

Мне больше всего понравился Руслан.

Это мужественный, честный и добрый богатырь.

Он достойный преемник славы Ильи Муромца.

Никакие преграды не могут остановить его, заставить свернуть с выбранного пути.

Мне также очень нравится Людмила, красивая и умная девушка, справится с которой оказалось не под силу самому Черномору.

Я всем советую прочитать эту поэму и подумать о том, что для настоящей любви не бывает непреодолимых препятствий.

Она преодолевает все невзгоды.

Пословицы к произведению:

  • Жить в разлуке — жить в муке.
  • Реже видишь, больше любишь.
  • Слушайся добрых людей, на путь наведут.
  • Сердце делу не в помощь.
  • По добру — добро, а по худу — худо.

Неизвестные слова и их значение:

  • Гридница — помещение для приёма гостей.
  • Опочивальня — спальня.
  • Кручина — горе, грусть.
  • Чертог — палата.
  • Латы — доспехи воина.
  • Кольчуга — рубашка из металлических колец.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Баллада «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Барышня-крестьянка»

Библиотека произведений автора пополняется.

Кто такой Балда?

Имя Балда, конечно же, происходит не от слова «балдеть». В первоначальном смысле балда — это дубина, чуть позже балдой стали называть человека бестолкового, дурня, сплетника, баламута. В белорусском языке баламутом чаще всего называют обманщика.
Таким образом, появление в сказке героя по имени Балда может иметь несколько значений.

Первое. Как часто бывает в русских сказках, поступки главного героя могут иметь противоположное значение имени. Это характеризует практически все сказки об Иване-дураке или Емеле, которые вовсе не дураки (подробнее об этом читайте здесь). И также Балда — оказывается хитрым и смекалистым парнем, несмотря на прозвище.

Второе. Балда как синоним слову баламут, то бишь «обманщик». Если Иван-дурачок, как правило, побеждает с помощью других сказочных персонажей либо своей силой или отвагой, то Балда подобен Ходже Насреддину из азиатских сказок — берёт смекалкой и хитростью. Однако Балда непросто плут, он именно что «мутит чертей».

Третье. Имя Балда как образ дубины, которая наказывает всякую неправду (в данном случае жадного попа). Эту интерпретацию часто использовали в советское время, придав сказке «классово–правильный» характер.
 

История создания

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто.

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан.

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?» Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось. Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье». Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет. Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит. Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей: Кашу заварит, нянчится с дитятей. Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит. О расплате думает частенько: Время идет, и срок уж близенько. Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит. Вот он попадье признается: «Так и так: что делать остается?» Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив. Попадья говорит: «Знаю средство, Как удалить от нас такое бедство: Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь. Тем ты и лоб от расправы избавишь И Балду-то без расплаты отправишь». Стало на сердце попа веселее, Начал он глядеть на Балду посмелее. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти Мне оброк но самой моей смерти; Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года. Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный». Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить Да конец ее в море мочить. Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты. Балда, к нам залез?»

— «Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить». Беса старого взяла тут унылость. «Скажи, за что такая немилость?» — «Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока; Вот ужо будет нам потеха, Вам, собакам, великая помеха».

— «Балдушка, погоди ты морщить море. Оброк сполна ты получишь вскоре. Погоди, вышлю к тебе внука». Балда мыслит: «Этого провести не штука!» Вынырнул подосланный бесенок, Замяукал он, как голодный котенок: «Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. Ну, так и быть — возьми, да с уговору, С общего нашего приговору — Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят мешок».

Засмеялся Балда лукаво: «Что ты это выдумал, право? Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшего брата».

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.

Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя«. Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков

Персонажи сказки и их характеристика

Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.

Поп

Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.

Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.

Балда

Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».

В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.

Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду

Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие

Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

Попадья

Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.

«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:

Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».

Старый бес и бесёнок

Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.

Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».

Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий.  Дед призывает его на помощь.

Главные персонажи

Действие сочинения о Попе и работнике его Балде описывают старые времена России. Автор писал про период, когда он начал творить и писать свои произведения. Основными местами происходящего являются: базар, море и дом попа.

Анализ сказки дает понять, что она очень смешная, но в то же время и поучительная. Все действия основаны на особенностях главного героя Попа. Он был жадным и расчетливым человеком, который обманывал простых людей.

Однажды он хотел провести простого крестьянина, настоящего трудягу, но ему не удалось сделать это. Балда был умнее его и смог обмануть даже чертей и получить свою награду.

Своим произведением автор пытался донести до своих читателей главный смысл, который заключается в том, что за выполненную работу нужно обязательно платить, а жадность никогда не даст хороших результатов.

В тексте имеется сразу несколько главных героев:

  • Балда — простой рабочий, обладающий острым умом и смекалистостью. Со стороны он выглядит как глупый человек, которого легко обмануть.
  • Поп — жадный и расчетливый человек, который ищет во всем свою выгоду.
  • Попадья — супруга попа. Хитрая баба, которая во всем имеет только корыстный умысел.
  • Поповна и попенок — дети отрицательного героя, которым понравился балда.
  • Бесенок — энергичный и самовлюбленный персонаж.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват.  Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.

На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».

Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.

Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.

Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:

Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.

Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.

Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.

Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел.  Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».

Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.

Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.

Как ни старался бес, это ему не удалось.

Балда говорит ему:

Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.

В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.

Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.

От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: