Фёдор тютчев ~ весенние воды (ещё в полях белеет снег…) (+ анализ)

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года. Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России. И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки

Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года

«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», – пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность. Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж. Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая. Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней. И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны, которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни. Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Композиция

Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.

В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.

Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.

В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.

Образы и символы

В роли лирического героя перед нами предстает человек, которому удается прочувствовать и передать каждое дуновение весны. Он замечает даже самое незначительное изменение в природе и спешит поделиться им с читателем. Более того, вместе с приходом весны, он сам начинает оживать и пробуждаться. Автор показывает неимоверную связь человека с природой, и то, как она способна влиять на наши чувства и настроения.

Образ вены показан одушевленным. Каждый из её гонцов торопится рассказать людям о главном событии – приходе весны. В каждом элементе кипит жизнь, что не остается незамеченным нашим лирическим героем. Весна отображает возрождение человеческой души и тела, символизируя начало новой жизни.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения можно назвать приход весны. Автор передает это все через лирического героя, который наделен невероятной чуткостью, способный отметить даже самые незначительные изменения в окружающем мире. Он наслаждается природой, любуется ею, о чем с воодушевлением рассказывает читателю. Весна – это своего рода ренессанс человеческой души.

Так же автор показывает ту незримую, но очень сильную связь человека с окружающим миром. Он просыпается вместе с природой, у него появляются новые силы и желание жить и творить. Настроение стихотворения радостное, поскольку лирический герой чувствует начало счастливых перемен. Зима закончилась, поэтому впереди теплые и счастливые дни. Пусть снег еще не растаял, это нисколько не огорчает лирического героя. Он, наконец-то, пробудился от зимней спячки и готов на новые подвиги.

Все ждут прихода весны. Автору удается показать то, насколько прочная связь между темой природы и внутреннего мира человека. Данную связь он показывает на примере того, что как только пробудилась природа – настроение лирического героя так же улучшилось.

В данном произведении отсутствуют философские размышления, касающиеся жизни. Здесь показана лишь красота природы и любовь к ней человека. Главной идеей стихотворения выступают мысли, которые возникают у лирического героя с приходом весны.

Особенности жанра и композиции

Произведение включает в себя три строфы, отличается одночастной композицией. Структура представлена следующим образом:

  1. В первой строфе Тютчев повествует о пробуждении природы. Таяние снега считается первым признаком этого явления. Небольшие сугробы еще присутствуют на полях, но уже понемногу таят, указывая на то, что до тепла осталось совсем чуть-чуть. Это дарит надежду и радость, оживляя тем самым души людей.
  2. Во второй строфе поэт формирует образ ручейков как предвестника весны. Последняя отправила их первыми, чтобы все вокруг услышали благое известие о ее приходе в ближайшее время. Лирический персонаж слышит «голоса ручьев» и радуется тому, насколько громко они повествуют о приближающемся возрождении.
  3. В третьей части у героя возникает яркое ощущение того, что в ближайшее время холода сменятся теплыми майскими деньками. Их будет очень много, ведь они придут за весной своеобразным «хороводом».

Темы, настроение, проблемы

Основная тема стихотворения – приближение весны

Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой

Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.

Особенности анализа стихотворения в начальной школе

Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.

Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом

Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.

Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения «Весенняя гроза» больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.

Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру

Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения

Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения

Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.

Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».

Темы и настроение

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений. Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения. В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой, мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Выразительные средства

В своем произведении «Весенние воды» Федор Иванович использовал разнообразные тропы. Некоторые из них:

  1. Один из важнейших аспектов пейзажной лирики — эпитеты, создающие уникальные природные картины в произведениях. В стихотворении Федора Ивановича использованы следующие тропы — «сонный берег», «румяный хоровод».
  2. В произведении также имеются и метафоры: «ручьи являются гонцами весны» .
  3. Звукопись — добавляет динамику стихотворению. В первой строфе присутствует аллитерация на букву «б» создает чувство подвижности, активности ручейков; на букву «ш» — позволяет передать звук воды. Посредством использования во второй части ассонанса на букву «о» автор помогает читателям услышать крик ручейков, их неумолкаемый говор.
  4. Также в произведении особое значение отводится олицетворению. В строках стихотворения будто оживает облик весны — «хоровод майских деньков».

Тематика, проблематика и символы

Основная тема произведения «Весенние воды» — наступление тепла

Автору важно продемонстрировать, что лирический персонаж ощущает ее приближение благодаря чуткой душе и любви к окружающей природе. Весна ассоциируется у Тютчева с ренессансом людской души

В стихотворении подчеркивается прочная связь человека с окружающей природой. Вместе с последней пробуждаются и люди — они ощущают невероятное счастье, прилив энергии и сил. Именно поэтому произведение пронизано радостью и чувством предстоящих перемен.

Сама мысль о приближающемся уходе холодов заставляет персонажа почувствовать пробуждение от длительной «зимней спячки». Герой с нетерпением ждет прихода тепла. Природная тематика в лирике Федора Ивановича неразрывно связана с душой человека. Это объясняется тем, что все изменения климата символизируют перемены в настроении.

Читатель не увидит в произведении «Весенние воды» размышлений автора о времени, быстротечности жизни. Стихотворение пронизано тонкими чувствами и невероятной любовью к окружающей природе. Суть работы заключается в переживаниях героя по случаю приближения весны.

Лирический персонаж произведения — человек, который тонко чувствует все изменения в окружающем мире

Он всем сердцем ждет наступления тепла, акцентирует внимание на незначительных мелочах, оживает его душа. Автор в своем творении одушевляет весну

Это наглядно прослеживается посредством использования Тютчевым выразительных средств:

  • «хоровод майских деньков»;
  • «гонцы весны»;
  • ручьи «бегут».

История создания

Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии. Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России. Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.

Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям

Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.

Основная идея

Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.

Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов. Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею. Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.

«Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике. состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов. эпитеты («румяный, светлый хоровод». «молодой весны». «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет». «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Жанр этого лирического произведения – простое стихотворение. Тема стихотворения – весна, её скорый и долгожданный приход после суровой зимы. Автор описывает, как весенние воды спешат быстрей оповестить весь живой мир о приближении яркой красавицы-весны, хотят, чтобы их радость разделили и все остальные.

Стихотворение пронизано бодрым, солнечным настроением. Тютчев буквально «заражает» нас этим счастливым ожиданием пробуждения природы. Создаётся впечатление, что мы сами готовы резво мчаться, как эти воды, речки, ручейки и радовать всех весенней весточкой.

Произведение построено просто, оно состоит из трёх четверостиший, которые нельзя разделить по смыслу, они составляют единый, непрерывный рассказ о «гонцах весны».

Стихотворение звучит красиво и гармонично. Ритм чёткий, быстрый, бодрый, он помогает передать «дружное» настроение «весенних вод», гласящих складно и в унисон.

Поэт, чтобы полностью раскрыть тему и настроение стихотворения, использует различные приёмы. Например, эпитеты: «молодой весны», «тихих, тёплых дней», «румяный, светлый хоровод». Также здесь есть олицетворение: воды бегут, будят, гласят, весна идёт, она выслала гонцов. Ещё в стихотворении встречаются повторы: «Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут…», «Весна идет, весна идет…». Все эти приёмы помогают автору очень точно передать мысли и чувства.

Главная идея стихотворения – готовность всей живой природы ждать с нетерпением весны, несмотря на всё ещё белеющие снега, а это наводит на мысль, что и человек также должен уметь ждать хорошее в своей жизни, несмотря на суровые дни.

Стихотворение вызвало у меня много положительных эмоций, ты как будто на самом деле погружаешься в этот предвесенний мир и ждёшь тёплых, «румяных» дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: