Анализ произведения иван сусанин. анализ думы «иван сусанин. v. словарная работа

Конспект урока литературы для 4 класса по программе М.П.Воюшиной

Итак, мы с вами узнали, а кто-то может просто вспомнил, кто такой Иван Сусанин и в чем заключается его героический поступок. А теперь, давайте я вам прочитаю, как об этом поступке нам рассказывает Кондратий Фелорович.

(Чтение думы учителем)

(Пауза на 10-15 секунд)

Ребята, вам было интересно слушать думу? А какие чувства вы испытали, слушая эту думу?

А сейчас, откройте, пожалуйста, учебник, на странице 39 и прочитайте первый вопрос. (Дети читают, учитель, затем, повторяет вопрос вслух еще раз.)

Ребята, именно этот вопрос, заданный нам в первом задании и будет нашей основной задачей на этом уроке. Ведь, действительно, почему Рылеев выбрал для своей думы главным героем именно простого крестьянина? И, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно будет еще раз почитать текст и составить характеристику главного героя, то есть, Ивана Сусанина. (Раздать детям табличку/нарисовать табличку на доске, а дети перерисовывают на листочек/в тетрадь)

Итак, сейчас мы с вами снова будем читать текст, но уже по частям (по строфам), отвечая на вопросы из таблички. Откройте, пожалуйста, страницу 32 в учебнике и положите перед собой табличку.

(Дети выполняют просьбу)

Ребята, скажите мне, что значит выразительно читать? (1. Понять содержание, 2. прочувствовать, 3. Передать голосом свои чувства)

Как вы думаете, у вас получится? Тогда начнем.

Давайте посмотрим на первые две строфы. Какие слова в тексте вам были не понятны?

Ребята, из прочитанного мы можем узнать что-нибудь о Сусанине? (Нет, так как здесь говорится только о замысле поляков, о их требовании к Сусанину)

А кто говорит все эти слова? Какие чувства они испытывают, произнося слова и как меняется настроение этих людей? Почему? ( Здесь говорят поляки. Они раздражаются, подозревают Сусанина, угрожают, пытаются подкупить крестьянина. Они боятся и страх заставляет их бросаться из крайности в крайность.) Тогда, давайте попробуем выразительно прочитать эти две строфы. (Дети читают) Мы можем уже сказать, почему Рылеев выбрал именно образ Сусанина для думы?

Хорошо, вы молодцы.

Посмотрите на следующие три строфы.

Какие слова из текста вам были не понятны?

А из этого отрывка мы уже можем что-то узнать о Сусанине? Как себя чувствуют поляки? Как еще автор называет поляков? Почему в первых строфах автор называл их «враги», а здесь «гости»? Давайте попробуем выразительно прочитать. (Дети читают три строфы)

Каким перед вами предстает Сусанин?

Посмотрим на следующую строфу.

Какие слова из текста вам были не понятны? Ребята, из этого отрывка, мы можем что-то сказать о Сусанине? (Что он человек верующий, что он беспокоится за царевича) Давайте попробуем выразительно прочитать эту строфу. (Дети читают строфу) Ребята, а мы можем что-нибудь записать в табличку?

А сейчас мы можем ответить на вопрос, который мы поставили перед повторным прочтением?

Смотрим на следующие три строфы.

Какие слова из текста вам были не понятны?

Посмотрите внимательно и скажите, что из этих отрывков вы узнали о Сусанине? Как к решению отца отнесся его сын? Знает ли Сусанин, что его ждет смерть? Что он просит сделать своего сына? Давайте попробуем прочитать. (Прочтение трех строф) После прочтения этих строф мы можем что-нибудь записать в табличку?

Какими словами автор показывает всю значимость подвига Сусанина? ( «И помни: я гибну за русское племя!») Изменилось ли ваше мнение о Сусанине? Можем ли мы уже сказать, почему Рылеев выбрал именно образ Сусанина для своей думы?

Валерий Замыслов: Иван Сусанин

  • Валерий Замыслов
  • ИВАН СУСАНИН
  • Историко-патриотическая дилогия

Книга первая

https://www.youtube.com/watch?v=UcNy5H-oSKo

ЧЕРЕЗ НАПАСТИ И НЕВЗГОДЫ

— Всегда Ванька виноват!

— Виноват! «Мне лошадь запрячь — раз плюнуть». Вот и плюнул, абатур! Хомут — набекрень, супонь — гашником.

