Анализ стихотворения заболоцкого журавли

«Журавли» Н.Заболоцкий

«Журавли» Николай Заболоцкий

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе — Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Журавли»

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение «Журавли», которое поэт написал в 1948 году, став очевидцем одного трагического события. Сюжет этого произведения вполне обычен и для наших реалий, однако в трактовке Заблоцкого обретает совершенно другую психологическую и эмоциональную окраску. Речь идет о стае журавлей, которые возвращаются на родину из далекой Африки. Стройный журавлиный клин «вел вожак в долину изобилья». Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, «черное зияющее дуло из кустов навстречу поднялось». Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака, « и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас».

Описывая падение подстреленной птицы в холодную апрельскую воду, автор использует метафору «два больших горя», с помощью которой характеризует журавлиные крылья. При этом оставшиеся журавли рванули в небо, «рыданью горестному вторя». Таким образом поэт наделяет обычных птиц настоящими человеческими чувствами, считая, что они так же, как и люди, могут ощущать горесть утраты, душевную боль, обиду и, возможно, ненависть к тем, кто разбил их безмятежную жизнь, прервав полет вожака.

Николай Заболоцкий убежден, что только природа может вернуть этим гордым птицам вернуть то, что отнял у них человек – «гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе». Ведь после гибели вожака журавлиные стаи нередко распадаются и многие птицы погибают. Однако, передавая те чувства, которые испытывают осиротевшие журавли, автор проводит параллель с людьми, утверждая, что все самые лучшие качества, которые есть в человеке, он получает в дар от прошлых поколений. Поэтому они не исчезают бесследно, но могут быть запрятаны глубоко в душе тех, кто перенес личную трагедию и потерял веру в справедливость, счастье и достойную жизнь.

Поверженный птичий вожак – еще один яркий пример аллегории, к которой прибегает поэт. Ведь человеческий мир устроен почти так же, как и животный. Поэтому если тот, кто способен объединить людей и повести их за собой, внезапно погибает, воцаряются хаос и смута. Правда, в отличие от птиц, люди помнят и чтят своих героев, слагая о них легенды и возводя памятники. А для журавлиного вожака последней данью уважения и памяти является «золотого зарева пятно» — солнечный заказ, напоминающий о том, что жизнь быстротечна.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Произведение 1948 г. обладает статусом программного и входит в школьный курс литературы, однако в свое время стихотворение было настороженно встречено собратьями по цеху. Заболоцкого критиковали за неточность характеристик: его лирический субъект называет птицу животным, да еще приписывает ей склонность мечтать. Главная причина, смутившая окололитературную братию, кроется в другом. Музыкальное, намеренно архаичное звучание текста было пугающе непривычным для советской критики.

Следуя классическим канонам возвышенного слога, автор избирает для лексемы «лебедь» женский род. Подобное решение несет особенный смысл: оно апеллирует к пушкинским строкам о белой лебеди, известным с детских лет. Аллюзии поддерживаются рядом перифраз, содержание которых соотносит центральный образ с прекрасной девой.

Описывая внешний облик птицы, поэт не скупится на живописные, подчеркнуто декоративные детали. Изящная головка «шелковиста», а белое оперение метафорически отождествляется с мантией. Автор задействует лексику, которая указывает на мерцающее сияние, исходящее от персонажа. Сверкают и глаза, уподобленные драгоценным камням. Грациозная фигурка напоминает статуэтку – изваянную в камне волну, устремленную к небу.

Обозначая собственные впечатления, лирический субъект использует характеристику «диво» – слово с праславянскими корнями. Оно нередко встречается в тексте сказок, и не только народных: достаточно вспомнить упомянутое выше пушкинское произведение. Лексема «диво» фигурирует в зачине и финале, однокоренное прилагательное употребляется в качестве эпитета, определяющего блеск глаз-аметистов.

Лебедь плавает на парковом пруду. Водоем сделан искусственным путем, однако здесь нет препятствий, мешающих свободному передвижению. Интересно, что далее по тексту автор обращается к лексеме «залив». Семантически неравноценная замена вызвана стремлением подчеркнуть естественный характер среды, в которой обитает гордая птица.

Изображение пространства, окружающего героиню, подготавливает появление основной антитезы: одинокая лебедь противостоит несвободному миру, наполненному неблагозвучными скрежетанием и скрипом. Урбанистическую составляющую дополняют овеществленные образы неподвижных животных в клетках: они прикреплены рядом с норами, как детали.

Финальный эпизод сообщает о причастности задумчивой героини-лебеди к тайнам поэтического творчества, которое мыслится как продолжение классических традиций.

ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: