Святогор и тяга земная

Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА

Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:

— Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?

Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.

Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:

— Руби, говорит, брат, со всей силы.

Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:

— Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!

Так там и помер. Святогор-то. А Илья дальше поехал.

Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.

Три поездки Ильи Муромца

После того еще долго Илья Муромец на свете жил. Долго Русской земле своей силой служил и мечом своим булатным. А как состарился он, да как поседела его борода добела, захотелось ему в родные места поехать, отцу с матерью поклониться. Отпустил его Владимир-князь, и поехал Илья в старые места новым путем, неезженым.

Ехал-ехал и наехал на три дорожки неширокие. Ведут те дорожки неведомо куда, а где скрестились они, там огромный камень лежит, и написаны на том камне три надписи:

«Кто прямо поедет – убит будет; кто направо поедет – женат будет; кто налево поедет – богат будет».

Призадумался Илья Муромец:
— Жениться мне — я уж очень стар, а богатства мне совсем не надобно. Я поеду туда, где убитому быть: на роду мне смерть не написана.

Повернул он коня своего быстрого, поскакал по прямой дороге. Выезжает на поляну просторную. Средь поляны той могучий дуб стоит, а под дубом сидят сорок разбойников. Как увидели они Илью Муромца, так и схватились за дубины тяжелые да за ножи острые. Хотят убить его.

Тут сказал им Илья Муромец таковы слова:
— А за что вы меня убить хотите, разбойнички? Богатства со мной вовсе нет. Всего-то и есть у меня, что конь да меч, да лук тугой, да колчан со стрелами. Только конь мой и меч не про вашу честь, а вот лук тугой я про вас припас.

Сымает он с плеч лук тугой, вынимает из колчана калену стрелу. И накладывает стрелу на тетивушку, и пускает стрелу во зеленый дуб. Ударила стрела во зеленый дуб, разлетелся дуб в мелки дребезги. Многих тут разбойников поранило, многих и насмерть убило. Остальные разбойники в стороны бросились, так что Илье бить стало некого. И остался Илья Муромец на поляне един.

Вернулся Илья к камню белому. Стер надпись старую и написал надпись новую:
«Ездил по прямой дороге Илья Муромец, а убит не бывал».

Стал он теперь из двух дорог одну выбирать:
— Надо ехать по той дороге, где женатым быть, а богатства мне не надобно.

И поехал Илья по правой дороге. Подъезжает к большому терему. Встречают его слуги многие, ведут в палаты богатые. И выходит к нему царевна-красавица, угощает его всякими питьями да яствами, милует, ласкает, суженым называет. А как ночь пришла, повела Илью Муромца в опочивальню, приготовила ему кровать золоченую, постель мягкую: «Ложись, отдыхай, целуй, обнимай».

А Илья Муромец хоть и прост, а догадлив: схватил он царевну-красавицу и положил на ту кровать золоченую. А как положил, так сразу провалилась кровать в подвалы глубокие.

Посмотрел вниз Илья Муромец — видит: в тех подвалах людей многое множество. Все-то, небось, женихи, все-то, небось, суженые. Побежал Илья Муромец на широкий двор, отыскал дверь в подвалы глубокие, отбил замки крепкие и выпустил всех людей, что царевна заманила, на белый свет из темноты ночной.

Поклонились все люди Илье до самой земли:
— Спас ты нас, Илья Муромец, от смерти лютой.

Едет он опять к белому камню. Стирает надпись старую и пишет надпись новую:
«Ездил по той дороге Илья Муромец, а женат не бывал».

После того подумал он:
— Уж не поехать ли мне по третьей дороге? Может и там обман какой лежит.

И поехал по третьей дороге Илья Муромец. Видит – погреба толстостенные, обширные. А у погребов этих колоколов понавешено. Кому нужно богатство — дерни за бечевку, ударь в колокол – и всё тут. Взялся Илья Муромец за веревку, ударил в колокол. Откуда ни возьмись, мужичок с золотым клюшком, с золотым ключом.

Отпирает мужичок погреба толстостенные и говорит Илье:
— Бери, богатырь, богатства, сколь тебе надобно.

Вошел Илья Муромец в погреба глубокие, поглядел кругом и удивился: везде золото блестит – глазам больно.

Да Илья Муромец никогда на золото не льстился. Не взял нисколечко и пошел обратно на вольный воздух, на белый свет.

Сел на коня, вернулся опять к придорожному камню. На белом камне две надписи новые, а третья – старая. Стер он надпись старую и написал новую:
«Ездил тут Илья Муромец, а богат не бывал».

Написал такие слова и поехал дальше в родные места, в город Муром, село Карачарово.

Как прибыл домой, обрадовались родители — не ждали они, не гадали сынка увидать. А Илья смотрит на них, дивится: очень уж прытко старички состарились. Пожили они еще с месяц и померли. Похоронил их Илья Муромец с почетом, и в скором времени сам преставился.

А всего житья ему было полтораста лет.

* По материалам книги Тамары Габбе «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи».

Рубрика: Сказы

Илья, крестьянский сын

Доскакал Илья до горы поднебесной. Спешился. Коня привязал, и пошел вверх по крутой тропке. Долго ли, коротко ли, увидел он – торчит хвостовик его стрелы посреди белого сугроба. Подошел, только ухватиться хотел. Треснуло что-то, и снег под ним проломился. Полетел Илья в глубокую яму. В самое сердце горы.

Шлепнулся. Тут же вскочи на ноги и стал оглядываться. Темнота кругом, хоть глаз выколи. Вдруг слышит – шуршит кто-то рядом. Сжал Илья кулаки, подумав, что медведь, и приготовился к схватке. Вдруг тоненький, совсем как детский голосок говорит ему:
— Не губи меня, добрый молодец!
— Ты кто? – спрашивает Илья.
— Я кто-то. А ты зачем в мою гору пожаловал?
— За стрелой, — отвечает Илья.
— А стрелу зачем сюда пускал?
— Так я кой-чего найти хотел.
— Ну это можно, — пискнул голосок, — протяни ладошку.

Илья подставил свою медвежью лапу. Что-то твердое и теплое коснулось руки.
— Бери этот камушек, да смотри, когда ему холодно, он в труху может рассыпаться, а когда жарко – в горючую жижу обратиться.

Хотел Илья выспросить подробнее, да только смотрит, стоит он уже у подножья горы, перед ним конь родимый с ноги на ногу переминается, и в руке камушек черненький покоится.

Сунул Илья камушек в карман, отвязал коня и поскакал обратно.
И часа не проходит, чувствует, горит карман огнем. Остановился, смотрит, а это камень раскалился точно головешка. Подождал Илья, пока он остынет. На ладошку положил и дальше в путь. И десяти шагов не проехал, глядь – а камень того и гляди рассыплется. Замерз, стало быть.
Делать нечего. Пришлось, доброму молодцу его на одну ладошку положить, другой сверху прикрыть. Но не плотно, чтоб и не жарко, и не холодно. А так, разве уедешь далеко? Вот и поплелся он, что вол запряженный, не разогнаться, не на месте стать.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.

Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.

Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.

Былина: СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ

Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,

Заседлает своего добра коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой помериться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

Вот и говорит Святогор:

«Как бы я тяги нашел,

Так я бы всю землю поднял».

Наезжает Святогор в степи

На маленькую сумочку переметную;

Берет погонялку, пощупает сумочку — она не скрянется,

Двинет перстом ее — не сворбхнется,

Хватит с коня рукою — не подымется.

«Много годов я по свету езживал,

А эдакого чуда не наезживал,

Такого дива не видывал:

Маленькая сумочка переметная

Не скрянется, не сворохнется, не подымется».

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

Поднял сумочку повыше колен —

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

Тут ему было и кончение.

Читать былины

Добрыня и Змей
Добрыня и Алёша
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Иван — гостиный сын
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Святогор
Святогор и Илья Муромец
Святогор и тяга земная
Смерть Святогора
Садко
Ставр Годинович
Вольга и Микула Селянинович
Вавила и скоморохи
Алёша Попович едет в Киев
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Игнатьевич и Батыга
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Волх Всеславьевич
Данило Ловчанин
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Иван Годинович
Про Василия Турецкого
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Василий Буслаев молиться ездил
Михайла Потык
Хотен Блудович
Чурила Пленкович
Сорок калик со каликою
Соловей Будимирович

Читательский дневник по былине «Святогор-богатырь»

Название: «Святогор-богатырь»

Число страниц: 12

Жанр: былина

Главные герои: Святогор, Микула Селянинович.

Второстепенные герои: Девушка, Кузнец.

Характеристика главных героев былины:

Святогор — Очень могучий богатырь огромного роста.

Слишком самоуверенный, принципиальный, не верящий в судьбу.

Микула Селянинович — Простой пахарь, богатырь.

Носит тягу земную.

Характеристика второстепенных героев:

Девушка — больная, потом богатая и красивая.

Кузнец — предсказатель судеб.

Краткое содержание былины «Святогор-богатырь»

Встретил Святогор в горах человека с сумой неприметной.

Но поднять суму не смог, потому что носилась в ней тяга земная.

Отправил Микула богатыря к кузнецу судьбу свою узнать.

Указал кузнец Святогору, где ему жену искать, но нашёл там богатырь больную девушку.

Ушёл он прочь, свой меч у кровати оставил, а девушка выздоровела.

Стала красавицей и купчихой, и вновь встретилась со Святогором.

План былины:

  1. По Святым горам.
  2. Сума с тягой земной.
  3. Совет Микулы.
  4. Совет кузнеца.
  5. Больная девушка.
  6. Жалость к больной.
  7. Удар меча.
  8. Богатая красавица.
  9. Свадьба.

Основная мысль произведения «Святогор-богатырь»

Главная мысль былины заключается в том, что не может человек знать свой судьбы.

Основная идея былины в том, что от судьбы не уйдёшь.

Чему учит былина

Былина учит не кичиться своей силой, не считать себя лучше других.

Учит прислушиваться к советам умных людей.

Учит не бегать от судьбы.

Учит проявлять жалость и сострадание.

Краткий отзыв по произведению «Святогор-богатырь» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я подумала о том, что любой человек может проявить слабость, быть закомплексованным, как это случилось с богатырём Святогором.

Он не смог поднять суму с тягой земной, которую легко нёс Микула.

И не узнал в больной девушке свою суженую.

Но от судьбы не смог уйти даже этот богатырь.

Это очень интересная и поучительная былина, которая заставляет по-новому взглянуть на образы русских богатырей.

В ней мы видим, что богатыри ничем не отличаются от обычного человека, кроме силы.

Они хотят служить народу, родной стране, но не могут найти своего счастья.

И так же как все люди мучаются сомнения в правильности своих поступков.

И это делает богатырей более человечными.

Ведь оказывается, что и они не застрахованы от ошибок.

Мне очень нравится могучий Святогор и я рада, что в конце былины он нашёл свою любовь.

Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что счастье всегда ходит где-то рядом.

Надо лишь заметить его.

Пословицы к произведению:

  • Коли хорошо, не хвастай, тебя и так заметят.
  • Суженный и на печи найдёт.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Как верёвочке не виться, а конец будет.

Ещё читательские дневники по русским былинам:

  • Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
  • «Садко»
  • «Ильины три поездочки»
  • «Три поездки Ильи Муромца»
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Вольга Всеславович»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»

Библиотека русской былины пополняется.

Илья Муромец и богатырский конь

И вот видит: точно – идет мужичок.

Выбегает Илья, спрашивает:
— Куда жеребеночка ведешь?

А тот отвечает:
— Очень плох получился. Пришибить надо.

Стал тут Илья просить мужичка, чтобы он жеребеночка не пришибал, а лучше ему отдал.

Удивился мужик:
— Да на что тебе такой жеребеночек? Куда он годится?

А Илья все свое: отдай да отдай.

Подумал мужичок и отдал Илье жеребеночка. И даже не взял с него никакой платы.

Привел Илья Муромец жеребенка к себе на двор, поставил в стойло и давай поить и кормить, как учили странники.

В скором времени стал жеребеночек от такого ухода расти да хорошеть. А как минуло ему три лета, сделался он сильным, здоровым конем. Илья Муромец начал его выводить в поле чистое и учить скакать через рвы широкие, через тыны высокие. Да только нет для коня ни рва глубокого, ни тына высокого: все ему нипочем. Илья Муромец и сам удивляется, что за конь богатырский из жеребеночка шелудивого вырос.

Стал Илья подыскивать себе колчан со стрелами, лук тугой и меч вострый. Всё разыскал по силе своей да по росту, и пошел к отцу с матерью.

