Встреча с Долоховым: краткое содержание
Петя Ростов много слышал об этом человеке, и когда он вошел в избу, герой поразился простоте его внешнего вида. Гвардейский офицер был выбрит, петлицу сюртука украшал Георгий, а на голове красовалась простая фуражка. Долохов снял бурку и стал расспрашивать Денисова о положении дел. Поговорили о приезде Ростова, ответах генералам, состоянии войск противника. Выслушав, Долохов произнес, что необходимо точно узнать состав последних, потому предложил кому-либо из присутствующих отправиться с ним в разведку. Петя тут же вскрикнул: «Я!», чем вызвал недовольство Денисова.
Заметив барабанщика, офицер начал говорить о неразумности оставлять в живых пленных. Денисов, придерживавшийся иной точки зрения, вступил с ним спор, во время которого Петя соображал. Он многого не понял из услышанного и отнес все к тому, что большие все знают. При этом непременно решил противостоять Денисову и отправиться в разведку. Наконец, Долохов напрямую спросил у Ростова: «Едем?». И юноша в ту же минуту дал утвердительный ответ.
Описание семьи Ростовых: состав, воспитание детей
С этой семьёй читатель знакомится в день, когда у них праздновали именины матери и младшей дочери, которые носили имя Наталья. Семейство графа Ильи Андреевича Ростова, богатого дворянина, занимало в Москве в большой дом на Поварской улице.
Члены семьи Ростовых: отец граф Илья Андреевич, мать графиня Наталья Ростова (в девичестве Шиншина), четверо детей (Вера, Николай, Наташа, Петя) и пятнадцатилетняя племянница графа Соня. Кроме того, у Ростовых «с детства воспитывался и годами живал» Борис Друбецкой, сын родственницы графини Ростовой. Он одних лет с Николаем Ростовым и сейчас уже офицер гвардии.
Младшим ребёнком в семье является Петя, в начале романа ему было девять лет. Это «толстый румяный мальчик» весёлый и смешливый. Вере было семнадцать лет, а Наташе — тринадцать. Воспитывали детей в семье Ростовых гувернантка-француженка и гувернёр-немец.
У Ростовых был воспитан также дворянский сын Дмитрий Васильевич, который сейчас занимался всеми делами графа, в том числе денежными. Граф и графиня называли этого тихого и почтительного молодого человека Митенькой.
Граф и графиня Ростовы были добрые, отзывчивые, гостеприимные люди. В их семье царила тёплая атмосфера любви и радушия. И родителям, и детям (кроме Веры) были присущи такие черты характера как простота, естественность, искренность, доброта, щедрость, бескорыстие, широта души.
Сочинение на тему Петя Ростов
Петя Ростов относится к второстепенным персонажам романа Толстого. Посредством знакомства с его историей автор показывает трагичность военных событий. Читателю становится ясно, как ужасен народ, лишенный жалости, идущий воевать не за родину, а чтобы посеять смуту на чужой земле.
Петя впервые появляется в романе 9-летним мальчиком. Невысокий, полноватый парнишка умиляет всю семью. При следующем упоминании Петя уже подросток. Он вытянулся, похудел и стал обнаруживать патриотические настроения. Будучи по натуре непоседой, Петя не стремится к учебе. С ранних лет он одержим мечтой совершить подвиг, в фантазиях воображает себя на войне, и ждет подходящего случая продемонстрировать мужество. Романтичный юноша воспринимает войну приукрашенной. Он рвется туда, мечтает быть в центре событий.
В романе четко прослеживаются периоды взросления мальчика, развития в нем задатков героя. Читателя охватывает тревога, когда Петя непоколебимо решает отправиться на войну.
Такое решение становится ударом для родни. Его считают недостаточно зрелым, но упрямый и непреклонный юноша угрожает побегом, если ему помешают. Теплое место, которое подыскивают ему родители, не устраивает пылкую натуру. Его цель – эпицентр сражения.
Оказавшись у партизан, в отряде Денисова, Петя с энтузиазмом воспринимает происходящее. Являясь незрелым юношей, он не видит насмешливого отношения к себе старших товарищей. Его горячность умиляет бойцов, старающихся уберечь горе-воина. Неопытному Пете запрещают участвовать в бою, но он, ослушавшись, выходит на поле сражения и получает пулю.
Смерть настигает самого позитивного героя романа: доброго, искреннего, милосердного, полного энтузиазма. Его жизнь обрывается на этапе расцвета. Он хотел быстрее повзрослеть, но не смог оценить все тяготы взрослой жизни. Романтичный мальчик окружен собственной придуманной атмосферой добра и гармонии. Петя беззащитен перед жестокостями войны, не созрел для нее. Он воспринимает войну продолжением детских игр.
Петя отправляется сражаться с врагом осознанно, потому, что не может поступить по-другому. Его гибель случается прежде, чем он сумел разобраться в войне. Однако он любит Родину сильнее, чем себя. Вчерашний мальчик уже живет по закону сложного чувства, завладевающего взрослыми людьми, при виде чужеземцев, марширующих по русской земле. Это одно из самых светлых и бескорыстных чувств. Такие люди, патриоты Отечества, не считают себя героями. Они действуют так, как велит сердце.
Прекрасный мальчик Петя должен был жить и дарить окружающим свою добрую душу и нераскрытые таланты. Но он предпочел умереть за Отчизну. Значит, не напрасно прожита его короткая жизнь.
Толстой Лев. Все пересказы
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Военная служба
Петр вырос на патриотизме.
Вкупе с юношеским максимализмом это сыграло печальную роль в его жизни. Он сам выбрал военную службу. Никто его не подталкивал и советов не давал. Для родных и близких новость об этом стала шокирующей, вызвав массу жарких споров относительно того, стоит ли ему посвящать себя военной деятельности или нет.
Петя был слишком упрямым парнем.
Если что вбил в голову, его не переубедить. Родители знали характер сына, прекрасно понимая, что запрет роли не сыграет. Тем более поставленный Петром ультиматум о том, что он сбежит из дома, если они будут препятствовать, подтверждал серьезность намерений.
Жалко было отправлять младшего сына на службу, но пришлось принять его выбор. Максимум что они могли сделать, подобрать наиболее безопасное место для прохождения службы.
Вся семья переживала, когда Петр покинул родительский дом. Они понимали, что мальчик повзрослел, и их влияние на него ослабло, но душа и сердце разрывались, отпуская родную кровиночку.
Петр мечтал воевать и непременно стать героем, совершив подвиг, а там куда его определили для прохождения военной службы — это сделать было невозможно.
Петя Ростов мой любимый герой романа Война и мир сочинение
Петя – младший ребёнок в семье Ростовых. Ему присущи как смелость, решительность, благородство, так и детская восторженность и излишняя уверенность в собственных силах.
На протяжении практически всего романа Петя появляется в компании Наташи и Николая. Он резвится с ними в гостиной, едет к дядюшке в гости. Однако в силу возраста он ещё не понимает всех чувств и эмоций, о которых говорят его брат и сестра.
Характер младшего Ростова раскрывается во время войны. Его смелое решение вступить в полк неохотно принимается семьёй, но Петя настаивает на своём. Подобно Николаю и всем служащим он хочет защищать Россию. В сцене на площади перед собором видно, что Ростов ещё очень юн, но в то же время смел, самостоятелен, любит свою страну и императора.
Попав на место боевых действий, Петя постоянно ищет случая для геройства. Ему нужно действовать, проявить себя в сражении. Выполняя поручение своего генерала-немца, он встретился с партизанским отрядом Денисова. В ту же секунду Ростов решил, что именно тут происходит настоящее дело.
Ростов стесняется старших офицеров. Он предлагает им свой нож, изюм, различные предметы обихода, обдумывает каждое слово. Ему особенно неловко говорить о взятом в плен барабанщике. Голодный мальчик вызывает жалость в Пете. Он искренне хочет помочь французу.
Как и Наташа, Петя очень музыкален. В ночь перед нападением на транспорт, когда казак точит ему саблю, юный офицер слышит в полусне музыку. Он сам управляет ей, задаёт настроение, вызывает хор.
Утром партизаны направляются в лагерь французов. Несмотря на все предупреждения Денисова, шестнадцатилетний Ростов одним из первых скачет вперёд с криком «ура». Он так по-детски восторжен, что забывает, где находится. Случайная пуля попадает ему в голову.
Петя Ростов обладает всеми наилучшими качествами своей семьи: искренностью, щедростью, милосердием и состраданием. Я с уверенностью могу назвать его своим любимым героем, потому что он храбр, решителен и добр ко всем без исключения.
Мой любимый герой — Петя Ростов в романе Война и мир
Сейчас читают:
-
Сочинение Осенний вечер
Время. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.
-
Сочинение на тему Я хочу стать врачом 5 класс
Кто из нас в детстве не хотел быть врачом. Многие представляли себя в белом халате со скальпелем в руке. У кого-то хватало смелости видеть кровь и человеческие органы. К сожалению, мечты многих так и остались мечтами, но кое-кто воплотил их в свою жизнь.
-
Сочинение Великая Отечественная война
Великая Отечественная война, оставила в наших сердцах очень много боли и страдания, но одержав великую победу, наш народ ощутил настоящее опьянение от этого, так как долгие пять лет все ждали этого момента. Все время народ вел борьбу
-
Сочинение по картине Шишкина Туманное утро
Вряд ли сыщется человек, мало-мальски интересующийся живописью, который бы не знал или не слыхал об Иване Шишкине, – русском художнике, пейзажисте от бога.
-
Сочинение на тему Лето на море
Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.
-
Сочинение Хабаровск — мой город
Хабаровск находится на правом берегу реки Амур, совсем недалеко от государственной границы с Китаем. Протяженность примерно 35 км. От Москвы до Хабаровска более 8000 километров, а Китай рядом, в каких-то 70-км. Поэтому,
Детство и семья
Несмотря на то что Петю можно считать одним из ключевых персонажей, информации о нём не так много. В основном детально описываются детский и отроческий периоды.
Будучи маленьким мальчиком, Петя любил пошалить. Так начинался и заканчивался любой его день, и он обязательно что-нибудь ломал. При этом персонаж всегда умудрялся избегать наказания. Как и прочие дети, Пётр обожал сладости. Самым близким человеком для него стала сестра Наталья. Это обусловлено её спокойным и терпеливым характером, а также небольшой разницей в возрасте. Помимо Пети, в семье воспитывалось ещё несколько детей:
- Вера;
- Николай;
- Наталья;
- Соня;
- Борис;
- Митя.
У Ростовых всегда царили любовь, доброта и гармония. Отношения никак нельзя было назвать натянутыми. Такая атмосфера сохранялась и у братьев с сёстрами, кроме старшей Веры. Она всем казалась холодной и жестокой. Другие дети смеялись над ней за глаза и даже сочинили обидную кличку.
Так как Петя был самым младшим, то ему сходили с рук все его шалости. Семья была измучена проделками этого негодника, однако никто не пытался его серьёзно наказать. Все понимали, что в корне подобных действий лежит детское любопытство. Родители, будучи от природы хорошими педагогами, не позволили вырасти герою избалованным эгоистом.
Образ Пети Ростова
В образе юного Пети Ростова автор воплотил свои представления о том, каким должно быть дворянство, очищенное от скверны: лицемерия, тщеславия, лжи и подлости. Петя — это воплощение лучших качеств подрастающего поколения, способного приносить пользу государству, жить во благо других людей.
С раннего детства Петя растёт весёлым, озорным, шаловливым ребёнком. Он воспитывается в большой любви и потому искренне любит всех людей, весь мир, что его окружает.
Петя — отважный, решительный мальчик, в котором бушует юношеский максимализм. Будучи настоящим патриотом, он мечтает отправиться на фронт, чтобы на деле доказать свою любовь к отчизне. Несмотря на все протесты и уговоры родителей, он добивается своей цели, попадая в самую гущу сражений.
Петя — юноша, у которого едва пробивается пушок на лице, и потому он отчаянно мечтает побыстрее вырасти и стать отважным, мужественным офицером. Желая доказать свою причастность к миру «взрослых», Петя выбирает самые опасные, самые рискованные боевые задания. Однако даже на войне он остается добрым, наивным, жизнерадостным мальчиком, который невольно вызывает улыбку у сослуживцев.
В сердце Пети Ростова есть место милосердию и состраданию. Он не может пройти мимо несчастного французского мальчика-барабанщика, попавшего в плен, и всячески стремится облегчить его участь.
На примере Пети автор показывает, что лучшие человеческие качества не зависят от положения в обществе и толщины кошелька. Воспитанный на идеалах гуманности и любви к отечеству, Петя показан достойным представителем молодого поколения России того времени и воплощением души семьи Ростовых — доброй и искренной.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Война и мир»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Война и мир»
для самых компанейских —
Главные герои «Война и мир»
для самых занятых —
Читательский дневник «Война и мир»
Участие Петра в военных действиях. 1812 год
Младший Ростов постоянно думал о своем участии в настоящих военных действиях. Эта мысль не давала покоя, становясь навязчивой идеей. Все попытки оказаться в центре боевых событий заканчивались неудачно, пока Петру не подвернулся счастливый шанс осуществить заветную мечту.
Попав в отряд Денисова, парень был на седьмом небе от счастья. Он мечтал об этом, и теперь наконец-то появится возможность проявить себя. Радостный и воодушевленный он светился от счастья. Окружающие его люди понимали, что он еще слишком юн для подобных испытаний и в душе улыбались, вспоминая себя, когда первый раз оказались на линии боя, но никто из взрослых не думал насмехаться над ним, видя, что парень настроен серьезно.
Первый бой, куда допустили Петра, был под Вязьмой. Неумелый и безрассудный он бросился в самое полымя, нарушив приказ
Эмоции захлестнули его, и он забыл об осторожности. После этого случая ему наложили запрет на дальнейшее участие в боях
Самое страшное наказание для юноши сидеть на месте. Наплевав на запрет военного руководства, он участвует в атаке.
Этот бой оказался последним. Получив ранение, оказавшееся смертельным, Петр погибает.
Для родных известие о гибели любимого сына и брата стало трагедией. Они не могли смириться с тем, что его больше нет. В их душе он до сих пор жив. Наталья, в память о младшем брате назвала сына.
Жизнь Петра оборвалась внезапно, но в душе тех, кто знал милого, доброго парня, он навсегда останется жив. Светлый лучик, озарявший все вокруг, погас и уже никогда не осветит мир, который так любил и хотел изменить. Просто не успел.
Задания
Чем данный разбор эпизода отличается от пересказа? Какую задачу ставил автор сочинения, была ли она решена и каким образом?
Роль эпизода гибели Пети Ростова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Эпизод смерти Пети Ростова расположен в конце третьей части последнего тома эпопеи, по сути дела, последней, так как в четвертой части Толстой подводит итоги повествования. Гибель Пети Ростова на одной из последних страниц романа подчеркивает мысль Толстого о бессмысленности, бесчеловечности войны, которая убивает юного, обаятельного, жизнерадостного молодого человека. В то же время в этом эпизоде особенно эмоционально воспринимается идея о народном патриотизме в этой войне, благодаря образу героя-юноши, добровольно ушедшего в шестнадцать лет сражаться за свою родину.
Эпизоду смерти Пети предшествует ряд событий, которые помогают понять состояние юноши перед боем. Вначале Петя вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов и возвращается уже в возбужденном состоянии. Это проявляется в том, как он ведет себя с Долоховым («давай поцелуемся»). Так и не уснув, Петя идёт прогуляться по лагерю, по дороге встречает казака и вступает с ним в разговор, в котором стремится показать себя не юнцом, а опытным воякой: «А что кремни в пистолетах сбились…Оттого я привык всё делать аккуратно. Иные так, кое-как не приготовятся и жалеют. Я так не люблю». Толстой с большим мастерством рисует состояние Пети, который хочет выглядеть старше, а на самом деле ещё совсем ребёнок. Поэтому всё реальное вокруг него кажется ему волшебным: «Что бы ни увидел Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором всё было возможно».
Важнейшую идейно-композиционною роль играет сон Пети, «Петина музыка». Он слышит звучание стройного хора, в котором каждый инструмент сливается с другим «в сладкий торжественный гимн», и даже всё то, что окружало мальчика во время сна («капали капли, и вжиг, жиг, жиг свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади»), — не нарушало хор, а входило в него.
Этот сон отражает не только напряженное состояние Пети, но и содержит глубокий философский смысл – это гимн красоте и гармонии жизни. Он предвосхищает появление «шара из капель» в сне Пьера.
На следующее утро, во время выступления отряда, состояние и поведение Пети резко контрастирует с окружающей обстановкой. В то время как пехота, «шлёпая сотней ног, прошла вперёд по дороге… лицо его, в особенности глаза, горели огнём, озноб бегал по спине, и во всём теле что-то быстро и равномерно дрожало».
Автор подчёркивает, что во время переезда эта дрожь всё усиливается, и Пете кажется, что в момент выстрела, сигнала к атаке, всё расцвело, «как середь дня». Он бросается вперёд, не видя окружающей реальности. Петя сам ищет своей гибели, боясь опоздать, стремится оказаться в самой гуще событий. С одной стороны, его поступок объясним молодостью, с другой – мы видим в его действиях безответственную смелость, которую Толстой не считает настоящим героизмом. Поэтому картина смерти описана буднично и просто: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова не шевелилась. Пуля пробила ему голову».
Толстой великолепно изображает развязку эпизода. Мы видим, как видавшие виды вояки тяжело воспринимают смерть мальчика. Несмотря на то, что они скрывают свои чувства, видно, как глубоко потрясены Долохов и Денисов. Первый приказывает «пленных не брать», выразив этими словами потрясение. Денисова же эта смерть просто подкосила: «И казаки с удивлением оглянулись на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся».
Предваряя известие о гибели Пети в доме Ростовых, Толстой рассуждает о горечи утраты близкого человека: «…но когда умирающий есть близкий человек, и человек любимый… то тогда разрыв и душевная рана, которая иногда залечивается. Но всегда болит». Писатель очень трогательно описывает душевные переживания близких о потере Пети. «Пе.. Петя… Поди, поди, она, она зовёт… — он, рыдая как дитя быстро семеня ослабевшими ножками, подошёл к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками». Что-то страшное ударило её в сердце, и ей показалось… что она умирает”. Нет утешения потерявшим сына родителям.
Эпизод гибели Пети очень важен в романе и тесно связан с идейным смыслом всего произведения. В этом эпизоде нашла отражение одна из самых важных идей – мысль семейная. А также мысль народная, так как Петя — участник партизанской войны, а партизанское движение, по Толстому, есть яркое проявление патриотизма.
За ужином
Краткое содержание «Пети Ростова» продолжается описанием разговора, происходившего в караулке.
В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой складной нож, а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.
Краткое содержание «Пети Ростова» продолжается описанием неловкого для молодого человека момента. Он вспомнил о пленном мальчике-французе и засомневался, не стыдно ли спросить о нем у офицеров? Наконец, покраснев, все же поинтересовался, можно ли привести его в избу. А получив разрешение и расцеловав от счастья Денисова, побежал на улицу.
Висеня – так прозвали солдаты пленного – сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.
Военная служба
Решение героя отправиться на военную службу было воспринято родственниками отрицательно. Они считали, что Петя ещё слишком молод для подобной деятельности. Персонаж проявил непреклонность и даже поставил ультиматум. Он заявил, что при дальнейшем противодействии семьи сбежит из дома. Родным пришлось согласиться.
С одной стороны, семья пошла навстречу амбициям и желаниям молодого человека, но с другой — они подыскали спокойное место для прохождения службы. Петя буквально рвался в бой, хотел совершить какой-нибудь геройский поступок. Он понимал, что подвиг невозможен, пока отсиживаешься в безопасности. Вскоре у Петра Ростова появился шанс стать героем.
Храбрый юноша стал боевой единицей в отряде Денисова. Там ему очень нравилось, Петя считал этот коллектив местом, где познаются люди и раскрываются все их качества. Следует отметить и отношение взрослых сослуживцев. Они не подшучивали над поведением Ростова и не умаляли его энергии. Солдатам, побывавшим в настоящих сражениях, юноша казался душевным и близким.
В битве под Вязьмой юноша действовал крайне неосмотрительно, бросался на врага, стреляя из пистолета и ослушавшись приказа. После такого инцидента Пете запретили участвовать в боевых действиях. Ростов не отчаялся и, нарушая запрет, вновь пошёл в атаку. На этот раз безрассудство привело к трагическому финалу. Юноша получил серьёзное ранение и погиб (в 10 главе четвёртого тома). Для семьи его смерть стала настоящим шоком, а сестра Наташа впоследствии назвала своего ребёнка в честь брата.
Персонажа в первую очередь отличают такие качества:
- любовь к жизни;
- долг перед Родиной;
- вера в человечество;
- жертва во имя исполнения мечты.
Уход на войну
Когда французская армия пришла в Россию и началась Отечественная война, пятнадцатилетний подросток Петя Ростов почувствовал ненависть к врагам и понял, что просто не может сидеть дома в такое тяжёлое время. Конечно, мать и отец были недовольны: их сын, ещё ребёнок, уже рвётся на войну, туда, откуда можно не вернуться. Это обернулось неприятными разговорами, и постепенно Ростовы поняли, что спорить с младшим сыном безнадёжно — он упорен и настойчив.
И тогда глава семейства позаботился о том, чтобы Петя попал туда, где риск попасть под вражескую пулю минимален. Так юный патриот, мечтающий стать героем, попал ординарцем к генералу.
Нетерпеливость, юношеский максимализм и тяга к подвигу сказались осенью 1812 года, в сражении под Вязьмой (по мнению автора, все эти сражения были ненужными, ибо «генералы, особенно нерусские, хотели отличиться, пленив знатных врагов»). Получив поручение от генерала, юный офицер неожиданно ослушался и ринулся в гущу боя, где дважды выстрелил из пистолета. Такое самовольство рассердило генерала, и он запретил Пете участвовать в битвах.
Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4)
Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку». Толстой, называя партизанскую войну «страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов», готовит нас к реалистическому описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям. Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей. Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома
Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа — Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении
Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не «муж», но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его «безумный поступок» в Вяземском сражении: «Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета». Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны. Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами. Он «находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей». Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его. Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам. При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его «в самую… в главную…», очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку. Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок. Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег. В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым. Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод
Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в «жалких мальчишек», страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц. Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения
Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам. Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует. Такова философия Толстого, которая зиждется «на непротивлении злу насилием» и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.
В бою
Сев в седло, Ростов вновь попросил Денисова дать какое-нибудь задание, тот же приказал держаться рядом и никуда не соваться. Однако когда прогремел сигнальный выстрел, Петя помчался вперед. Он проехал мост и уже не разбирал, где свои, а где враги. Подскочив к толпе, увидел, как француз сжимал древко пики, направленной на него. Это еще больше подзадорило юношу, и с криком «ура!» он помчался туда, где раздавалось больше всего выстрелов. Во дворе господского дома заметил Долохова, приказывавшего ждать пехоту. Но Петей владело такое чувство, что он не послушался офицера, а все с тем же криком понесся дальше. Вдруг молодой человек стал странно размахивать руками, выпуская поводья, и сбиваться с седла. В тот момент, когда лошадь остановилась перед тлевшим костром, Петя упал. Его ноги и руки задергались, хотя голова не шевелилась: ее пробила пуля. Так погиб совсем еще юный Петя Ростов.
Отрывок из романа «Война и мир» завершается тем, как к уже мертвому мальчику подошел Долохов и после слов: «Готов» отдал приказ не брать раненых. А подъехавший Денисов повернул к себе бледное лицо юноши, затем быстро отвернулся и отошел, издав звуки, напоминавшие собачий лай.