  1. Округ лошади, саней и путников разыгралась метель, да такая неугомонная и бесноватая, что в трех саженях ничего не видно.
  2. Двенадцатилетний Ванятка, довольно крепкий и рослый отрок, в облезлом бараньем кожушке, весь запорошенный снегом, проваливаясь в сугробах, двинулся к отцу, но его остановила Сусанна.
  3. — Погодь, сынок.
  4. Голос матери едва прокрался до Ваняткиных ушей.

— И ты, Осип, отойди. Отойди, сказываю!

Оська, неказистый, приземистый мужичонка, норовил, было, поправить хомут, но супруга слегка двинула его плечом, и муженек едва в сугроб не отлетел.

Сильной и приделистой была молодая баба Сусанна. Ни в пахоте, ни в косьбе, ни в какой другой работе мужикам не уступала. Даже избу топором могла изрядно рубить.

Деревенские мужики посмеивались:

— Те, чо не жить, Оська. Твоей Сусанне из чрева матери надо бы мужиком вывалиться. Ловкая баба!

— Закваска была добрая. Отец-то ее, Матвейка, на медведя с рогатиной ходил. Экое чадо выстругал, хе-хе.

— А ведь не размужичье. И статью взяла, и лицом пригожа. Добрая женка!

А вот на Оську мужики дивились: кажись, от одного корня на свет вылупился, но вырос замухрышкой. Дай щелбана — и лапти к верху. Недосилок и есть недосилок. Ванятка, никак в деда уродился. Ядреный парнек подрастает.

  • Сусанна управилась с хомутом и села в сани.
  • Метель выла на все голоса, засыпая белым покрывалом путников.
  • — Сгинем, — смахивая рукавицей снег с куцей бороденки, удрученно выдохнул Оська.

— Окстись! — недовольно молвила Сусанна.

— Куды ж дале-то?

Супруга не сказалась: покумекать надо. Наобум Буланку вожжами хлестать — и вовсе дело пропащее. Лошадь с дороги сбилась, начала по сторонам брыкаться — вот и ослаб хомут.

На Ванятке вины нет: он с упряжью давно ладит… Но что делать в экую завируху? Добро зарано выехали, добро за полдень не перевалило, а то бы в сутемь угодили. Вот тогда бы совсем пришлось худо.

Да и ныне еще — как Бог взглянет.

— Сидеть бы уж в своей деревеньке, — глухо донеслось до Сусанны.

Супруга вновь не отозвалась. Перетрухнул мужик, вот и деревеньку помянул. А не сам ли весь предзимок скулил:

— Худая жисть. Кутыга оброками задавил, в лес с топоришком не сунешься, Да и все рыбные ловы под себя заграбастал. Надо в Юрьев день к другому барину уходить.

— А пожилое скопил?

Оська лишь тяжело вздохнул. Сидел в курной избенке да скорбно загривок чесал. Угрюмушка на душе. Жита после нови — с гулькин нос: барину долги отдал, старосте-мироеду да мельнику за помол.

А тут и тиун нагрянул. Подавай в цареву казну подати, пошлины да налоги: стрелецкие, дабы государево войско крепло да множилось, ямские, чтоб удалые ямщики — «соловьи» — по царевым делам в неметчину гоняли, полоняничьи, чтоб русских невольников из полона вызволить… Проворь деньгу вытрясать. А где на всё набраться?

Поскребешь, поскребешь потылицу — и последний хлебишко на торги. Вернешься в деревеньку с мошной, но она не в радость: едва порог переступил, а тиун тут как тут.

— Выкладай серебро в государеву казну.

Выложишь, куда денешься. Лихо жить у барина, голодно. Надо бы к новому помещику идти, авось у того постытней будет, но в кармане денег — вошь на аркане, да блоха на цепи. Пожилое Кутыге век не наскрести, хоть лоб разбей.

  1. Поглядела на сумрачного мужика Сусанна и, изведав, что дворянин Кутыгов вознамерился новую баню рубить, пошла во двор за топором, а через три седмицы взяла силки, стрелы и колчан и ушла в дальний лес, добыв барину семь белок и лисицу.
  2. — Теперь на рубль потянет?
  3. Кутыга рубль выдал, но немало подивился:

— Горазда ты, женка. Телесами добра… Может, ко мне в поварихи пойдешь?

— Благодарствую, барин, но мы в Юрьев день уйдем из твоей деревеньки.

— Жаль… Была б моя воля, я тебя цепями приковал.

Читать дальше

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы «Иван Сусанин».

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

В Польше при дворе дают роскошный бал. У присутствующих приподнятое настроение от предвкушения скорой победы над Москвой. Но пришедший вестник не объявляет о конце войны. Несколько удальцов предлагают направиться в Москву и захватить в плен царя. Поляки уверены в успехе данного мероприятия.

Автор: Рылеев Кондратий Федорович

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,— так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...
Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня!— сарматам в ответ мужичок: —
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота!— избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи...
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!—
Вошед, проворчал так сармат молодой.—
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком...
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
«Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь... а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
— «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи... Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?»
— «Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.

«Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо...
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—

Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

«Злодей!— закричали враги, закипев,—
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же!— сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!—
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

1822

Иван Сусанин четыре столетия спустя

После перестройки, казалось, наступило время, когда, наконец, в свободной от идеологии стране можно найти «реального Сусанина».

Так, российский историк и костромской краевед Николай Зонтиков попытался примирить различные трактовки в книге «Сусанин: легенды и действительность». По его мнению, польский отряд разыскивал Михаила осенью-зимой 1612 года — на деле 1613-го, так как год в те времена начинался в сентябре. Их задачей, считает исследователь, было устранить главного соперника короля Сигизмунда и принца Владислава в борьбе за русский престол перед предстоящим Земским собором. Сам Михаил с матерью в это время были на богомолье в Макарьевом монастыре на реке Унже (ныне город Макарьев Костромской области) — его же они посетят шесть лет спустя.

Сусанин, пишет Зонтиков, опираясь на народные сказания и родовые предания, был приказчиком в Домнине и единственный знал, куда направились боярин и его мать. Крестьянин повел злоумышленников по болоту в сторону села Исупово, в котором поляки, распознав обман, его и убили. А вот предупреждения Михаилу, по мнению Зонтикова, Сусанин не посылал. О подвиге же стало известно только в 1619 году, когда уже царь Михаил с матерью снова посетили костромскую землю.

Так, в 2001 году губернатор Костромской области Виктор Шершунов в качестве одного из «определяющих обстоятельств возрождения российской государственности» утвердил и профинансировал Программу исследования памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина. Целью программы было ни много ни мало обнаружить останки героя — провести археологические раскопки и найти в захоронениях XVII века мужчину старше 40 лет, погибшего насильственной смертью.

И ведь «удалось». В 2005 год страну облетела громкая весть: обнаружены останки Ивана Сусанина! При «опознании» руководители экспедиции использовали криминологические, анатомические, генетические методики — новейшие для исторической науки на тот момент. Останки убитого мужчины нашли там, где когда-то жил Сусанин, а генетика и восстановленный облик умершего показали его возможное родство с потомками героя.

Казалось бы, сделано великое открытие, в чем подвох? А в том, что «удалось» найти останки Ивана Сусанина только в кавычках. К такому выводу пришли участники комиссии Института археологии РАН, к которой обратилось Министерство культуры с просьбой проверить результаты костромской экспедиции.

Ученые заявили, что даже задачи проекта были поставлены некорректно. Академики раскритиковали и сам метод поиска. Во-первых, останки «нашли» в могильнике у деревни Исупово, но связь этого места с историей Сусанина, как уже было сказано выше, спорная. Во-вторых, определить время захоронений на исуповском некрополе толком невозможно. В-третьих, если верить отчету о раскопах, непонятно, как на перекопанном не раз могильнике нашлось «захоронение Сусанина». В погребении, к которому того отнесли, лежали кости сразу двух людей: мужчины и ребенка.

Не меньше вопросов возникло и к методу идентификации героя. Так, насильственная смерть во времена Смуты и даже позднего Средневековья — раннего Нового времени не была чем-то из ряда вон выходящим. От нее умирало от 4 до 15% мужского населения. Генетика лишь подтвердила родство нескольких индивидов сельской округи, в том числе потомков Сусанина. Но это вовсе не значит, что в могиле не может лежать кто-то из их других предков, живших в тех местах. Собрать необходимый генетический материал — митохондрии, которые передаются только по женской линии, — для более точного анализа не удалось. Портретное сходство опять же доказало только происхождение умершего из той же местности, что и потомки Сусанина.

Анализ стихотворения Рылеева «Иван Сусанин»

«Иван Сусанин» — это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.

Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени. 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент

находился юный Михаил Романов.

Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.

Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.

Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.

Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.

Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.

Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.

Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.

Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.

Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.

Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.

Анализ стихотворения К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»

Стихотворение «Иван Сусанин» написано К. Ф. Рылеевым в 1822 году и посвящено событиям освободительной русско-польской войны 1612 года, трагическому противостоянию народа и захватчиков русской земли, когда судьба российской государственности висела на волоске. В этот период Кондратием Федоровичем уже владела идея радикального переустройства российского общества. А ее, очевидно, невозможно было реализовать без жертв. Поэтому произведение пронизывает пафос гражданственности, мотив подвижничества и гибели за правое дело.

Чтобы прояснить исторический контекст, следует пояснить употребление в стихотворении ряда выражений. Сарматами называлась группа древних ираноязычных племен: как прекрасные воины они часто служили наемниками, не упускали случая пограбить и вмешивались в междоусобные войны внутри могущественных империй. Между тем в старых польских источниках излагались тезисы о том, что польская шляхта происходит от сарматов, и эти тезисы стали основой идеологии знати – так называемого сарматизма, разновидности социального расизма, в рамках которой аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье – презренных славян, что было абсурдно. Называя поляков сарматами, Рылеев возвращает современного читателя к этим тезисам.

Згой называли в старину искру или дотлевающий уголек. «Не видеть ни зги» – значит не видеть ни единого, даже малейшего источника света, находиться в полной тьме и неизвестности. «Вотще» – значит «напрасно», «мнить» – «думать, полагать».

Эпический характер повествования придает стихотворению сходство с былиной. Вместе с тем употребление в применении к Ивану Сусанину слова «мужичок» подчеркивает, что он никакой не богатырь, что в этом человеке нет ничего героического – ни могучей стати, ни громового голоса. Его образ символизирует личность живущего «в дымной избушке» простого русского человека как части многомиллионного народа, и этим он ценен.

Начало стихотворения описывает ситуацию развившегося конфликта. Обилие восклицательных предложений отражает эмоциональное напряжение, охватывающее персонажей. Напряженность момента помогает подчеркнуть и употребление антонимов – «скроется – блеснет», «засветит – пропадет, и эллипсис – «в двери (шмыгнул) тайком». Прием аллитерации – чередования согласных «с» и «ш» – «стоят не шелохнясь …, лишь снег под ногами хрустит» передает звуки, наполняющие зимний лес. Морфемный повтор – «чистый чистейшая» – создает акцент на нравственной высоте поступка главного героя.

Введение образа сына позволяет автору подчеркнуть историческую преемственность: отец не только рассказывает сыну о намерениях, он словно передает завет мужества и самоотречения.

Нельзя не отметить, что Иван Сусанин, провозглашая лозунг «за царя и за Русь», не разделяет страну и государственную машину. Герой ценой собственной жизни отстаивает неприкосновенность будущего монарха, спасает Михаила «для России». Государь для Сусанина – божий помазанник, а монархизм – божье установление. Религиозную подоплеку его поступка подчеркивает множество деталей – моление у иконы, соединение отчизны и веры, эпитеты «святая» оборона, «святая» сила. На потомка Михаила Романова два века спустя готовят покушение пылкие единомышленники автора стихотворения.

Декабристы справедливо клеймили позор крепостничества, будучи владельцами тысяч крестьян. Будучи убежденными западниками, они из лучших побуждений стремились усовершенствовать политический строй России любой ценой, в том числе принеся в жертву несколько тысяч солдат в течение одного декабрьского утра.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Думы ✑
Думы

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Историческая основа думы и героическое начало

Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени, 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов.

Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.

Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.

Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Стих Дума XV. Иван Сусанин

В исходе 1612 года юный Михаил Феодорович Романов, последняя отрасль Руриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III.

Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России.

Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его. Раздраженные поляки убили Сусанина.

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! — Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас, — так будет тебе за труды; 10 Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью…

Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня! — сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота! — избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..

Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи, 20 Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой! — Вошед, проворчал так сармат молодой. — Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!

Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит;

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы

Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! 40 Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер еще не затих;

  • Наводишь тоску лишь на сердце родных!»
  • «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют
  • И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя, 50 Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной!

Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время;

60 И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря,

Проснулись сарматы — злодеи царя.

«Сусанин! — вскричали, — что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, 70 В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их… Вот утро настало,

  1. И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
  2. То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
  3. И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчанья сарматы; 80 Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними:

И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.

90 «Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —

Убейте! замучьте! — моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! — закричали враги, закипев, — Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, 100 И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! — сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! — Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

PDFРаспечатать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: