История создания персонажа
Герой имеет и второе имя — Волх Всеславьевич. «Волх» созвучно «волхву», что указывает на связь с волшебством и кудесничеством. Некоторые исследователи считают, что прототипом Вольги стал Вещий Олег, который занял княжеский стол после Рюрика.
Так, сравнивают поход былинного героя на Индию и князя Олега на Царьград. Кроме этого, символичен образ змеи в биографии этих персонажей. Волх Всеславьевич родился от змеи, а Олег — принял из-за этого животного смерть.
Не все считают такую теорию состоятельной, утверждая, что появление богатыря-кудесника, прежде всего, обусловлено мифологией. Ведь Волх достигает побед над врагами и нечистью чаще магическими умениями.
Кроме того, в фигуре Волха Всеславьевича прослеживаются архаические черты, которые причисляют его к древнейшим фольклорным персонажам. Предполагается, что прообразом героя была громовая туча. Для сравнения: согласно былинам, в момент рождения мальчика раздался треск, земля сотряслась и животные в страхе замерли.
Вольге причисляют способности оборачиваться зверями, птицами, рыбами. Равно как и туча, которая принимает различные формы вод влияниям воздуха. Суждения же о связи между ним и богом Волхом не нашли подтверждения.
Согласно сравнительному анализу в изучении славянского фольклора, Волх Всеславьевич соответствует герою сербского эпоса — Змею Огненному Волку. Этот мифологический персонаж имеет схожее описание — также родился от змеи и умеет оборачиваться.
Сторонники «исторической школы» выявили еще одного прототипа. Это князь Всеслав Полоцкий, который правил с 1044 года на киевском престоле. Интересно, что в произведении «Слово о полку Игореве» Всеслав предстает кудесником, который так же, как и Волх, умеет превращаться в животных.
Исторические реалии
Главная мысль былины «Вольга Святославович» заключается в том, что она показывает не только ратные подвиги воинов, но и простой крестьянский труд, а также В сказании об Индийском походе охота показана, например, как основное занятие народа. Если в других произведениях данный вид занятия изображался как забава князей и их дружинников, то здесь показано, что лесной промысел давал людям средства к существованию. Произведение отразило те времена, когда население еще не знало ни земледелия, ни скотоводства, и вело в основном присваивающее хозяйство. Так, именно за счет добычи питается дружина персонажа в походе.
Вольга Святославич в мультфильмах
В 2010 году вышел мультфильм-сказка о приключениях Вольги Святославича. Мультипликационный фильм повествует о детстве русского героя, о том, как учился он понимать зверей и обращаться в них. Прознали о великом кудеснике далеко за холмами. В замке султана земля задрожала, а его жена-колдунья предсказала, что умрет он от рук богатыря.
Решили Айсуна и султан Бекетович извести героя. Да только ничего у них не вышло. А когда молодец вырос, то собрал дружину и пошел войной на войско далекое. Когда же Вольга увидел Айсуну, то влюбился в нее без памяти. А потом оказалось, что жена султана — русская девушка по имени Елена Александровна с характерной славянской внешностью и длинными русыми волосами.
Так что вернулся богатырь домой с победой да с красавицей невестой. Режиссер киноленты Айк Ханджян руководствовался русской литературой, изучал характерный жанр — былины. Но основные действия в мультфильме носят вымышленный характер.
Главная мысль режиссера заключалась не в освещении мифов славян, а в воспитательном моменте для детей. Некоторые отрицательные персонажи в финальных эпизодах исправляются и становятся на путь истинный.
В целом критики положительно оценили проект, отметив красивые картинки, озвучку, остроумные цитаты и благотворное влияние на подрастающее поколение. К сожалению, этого же нельзя сказать о короткометражном трехсерийном мультфильме 2007 года, который стал пробной версией фильма 2010 года и не получил популярности среди поклонников «русских богатырей».
«Вольга и Микула Селянинович» читательский дневник
«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь – могучий богатырь Микула Селянович.
Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника
ФИО автора: Народ
Название: Вольга и Микула Селянинович
Число страниц: 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год
Жанр: Былина
Год написания: Впервые былина была записана в 1860 году.
Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.
- Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.
- Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.
- Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.
Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.
Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал.
Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых – лишь на третий день ему удалось отыскать его.
Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его – мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.
Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля – ее могли украсть сельские мужики.
Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли.
Пришлось вернуться Микуле – он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.
Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей.
Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке.
Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.
Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин.
Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.
Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.
«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»
«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»
- «…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»
- «…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»
- «…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»
- Дружина – княжеское войско.
- Оратай – пахарь.
- Орать – пахать.
- Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
- Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.
- Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.
- Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.
- Соха – земледельческое пахотное орудие.
- Омешики – металлические наконечники сохи.
- Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.
- Ракита – русское народное название ивы.
Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 45.
Социальное положение
Отца Вольги звали Святослав. От него и получил герой титул князя. Великий стольно-киевский князь Владимир приходится герою былины родным дядей, кроме того, он является крёстным отцом Вольги.
Князь Владимир подарил своему крёстному сыну три города с крестьянами: Курцовец, Ореховец и Крестьяновец.
В былине рассказывается о том, как князь Вольга едет в свои города. Цель его поездки — «получка», то есть князь и его дружина поехали за сбором дани с подвластных князю городов. В дружине Вольги было 30 человек (вместе с князем). Молодцы из «дружинушки хороброй» сели на коней тёмно-карей масти и отправились в поход «за получкою» (данью) для князя.
ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ
Вольга Святославович. И. К. Тарнагурская
«В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры скрылись в лесной чаще, лисицы и зайцы забрались в свои норы, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла: родился могучий богатырь» (из прозаически изложенной былины о Вольге. — Прим. автора).
Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.
Богатырь-стихия
. В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец — физическое воплощение некоей природной силы. Есть мнение, будто первоначально то был образ тучи, могучей и столь же переменчивой, как сам богатырь:
Громко, словно гром гремит, говорит молодой своей матушке Марии Всеславьевне такие речи.
Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ. Единственное, они не были, пожалуй, столь могучими, как великий богатырь. Поэтому теоретически можно предположить, что имя Вольга — это видоизмененное слово «волхв». То есть в славном молодце объединены качества великих предсказателей и воинов: мудрость и сила.
Богатырь-тотем
. Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом, подобно греческому Гераклу, сыну бога Зевса и земной смертной женщины.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».
Сложный выбор для бога
Как часто бывает в молодости, довелось и Волху совершить необдуманные поступки. Его мечтой была победа в бою над собственным отцом. Найдя Огненного Змея, храбрый юноша вступил с ним в бой и вышел победителем. После этого Волх почувствовал такую гордость, что принялся считать себя сильнее всех богов. Теперь он чувствовал себя владыкой всех трёх миров.
Прадедом Волха был сам Чернобог, властитель тёмного мира. Неудивительно, что заполучить в свою свиту превосходного воина, да ещё и родственника, коварному богу очень хотелось. Однажды явился Чернобог к правнуку, принявшись уговаривать того перейти в его царство.
Кто знает, чем завершилась бы эта история, но Волха спасла любовь. Он уже готов был уступить Чернобогу, но вдруг встретил красавицу Девану, богиню-охотницу.
С этого момента единственной мечтой Волха стал брак с возлюбленной. Попросив прощения у обиженных светлых богов, которых он собирался свергнуть, он получил благословение на счастливую семейную жизнь.
Характер, поступки
Вольга — богатырь вещий, у него рано проявилась тяга к знаниям. Вольге свойственны следующие качества характера:
- Любознательность («…Похотелося Вольге много мудрости…»). Научился он оборачиваться в рыб, птиц, зверей. В былине «Вольга» сказано, что с пяти лет он обучался знанию языков разных (имеются в виду языки зверей, рыб и птиц).
- Этот герой — умелый охотник (поэтому уплыли все рыбы в море, улетели птицы за облака, а звери ускакали в тёмные леса).
- Доброжелательность. — Князь говорит с оратаем вежливо, желает ему божьей помощи в работе, ласково называет его «оратай-оратаюшко». О князе Владимире он говорит: «…Родной дядюшка да крёстный батюшка, //Ласковый Владимир стольно-киевский…»
- Сообразительность. Узнав о том, что Микула Селянинович расправился с тысячью мужиков-разбойников, требовавших с него подорожные деньги, князь сразу предложил ему поехать с ним «во товарищах».
Влияние иноземных сказаний
Вторая часть, по общему признанию исследователей, менее исторична, так как в ней отразились несколько культурных напластований, например, мотивы сочинений об Александре Македонском, который также совершил поход в Индию. Кроме того, имеется ряд отсылок к сказкам других восточных народов. Это сказалось, в первую очередь, в фольклорных моментах, связанных с превращением персонажа в животных. Однако в былине присутствует отсылка к событию из древнерусской истории: речь идет о походе Вещего Олега на Византию. Этот князь построил корабли на колесах, чтобы провести войско. Вольга также прибегает к различным хитростям, чтобы добиться взятия города.
Илья, крестьянский сын
Доскакал Илья до горы поднебесной. Спешился. Коня привязал, и пошел вверх по крутой тропке. Долго ли, коротко ли, увидел он – торчит хвостовик его стрелы посреди белого сугроба. Подошел, только ухватиться хотел. Треснуло что-то, и снег под ним проломился. Полетел Илья в глубокую яму. В самое сердце горы.
Шлепнулся. Тут же вскочи на ноги и стал оглядываться. Темнота кругом, хоть глаз выколи. Вдруг слышит – шуршит кто-то рядом. Сжал Илья кулаки, подумав, что медведь, и приготовился к схватке. Вдруг тоненький, совсем как детский голосок говорит ему:
— Не губи меня, добрый молодец!
— Ты кто? – спрашивает Илья.
— Я кто-то. А ты зачем в мою гору пожаловал?
— За стрелой, — отвечает Илья.
— А стрелу зачем сюда пускал?
— Так я кой-чего найти хотел.
— Ну это можно, — пискнул голосок, — протяни ладошку.
Илья подставил свою медвежью лапу. Что-то твердое и теплое коснулось руки.
— Бери этот камушек, да смотри, когда ему холодно, он в труху может рассыпаться, а когда жарко – в горючую жижу обратиться.
Хотел Илья выспросить подробнее, да только смотрит, стоит он уже у подножья горы, перед ним конь родимый с ноги на ногу переминается, и в руке камушек черненький покоится.
Сунул Илья камушек в карман, отвязал коня и поскакал обратно.
И часа не проходит, чувствует, горит карман огнем. Остановился, смотрит, а это камень раскалился точно головешка. Подождал Илья, пока он остынет. На ладошку положил и дальше в путь. И десяти шагов не проехал, глядь – а камень того и гляди рассыплется. Замерз, стало быть.
Делать нечего. Пришлось, доброму молодцу его на одну ладошку положить, другой сверху прикрыть. Но не плотно, чтоб и не жарко, и не холодно. А так, разве уедешь далеко? Вот и поплелся он, что вол запряженный, не разогнаться, не на месте стать.
Волх Всеславьевич читать
Закатилось красное солнышко за тёмные леса, встали в небе звёзды ясные. И народился в эту пору на Руси молодой богатырь Волх Всеславьевич.
Волх Всеславьевич — русская народная сказка 1
Силы Волх был непомерной: шёл по земле —земля под ним колебалась. Ума был великого: знал языки и птичьи, и звериные. Вот подрос он немного, набрал себе дружину-товарищей в тридцать человек. И говорит:— Дружина моя храбрая! Вейте верёвочки шелковые, установите в лесу сети на куниц; на лисиц, на чёрных соболей, белых заюшек.
Стала дружина зверей ловить —убегают звери, не ловятся.А Волх обернулся львом и начал их в силки загонять. Переловили зверей множество. И опять Волх говорит:
— Дружина моя храбрая! Вейте силки шелковые, установите их поверх лесов, ловите гусей, лебедей, ясных соколов.Стала дружина птиц ловить —улетают птицы, не ловятся.
Волх Всеславьевич — русская народная сказка 2
А Волх обернулся орлом и стал их в силки загонять. Уловилось птиц множество. И опять Волх дружине наказывает:— Дружина моя храбрая, стройте судёнышки дубовые, плетите невода шелковые, ловите в море рыбу-сёмгу, да белужину, да дорогую рыбку-осетровинку.Вышла дружина в сине море, стала невода шелковые закидывать —ни единой рыбки не добыли.А Волх Всеславьевич обернулся рыбой-щукою, побежал по синю морю, нагнал в невода и сёмги, и белужины, и дорогой рыбки-осетровинки. Много знал Волх хитрости-мудрости!Вот собрал Волх дружину в славном городе во Киеве, говорит:— Дружина моя храбрая, кого бы нам в турецкую землю послать, поразведать: не готовится ли турецкий царь-султан на Русь войной идти?Думали, гадали, кому бы это дело доверить. Никого не нашли лучше самого Волха Всеславьевича.Обернулся Волх малой птицей-пташицей, полетел по поднебесью. Прилетел в землю турецкую.
Волх Всеславьевич — русская народная сказка 3
Там во дворце в палате белокаменной царь-султан с женой-царицей беседу ведёт. Слушает Волх, как султан жене говорит:— Говорят —на Руси Волха больше нет в живых. Пойду я походом на землю русскую. Девять городов возьму, девяти сынам нашим подарю по городу. А тебе, жена, привезу с Руси шубу меха драгоценного.Отвечает жена султану:— Нынче ночью снилось мне —две птицы над чистым полем подралися. Малая птица-пташица заклевала чёрного ворона, все перья у него повыщипала. Малая птица — богатырь Волх Всеславьевич, а черный ворон —ты, султан!Рассердился царь-султан, с побоями на жену кинулся. А Волх слетел с окошка, обернулся серым волком, поскакал на конюший двор —всем коням султановым горло перегрыз; обернулся горностаюшком, поскакал в горницу ружейную —все луки переломал, тетивы перервал, калёные стрелы повыломал,палицы булатные дугой согнул, сабли острые повыщербил.Не с чем будет султану на Русь идти!Обернулся Волх снова малой пташицей, полетел к своей дружине в Киев-град. Говорит своим товарищам:— Дружина моя храбрая, не бывать у нас султану турецкому. Сами мы походом на него пойдём.
Волх Всеславьевич — русская народная сказка 4
И пошли они. И взяли в плен войско султаново. И много добра им досталося: и кони, и оружие, и сабли острые, и палицы булатные. Ту добычу разделили на всех товарищей.
Волх Всеславьевич — русская народная сказка 5
Основные сюжеты
1. Рождение богатыря
Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Этот рассказ сохраняет древнейшие представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного
2. Поход на Индийское царство
Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и соколу, кормя дружинников охотничьей дичью. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв , а в стенах города возвращает им человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.
3. Встреча с Микулой Селяниновичем
Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Микула пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
Встреча с Микулой Селяниновичем
Об отражении многих архаических черт в мифах о герое говорит их краткое содержание. Вольга Святославович не только путешествует в заморские края, но и ездит по русским землям. В одном из сказаний повествуется о том, как он получил в наместничество три города, где намеревался собрать дань. Он собрал свою дружину и отправился в путь. По дороге он встретился с крестьянским пахарем, который сохой обрабатывал землю.
В произведении дается пространное описание этого нового героя, простого крестьянского мужика Микулы, что мог одной рукой поднять тяжелую соху, которую не смогли вытащить из борозды ни дружинники, ни сам Вольга. Согласно повествованию, главный герой отдал Микуле в управление эти города после того, как навел порядок в сборе дани. Дело в том, что прежде сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями, собирая больше денег, чем это было положено.
Волх – воин и чародей
На одиннадцатом году Волх уже прекрасно умел менять облик. Нередко его называют богом-оборотнем, что вполне обосновано. В былинах говорится, что Волх умел оборачиваться и соколом, и оленем, и рыбой.
Но любимым его обличьем был другой зверь. На что похоже его имя? Конечно, оно напоминает слово “волк”, а серый хищник действительно стал второй сущностью Волха.
Когда Волху исполнилось пятнадцать лет, он уже собрал многочисленное войско и отправился в поход. Предания рассказывают, что во время стоянок в лесах предводитель легко добывал пищу для своих дружинников. Волх оборачивался хищной птицей или зверем, а после успешной охоты приносил в лагерь добычу.
Дойдя до “Индийского царства” (имеется в виду Золотая Орда), Волх с помощью чар превратил своих воинов в муравьёв, после чего те успешно преодолели крепостные стены. Город был взят, а дружина героя получился богатые трофеи. На Руси праздник в честь Волха отмечали 14 сентября. Дата выбрана неслучайно – в это время открывался сезон охоты.
Волха часто называют великим чародеем
Волх — земной бог?
Этимология самого имени бога Волха довольно-таки запутана. Есть утверждение, что имя произошло от славянского»волк», что, впрочем, не лишено смысла, так как основной звериной ипостасью Волха, был именно волк. Упоминания этого божества можно встретить в легенде о том, как реку назвали Волхов, и в былинах о великом герое Вольхе Всеславьиче, которой так же известен как Вольга Святославич.
Упоминание образа Волха можно встретить в сказании о Словене и Русе и городе Словенске. Данное сказание датируется второй половиной семнадцатого века. В нём сказано, что у князя Словена был сын Волхов, который был чародеем и поклонялся бесам, а люди невежды, поклонялись ему, как божеству. Он по ночам принимал образ страшного «лютого зверя коркодела» (возможно ввиду имеется существо похожее на змея) и плавал он в водах реки Волхов. По сказанию, ради свершения тёмных магических ритуалов и возможно даже оргий, сын Словена, Волх воздвиг малый град, что назывался Перыня. В граде том же стоял и кумир богу Перуну. Провозгласил себя Волх богом земным, противоположным Перуну. Смерть свою чародей Волх нашёл в водах реки Волхв. Его утопили бесы, а тело его было вынесено на берег града Перыня, где и был сооружён курган над ним. По истечению трёх дней курган тот обвалился и на его месте возникла огромная яма, которая никак не заполнялась.
Второе упоминание о Волхе, которое было задокументировано, датируется 1859 годом. Это рассказ старого лодочника, который был записан исследователем славянского фольклора, Якушкиным. Со слов старика, жил змей-оборотень в месте, что Перынем называлось. Каждую ночь он плавал, обернувшись змеем в водах озера Илмень и совокуплялся с Волховскою Коровницей. Переселился змей-оборотень в Новгород, а там по приказу князя Владимира, люди, что Православие приняли, схватили зверя и сбросили в реку. Но зверь, оказавшись сильнее, поплыл не по течению, а против него, в самую гору, к озеру Ильмень, где капище его было старое, деревянное (речь идёт о храме в честь Перуна). По приказу князя Владимира, капище снесли, а змея снова в воду выкинули и на этот раз он утонул. В этом упоминании, Волх отождествляется с образом бога Перуна.
Бог Волх, так же некоторыми исследователями отождествляется с богатырём Волхом Всеславьичем (Вольга Славич). По преданию об этом богатыре, гуляла по саду его матушка, Марфа Всеславьевна и наступила она случайно на змея. Но змей тот, непростым, а самим Велесом, от которого княжна и зачала дитя. Когда родился богатырь Волх, то звери в лесах и горах прятались, рыбы в глубинах морских, а птицы за облаками. Родился богатырь тот, в Киев граде, ночью, когда светил месяц молодой в небе. Родился богатырь, обёрнутый в волчью шерсть, которая исчезла после омовения водой. Рос Волх Всеславьевич не по дням, а по часам. Разным наукам его обучали. Усвоил он первую науку и научился оборачиваться ясным соколом. Усвоил вторую премудрость — оборачиваться серым волком, а третья премудрость научила его становиться золоторогим туром. И покуда спала дружина, не спал Волх и в дозор ходил. Ни одна душа, ни один зверь от него укрыться не мог. То, что, после смерти Волхи, его тело вместе с погребальным курганом провалилось под землю, в народе связывалось с тем, что сын ушёл к отцу, богу Велесу в мир Нави. В доказательство такому убеждению можно привести слова волхва, из «Повести Временных Лет», которая датируется одиннадцатым веком, о том, что, верующие в небесных богов, отправлялись после смерти на небо, а те, кто веровал в богов Навьего мира, к которым и относился Велес, после смерти отправлялись в бездну.
Таким вот образом, бог Волх представляется нам в виде удивительно запутанного и противоречивого персонажа древнеславянской мифологии. Кто-то считает, что он был сыном богов, кто-то, что он был лишь наполовину богом и матерью его была смертная женщина. Здесь кстати можно провести параллель с греческим Гераклом. Судить кто у кого и что позаимствовал, сложно и по сути невозможно. Читателю остаётся самому сделать вывод, кем же был Волх — богом, смертным героем или ужасным оборотнем? Стоит лишь для завершения образа этого мистического персонажа упомянуть, что именно с культом Волха, связано образование духовной касты волхов. Это были своего рода священно служители, которые поклонялись образу ящера, и вели активную социальную жизнь, принимая участие в жизни славянских общин.
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
10. Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Pilipok.ru
40 откровенных фактов о русских женщинах
Добрыня, Никитин сын
Прискакал Добрыня к берегу бескрайнего моря-окияна. Спешился. Коня за камень привязал и поплыл на самую середину, там, где только бездна под водой чернеется. Плывет – плывет, вдруг видит, никак мерцает что-то в самой глубине. На стрелу похоже. Набрал в грудь побольше воздуха и ушел в воду с головой.
А как доплыл до самого дна, смотрит – и правда, вот она стрела привычная, ратная. Ухватился за хвостовик. Только потянул, как заволокло все дымкой темной, забурлило, завертело вокруг воды. Ничего не видать. И в этом волнении, слышится Добрыне ласковый женский голосок:
— Мил человек, ты зачем ко мне в гости пожаловал? Никак надоело по Земле сырой ходить?
Отвечает Добрыня, — Не надоело. Да только стрела моя, подруга боевая, угодила в вашу обитель. А без стрелы молодцу, что птице без крыльев.
— Ну, а стрелу зачем пускал? – не унимается девица.
— Так, мне найти надобно кой-чего. В ратном деле необходимого.
— Чего ж ты сразу не сказал? – засмеялась она. – Смотри, уже и посинел весь!
Скоро совсем задохнешься. Бери. Да только смотри, береги. Больно уж хрупок мой подарок.
Как ни старался Добрыня разглядеть личико той, что говорила таким бархатным голоском, но так и не смог.
Только почувствовал в руке своей скользкое и воздушное, как тут же на берегу очутился. И конь рядом, радостно в лицо дышит. А на ладони – пузырь переливается всеми цветами радуги. И в пузыре том, вода морская.
Кое-как уселся Добрыня на коня и поехал восвояси. Боясь, кабы не лопнул драгоценный подарок, который от каждого дуновения ветра грозился разорваться на части.