Зодчие

Зодчие

Как побил государь 
Золотую Орду под Казанью, 
Указал на подворье своё 
Приходить мастерам. 
И велел благодетель, – 
Гласит летописца сказанье, – 
В память оной победы 
Да выстроят каменный храм. 
  
И к нему привели 
Флорентийцев, 
И немцев, 
И прочих 
Иноземных мужей, 
Пивших чару вина в один дых. 
И пришли к нему двое 
Безвестных владимирских зодчих, 
Двое русских строителей, 
Статных, 
Босых, 
Молодых. 
  
Лился свет в слюдяное оконце, 
Был дух вельми спёртый. 
Изразцовая печка. 
Божница. 
Угар и жара. 
И в посконных рубахах 
Пред Иоанном Четвёртым, 
Крепко за руки взявшись, 
Стояли сии мастера. 
  
«Смерды! 
Можете ль церкву сложить 
Иноземных пригожей? 
Чтоб была благолепней 
Заморских церквей, говорю?» 
И, тряхнув волосами, 
Ответили зодчие: 
«Можем! 
Прикажи, государь!» 
И ударились в ноги царю. 
  
Государь приказал. 
И в субботу на вербной неделе, 
Покрестясь на восход, 
Ремешками схватив волоса, 
Государевы зодчие 
Фартуки наспех надели, 
На широких плечах 
Кирпичи понесли на леса. 
  
Мастера выплетали 
Узоры из каменных кружев, 
Выводили столбы 
И, работой своею горды, 
Купол золотом жгли, 
Кровли крыли лазурью снаружи 
И в свинцовые рамы 
Вставляли чешуйки слюды. 
  
И уже потянулись 
Стрельчатые башенки кверху. 
Переходы, 
Балкончики, 
Луковки да купола. 
И дивились учёные люди, 
Зане эта церковь 
Краше вилл италийских 
И пагод индийских была! 
  
Был диковинный храм 
Богомазами весь размалёван, 
В алтаре, 
И при входах, 
И в царском притворе самом. 
Живописной артелью 
Монаха Андрея Рублёва 
Изукрашен зело 
Византийским суровым письмом... 
  
А в ногах у постройки 
Торговая площадь жужжала, 
Торовато кричала купцам: 
«Покажи, чем живёшь!» 
Ночью подлый народ 
До креста пропивался в кружалах, 
А утрами истошно вопил, 
Становясь на правёж. 
  
Тать, засеченный плетью, 
У плахи лежал бездыханно, 
Прямо в небо уставя 
Очёсок седой бороды, 
И в московской неволе 
Томились татарские ханы, 
Посланцы Золотой, 
Перемётчики Чёрной Орды. 
  
А над всем этим срамом 
Та церковь была – 
Как невеста! 
И с рогожкой своей, 
С бирюзовым колечком во рту, – 
Непотребная девка 
Стояла у Лобного места 
И, дивясь, 
Как на сказку, 
Глядела на ту красоту... 
  
А как храм освятили, 
То с посохом, 
В шапке монашьей, 
Обошёл его царь – 
От подвалов и служб 
До креста. 
И, окинувши взором 
Его узорчатые башни, 
«Лепота!» – молвил царь. 
И ответили все: «Лепота!» 
  
И спросил благодетель: 
«А можете ль сделать пригожей, 
Благолепнее этого храма 
Другой, говорю?» 
И, тряхнув волосами, 
Ответили зодчие: 
«Можем! 
Прикажи, государь!» 
И ударились в ноги царю. 
  
И тогда государь 
Повелел ослепить этих зодчих, 
Чтоб в земле его 
Церковь 
Стояла одна такова, 
Чтобы в Суздальских землях 
И в землях Рязанских 
И прочих 
Не поставили лучшего храма, 
Чем храм Покрова! 
  
Соколиные очи 
Кололи им шилом железным, 
Дабы белого света 
Увидеть они не могли. 
Их клеймили клеймом, 
Их секли батогами, болезных, 
И кидали их, 
Тёмных, 
На стылое лоно земли. 
  
И в Обжорном ряду, 
Там, где заваль кабацкая пела, 
Где сивухой разило, 
Где было от пару темно, 
Где кричали дьяки: 
«Государево слово и дело!» – 
Мастера Христа ради 
Просили на хлеб и вино. 
  
И стояла их церковь 
Такая, 
Что словно приснилась. 
И звонила она, 
Будто их отпевала навзрыд, 
И запретную песню 
Про страшную царскую милость 
Пели в тайных местах 
По широкой Руси 
Гусляры. 
  
          1938

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

1940 Дмитрий Кедрин — «Зодчие»

Дмитрий Кедрин. Зодчие

Ничего не понимаю в стихах 48%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.94%

Нет времени, нужно другим заниматься 31.06%

Дмитрий Кедрин Китайская любовь

Две мощные крови В себе смешав, Лежал, Кулачки меж пеленок пряча, Сначала поплакал, Потом, не спеша, И улыбаться начал …

Дмитрий Кедрин Постройка

Разрушенный дом привлекает меня: Он так интересен, Но чуточку страшен: Мерцают, холодную важность храня, Пустые глаза недостроенных башен. Под старой …

Дмитрий Кедрин В парке

Старинной купаленки шаткий настил, Бродя у пруда, я ногою потрогал. Под этими липами Пушкин грустил, На этой скамеечке сиживал Гоголь.У …

Дмитрий Кедрин Русский офицер

Над опушкой, где вражий стан, Небосвод от огня багров… Ты летишь туда, капитан, Большевик Николай Петров. Ты носить над огнем …

Дмитрий Кедрин Кот

Дмитрий Кедрин Приданое

В тростниках размокли кочки, Отцвели каштаны в Тусе. Вновь стучится злая дочка К одряхлелому Фердуси: «Жизнь прошла, а вы сидите …

Дмитрий Кедрин Вот и вечер жизни

Вот и вечер жизни. Поздний вечер. Холодно и нет огня в дому. Лампа догорела. Больше нечем Разогнать сгустившуюся тьму.Луч рассвета, …

Дмитрий Кедрин Князь Василько Ростовский

Дмитрий Кедрин Детство

Верно, леший ночью лазил в ригу, Перепутал вожжи, спрятал грабли. Тихий летний дождик. И на книгу Падают большие капли.Няня знает: …

Дмитрий Кедрин Крым

Старинный друг, поговорим, Старинный друг, ты помнишь Крым? Вообразим, что мы сидим Под буком темным и густым. Медуз и крабов …

Владислав Ходасевич Вариация

Владимир Маяковский Шутка, похожая на правду

Скушно Пушкину. Чугунному ропщется. Бульвар хорош пижонам холостым. Пушкину требуется культурное общество, а ему подсунули …

Валерий Брюсов Юношам

Владимир Маяковский Итоги

Дмитрий Кедрин Скинуло кафтан зеленый лето

Георгий Иванов Маятника мерное качанье

Маятника мерное качанье, Полночь, одиночество, молчанье.Старые счета перебираю. Умереть? Да вот не умираю.Тихо перелистываю «Розы» …

Валентин Гафт Эпиграмма Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту

Владимир Маяковский Два гренадера и один адмирал

Давид Бурлюк Я имел трех жен

Евгений Баратынский Сначала мысль воплощена

Анализ баллады Кедрина «Зодчие»

Баллада «Зодчие» была написана поэтом в 1938 году. В этот период пафос современной действительности Д. Б. Кедрина практически не трогал. Произведение очень психологично, и оно обращено к исторической теме. В балладе поэт обратился к славным и трагическим событиям средних веков, ярко отразив собственное их видение.

Произведение является родом повествовательной песни и характеризуется эпичностью и драматическим развитием сюжета. В его основу положена легенда о строительстве Московского храма Покрова, жемчужины древнерусского зодчества. Автор сосредотачивается не на князьях и вельможах, а на судьбах простого народа, людях труда, истинных творцах духовных ценностей.

Зачин баллады «Как побил государь…» соответствует народно-песенным, былинным традициям. Реалии эпохи поэт воссоздает при помощи старинных книжных слов, значение которых следует уяснить, чтобы четко понять смысл текста. Например, «вельми» употребляется в значении «очень», «зане» – в значении «так как, потому что», «зело» – в значении «очень», «торовато» – «щедро, разгульно», «кружало» – «кабак», «правеж – наказание, битье батогами», «оная» – «эта», «да выстроят» – пусть выстроят», «мужья» – «мужчины», «смерд» – «крестьянин», «благолепный» – «торжественно красивый, великолепный», «тать» – «вор, преступник», «переметчик» – «переметнувшийся, перебежчик», «лепота» – «красота», «дабы» – «чтобы».

Поэт охотно использует ряды однородных членов – «флорентийцы, и немцы, и прочие мужья», «русые, босые, молодые», «переходы, балкончики, луковки да купола», однородные сказуемые «выплетали, выводили, жгли, крыли, вставляли», которые парадоксальным образом не утяжеляют текст и не делают повествование громоздким.

Напряженность работы поэта над текстом можно оценить, прочтя его уникальные метафоры – «лился свет», «ударились в ноги», «ремешками схватив волоса», «купол золотом жгли», «крыли лазурью», «чешуйки слюды», «лоно земли», эпитеты – «безвестные зодчие», «слюдяное оконце», «иноземные мужья», «каменные кружева», «суровое письмо», «диковинный храм», «соколиные очи», «стылое лоно», «заваль (в данном контексте – человеческие отбросы) кабацкая», «страшная милость», «тайные места».

Среди других средств художественной выразительности автор использует олицетворение – «площадь жужжала, кричала», апокопу – «дых», сравнения – «церковь была – как невеста», «церковь такая, что слово приснилась», «звонила…, будто отпевала», перифразы – синонимы – «государь», «благодетель», «царь», анафору – «где сивухой разило, где было… темно, где кричали дьяки…», инверсию – «гласит летописца сказанье», «потянулись стрельчатые башенки», «дивились ученые люди», «томились татарские ханы».

Произведение, несмотря на непростой язык и построение, очень увлекательно – Кедрин соблюдает меру при использовании слов и реалий эпохи. Его художественные образы поддерживают интерес к прошлому, будят воображение и фантазию. Можно без преувеличения сказать, что Дмитрий Борисович помогает восстановить историческую память. Произведение не претендует на историческую достоверность – сведенные авторским замыслом строители храма и артель Андрея Рублева в действительности жили в разных эпохах. Большой поэт и патриот обращается к истокам русской государственности и русского духа, в собирательных образах зодчих отражает подвиг и страдания всего русского народа, и свирепый характер средневековой автократии.

Автор делает акцент на том, что русская культура, несмотря на репрессии и казни, держится на самородках. Баллада «Зодчие» – литературный памятник силе народа, создателя самобытной культуры и двигателя истории.

КедринРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Изобразительно-выразительные средства и композиция

Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:

К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:

Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.

Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.

Идея

Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.

Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:

Ещё одной идеей пронизана баллада Дмитрия Кедрина. Идея о вечном противостоянии с одной стороны естественного, подлинного искусства и жестокой власти с другой. Своеобразная трактовка характерной для русской литературы темы «маленького человека» находит своё отражение в произведениях Кедрина, М.А.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»), а через 40 лет будет продолжена в творчестве А.Вознесенского (поэма «Мастера»). Искусство и насилие несовместимы, как несовместима сила русского народа с эгоизмом и слабостью правителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: