Жаворонок: описание
Несмотря на то, что жаворонки несколько больше воробьев, это сравнительно небольшие пернатые, так как могут весить не больше 70 граммов, а отдельные виды и вовсе весят около 2-х с половиной десятков граммов. Длина тела от головы до хвоста, в зависимости от вида, находится в пределах 10-21 сантиметра. Если сравнить размеры тела и размеры лапок, то последние кажутся непропорциональными, маленькими и тонкими, но зато они достаточно сильные. Голова сравнительно крупная, как и клюв, который имеет заметную изогнутость.
В случае опасности его жизни, жаворонок камнем падает вниз и старается спрятаться среди высокой травы. Славянская мифология гласит, что эти пернатые являются предвестниками нового урожая. Народные поверья говорят о том, что пение этих птиц, в периоды засухи, может вызвать дождь. Люди верили в мифические возможности птицы, поэтому делали различные фигурки и раздавали соотечественникам, как символ богатого урожая.
Жаворонок — интересные факты (фото, видео, звуки)
Внешний вид
Несмотря на певчий талант, эта птичка имеет весьма неприметный и скромный внешний вид. Это связано с тем, что жаворонок обитает на открытой местности, на поверхности земли. Поэтому его окраска связана с цветом почвы. Окраска оперения, как у самцов, так и самок ничем не отличается, поэтому отличить их совсем непросто. Что касается молодых особей, то их цвет оперения более выразительный. Область груди более светлая, по сравнению с остальными частями тела. Специалисты выделяют около 78 видов жаворонков, которые отличаются окрасом оперения. Жаворонки обитают практически на всех континентах нашей Планеты.
Характер и образ жизни
Когда приходит весна и отступают последние морозы, можно услышать пение жаворонка, что свидетельствует о том, что весна вступила в свои права. Интересно то, что жаворонки наиболее захватывающе поют, находясь в полете. Чаще всего песню жаворонка можно услышать рано утром или вечером. Следует отметить, что у каждой особи свой окрас голоса и его тембр. Птицы настолько талантливые, что копируют пение своих сородичей, других пернатых и даже человеческую речь, но для этого следует приложить немало усилий.
Жаворонки – это перелетные птицы и зимуют они в теплых странах. Если зима теплая, то жаворонка можно увидеть в своем гнезде уже в феврале/марте месяце. Когда начинают наступать зимние холода, эти птицы целыми стаями отправляются в теплые края, где тепло и достаточно пищи. Жаворонки предпочитают обитать на участках, где произрастают злаковые культуры и много высокой травы, а также в условиях степей, где они чувствуют себя достаточно комфортно, в том числе рядом с сельхозугодьями. Эти птицы не любят лесных массивов, при этом они встречаются в условиях гористой местности, но на открытых территориях.
Эти пернатые могут не мигрировать со своих насиженных мест, если тепло и достаточно пропитания. Гнездо жаворонка может находиться под астрой мохнатой, под ветками полыни, под мятликом.
Зачастую они обустраивают свои гнезда в конском навозе или под камнями. В отличие от других пернатых, жаворонки не приступают к формированию гнезд до тех пор, пока не вырастет трава, чтобы можно было надежно спрятать гнездо. То есть, высота травы играет очень важную роль в поиске места для гнезда.
После обустройства гнезда, самка начинает откладывать яйца, после чего приступает к высиживанию яиц. В этот период жаворонок хотя и поет, но он не поднимается высоко над землей. Именно на высоте песня жаворонка звучит более интересно и привлекательно.
Начиная с середины лета песню жаворонка можно услышать, но редко, так как в этот период пернатые заняты выращиванием появившегося на свет потомства. Как только потомство встанет на крыло, самка опять откладывает яйца, чтобы вырастить новое потомство.
Сколько живут жаворонки
Обитая в условиях неволи, жаворонок может радовать своим пением окружающих на протяжении 10 лет, но только при условии правильного содержания. Жаворонок считается весьма пугливой птицей, поэтому обращаться с ним следует деликатно. Эта птичка может петь по 8 часов без перерывов
Очень важно грамотно организовать рацион питания жаворонка, а также следить за гигиеной. В клетке должна присутствовать ванночка, наполненная речным песком, помогающая в очистке перьев
К тому же, придется разнообразить рацион питания, а также обеспечить птицу свежей чистой водой.
Виды жаворонков с фото
На сегодняшний день известно о существовании 78 разновидностей подобных пернатых. Среди них существуют наиболее распространенные виды.
Полевой жаворонок (Alauda arvensis)
Этот вид вырастает в длину до 18 сантиметров, набирая вес до 40 граммов. Тело у птицы достаточно плотное, а клюв характеризуется конусообразной формой. Хотя и кажется, что птица неповоротливая, она комфортно себя чувствует не только в воздухе, но и на земле, где она находит для себя пропитание. Область груди и боковые части буро-ржавых оттенков. На лапках присутствуют характерные шпоры, напоминающие по виду отставленный коготь. Этот вид получил широкое распространение на севере Африки, а также в Палеоарктике.
Вьюрковый жаворонок (Ammomanes deserti)
Основной окрас оперения этого вида песчано-серый, с отливами на брюхе в охристых оттенках. Длина тела этих пернатых составляет около 17 с половиной сантиметров при весе порядка 30 граммов. Встречается данная разновидность на пустынных территориях Северной Африки, простирающихся от Алжира и до берегов Красного моря. Эти пернатые предпочитают селиться в условиях полупустынь, в условиях гористой местности, а также на глинистых и каменистых равнинах.
Лесной жаворонок (Lullula arborea)
Лесные жаворонки имеют сходство с полевыми жаворонками, но при этом они имеют меньшие размеры. Можно часто видеть, как они резво бегают по земле в поисках пропитания. Живут эти птицы практически на всей территории Европы, а также на северо-западе Африканского континента. Строят свои гнезда у подножий больших деревьев, скрываясь в высокой траве, а также среди выступающей корневой системы. Этого жаворонка часто называют юлой, поскольку он резво шныряет над верхушками деревьев, издавая уникальные звуки.
Малый жаворонок (Calandrella brachydactyla)
Он потому и называется малым, что отличается изящностью и небольшими размерами, по сравнению с другими видами. Основной окрас не отличается яркостью, а по бокам, если внимательно посмотреть, то можно увидеть пятна темных оттенков. Обитает данный вид на территории Евро-Азиатского континента.
Пустынный жаворонок
Основной окрас подобных пернатых всегда соответствует природной среде обитания. Встречаются эти пернатые на безводных просторах Африки и Аравии. Их также можно встретить на пространствах западных регионов Индии и Афганистана. Считается наиболее крупным представителем семейства жаворонковых, так как вырастает в длину до 25 сантиметров. Конечности у этого вида сравнительно короткие, а клюв изогнут по направлению вниз. Строит свои гнезда пустынный жаворонок в песке, сделав небольшое углубление, а также прикрыв его со всех сторон мелкими веточками и сухой травой.
Разунский жаворонок
Считается ближайшим родственником жаворонка полевого, поскольку имеет сходство, как по окрасу оперения, так и по образу жизни. Отличие состоит в том, что эти жаворонки, по сравнению с полевыми жаворонками, поют, взмывая вверх практически по прямой линии, а когда заканчивают свои «концерты», то падают камнем вниз. Полевой жаворонок опускается к земле по спирали.
Рогатый жаворонок (Eremophila alpestris)
По бокам теменной области головы жаворонка растут удлиненные перья, что имеет сходство с рогами. Особенно это заметно при достижении птиц зрелого возраста. Эти перья могут отличаться различной расцветкой.
Область спины окрашена в сероватые тона с розовым отливом, а область груди намного светлее, с присутствием белых оттенков. Характерным отличием является тот факт, что у птиц наблюдается что-то вроде «черной маски». Существуют и другие представители вида, вроде жаворонка певчего, хохлатого, черного и т.д.
Степной жаворонок (Melanocorypha calandra) | Film Studio Aves
Центральные персонажи
Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.
Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.
Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.
Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида. Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра
Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.
История создания
Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке. Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.
И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.
Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».
Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.
Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.
Анализ стихотворения Василия Андреевича Жуковского «Жаворонок»
Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г., выглядит более сложной.
Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.
Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.
При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.
В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.
Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.
Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок» , Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Скачать сочинение |
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение.
Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения.
Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье.
Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета.
И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней.
Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у).
Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.
18123 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
… же сильно. Именно этой мыслью завершается стихотворение. Сочинение по анализу стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»: 9, 10, 11 класс «Я вас любил» Пушкин А.С.Пушкина «Я вас любил» Эгоизма в произведении нет. Видно, что автор не …
Зима белый снег пушистый в воздухе. Крестьянская поэзия. Анализ стихотворения Сурикова …
… с ее трудностями и редкими крупицами радости. Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В … а детишки веселятся, забавляясь снегом лепят снежные комки. 5, 3 класс по плану, кратко История создания На долю Ивана …
Анализ стихотворения суриков детство. Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство …
… удобно и рифмовано. 3 класс Анализ стихотворения Детство по плану Анализ стиха №2 У … своих стихов на их длительность. По достижению Суриковым подросткового возраста, отец решил … запахом смолы и копоти. Вся семья собирается возле большой теплой печки, …
Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова,
… использовал и такие формы, как диалог, сценку или стихотворный рассказ. В лирической поэзии Некрасова раскрывается герой меланхолический, тоскующий, постоянно рефлектирующий и полный горькой иронии по отношению к себе. …
Анализ стихотворения «Жаворонок» Жуковского
Многие среди русских поэтов так или иначе обращались к образу природы в своих произведениях. Так, Василий Андреевич Жуковский, стоявший у истоков романтизма, в своём стихотворении «Жаворонок» красочно изображает приход весны, идеализируя простоту и тишину жизни.