Поклонился и говорит:
— Дорогие мои родители, Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна, давно мне хотелось по белому свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Благословите меня. Я поеду.
— А куда поедешь-то? — спрашивает отец.
— А в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру Красное Солнышко.

Отец с матерью заплакали и стали говорить:
— Ах ты, милый наш сын, Илья Муромец, думали мы выкормить, вырастить тебя себе на утешение. Да, видно, не удержишь сокола в тесной клетке. Делать нечего, поезжай к князю Владимиру, людей посмотри, себя покажи.

Опоясался мечом Илья Муромец, оседлал коня, вывел его, сел и поехал.

Святогор и тяга земная читать онлайн

Былина «Святогор и тяга земная»

  • Поехал Святогор путём-дорогою широкою, И во пути встретился ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня К тому прохожему, Никак не может догнать его: Поедет во всю рысь — прохожий идёт впереди; Ступою едет — прохожий идёт впереди. Проговорит богатырь таковы слова: «Ай же ты, прохожий человек, Приостановись не сомножечко, Не могу тебя догнать на добром коне». Приостановился прохожий, Снимал с плеч сумочку И кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь: «Что у тебя в сумочке?» «А вот поднеми с земли, так увидишь». Сошёл Святогор с добра коня, Захватил сумочку рукою, Не мог и пошевелить; Стал здымать обема рукамы, Только дух под сумочку мог подпустить, А сам по колена в землю увяз. Говорит богатырь таковы слова: «Что это у тебя в сумочку накладано? Силы мне не занимать стать, А я и здынуть сумочку не могу». — «В сумочке у меня тяга земная». — «Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут, Звеличают как по изотчины?» — «Я есть Микулушка Селянинович». — «Ты още скажи, Микулушка, Поведай-ка, как мне узнать судьбину божию?» — «А вот поезжай путём-дорогою прямоезжею до розстани, А от розстани сверни влево, И пусти коня во всю прыть лошадиную, И подъедешь к Сиверным горам. У тых у гор, под великим древом стоит кузница, И ты спроси у кузнеца про свою судьбину». — Поехал Святогор дорогою прямоезжею, От розстани свернул влево, Пустил коня во всю прыть лошадиную: Стал его добрый конь поскакивать, Реки, моря перескакивать, Широкие раздолья промеж ног пущать. Ехал Святогор-богатырь три дня И доехал до Сиверных гор, До того до дерева великаго и до той кузницы: Говорит бргатырь таковы слова: «А что ты куёшь, кузнец?» Отвечает кузнец: «Я кую судьбину, кому на ком жениться». — «А мне на ком жениться?» — «А твоя невеста в царстве Поморском, В престольном во городе, Тридцать лет лежит во гноище». Стоит богатырь пораздумался: «Дай-ка я поеду в тые царство Поморское И убью тую невесту». Приехал он к царству Поморскому, Ко тому ко городу ко престольному, Приезжал к домишечку убогому, Входит в избу: никого нет дома, Одна только девка лежит во гноище; Тело у ней точно еловая кора. Вынул Святогор-богатырь пятьсот рублей И положил на стол, и взял свой вострый меч, И бил её мечом по белой груди, А за тым и уехал из царства Поморскаго. Проснулась девка, смотрит: пятьсот рублей; И стала она красавицей: Такой на свете не видано, на белом не слыхано. На тыя деньги почала она торговать И наживала безсчотну золоту казну, Строила кораблики червлёные, Накладала товары драгоценные. Слух про ея красоту пошёл по всему городу И по всему царству. Пришёл и Святогор-богатырь Посмотреть на красавицу — Полюбилась она ему. Стал он ю сватать за себя, И она пошла за него замуж. Как поженился на ней и легли спать, Увидел он рубчик на нея белой груди И спрашивал жену: «Что у тебя за рубец на белой груди?» Отвечала ему жена: «В наше Поморское царство приезжал невем человек, Оставил в нашей избе денег пятьсот рублей, А я спала крепким сном. Как проснулась: у меня рубец на левой груди, И точно еловая кора спала с бела тела, А до той поры-времени Я лежала во гноище цело тридцать лет». Тут Святогор-богатырь дознал, Что от судьбины своей никуда не уйдёшь.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную

Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.

Святогор и Микула Селянинович

Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.

Святогор и его жена

Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Вольга Всеславьевич (Андрей Рябушкин, 1895)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: