Читать краткое содержание Паустовский Мещёрская сторона
Большую популярность обрели мещерские болота, которые славились тем, что люди боялись их, так же, как и некоторых озер того края. Главный герой, со своими друзьями, отважился найти одно из самый страшных озер мещерского края, которое пугало всех баб в округе своей историей. Один из друзей, при остановке на отдых и ночлег, решил самостоятельно отправиться на разведку, и, по возвращении, рассказал своим друзьям о том, что видел это озеро, когда залез на верхушку дерева, и о том, что оно полностью соответствует тому, что о нем рассказываю. Но добраться до «места назначения» компании удалось только спустя год. Как оказалось рыбалка на это озере просто чудесная. И вернувшись после похода с хорошим уловом, друзья оказались героями местного населения, которое, «как огня», боялось посещения данного водоема.
Глухая отчизна
Главный герой произведения — Паустовский. Он же является и рассказчиком, который начинает повествование с краткой характеристики родных мест. Автор с ходу даёт понять, что эта земля абсолютно обыкновенная, однако есть в ней некая магия. Читателя медленно погружают в красоты русских угодий. Автор рисует сосновые леса, бесконечные луга и спящие озёра.
Он не навязывает своё мнение, не говорит о красоте или привлекательности этих мест. Каждому представляется возможность лично оценить «увиденное», прочитав произведение. Паустовский также даёт понять, где находится этот уголок земли: расположен он недалеко от Москвы, между Рязанью и Великим Владимиром.
Затем рассказчик повествует о своём первом знакомстве с Мещерой. Это вышло случайно. Однажды в поезд зашёл дед, весь заросший и лохматый. Он рассказал, что был послан в музей с извещением. Мещера всерьёз заинтересовала исследователей, так как там нашли птиц, доселе неизвестного вида. Помимо них, были свидетельства и о скелете оленя с огромными рогами, довольно древнего и представлявшего ценность для науки.
Художественное своеобразие
Язык повести «Мещорская сторона» так красив, что она часто используется учителями для языкового анализа. Текст поэтичен и ритмичен, в нём Паустовский использует риторические фигуры, свойственные скорее поэзии: единоначатия и рефрены. Паустовский пользуется всем богатством тропов для описания природы. Особенно хороши описания смены времени суток в разное время года: «Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».
Длинные, но совсем не скучные пейзажи в повести чередуются с философскими рассуждениями и сюжетными зарисовками, что делает повесть динамичной, гимном родному краю, признанием ему в любви.
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
По произведению: «Мещорская сторона»
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Нравственные и эстетические идеалы художественно-документальной прозы к.Г. Паустовского («Мещерская сторона» и др. Произведения – анализ по выбору)
К худож-документ произв П пришел не сразу. В начале он – романтик, устремленный в мир фантастич стран, идеалов. Но в последующем, когда красота реального мира и чел стала для него важнее мира фантастич, П обратился к худож-док жанрам-заметки, очерки. Очерки разные, но общее – личность самого автора
Для П важно передать не яркие факты, а свое видение человека, понимание его таланта. В «портретах» лиризм главный, подчиняет себе факты
Лирич очерки-портреты, дающие субъективную оценку чел. Но они принадлежат к худож- док лит-ре-исследование тв-ва, верное понимание писателя. Есть эмоц-лирич стихия портретов, но есть и факты. Анализ чел хар-ра, романтика, вымысел, факты-особ очерка П. Згляды-П не отказ от важности изображ реальности, действит-ти, он лишь подчерк, что в любой реальности есть прекрасное, доброе, чел-кое. Описывая правдиво облики писат(Бунина, Куприна), П изображ те стороны его тв-ва, кот особенно близки П. Через биограф писат можно понять его лит-ру. П выступает против натурализма, копирования, фиксации фактов. «Мещ сторона»- пропитано чистой любовью к красоте окруж мира, кот заставляет трепетать сердца, умиротв душу. Это мир загадоч и прекрасной действ-ти, кот нас окруж. П был путешеств, его привлекали как дальние и родные края. Поездки находят отображ в тв-ве. Но это не взгляд географа, не сухие факты о жизни, а их эстетич наполнение. Обычный дождь благодаря филос взгляду П приобретает очаров и магич свойства- жив существом, мелодичн звучанием. Пение птиц и шум листвы преображ у П в музыку. Лирика восприн как стих. П просит разрешение у природы любов ею, воспевать ее. Показ как нужно любить природу, ведь в ней хранятся духовн ценности, кот делают чел богатым. Ряз обл, не была родн краем П. Но тепло, к он ощутил здесь, делает П ее сыном. Рассказчик едет в М к, узнает что там нашли скелет доист оленя. Едет со стариннй картой, кот исправляет. Рассказ о приметах.Рыбалка в Солотче. Сол-богат село
«Мещерская сторона» Паустовского
С первой до последней страницы произведение К. Паустовского « Мещерская сторона», пропитано той чистой любовью к завораживающей красоте окружающего мира, которая заставляет трепетать сердца, и наполнят блаженным умиротворением души читателей.
Прозе Паустовского присуще редкостное свойство бесконечного многообразия смысловой и эстетической насыщенности произведений
Однажды прочитав рассказы писателя, мы навсегда окунаемся в мир загадочной и такой прекрасной действительности, которая нас окружает, и становимся его неотъемлемой важной частью
К. Паустовский был известным путешественником, его привлекали как дальние неизведанные края, так и родные земли. Эти поездки всегда находили отображение в его творчестве.
Но не следует считать, что писатель смотрел на окружающий мир взглядом ученого географа, его привлекали не сухие научные факты о различных землях, а их эстетическое наполнение, тот заряд энергии, которую они собой несут.
Бескорыстная любовь к обыкновенной земле
В рассказе « Мещерская сторона» автор описывает один из многих уголков необъятной России, тем самым показывая, какую красоту, какое естественное красочное наполнение остается незамеченным людскому глазу.
Даже обычный дождь благодаря философскому тонкому взгляду Паустовского перестает быть обычным природным явлением, приобретая некую очаровывающую силу и магические свойства. Он становится живим существом, своей мелодичностью звучанья и благодатной влагой дополняя первозданность природы.
Даже такие обыденные на первый взгляд вещи как пение птиц и шум листвы, преображаются у Паустовского в необыкновенное симфоническое действо. Лирика, которой щедро наполнена повесть, воспринимается скорее как стихотворение, что говорит о непревзойденном литературном даре автора.
Паустовский не преследует цели алчного использования красот Мещерского края, он просит разрешение у самой природы любоваться ею, и воспевать ее. На своем примере, автор показывает нам как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.
Рязанская область, в которой и находится мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.
Интересные истории и наблюдения
Недалеко от Прорвы было село Солотча. Однажды туда приехал старик. С собой он привёз английскую удочку с блесной. Местные рыболовы презирали спиннинги и злорадно смотрели на то, как старик раз за разом забрасывает свои снасти. Блесна незадачливого рыболова была пустой, а рядом мальчишки таскали рыбу, используя простые удочки. Старик жаловался на несправедливость, а местные знали, что все люди делятся на несколько категорий:
- счастливцы;
- неудачники;
- хитрецы;
- завистники.
Судя по всему, старик принадлежал к тем, кому всегда не везёт. Он возвращался с рыбалки в комариных укусах и в крови, но не сдавался, хотя извёл уже много блёсен. Рыбаки решили взять его с собой на Сегден. Всю ночь рыболов не спал, так как не хотел ложиться на сырую землю. Утром он спросонья наступил в яичницу, а потом разбил кувшин с молоком. Но это была не самая большая его неудача.
Рассказчик пошёл со стариком на Прорву, тому посчастливилось поймать большую щуку. Но дед не стал тащить её на берег, а достал пенсне и начал с громкими восторгами разглядывать добычу. Щука полежала спокойно, потом ударила старика хвостом по щеке и плюхнулась в воду. В тот же день старик уехал в Москву.
В лугах очень много озёр с говорящими названиями. Так, в Промоине ловили капризную рыбу, которую можно вытащить только с большим трудом. Бобровка называлась так из-за бобров, которые раньше там водились. В Тиши, по словам стариков, всегда стояла тишина. Были и другие разнообразные названия. Каждое озеро удивляло чудесами. Так, по берегам Старицы росли чернобыльник, череда и живичка. Последняя имеет свойство поворачиваться корнями к земле, если её вырвут. В это время растение похоже на карабкающегося жука. Вблизи ароматных лугов жили люди разных профессий:
- сторожа колхозных огородов;
- паромщики;
- корзинщики.
Село Солотча славилось способными людьми. Когда-то здесь жил известный гравёр Пожалостин, работы которого известны в Англии и Франции. В любой сельской избе висели иконы и картины, потому что раньше жители были прославленными богомазами. В этих местах родился Есенин, а однажды автор даже покупал у его родной тётки молоко.
Леса, луга и реки
Тусклой зелёной краской карту заливали могучие лесные массивы. В некоторых местах были белые пятна, а через горы, леса и болота протекали две реки — Пра и Солотча. Кроме того, в Мещёрском крае было много каналов. В Солотче водились язи, а вода, которую крестьяне называли «суровой», имела красный оттенок.
Извилистая река Пра текла из Мещёрских озёр и впадала в Оку. Раньше по её берегам селились раскольники. В тех краях, где река брала своё начало, находилась ватная фабрика, поэтому на речном дне лежал уплотнившийся за много лет слой ваты, почерневшей от времени.
Многочисленные каналы были прорыты ещё по указу Александра II. Предполагалось, что здесь будут селиться люди, но земля оказалась слишком скудной, чтобы прокормить крестьян. Со временем каналы заросли болотной травой и пересохли. По берегам начали гнездиться утки, а в воде можно было заметить вёртких вьюнов и ленивых линей.
На берегах Пры и Солотчи жили водяные крысы, причём некоторые были седыми от старости. Чтобы проследить, как крысы ловят рыбу, рассказчик наблюдал за норами. Зверёк выплывал из убежища, глубоко нырял, а потом шумно возвращался с пойманной рыбой. Иногда добыча была слишком крупной, тогда крысе приходилось долго бороться.
Чтобы зверькам было легче плавать, они держали в зубах полые стебли куги, способные выдержать довольно большую тяжесть. Когда-то Мещёрские болота пытались осушить, чтобы выращивать на земле овощи. Оказалось, что почва имеет такой состав:
- пески;
- подзол;
- торф.
На таком грунте можно было вырастить только урожай картошки. Люди пришли к выводу, что богатство Мещёры не в почве, а в заливных лугах и лесах. На левом берегу Оки до сих пор сохранились обширные участки, где можно косить «великолепное» сено. Весь Мещёрский край — это часть лесного «океана». На этой территории произрастают разные виды лесов:
- берёзовые;
- еловые;
- сосновые;
- дубравы;
- широколиственные рощи.
Заливные луга, которые в вечерних сумерках напоминают море, тянутся между лесом и рекой Окой. Примерно посередине протекает Прорва. Она знаменита тем, что это старое русло Оки. В речке много глубоких омутов, а её берега довольно крутые. Во многих местах невозможно подобраться на лодке к берегу, потому что по обе стороны растут густые и высокие травы.
Литературное направление и жанр
В собрании сочинений Паустовского жанр произведения «Мещорская сторона» определяется как маленькая повесть. Она занимает 35 страниц, но не имеет единого повествовательного сюжета. Основной тип повествования повести – описание с небольшими вкраплениями повествовательных сюжетов и рассуждений. Поэтому жанр близок к очерку, для которого характерна документальность, фрагментарность, описательность.
Рассказчик описывает всё, что достойно его внимания, отражает увиденную жизнь, как зеркало. Это основной принцип реалистического литературного направления. Рассказчик выражает своё отношение к природе Мещорского края, к его талантливым людям. Но он никак не оценивает рассуждение жителей Мещорского края о том, как изменилась к лучшему их жизнь за последнее время: голосистая деревенская девушка поёт в Москве, потомственный бедняк обзавёлся радио и книгами, набожный старик теперь не уповает на Бога, верит в собственные силы. Все эти люди – типичные герои своего времени в типичных обстоятельствах, но едва ли они годятся на роль героев соцреализма. Рассказчик воспринимает их как часть мещорской природы, не оценивая, но только наблюдая их жизни, как наблюдает жизнь леса, болота, щуки или волчицы.
Анализ повести Паустовского Мещерская сторона
Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь». Даже то, что ему (и местным жителям) не нравится, он ценит. Нельзя же рисовать всё только в светлых красках, а неприятное замалчивать.
Пишет Константин Паустовкий даже о картах. Они могут быть полезны, хотя ландшафт в России очень меняется (от погодных условий). И всё же, изучив карту, проще ориентироваться, узнавать какие-то важнейшие места.
С самого начала писатель с восторгом описывает леса, поля, даже болота. По ходу повествования вспоминает разные истории. Например, как он с друзьями отдыхал на природе. Однажды они решили пойти на «нехорошее» озеро. Местные жители предупреждали этих туристов, что сами всегда избегают его. Но смелые и даже отчаянные приезжие решили рискнуть. Кончилось это тем, что самый смелый пропал, уйдя один в сумерках. Все уже перепугались, но через время он вернулся – на машине! Его выручил проезжавший мимо водитель. Вот такая байка со счастливым финалом! И в итоге, на то озеро они так и не пошли – только увидели издалека, что вода там черная, деревья все кривые. Что туда ходить?
Отношение к приезжим у местных, в основном, ироническое. Приводится история о том, как приехал в деревню «профессор» рыбу ловить. И пусть бы ловил нормально, у местных бы спросил. Но этот привёз с собой спиннинг, который считается у местных рыбаков штукой почти браконьерской. В основном, у него ничего и не ловилось. Но однажды вытащил он щуку. Удача! Но тут показывается, как по городским людям бьет незнание природы. Он наклонился к своей добыче, а щука его изо всех сил хвостом ударила. Тут его мальчишки обсмеяли. И даже самый смелый так и сказал, мол, нечего ловить, раз не умеешь. Так и вернулся в город рыбак неудачливый.
Автор описывает и общие виды, просторы и дебри
Однако он уделяет внимание и птицам, животным, разным растениям. К примеру, удивительное растение, у которого есть такие головки, как у репья
Вот только они не совсем ровные, а если их положить не той стороной, то они переворачиваются всегда на нужную сторону! Рассказываются также забавные истории о, например, наименовании озер.
Повествует автор и про собственную рыбалку, улов… даже про котов, которые всегда готовы полакомиться его рыбой. Он развешивал рыбу сушиться, а коты начинали с вечера «обхаживать» её. И ночью предпринимали налёт. Но рыбак предусмотрительно вешал добычу так, что мелкие хищники не могли её достать, а сами попадали в ловушку. Если кто-то начинал слишком громко мяукать, то Константину Георгиевичу приходилось выходить ночью во двор.
В общем, через все эти истории автор не только показывает край, жизнь в нём, но и создаёт легкий приятный настрой. В финале обозначено, что ещё много можно рассказать об этом крае!
Несколько интересных сочинений
В поэме действие разворачивается вокруг семерых мужиков, случайно встретившихся на столбовой дороге. В ходе беседы разгораются прения на тему
Мы привыкли понимать характер человека, как совокупность свойств, реакций на события каждой отдельно взятой личности. Трудно поспорить с тем, что именно благодаря определенным чертам характера человек становится личностью.
Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека — хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того
Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.
Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.
Мещерские леса
Деревья в этой стороне величественны и грациозны: длинные и прямые стволы восходят к небу, пряча мелкие озёра своими густыми кронами. Воздух всегда остаётся чистым, а по ночам можно разглядеть звёзды.
Автор проводит в лесах около недели. Он живёт в палатке и почти не спит. Однажды рассказчик рыбачил с друзьями на Чёрном озере. Они плавали на резиновой лодке, когда внезапно на них напала огромных размеров щука. Её острый и несгибаемый плавник легко мог порвать шлюпку. Товарищам удалось спасти лодку, они направились к берегу, где поставили лагерь. Там их встречала волчица со своим выводком. Её жилище было поблизости с палаткой. Животное удалось выгнать, но перенести лагерь всё-таки пришлось.
В Мещере было множество озёр с причудливыми наименованиями: Лангобардское, Тишь, Старица, Бык, Хотец, Промоина, Бобровка и другие. Их названия часто были связаны с какой-то историей или особенностью, характерной для данной местности. В Бобровском раньше обитали бобры. На Селянском плавает множество уток. Бык удивляет своими крупными размерами.
Реки и каналы
Было немного их в Мещерском крае. Одна река — Солотча. Её вода имела красный цвет. На берегу расположился одиночный постоялый двор. Вторая, Пра, была менее примечательной, но с первой её роднило чувство запустения. Никто не хотел селиться у их берегов.
Интересной особенностью Мещерского края является всевозможный окрас здешних источников. Вода в них разнообразного цвета, но почти всегда преобладают тёмные оттенки, близкие к чёрному. Бывают и более редкие:
- жёлтые;
- синие;
- фиолетовые.
Помимо рек и озёр, на карте отмечены и множественные водные каналы. Их проложили ещё в годы царствования Александра Освободителя. В те времена стремились осушить болота и разместить на них новые угодья. От этой затеи скоро отказались. Земля была непригодной для земледелия, и каналы быстро заросли. Людей там давно нет, а населяют их одни птицы да рыбы.
Таинственные образы
Автор долго и методично описывает Мещерский край. От его взора не уходит ни одна мельчайшая подробность.
Паустовскому удаётся делать это ненавязчиво. Он будто протягивает читателю руку и погружает его в удивительный мир русских пейзажей, в котором оживает картины классиков изобразительного искусства. Всё то, что можно увидеть в родном крае каждый день, предстаёт в ином свете и понимании: оно застывает. Теперь у каждого есть шанс увидеть вблизи ненавязчивые красоты природы, от которых люди, порой, так брезгливо отмахиваемся.
Несмотря на простой и понятный язык, автор очень поэтично выражается. Различные явления и природные элементы он преподносит в метафорах и тонко-выстроенных образах.
Ближе к концу произведения автор признаётся в любви к тем местам, о которых пишет. Его симпатия красной нитью проносится через всю повесть, но в конце он будто доводит её до пика. Интересно, что Рязанская область не настоящая родина Паустовского, однако это не мешает ему говорить о ней с таким теплом. М. М. Пришвин, сделав анализ произведения, выразился о нем следующей цитатой: «…прекрасное, настоящее художественное изображение земли и людей у земли. И навсегда это останется».
Первое знакомство
Рассказчик впервые попадает в Мещёрский край из Владимира, на неспешном паровозе узкоколейки. На одной из станций в вагон влезает косматый дед и рассказывает, как в прошлом году «язва» Лёшка-комсомолец посылал его в город «до музею» с сообщением, что в местном озере живут «незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три», и птиц этих надо взять живьём в музей. Сейчас дед тоже возвращается из музея — в болоте нашли «древнюю кость» с огромными рогами. Рассказчик подтверждает, что в мещёрских болотах действительно нашли скелет доисторического оленя. Эта история о необычных находках запоминается повествователю «особенно резко».
Продолжение после рекламы:
Старинная карта и приметы
Чтобы лучше ориентироваться в Мещёрском крае, автор использовал карту. Она была составлена на основе съёмок, сделанных в 1870 году. Во время походов рыбак находил неточности и вносил исправления, но даже с таким документом исследовать край было надёжнее, чем без ничего. Местные жители часто давали неверную информацию, так как сами путались, не зная, что где находится. «Туземцы» всегда отвечали на вопросы очень подробно, но автор, следуя их указаниям, или не находил обозначенного ориентира, или обнаруживал сразу несколько.
Одна из глав называется «Несколько слов о приметах»
Автор объясняет, что разбираться в природных подсказках очень важно. Например, по ним можно понять, какая погода будет завтра
Глядя на дым от костра, опытный путник сумеет определить, будет ли светить солнце или пойдёт ливень. Изучать край по карте рассказчику тоже нравилось. Ему удалось обнаружить, что по разные стороны от Оки находятся:
- к западу — 8 боровых озёр, причём самые маленькие по площади наиболее глубокие;
- к северу — торфяные болота Мещёры и глухие сосновые леса;
- к югу — плодородные земли Рязанского края.
С востока от боровых озёр расположены огромные болота. Местные жители называют их «омшарами» или «мшарами». Когда-то это были озёра, но за много тысячелетий они заросли и покрылись песчаными островками, где стали находить пристанище лоси. Одно из болот называлось Поганым озером. Местные жители, особенно женщины, относились к этому месту с трепетом. Там росли грибы размером больше телячьей головы. «Туземцы» называли их погаными, поэтому так нарекли и озеро.
Женщины рассказали о страшном водоёме столько ужасов, что автор и его друзья решили сами посмотреть на всё. По дороге путникам пришлось заночевать в палатке. Всю ночь они слышали, как барабанит дождь, и завывают волки. Утром товарищи пошли дальше. Ноги утопали в серых и зелёных мхах, а по берегам виднелись разные растения:
- ландыши, усыпанные твёрдыми оранжевыми ягодами;
- кукушкин лён;
- гонобобель;
- брусника;
- сфагнум.
Осень
Словарь родной природы
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…
***
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот
Мой дом
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.
Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Знакомство с главным героем
Главный герой «Мещёрской стороны» — рыбак, от лица которого ведётся повествование. Этот человек увлечён своим занятием и тонко чувствует природу. По его мнению, природа Мещёрского края обладает притягательной силой. Рассказчик перечисляет красоты, которыми можно любоваться бесконечно:
- величественные сосны;
- лесные озёра;
- скошенные луга;
- цветущие поляны.
Дед поделился историей о небывалых птицах, обитающих в лесных озёрах. Также он показал бумагу, в которой сообщалось об удивительной находке — скелете огромного «ирландского оленя». В заметке рассказывалось, с каким трудом «копачи» извлекали кости из трясины. На рассказчика история произвела сильное впечатление.
Родина талантов
На краю мещорских лесов, недалеко от Рязани, стоит село Солотча. Первый год рассказчик жил у старушки-вековушки, в доме которой было 2 картины итальянского мастера, расплатившегося ими когда-то отцу старушки за постой.
На следующий год рассказчик поселился в старой бане при соседнем двухэтажном доме. Это дом знаменитого гравёра Пожалостина, выходца из Солотчи, бывшего пастуха. Теперь в доме живут две дочери Пожалостина.
Все стены дома увешаны гравюрами со знаменитыми людьми прошлого – Тургенева, генерала Ермолова.
Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина тоже из этих мест. Веками солотчинцы были знаменитыми богомазами.
Недалеко от Солотчи родина Есенина. Его тётка Татьян продавала рассказчику сметану.
На одном из озёр около Солотчи живёт Кузьма Зотов, до революции безответный бедняк. Сейчас в избе появилось много нового – радио, газеты, книги, а от старого времени остался только дряхлый тощий пёс. У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев и четвёртый малолетний Вася. Миша заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом около села Спас-Клепики. Ваня – учитель ботаники и зоологии в большом селе за 100 км от лесного озера. В отпуске он помогает матери по хозяйству и ищет редкие водоросли. Вася – школьник. Его школа за 7 км за лесом. Два года назад Вася помогал приехавшему из Москвы художнику. Во время грозы художник потерял краски. Ваня нашёл их через две недели, но пока искал – сильно простыл и заболел опасным воспалением лёгких.