Краткое содержание
Далее рассказ «Срезал» представлен читателю в кратком содержании. Пересказ произведения Шукшина следует начать с приезда семьи Журавлевых к матери, чтобы проведать старушку и отдохнуть от городской жизни и забот.
Их приезд не остается незамеченным для местных жителей. Мужики, предвкушая очередное зрелище, как бы невзначай сообщают некому Глебу Капустину о приезде земляка.
Глеб был «уважаемым» человеком среди односельчан. Он славился тем, что мог без труда «срезать» в беседе самого образованного человека, поставив его в неудобное положение. По давно заведенной традиции, когда кто-либо из земляков приезжал погостить в родные края, вечером к нему приходили сельчане расспросить о городской жизни. Каждый раз неизменно появлялся и Глеб – ехидный и завистливый мужик лет сорока.
И в этот раз ближе к вечеру он с мужиками двинулся к дому Журавлевых. По пути ему сообщают, что Константин – кандидат наук, как и его супруга Валентина. В предвкушении зрелища компания потирает руки.
Журавлев искренне радуется появлению старых знакомых, накрывает на стол, попутно вспоминая школьные годы и детство. Однако доброго разговора не получается – Капустин мрачно молчит, готовясь к нападению.
Неожиданно Глеб оживает, услыхав, что Константин работает на филфаке, и задает кандидату массу вопросов по философии, очевидно, думая, что это одно и то же. Однако вопросы Капустина были набором нелепых фраз и названий, которые когда-то были им услышаны или прочитаны. Об их смысле он не имел ни малейшего представления.
Глеба якобы интересует вопрос первичности материи, проблемы шаманизма на севере, понятие невесомости и происхождение луны. Поток вопросов, которыми он засыпал кандидата, не прекращался, и растерянный Константин, совершенно сбитый с толку, приглашает к разговору жену.
Стараясь быть вежливее, супруги пытаются уловить смысл разговора, однако совершенно абсурдные, нелепые фразы Глеба вызывают у них улыбки. Заметив их иронию, Капустин пафосно, с наставлением заявляет, что кандидатство – не только звание, костюм, но и определенная начинка в головах.
Супруги теряются окончательно. А Глеб, не желая останавливаться, продолжает нравоучения, призывая их больше читать газет, чтобы, приезжая в народ, быть собраннее и скромнее. На вопрос жены Константина, в чем заключается нескромность, он предлагает супругам задуматься об этом после их ухода.
Усмехаясь, он выходит из дома, наслаждаясь восхищенными взглядами мужиков и растерянностью Журавлевых.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В деревне, которая называется Новая, приехал к Агафье Журавлёвой сын с семьёй: женой и дочкой-школьницей. Все жители небольшой деревни тут же узнали, что Константин Иванович и его жена — кандидаты наук, что Агафье привезли подарки: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки».
Тем же вечером мужики собрались на крыльце Глеба Капустина — ждали его с работы. Сорокалетний Капустин, начитанный, ехидный мужик, славился тем, что «срезал» в разговоре знатных земляков, приезжавших в родную деревню погостить. Хотя деревушка Новая маленькая, но таких людей было немало: «один полковник, два лётчика, врач, корреспондент…» И повелось, что когда эти люди приезжали, сельчане приходили к ним в избу послушать про городскую жизнь, рассказать о своей. И тут-то Капустин с большим удовольствием «срезал» знатного человека — попросту выставлял его в неловком, даже унизительном положении. Многие односельчане, особенно матери знатных, были этим недовольны, но немало было и тех, кто одобрял такое поведение. В прошлом году Глеб в споре победил даже полковника: тот спутал фамилию графа, который приказал поджечь Москву в 1812 году. Этой победой Глеб очень гордился.
И вот мужики пошли проведать гостей Агафьи Журавлёвой. В дороге Глеб узнаёт, что гости приехали на такси и что какой специальности они кандидаты — неизвестно.
Константин Иванович с радостью встретил односельчан, его мать подала гостям угощенье. Стали вспоминать детство. Глеб в разговоре не участвовал — он родом был из другой деревни. Когда за столом все разговорились, тут-то Капустин напал на кандидата: засыпал его вопросами.
Узнав, что Константин Иванович работает на филфаке, и посчитав, что такая работа относится к философии, Капустин стал допытываться как кандидат относится к вопросу о первичности духа и материи, затем пошёл просто поток вопросов. Выглядело это так, как будто Капустин ведёт допрос кандидата. Вопросы были несуразные: то как именно сейчас определяет понятие невесомости философия, то ему понадобилось мнение кандидата о «проблеме шаманизма в отдельных районах Севера», то как он относится «к тому, что Луна тоже дело рук разума», а внутри неё разумные существа живут.
Ответы Капустина не удовлетворяют, он критически их комментирует и изо всех сил старается выглядеть более умным, чем Константин Иванович. Мужики при этом очень внимательно следят, как Капустин «срезает» кандидата.
Под потоком дурацких вопросов язвительного Капустина Константин Иванович теряется и не знает, как разговаривать с этим странным человеком. Заметив, значительный взгляд кандидата на жену, «Глеб взмыл ввысь» для нанесения сокрушительного удара.
Он начинает поучать супругов, что нужно читать газеты и развиваться, потому «что кандидатство — это ведь не костюм, который купил — и раз и навсегда», что его надо «поддерживать». Капустин обвиняет их, что они пускают пыль в глаза своим высоким положением, приезжая на такси с кучей чемоданов. И ещё даёт им совет почаще спускаться на землю — «падать будет не так больно».
Ошеломлённый этой речевой атакой, Константин Иванович сказал, что его оппонент «покатил бочку» и «с цепи сорвался». На что тот торопливо перебил кандидата и выдал очередное длинное нравоучение о недопустимости жаргона. Когда же Константин Иванович, обращаясь к жене, назвал его типичным демагогом-кляузником, Капустин с торжеством дал отповедь, что никогда не писал кляуз и анонимок.
Глеб посоветовал кандидатам быть скромнее. На вопрос Вали, в чём заключается эта нескромность, он не даёт прямой ответ и предлагает им самим подумать над этим.
И напоследок Капустин поучает кандидатов быть собраннее, когда выезжают в народ, чтобы в дураках не остаться. Усмехнувшись, он вышел из избы победителем.
Мужики, расходясь от Журавлёвых, изумлялись уму и ловкости Глеба, удивлялись, откуда он всё знает. В их голосе слышалось даже сочувствие к кандидату, которого «причесал» дошлый Капустин. Глеб изумлял и даже восхищал их своей начитанностью, но любви у сельчан к нему не было, так как Капустин был жесток.
Утром на работе Глеб небрежно интересуется: «Ну как там кандидат-то?» и слышит в ответ: «Срезал ты его». Он обязательно должен услышать подтверждение, что он умнее городского «выскочки». Капустин уверен, что много умного наговорил кандидату, так что «пусть подумает на досуге».
Кто прав?
Вчитываясь в детали спора, читатель ясно понимает всю неправоту Капустина. Причем как по форме, так и по содержанию. Он обращает в адрес Журавлева пространные тирады, в которых содержится больше непрямых оскорблений, чем здравого смысла и рациональных предложений. Это спор ради спора, а не для того, чтобы установить истину. Неправ он и с этической точки зрения, так как устраивает весь этот спектакль у человека, к которому пришел в гости.
Однако въедливые критики находят немало здравого смысла в самой позиции, которой придерживается Капустин. Ведь действительно, за открытиями и написанием новых книг ученые мужи часто забывают о народном и общественном благе, о людях, ради которых они все это делают. Ведь в идеальном мире любая их работа должна быть направлена на улучшение тяжелой жизни обычных людей.
Значение в творчестве писателя
Неслучайно автор высоко ценил это своё произведение. В нём с максимальной силой отразился один из основополагающих принципов русской литературы — ёмкость и глубина, когда «словам тесно, а мыслям просторно». И критики «Срезал» Шукшина, при всей противоречивости мнений, всегда высоко оценивали художественное мастерство и литературное совершенство, выраженное в простой до гениальности форме.
Образы чудиков
Василий Макарович в своём творчестве создал целую галерею замечательных народных портретов. Привлекали его при этом люди простые, малообразованные, но отличающиеся от всех прочих какой-то странностью. По мнению писателя, именно в таких необычных героях наиболее ярко проявляются как положительные, так и отрицательные черты национального характера. К большинству своих чудноватых персонажей он испытывал чувство симпатии, описывал их с мягким юмором и сдержанной нежностью. Условно можно выделить на три группы:
Наивные. Такие, как Чудик из одноимённого рассказа, Сергей Духанин («Сапожки») — трогательно заботливые, глубоко чувствующие люди.
Думающие. Андрей Ерин («Микроскоп»), Моня Квасов («Упорный») — которые ради всеобщего благополучия готовы идти на личные жертвы.
Жестокие и невежественные. Как Глеб Капустин или Колька Шурыгин из рассказа «Крепкий мужик».
Современность явления
К сожалению, типаж Глеба Капустина встречается до сих пор, почему рассказ и не потерял своей актуальности, хотя с момента его написания и прошло уже полвека. Интернет позволяет наслаждаться их высказываниями онлайн по любому поводу везде, где есть хоть малейшая возможность выразить своё негативное отношение к людям, пытающимся думать и рассуждать. Только теперь это выглядит, как поток немотивированных оскорблений без всякого к тому повода.
Предыдущая
Краткое содержание»Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание повести А.Н. Радищева
Следующая
Краткое содержание»Выстрел» — краткое содержание повести Александра Сергеевича Пушкина
Критика
В свое время образы двух главных героев профессора-кандидата и «начитанного» деревенского жителя стали поводом для литературных полемик
Причем большое внимание уделялось обсуждению деревенского чудика, нежели профессору наук. Такой подход очевиден, ведь в поведении приехавшего кандидата невозможно найти какого-то пренебрежительного отношения к окружающим
Например, рецензент А. Урбан выделил на основе представленного типажа Капустина новую социальную группу «пустословов», которые появились в СССР в результате информационного бума, когда особенно развились СМИ и почта.
Исследователь литературы В. Коробов, соглашаясь с Урбаном, рассуждал, что поведение Глеба не безосновательно: он мог не единожды терпеть насмешки и снобизм горожан, поэтому его месть вызвала такой отклик у односельчан. Критик В. Апухтина отметила, что главный герой, подобно религиозному фанатику, считает себя носителем высшей справедливости. Есть в нем что-то и от Раскольникова, который считал, что вправе судить других людей (об этом пишет Л. Бодрова).
Литературовед В. Яранцев сравнивал Глеба со Стенькой Разиным и другими народными бунтовщиками, которые возмутились против социального неравенства. В его комическом порыве самоутвердиться рецензент угадывает стремление к высшей справедливости и преодолению культурной пропасти между городом и селом. Читайте еще: Пословицы разных народов о русском языке.
Рассказ «Срезал» интересует и лингвистов, которые разбирают ораторские приемы Капустина. В них они видят агрессивное речевое поведение, характеризующееся софистическими оборотами, подтасовкой фактов, провокациями и т.д. Подробно об этом писали Н. Голев и Ю. Щербинина.
Пересказ тезисно
В село к себе на родину приезжает Константин Иванович со своей супругой Валентиной и дочерью-школьницей проведать мать и немного отдохнуть.
К вечеру во дворе его дома собираются мужики, в числе которых местный житель Глеб Капустин, известный тем, что «срезает» в беседе любого образованного интеллектуала.
Хозяева дома радушно встречают их и приглашают за стол, однако сразу становится понятно, что разговор заходит не в то русло. Капустин, не давая Константину Ивановичу опомниться, задает ему вопрос за вопросом под одобрительные взгляды мужиков. Его якобы интересуют вопросы философии, первичности материи, проблемы современного шаманизма.
Журавлев, теряясь от абсурдных фраз Глеба и его невежества, не может понять, каких ответов от него ждут. В заключение спектакля, Капустин предлагает кандидату и его жене быть скромнее и задуматься о его словах.
Сельские мужики уважали Глеба Капустина за умение «срезать» любого оппонента
С этими словами компания деревенских мужиков направляется к выходу, чувствуя свое превосходство перед городскими интеллигентами, которых в очередной раз в разговоре «срезал» Глеб.
История Глеба Капустина
В алтайскую деревню Новая к матери в отпуск приезжает Константин Иванович Журавлев, кандидат наук из столицы, с женой и дочкой. Приехал на такси, с кучей чемоданов, с подарками, совершенно нелепыми для деревенских жителей. Им кажется, городские думают, что они все лаптем щи хлебают, едят деревянными ложками, чайников не ведают, халаты для них роскошь. Для городской жизни – это атрибуты деревни, но для деревенского быта — это все бесполезные вещи.
Деревня хоть и небольшая, но немало вышло из этих мест знаменитых людей: полковник, летчики, корреспондент, а теперь появились еще и кандидаты.
Но в деревне есть свой ученый «кандидат» — Глеб Капустин, работающий на лесопильне, лет сорока, толстогубый и белобрысый, ехидный и начитанный. Однажды он уже удачно срезал приехавшего погостить к родне полковника на том, что тот перепутал фамилию причастного к поджогу Москвы в 1812 году графа. Спорили, бегали к местной учительнице за ответом. Глеб насмешливо лишь успокаивал оппонента, унижая тем, что они не в Филях спорят.
Деревенские мужики зазывают Глеба на посиделки к старухе Агафье ради потехи, ведь ему не раз такого городского довелось срезать, доказывая, что в деревне тоже не лыком шиты. Глеб, присматриваясь к заезжим, спрашивает, в какой области они работают. Получив уклончивый ответ про филфак, путая филологию с философией, затевает спор с кандидатами, задавая глупейшие по сути вопросы, которыми ставит Журавлева и его жену в тупик: о стратегической философии, о проблемах шаманства северных народов, о луне, как о творении человеческого разума. Константин Иванович, понимая нелепость этих рассуждений, сначала пробует отшутиться, потом просит просто, по-деревенски, не катить на него бочку. И тогда Глеб налетел на него коршуном, уличив в некультурном поведении, и устраивает для односельчан целое представление, обвиняя кандидатов в недалекости и нескромности. Глебу удалось опять, к удовольствию деревенских, удачно срезать очередного городского ученого.
Расходясь, мужики искренне жалеют кандидатов. Глеб их опять удивил, им все восхищались. Но все-таки его недолюбливали, потому что он слишком жесток, а это качество не в почете у простого человека. Хотя, многое, о чем говорил Глеб, пусть и зло, но справедливо. Человеку, работающему на земле, при его сложной и скудной бытовой жизни, многое не понятно из того, что он читает в газетах или видит по телевизору, оттого не приходит в восторг от КВН или иных увеселений, потому что это чуждая для него жизнь. Интеллигенции, которая ратует о народе, трудно понять его проблемы. Потому и приятно мужикам, что может Глеб щелкнуть по носу городских умников.
Анализ рассказа В.Шукшина «Срезал»
В. М. Шукшин – мастер короткого рассказа. «Срезал» стоит особняком в его сборнике рассказов «Характеры». Он уникален своим сюжетом и оригинальным русским характером деревенского мужика. Интересна и проблема, поднятая автором: проблема социальной неудовлетворенности, несостоятельности, неустроенности человека.
Главный герой — Глеб Капустин «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Все, кто приезжал в деревню, проходили через его испытания на интеллект
А он важно и чинно «срезал знатного гостя». Знатными гостями считались те, кто имел отношение к наукам, высоким чинам и получил заметную должность
Цель Капустина была показать свой ум перед приезжими, поймать их на какой-нибудь мелочи, зацепиться за слово, поставить в неловкое положение, а тем самым, унизить, насмеяться над интеллигентными людьми. Сам Глеб был далеко невежественен, груб и озлоблен. Среди деревенских он считался «умником», все знающим и умеющим вовремя «срезать».
Кандидат Журавлев и его жена Валя приняли гостей с улыбкой и радушием. Однако поговорить о деревенской жизни, вспомнить о детских годах так и не удалось. Глеб Капустин начал свою атаку. Он всегда так делал. «Посмотрим, посмотрим…», — говорил, выбирая жертву для нового «срезания».
Его размышления о философии, «остроумные» вопросы кандидату и его жене были столь безапелляционны, что у мужиков, пришедшим с ним, не возникало сомнения, что Глеб знает все лучше всех. На самом деле рассуждения Глеба глупы и бессмысленны. Вопросы шаманизма в некоторых районах Севера, о первичности материи и духа, о жизни на Луне и т.п. были от него так далеки, что он ни на толику не разбирался в их сущности. Однако, он «коршуном взмыл», когда понял, что не может загнать Журавлева в тупик. Одна эта фраза, определяющая характер Капустина, говорит, что интеллигентности в нем нет и не будет. Это лишь злость человека, который не на шутку завидует тем, кто образован и имеет в жизни определенный статус. Он, как варвар, набрасывается на людей, чтобы их принизить.
«Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…», — философия Капустина. А главное – на глазах у деревенских мужиков, чтобы знали, что почем. Мужики же в свою очередь и жалеют кандидата и его жену, но от этой жалости толку нет. Глеб опять «срезал»! И его диковинные вопросы кажутся мужикам настоящей наукой.
В. Шукшин наполнил глубоким смыслом рассказ «Срезал». Читатель понимает и юмор, и грусть происходящего. И все же каждый находит в этом произведении свою правду.
Характеристика действующих лиц
Образы Кости и Вали
Писатель изображает москвичей учеными людьми, кандидатами филологических наук. Костя и Валя – супруги и коллеги. Герои преподавали филологию в московском университете. В 1970-м Костя с Валей получали достаточно высокую зарплату, чтобы выглядеть «богатыми», «знатными» людьми.
Герои – типичные московские жители. Костя и Валя погрузились в замкнутую, размеренную, обустроенную, запланированную на месяцы вперед городскую жизнь. Супруги не чувствуют нужды, наслаждаются постепенно развивающейся карьерой. Преподаватели вскоре достигнут уровня профессоров, а после – если повезет – академиков. Чета Журавлевых, однако, не знают, как на самом деле живут обычные люди, как живет народ.
Образ жителей деревни
Жители деревни – это некий сборный образ. Константин тоже когда-то принадлежал к категории алтайских крестьян. Костя в прошлом и нынешний Костя – это две разных личности. Народ не воспринимает героя как одного из своих, чувствуя определенное отторжение. Корень противоречий кроется в памяти жителей селенья о прошлом, о жизни Константина в деревне. Писателей ясно дает читателям понять: герою давно стала безразличной память о прошлом.
Проблемы
В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.
Суть беседы Капустина и Журавлева
Подробно описывает суть их беседы Шукшин. «Срезал», краткое содержание, анализ которого являются предметом исследования многих литературоведов, дает представление о мировоззрении автора. Журавлев ожидает, что разговор пойдет ностальгический — о детстве, прошлом героев. Однако Капустин начинает активно затрагивать философские темы.
Кандидат наук всячески пытается уклониться от разговора, делает попытки отшутиться, но все безуспешно. Капустин впивается в него будто клещ. Он видит перед собой четкую задачу — доказать, что интеллект оппонента не дотягивает до уровня кандидата наук. А значит, он не заслуживает того положения, которое получил в обществе, не имеет права называть себя городским. Капустин стремится не допустить, чтобы городские смеялись над провинциалами, которые ни в чем им не уступают в плане интеллекта, несмотря на то, что не отмечены учеными степенями.
В определенный момент Глеб прямо заявляет о своих намерениях. Он говорит, что любит щелкнуть по носу собеседника, ради этого и затевает скандальные разговоры.
При этом оказывается, что фамилии у героев не случайны, а символичны. Журавлев парит где-то в небесах, олицетворяя общественную элиту, а Капустин так и не смог выйти за пределы собственного огорода.
Анализ рассказа
Срезал ли Глеб Капустин кандидата? В просторечное словечко «срезать» вкладывается особый смысл: принизить уровень чувства собственной значимости и превосходства над простыми людьми, укоротить амбиции выучившихся и сделавших карьеру.
Глеб чувствует себя победителем, думая, что ему удалось срезать очередного умника. Но вряд ли Константин Иванович воспринимал всерьез доводы деревенского дурачка.
Лишенные здравого смысла высказывания Глеба и его нападки на человека, добившегося успеха и признания в жизни, смешны. Но при всей анекдотичности и абсурдности происходящего конфликта, в обвинительной речи Глеба жестко, но справедливо говорится о народе.
Простому труженику, работающему на земле, чужда городская, так называемая массовая культура. При всех тяготах непростой жизни ему не понятна суть того, что он может читать в газетных статьях или видеть по телевизору. О жизни народа очень любят рассуждать, не понимая ее насущных нужд.
1 стр., 473 слов
Мой встреча с Глебом Капустиным по рассказу СРЕЗАЛ
… что срезает людей, занявших высшую должность в городке, и обнажает их малограмотность. Однако Константин Журавлев оказывается … приехал с супругой и дочерью на такси, привез матери дорогих подарков. Становится понятным, что Капустина … для того, чтоб ему присвоили этот чин. Глеб природно думал, что это все далось … за счет промахов иных. Своим возникновением в жизни человека, он не может его чему-то …
Смысл названия рассказа Шукшина Срезал
… — святой и грешный. В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал». Для чудиков В.М …
Мой встреча с Глебом Капустиным по рассказу СРЕЗАЛ
… наук, приехал с супругой и дочерью на такси, привез матери дорогих подарков. Становится понятным, что Капустина теснее это … и его жена. Дальше читатель следит картину, как Глеб делает попытки задать вопросы, абсолютно неотносящиеся к теме, …
Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной литературы …
… рассмотреть рассказ Шукшина «Срезал». Главный его герой – Глеб Капустин. На первый взгляд, он прост и ясен. В свободное время герой развлекался тем, что «осаживал», «срезал» деревенских выходцев, которые вырвались в город и …
По рассказу Шукшина срезал
… ними в спор, а лишь написал рассказ «Срезал», чтобы все «доброжелатели», смогли посмотреть … которые «рекой лились» из уст Капустина. Видимо мужчина во всех неудачах своей … по этой самой причине за всю свою жизнь они так ничего и не добиваются. Шукшину …
Герои рассказа
Костя и жена его Валя – кандидаты филологических наук, преподаватели одного из московских «филфаков», чья зарплата в 1970 г. вполне позволяла деревенским жителям отнести их к разряду «богатых». Ни в чём не нуждающиеся, вполне довольные собой и всецело замкнутые в пределах размеренной, обустроенной, наперёд расписанной московской жизни (ведь будут ещё и профессорами, а там, глядишь, и академиками), Журавлёвы, если употребить цитату юбиляра 1970 г., «страшно далеки от народа». И «народу» это тем более обидно, что Костя-то «свой»: с ним вроде бы можно и поговорить запросто, и «повспоминать, как в детстве они вместе…» – и тут автор ставит многозначительное многоточие: в сущности, все эти деревенские воспоминания для Кости давно уже ничего не значат.
«Народ» наивно верит, что «знатные люди» должны, во-первых, что-то важное «знать» и, во-вторых, использовать это «знание» на благо ему, «народу», т.е. быть его, «народа», представителями во всех современных областях знания и сферах деятельности
Кстати говоря, такое убеждение соответствовало и недавней «линии партии», ведь всего шесть лет тому назад свергнутый лидер страны Н.С. Хрущёв говорил о том, что и учёный, и художник, занимаясь своим делом, должны прежде всего думать о том, «что это даёт колхозникам Рязанщины». Веру «народа» в соответствие «знатных» этой «линии партии» и представляет в рассказе 40-летний Глеб Капустин – толстогубый и белобрысый, начитанный и ехидный, всегда поражающий односельчан своими «знаниями», неизвестно откуда такой взявшийся (согласно фамилии, «в капусте нашли»). На самом же деле Глеб действительно «демагог» (как правильно характеризует его Костя), к тому же и циник, а про источник «знаний» он проговаривается сам: «И газеты тоже читаем…» Недаром «народ» он, Глеб, «удивлял, изумлял, восхищал», но «любви не было».
Позиция Шукшина
Василий Макарович Шукшин — яркий советский писатель, которого всегда волновали проблемы простого народа. Его персонажи — это жители обычной деревни в Советском Союзе. Большинство из них — труженики с непростым и своеобразным характером. Они очень наблюдательны и остры на язык. За словом в карман не полезут.
В судьбе многих из этих героев есть место для подвига. Яркий пример — персонаж одного из его ранних произведений Пашка Колокольников. Он появился в комедийной мелодраме «Живет такой парень», которую снял сам Шукшин.
При этом многие явно не от мира сего. Их практически в глаза называют чудаками, односельчане не понимают их стремлений. Хотя намерения таких героев просты, чисты и наивны, но они не укладываются в прагматичный уклад жизни большинства советских крестьян.
Вообще, русская деревня является одним из главных персонажей Шукшина. Она описана лаконично, но очень глубоко и емко. Видно, что автор сам хорошо знает все детали и особенности этой жизни. На первый план Шукшин часто выносит нравственные проблемы, как это происходит в рассказе «Срезал».
История создания и публикации
Среди заготовок и заметок, которые Шукшин делал в тетрадях и записных книжках, сохранился план рассказа «Срезал». Набросок представлял собой краткий конспект будущего произведения: «Приехал в село некий учёный человек, выходец из этого села… К земляку пришли гости. А один пришёл „поговорить“. И такую учёную сволочную ахинею понёс, так заковыристо стал говорить! Учёный растерян, земляки-односельчане с уважением и ужасом слушают идиота, который, впрочем, не такой уж идиот». Как предполагают исследователи, в основе сюжета лежали личные впечатления автора от общения с некоторыми земляками из алтайского села Сростки, в котором прошли детские и юношеские годы Шукшина. Живя в Москве, Василий Макарович порой получал со своей малой родины письма, содержание которых сводилось к фразе «много о себе понимать стал». В Сростках земляки иногда задавали ему весьма ехидные вопросы: «Слыхал я, тебе заслуженного деятеля дали, а что ж не народного артиста — не взошёл?»
Произведение было опубликовано в журнале «Новый мир» (1970, № 3) и включено в сборники «Характеры» (1973) и «Беседы при ясной луне» (1974). Весной 1974 года Шукшин дал интервью итальянской газете L’Unità
. Корреспондента, в частности, интересовал вопрос, какой из рассказов, вошедших в сборник «Характеры», является его любимым. Писатель назвал рассказ «Срезал», отметив при этом, что поведение героя, стремящегося с помощью демагогических приёмов загнать оппонента в угол, связано с определёнными комплексами: «это злая месть за то, что он на пиршестве, так сказать, обойдён чарой полной».