Стихотворение «Жаворонок» написано в 1851 году и относится к детской лирике, а посвящено оно детям В. А Жуковского: Александре и Павлу.
Почему же произведение имеет такой заголовок? Рассмотрим семантику слова «жаворонок», которое хоть и является стилистически нейтральным, но всё же подразумевает под собой разные значения. Во-первых, это певчая птица, которую считают вестником весны и тепла, олицетворяют с радостью и надеждами на счастливое будущее. Во-вторых, в переносном значении – это человек, который бодрствует утром, а не ночью, как человек-сова. Нам ближе первая интерпретация слова, ибо стихотворение повествует о приходе весны и вызывает исключительно положительные эмоции.
«Жаворонок» написан четырёхстопным ямбом, который отлично передаёт игривую трель птицы. Произведение раскрывает несколько тем: приход весны, единство природы и человека, начало новой жизни.
Обратимся к первой строфе стихотворения. Она повествует нам о том, что происходит смена дня и ночи: «тёмный лес зардел». День ещё не стал ярким и красочным, он покрыт пеленой тумана: «пар белеет тонкий», а небо лазурное — светло-синее. На этом фоне только начинающегося дня появляется жаворонок и запевает свою песню, которая объявляет о приходе нового дня.
Постепенно день пробуждается, появляется солнышко. Во второй строфе мы уже отчётливо слышим «голосистую» песню птицы. Жаворонок желает всему миру пропеть о наступлении весны, ибо это для него величайшее событие. В данном четверостишии особенно сильно проявляется единение птицы и лирического героя, который за ней наблюдает и находится в такой же эйфории от происходящего.
Третья строфа стихотворения представляет собой признание лирического героя в любви к Богу и его творению. Последнее четверостишие пропитано светлым ощущением праздника и умиротворения. Благодаря эпитетам «легко», «радушно», «воздушно» мы невольно сопоставляем себя с жаворонком, и его настроение воодушевления плавно «перелетает» к читателям.
Стихотворение «Жаворонок» В.А. Жуковского, имея простую для восприятия форму, несёт в себе глубокий смысл, выраженный в любви к Богу и его созданию. Это своеобразный гимн существующему вокруг нас миру.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 21 века» Василий Андреевич Жуковский «Жаворонок»
Учитель: Довбня Светлана Александровна
Предмет: Литературное чтение. 2класс. УМК «Школа 21 века»
Тема урока. В.Жуковский «Жаворонок»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Жуковского, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию любви к родине, природе.
1. Формирование культуры восприятия поэтического слова.
2.Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.
3.Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа».
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
2. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
3. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.
4.Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись стихотворения.
Психологический настрой на урок.
Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой. ( песня жаворонка).
Кто попробует назвать своё чувство одним словом. ( спокойное, тёплое, доброе, радостное….)
Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.
Пение какой птицы звучало? ( жаворонка)
Почему именно его пение я выбрала?
Определение темы урока, цели, составление плана урока.
1. Знакомство с русским поэтом В.Жуковским.
3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
4.Выразительное чтение стихотворения.
7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
— Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
— Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?
8. Выразительное чтение стихотворения.
Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.
О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).
Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви родине.
Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?
Может кто-то из вас знаком с творчеством кулундинских поэтов?
(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.
— Что для вас слово «Родина»?
— Что значит «любить Родину»?
— Как можно выразить свою любовь к Родине?
Спасибо за урок!
Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию — выучить наизусть.
Естественные враги
Жаворонки практически ничем не защищены от естественных врагов, а их предостаточно. В основном, на них охотятся различные хищные животные, а также хищные птицы, в том числе и пресмыкающиеся. Другими словами, желающих достаточно много, а пернатых хищников приманивает его громкое пение на высоте.
Когда жаворонок поет, находясь на значительной высоте, он особенно беззащитный против стремительных воздушных хищников. Хотя и редко, но его спасает то, что он камнем падает вниз, укрываясь в густой траве. На земле семейству жаворонка также приходится нелегко, так как его гнезда разоряют наземные хищники, которых также немало.
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Скачать сочинение |
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение.
Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения.
Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье. Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета.
Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду.
И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней.
Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у).
Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.
18123 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
«Жаворонок» В.Жуковский
На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!
Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»
Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г. выглядит более сложной.
Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.
Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.
При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.
В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.
Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.
Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.