Стихи тютчева о зиме

История создания

Поэт написал данное стихотворение в 1836 году. Но в печать попало оно далеко не сразу, а было опубликовано уже после кончины автора

В тридцатых годах автор уделял особое внимание весеннему времени года, что хорошо прослеживается при изучении произведений того времени. В данный период своего творчества поэт написал немало стихотворений

Автор по-особому относился к весеннему пробуждению природы. Он сам будто просыпался от зимней спячки и оживал вместе с природой.

Более того, данное время знаменательно еще одним событием. Автор был влюблен. Его избранницей стала Эрнестина Дёрнберг. Но все было не столь просто, как хотелось бы. Их обоих сдерживали узы брака, но это не помешало им общаться и любить друг друга. Благодаря своей влюбленности, поэт пробудился, в его творчестве так же отмечается некий подъем. Совокупность данных факторов и формирует сам образ весны.

Анализ от филолога

По стилистике стихотворение похоже на русскую народную сказку, в которой добро (Весна) борется со злом (Зима), хотя относится по жанру к пейзажной лирике.

Композиция произведения кольцевая и её можно условно разделить на четыре части:

  1. Приход Весны.
  2. Радость и суета в природе.
  3. Описание Зимы.
  4. Окончательная победа Весны.

Стихотворный размер ямб.

Рифмовка перекрестная (злится – пора – стучится – двора), где есть мужские (вон – трезвон) и женские (злая – убегая) рифмы.

Их художественных троп выделим:

  1. Метафоры (в прекрасное дитя (В Весну), взбесилась ведьма злая (Зима).
  2. Олицетворения (зима злится, весна стучится, зима хлопочет и ворчит, весна в глаза хохочет, весна умылася в снегу).
  3. Эпитеты (злая ведьма, прекрасное дитя).

Для прорисовки картины прихода весны Тютчев годно использует аллитерацию (повторение однородных или одинаковых согласных):

Красивое лирическое стихотворение великого Тютчева, который был мастером описания природы и мог легко заложить в строках основной и скрытые смысл.

Ещё одно тематическое стихотворение Тютчева (пейзажная лирика) – это «Весенние воды», где весна уже побеждает зиму и умывает землю водами половодья. Советуем прочесть.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является природа, со всеми своими проявлениями. В данном произведении показывается наступление столь долгожданной весны. Лирический герой замечает каждое изменение в окружающем мире. Поэтому такое явление, как смена времен года, является для него настоящим событием и «схваткой». Он отмечает каждое изменение, которое творится вокруг него.

Автор так же затрагивает тему молодости и жизни в целом. При помощи весны он показывает молодость, красоту, да и саму жизнь. Зима же вызывает негативные ассоциации. Он представляет её в мрачном виде, олицетворяющим все неживое. Именно на примере столкновения двух времен года, Тютчев пытается показать, что победа всегда будет за молодостью и жизнью.

Все стихотворение излучает радость. Оно воодушевляет и настраивает на позитивный лад. Человеческая душа расцветает вместе с природой, проснувшись от долгого сна. Сердце наполняется мечтами, надеждами, любовью и радостью. Ради этого всего стоило побороться с задержавшейся зимой.

Средства художественной выразительности

Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.

  1. На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа: Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»; Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».
  2. Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
  3. Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.

Композиция

Данное стихотворение делится на пять строф и имеет кольцевую композицию. Первая строфа рассказывает читателю о торжестве весны над зимой, этим же и заканчивается произведение, заключая повествование в кольцо. Автор объясняет читателю, что на смену чему-то старому всегда придёт новое. И над этим процессом никто не властен, все происходит так, как должно происходить.

Что же касается смысла произведения, то тут оно делится на три части.

Первая часть рассказывает читателю о приходе весны, а так же о том, что зима не может ничего сделать с этим явлением.

Вторая часть стихотворения показывает последнюю «схватку» двух сезонов. Зима отчаянно пытается задержаться, но силы уже не равны.

 Последняя, заключительная часть, показывает бесповоротную и однозначную победу весны. Зиме приходится сдаться.

Основная мысль

Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями. Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать. Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.

Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.

Жанровая принадлежность

Жанр стихотворения Фёдора Ивановича — пейзажная лирика. Все строки произведения посвящены природе, которую красочно описывает автор. При этом стихи похожи на добрую сказку, на что указывают следующие признаки:

  • Зима и Весна — не просто названия времён года, а имена героинь, потому что автор употребляет их с заглавной буквы;
  • у обеих есть характеры;
  • явления природы в произведении оживают.

В качестве стихотворного размера Тютчев выбрал ямб. Творение состоит из 5 четверостиший. Виды рифмовки:

  • Мужская. Вон — трезвон, ворчит — шумит.
  • Женская. Злая — убегая, хлопочет — хохочет.
  • Точная. Пора — двора, злится — стучится.
  • Неточная. Мало — стала.

Первая строка зарифмована с третьей, а вторая — с четвёртой. Такой способ называется перекрёстным.

Образы и символы

Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.

Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».

В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.

Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.

Важные детали биографии Федора Ивановича Тютчева

В семье Тютчевых пятого декабря одна тысяча восемьсот третьего года произошло радостное для всей семьи и долгожданное для отдельных ее членов событие — на свет появился наследник, которого решили назвать старинным русским именем Федор. Родился мальчик в родовой усадьбе в самых благоприятных для проживания условиях, и первое время здесь же и обучался — все это помогло ему с малых лет получать достойное образование, которое в те годы было доступно только самым обеспеченным гражданам. Здесь же Федор Иванович проявил и безграничную тягу к качественному образованию — читал мальчик взахлеб и без передышки абсолютно все, что только попадалось под руку, а, благодаря своему учителю и главному наставнику, мальчик еще проявил интерес и к художественной литературе, которую он мог читать долгими вечерами, сидя на веранде или в кресле библиотеки.


Любовь к литературе привела Тютчева к тому, что еще в самые ранние годы он увлекся латынью — и здесь ему помог его учитель, который полностью поддержал интерес ученика, помог ему освоить основы и даже углубиться в предмет, и помог настолько, что уже в довольно юном возрасте Федор переводил оды и другие серьезные произведения зарубежных авторов, причем делал это искусно и с присущим ему с самого детства мастерством.

Тяга к творчеству в жизни Тютчева проявилась в самые ранние годы, и это стало первым звоночком, сообщающим всем окружающем о необычайном складе ума юного парня, а также о его очевидной гениальности. Помимо тяги к образованию, Тютчев обладал удивительной памятью, которая и помогла ему запомнить все важные детали не только из детства, но и из всей дальнейшей, довольно непростой, жизни.

В ранние годы Тютчева образование было популярно в основном среди представителей сильного пола — и, скорее всего, именно это двигало родителями, которые с таким упорством привлекали юношу к учебе, ведь умный и образованный человек имел возможность на большое будущее, имел свое мнение на все происходящее вокруг и считался достойным членом высшего общества. Но даже без родительского контроля мальчик обучался стремительнее своих сверстников, потому его успехи были замечены еще в начале его пути.

Домашнее образование Федор Иванович посчитал для себя лишь начальным этапом долгого и непростого пути, и уже в 1817 году Московский университет принял гения своего времени в качестве вольнослушателя на лекциях по русской словесности. Именно здесь он не только получает массу ценных знаний в том объеме, который считает для себя приемлемым, но и знакомится с массой интересных облей, полностью разделяющих его интересы в области литературы, саморазвития и писательского мастерства. Здесь же он становится членом общества по интересам, основным направлением которого является русская словесность, и принимают его здесь с открытой душой — талант писателя оценивают во всех кругах сразу.

Вариант №3

У хорошего литератора есть свой стиль, но литератор выдающийся способен от него отказаться ради тех или иных целей. И произведение, написанное несвойственным автору языком, всё равно будет выдающимся. Это можно сказать и про стихотворение Тютчева «Зима недаром злится».

Оно было опубликовано после смерти поэта. Из приближённых Тютчеву людей его видел князь Гагарин, но тогда произведение ещё находилось в черновой стадии. Это пейзажная лирика, стихотворений такого рода много среди ранних работ поэта, когда он ещё публиковался под псевдонимами. Тютчев был ещё и дипломатом, и находился под мнением, что ему как политику не стоит показывать себя с другой стороны перед общественностью. А это стихотворение могли не понять.

Его стиль нарочито простой. На сей раз Тютчев решил не прибегать к высокому стилю, потому что эта работа требовала иного подхода. Поэт хотел вспомнить детство, воспроизвести то, что он видел в нём. Он находился очень далеко от России, и вспоминались родные края. Поэтому Тютчев прибегнул к простому языку.

Зима злится, потому что её время на земле истекло. Пора царствовать весне. Но зима не хочет отступать и сдавать сопернице то, что она завоевала. Вот только всё вокруг желает, чтобы холодная пора года отступила. Уже и жаворонки запели. Зиме больше не место среди людей и зверей.

Она ещё пытается что-то сделать и ворчит на весну, но весна ей хохочет в глаза и всё больше набирается сил. Природа оживает, распускаются цветы, воздух дышит свежестью. Старая карга не может больше оставаться на земле, но злость распирает её, и она бросает снегом в дитя-весну.

А что же весна? Она всё равно радуется! Умылась в снегу и похорошела ещё больше, как назло зиме. Теперь другое время, и пора царствовать другой поре года. Весна вступила в свои права, а зима повержена, как это бывает каждый год.

5 класс

Жаворонки

Птицы, появляющиеся в канве тютчевского произведения, – это тоже фольклорный элемент поэзии. Автор упоминает о борьбе Весны с Зимой. К этой борьбе присоединяются птицы – жаворонки. Само противостояние двух времен года – это олицетворение первых признаков пробуждающегося мира, природы. Зима старается помешать весенним порывам природы: устраивает заморозки по ночам, напускает на лес холодные ветра. Однако Весна лишь хохочет над стараниями противницы: Весна отвечает Зиме весенним журчанием ручейков, пением птиц, цветением первых растений.

Композиционная специфика стихотворения

Формальная структура произведения – пять четверостиший. Простая композиция прекрасно раскрывает любовь писателя к природным красотам, философское восприятие реальности. Тютчевское произведение не нагружается скрытыми смыслами и грустными намеками. Поэтому поэзия отлично подходит для раннего школьного возраста и изучается в программе по литературе для второго класса.

Для реализации идеи произведения писатель выбирает кольцевую композицию. Поэзия начинается и заканчивается изображением весенней поры. Содержательно в тютчевском шедевре насчитывается четыре отдельных части:

  • первая часть извещает читателей о приходе весеннего сезона: весна настойчиво «стучится» в двери домов, «гонит со двора» противницу – зиму;
  • вторая часть рассказывает, что все живые существа «засуетились», птицы запели в ветвях деревьев и т. д.; писатель мастерски изображает весеннюю атмосферу, чувство скорой перемены. третья часть описывает зиму; соперница «прекрасного дитя» не желает смириться со своим проигрышем, «хлопочет», выгоняет весну, «ворчит»; впрочем, зиме не удается эффективно противостоять весне: соперница молода и сильна; в итоге, зиме приходится убежать, запустив в противницу снежком;
  • четвертая часть изображает весну: это красивая, румяная, юная девушка, «прекрасное дитя», которое приходит на смену «злой ведьме»; зима старается напакостить сопернице, однако эти попытки лишь делают юную красавицу еще красивее.

Тематика стиха

Литературные критики разделились в мнении относительно тематики тютчевского произведения:

  • одни специалисты считают, что Федор Иванович вообще не заложил в строки своего шедевра какой-либо тонкой идеи;
  • другие же литературоведы подчеркивают, что автор, напротив, умело скрыл главную мысль своего лирического творения.

В чем же, в таком случае, состоит эта «главная мысль»? Первое впечатление: писатель изображает привычные (на первый взгляд) события. Это, например, смена сезонов года, когда на место зимы приходит весна. Федор Иванович тонко подмечал круговорот, отличающий природные процессы, цикличность мира. Читатели узнают личное отношение автора к происходящему: Тютчев не скрывает радости от прихода весенней поры. Образы Весны с Зимой отличаются живостью, человечностью, запоминаемостью. Весну автор изображает «прекрасным дитем», Зиму – «ворчливой старухой», «ведьмой злой». Старость зимы проигрывает весенней молодости. Это вечный цикл, который будет вновь и вновь еще много тысяч лет.

Художественные особенности поэзии

Тютчевское творчество отличается непосредственностью и легким разговорным стилем. «Зима недаром злится…» – не исключение. Федора Ивановича не беспокоило то, как читатели воспринимают эти произведения. Впрочем, от читающей публики поступали лишь положительные отзывы на тютчевское творчество.

Этот стих – отправная точка, поворотный момент в тютчевском творчестве. Впоследствии автор много работал над техникой своих произведений, созданием сложных образов, включением в поэзию философских размышлений. Но все это будет позже. А в 1830-х годах Тютчев еще не относится к своим литературным пробам серьезно, уделяя большую часть времени дипломатической карьере. В свободное время поэтом руководило исключительно вдохновение. Тютчевское творчество – безграничный и свободный потом образов.

Ключевые образы поэзии

Первая ассоциация, которая возникает в голове при чтении тютчевского произведения, – русская народная сказка. Писатель явно вдохновлялся фольклорными образами и мотивами. Поэзия «пропиталась» бинарными оппозициями – а это типичная черта фольклора и мифов. Так, автор упоминает о вечном противостоянии доброго и злого начала. Эти начала воплощаются через весну и зиму – классические образы для народного творчества.

Тютчевская «Зима…» недаром признается прекрасным образцом пейзажной поэзии. На голову Федора Ивановича в этот период творчества еще не обрушилась критика и замечания от читателей и литераторов-коллег. Русский поэтический мир еще не показал начинающему автору свой злобный оскал.

Тютчевская поэзия не отягощается пока что смысловой нагрузкой, отличается легкостью образов и свободой стиля. Эти характеристики – редкие «гости» для поэтических произведений XIX-го столетия. Даже авторы-современники нечасто хвастаются простой и одновременно выверенностью, точностью художественного слога.

Философские смыслы произведения

Тютчевские образы Весны с Зимой наполняются философским содержанием. Писатель проводит демаркационную линию между двумя периодами жизни мира – холодной зимой и теплой весной. Эта линия размежевания присутствует и в человеческой жизни – между молодостью и старостью. Автор сравнивает смену времен года, сезонов с циклом в существовании людей – процессы обновления и умирания вечно чередуются между собой. Молодость сменяет отжившую старость. Последняя, в свою очередь, должна уступить место новой жизни – юности.

Действующие лица стиха

Отличительная черта тютчевского шедевра – наличие реальных и активных персонажей, которые обеспечивают динамизм произведения.

Весна и Зима

Таким образом, в тютчевской поэзии выделяются два главных героя – это абстрактные персонажи: Весна и Зима. Автор не случайно употребляет прописные буквы в названиях этих действующих лиц. Писатель изображает Весну и Зиму живыми волшебными персонажами, которые проявляют обычные чувства. Эта черта уподобляет героев людям, ведь Весна с Зимой отличаются человеческими ощущениями и эмоциями. Весне все-таки удается победить Зиму.

Финальный образ в шедевре Федора Ивановича – самый сильный. Писатель изображает снегопад – последний символ уходящей зимней поры. Весна победила Зиму, и та на прощание бросает в соперницу снежную горсть. Попытка оказалась тщетной: Весна даже не почувствовала этот зимний жест. Снег тает, превращаясь в воду, которой умывается Весна. Противница Зимы становится еще красивее.

История создания

Данное стихотворение написано поэтом в 1836 году и приходится на второй период, которому присущ синтез одической поэзии XVIII века и романтизма Европы. Именно тогда в произведениях Фёдора Ивановича начинает проглядываться его собственный, оригинальный стиль. Тогда же формируется одна из главных тем всех его произведений – любовь к природе.

Весна для Тютчева не просто ещё один сезон в круглогодичном цикле. Она выступает как вестница перемен: рождения новой жизни, приходящей на смену старой, перерождением природы после долгой и убийственной зимы. Не удивительно, что поэт посвящает множество стихотворений этой теме: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весна» и «Зима».

О чем говорят строфы

В стихотворении мы видим два «оживленных» Тютчевым образа – Зиму и Весну, которые борются между собой на стыке сезонов года.

В первой строфе мы наблюдаем обозленную Зиму, недовольную стуком в окно Весны и просьбой уйти со двора, уступить место солнышку.

Такое впечатление, что весь мир соскучился по весне и просит зиму убраться в свои владения до декабря. Ворчунья-зима этому сопротивляется, хотя и понимает – её время в этом сезоне окончено, пора уходить со сцены, но так не хочется…

Однако весну это не пугает, она чувствует свою набирающуюся силу и открыто смеется в лицо старушке-зиме. В конце концов зима понимает своё законное бессилие, пускается наутек и со злости о потерянном марте запускает в лицо весне пригоршню последнего снега.

Той все равно, ведь она побеждает, посему Весна только умылась этим снегом, засмеялась и принялась украшать своё царство зеленью трав и ароматом первых цветов.

Если заглянуть между тютчевских строк, то можно увидеть аналогию между сменой поры года и обновлением человека, между вечным круговоротом жизни в природе. Так, чья-то молодость всегда приходит на смену чьей-то старости, но и ей потом придется уступить место зрелости, а той передавать эстафету далее и так по вечному кругу.

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector