Читать онлайн «вертел» автора мамин-сибиряк дмитрий наркисович

Мамин-Сибиряк Д.Н. Вертел краткое содержание

Д. Н. Мамин-Сибиряк Вертел В тесной убогой матерской работают огранщики драгоценных камней, в том числе вертел (вертит камень) Прошка. Хозяин хитрый: обсчитывает клиентов, подсовывает «левые» камни, не улучшает условия работы, хоть и обещает сделать это «как только поправлюсь с делами». Однажды в мастерскую на экскурсию зашла барыня с сыном, которому настолько понравилась работа Прошки, что загорелся идеей стать вертелом. Барыня же, познакомившись с Прошкой, пожалела его и попросила хозяина отправить сироту к ней с камнями. Когда вертел принес камни, она купила все, не торгуясь, накормила и одела мальчика, а еще решила учить его по воскресеньям. Когда Прошка тяжело заболел, барыня решила устроить его в людской, но тот отказался покидать родную мастерскую, однако женщина присылала горничную с едой. Не смотря на такую заботу, вертел умер. На похоронах барыня плакала «обо всех бедных детях, которым не могла и не умела помочь».

 «Воля к жизни» в стихотворениях Брюсова

Счастье работы, сладостное чувство удовлетворения свершенным, желание идти дальше — все это ясно сочетается в стихотворениях «Работа», «Блудный сын» и многих других. Тяжким повседневным трудом представляется Брюсову и само поэтическое творчество. Именно здесь появляются поставленные эпиграфом к реферату строки, где муза была уподоблена волу

Примечательно и то внимание, которое Брюсов уделяет «мгновениям жизни». Целый раздел в книге он называет «Картины»

Это стихи о рассветных часах в городе, о впечатлении от случайно встреченной женщины, о скачках и т.п. Случайный мимолетный разговор прохоже

Сочинение на тему: Однажды зимой

Как-то раз зимой мама предложила: «По­едемте в воскресенье в Солотчу кататься на лыжах и санках. Я слышала от знакомых, что туда люди приезжают семьями и отлично отдыхают». Мы согласились и в ближайший выходной отправились в Солотчу. Там пря­мо в бору на берегу реки Старицы расположе­на довольно высокая и крутая гора, которую местные жители нарекли Лысой.Действительно, народу там оказалось очень много: и взрослых, и детей. Шумно, ве­село! Кто с визгом катится с горы на санках, кто — на автомобильных ковриках, а некото­рые — на маленьких картонках, на середине пути выскакивающих из-под седока.Ч

Сопоставление образов Онегина с Ленским

Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не подпал под тлетворное влияние светской жизни, но это не признак сильной и независимой натуры. Ведь подпал же он под влияние романтизма! Целиком, всей душой отдался он этому влиянию — настолько полно, что в образе Ленского заметны иронические намеки Пушкина на прозападный тип русского романтика. Инонациональная образованность, оторванность не тольк

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения

Истоки творчества любого поэта следует искать в его детстве и юности. Борис Леонидович Пастернак был выходцем из семьи интеллигентной, не понаслышке знакомой с искусством. Какие известнейшие композиторы, литераторы, художники были вхожи в дом его отца! Лев Толстой, Серов, Врубель, Коровин, Скрябин – вот неполный перечень людей, на общении с которыми вырос молодой Пастернак. Он впитал в себя атмосферу творчества, и произведения этих мэтров русской культуры заронили в душу юноши искру жажды творчества, любви к прекрасному. Поэтому невозможно до конца истолковать стихотворение Б.Л. Пастернак

Тема народа в «Истории одного города»

  • Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы краткое содержание
  • Рыбаков А.Н. Приключения Кроша краткое содержание
  • » Полотенце с петухом» Булгаков краткое содержание
  • «Бег» Булгакова краткое содержание
  • «Бедные люди» Достоевский краткое содержание
  • «Белая гвардия» Булгаков краткое содержание
  • «Белые ночи» Достоевский краткое содержание
  • «Бесы» Достоевский краткое содержание
  • «Братья Карамазовы» Достоевский краткое содержание
  • «Двенадцать» Блок А.А. краткое содержание
  • «Дни Турбиных» Булгаков краткое содержание
  • «Дьяволиада» Булгаков краткое содержание
  • «Дядюшкин сон» Достоевский краткое содержание
  • «Записки из подполья» Достоевский краткое содержание
  • < Назад
  • Вперёд >

Краткое содержание «Приёмыш»

Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стала исключением и красивая, трогательная сказка о лебеде и старике.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Приемыш», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.

Тарас – сторож, добрый, отзывчивый старик с большим сердцем.

Приемыш – молодой лебедь, которого Тарас спас от верной смерти.

Рассказчик – охотник, старый приятель Тараса.

Соболько – верный пес Тараса, друг Приемыша.

Летним дождливым днем охотник с удовольствием гулял по лесу. Дождь стал редеть, и вскоре перед глазами путника предстало Светлое озеро, на берегу которого жил его старый знакомый – сторож Тарас.

Дом оказался пуст. Скорее всего, хозяин «отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть». Тарасу было около девяносто лет, и он сам забыл, когда родился. Однако мужчина оставался еще крепким и выносливым, и имел только одну слабость – любовь к теплу, которая объяснялась его «почтенным возрастом».

В ожидании Тараса охотник принялся «принялся разводить огонь». К тому времени дождь уже прошел, и на небе показалось «горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась». В воздухе разлился одурманивающий аромат свежей травы, шалфея, сосен.

Неожиданно Соболько «радостно взвизгнул», увидев на поверхности озера лодку хозяина. К своему удивлению, охотник заметил плывшего перед лодкой лебедя. Выбравшись на берег, красивая птица не спеша направилась к избушке.

Тарас рассказал, как однажды приехали «охотники из господ», и застрелили «лебедя с лебедушкой». В живых остался только один птенец, которого нашел в камышах Тарас. Он назвал его Приемышем, и очень привязался к лебедю.

Один охотник посоветовал Тарасу подрезать птице крылья, чтобы та не улетела зимой в теплые края, но он отказался. Приемыш крепко сдружился с Соболько, с которым вместе гулял и даже делил пищу.

В следующий раз охотник навестил Тараса «уже поздней осенью, когда выпал первый снег». Старик выглядел «дряхлым и жалким», и причиной тому стало расставание с Приемышем. Однажды, во время заморозков, «стадо лебедей спустилось на Светлое озеро».

Приемыш увидел их, и не на шутку затосковал. Тарасу не оставалось ничего другого, ка отпустить вольную птицу к своим сородичам. Несмотря на свою большую любовь к Приемышу, он не хотел удерживать его силой.

Произведение учит доброте, милосердию, любви и бережному отношению к природе

Автор показывает, насколько важно уважать чужую свободу и право на выбор

После ознакомления с кратким пересказом «Приемыш» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 177.

Краткое содержание Вертел Мамин-Сибиряк

Летним ярким днем Прошка работал в самом темном и сыром углу мастерской. Рабочие здесь занимались огранкой и шлифовкой драгоценных камней. Работая на хозяина Алексея Ивановича Ухова, не знали они ни сытной еды, ни хорошего отношения. Хозяина считали плутом: то проезжающим продал стекло вместо камней, то подменил аметист, отданный на шлифовку.

Однажды в мастерскую приехала барыня с двумя детьми. Ей хотелось взглянуть, как работают огранщики камней.

Прошка сидел в углу и привычно крутил большое колесо. К нему подошел приехавший мальчик и стал разглядывать блестящую отполированную ручку колеса, которую вертел Прошка. В конце концов, он тоже попросил повертеть и был в восхищении от этого занятия. Вскоре подошла и барыня Анна Ивановна, которая привезла детей, чтобы показать в каких условиях живут другие ребята, вынужденные зарабатывать себе на еду самостоятельно.

Осмотрев маленького работника, она поразилась худобе мальчика и стала расспрашивать хозяина, как тот кормит людей и сколько платит. Работали все за еду и, по уверениям Ухова, питались очень хорошо. Сам-то он не ограничивался общим обедом, несколько раз в день садясь за стол в своем доме.

Барыня попросила, чтобы купленные камни доставил именно Прошка. Алексей Иванович отказать не мог, и на следующий день мальчик отправился к покупательнице.

В барском доме его накормили, а хозяйский сын Володя показал игрушки, удивившись, что у Прошки их никогда не было. Когда мальчик уходил, то получил приглашение прийти еще, чтобы обучиться читать и писать.

На самом деле, Прошка должен был служить наглядным примером Володе. Слабохарактерный рассеянный барчук был подвержен приступам лени. Именно в воспитательных целях Анна Ивановна посылала его в мастерскую под разными предлогами. Но каждый раз сын возвращался домой перепачканным и с мечтой стать вертелом, как Прошка. Володе было весело в мастерской, и даже еду он находил вкусной.

Однажды Прошка перестал приходить. Барыня приехала к нему и узнала, что мальчик заболел. Тяжелые условия работы, пыль, сырость и недоедание вызвали у него чахотку. Анна Ивановна предложила переехать к ней, но Прошка отказался. Вскоре он, больной, продолжил вертеть колесо, пока не умер через две недели, поскольку ему было стыдно есть, не заработав.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Муха-Цокотуха Чуковского Всем известная сказка Корнея Чуковского «Муха — Цокотуха» о мухе, которая решила устроить праздник для насекомых, на котором ее похитил паук. Как дело было.
  • Краткое содержание Яблоко Сутеева Наступила поздняя осень, в лесу деревья сбросили листву и лишь на одной яблоке висело единственное яблочко, высоко на самой верхушке. Бежал мимо Заяц, увидел яблоко, захотелось ему полакомиться, но достать не смог.
  • Краткое содержание Драгунский Слава Ивана Козловского Жанр произведения определяется в виде короткого детского рассказа, повествующего об одном случае из жизни Дениски, главного героя новеллы.
  • Краткое содержание Короленко Чудная Конвой, застигнутый метелью, останавливаются на ночёвку в маленькой деревушке. Конвойный жандарм, Степан Петрович Гаврилов, не может уснуть. Он рассказывает о своём первом эскорте
  • Шмелёв Иван

Выбрать книгу по жанру

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

Сейчас читают

Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное

Стоит на Волге город Бряхимово, вымышленный естественно автором, но такой, же провинциальный и тихий, как сотни других приволжских городов

Бахчевик профессия вполне мирная, все, что необходимо делать работнику – охранять бахчиху. В этом рассказе бахчевиком работает паренек Митька. В его семье: он, старший брат Федор, отец и мать.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении рассказывает, что когда-то давно в этой ветхой хижине проживала вдова с дочерью, которую звали Параша. А спустя несколько лет там поострили огромный

Дед возвращается с рыбалки. Он доволен своим уловом, у него целый обоз рыбы, он видит, что на дороге лежит мертвая лиса, он уверен, что жизнь улыбнулась ему еще больше, поэтому решает забрать лису себе на обоз и отправляется дальше.

С этой книгой читают

Маленький принцАнтуан де Сент-Экзюпери

Это юбилейное подарочное издание команда издательского дома `Весь` посвящает 55 — летию первого издания всемирно известной и любимой многими поколениями читателей — детей…

4.47
 (369)

Снежная королеваАндерсен Ханс Кристиан

Яркая, музыкальная аудиопостановка по мотивам знаменитой сказки Г.Х.Андерсена. О великой любви, о доброте и верности, о смелости и преданности. Небольшой осколок…

4.5
 (37)

Сахарный ребенокГромова Ольга Евгеньевна

История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской.

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство…

3.85
 (13)

Два капитана Каверин Вениамин Александрович

Переиздание известного романа В.А. Каверина «Два капитана». Увлекательное повествование о жизни Сани Григорьева, бывшего беспризорника, воспитанного советским обществом…

4.52
 (82)

Тайны РусиКир Булычев, Можейко Игорь Всеволодович

Если вы любите историю, то эта книга написана для вас! Если история кажется вам скучной, прочтите книгу Кира Булычева, и вы полюбите историю больше всех других школьных…

2.68
 (5)

Повесть о Ходже НасреддинеСоловьев Леонид Васильевич

Переиздание широко известного произведения русского советского писателя Леонида Васильевича Соловьева. Первая книга — «Возмутитель спокойствия» — впервые была…

4.77
 (9)

О чем говорят цветыЖорж Санд

Когда я была маленькой, меня очень мучило, что я не могу разобрать, о чем говорят цветы. Мой учитель ботаники уверял, что они ни о чем не говорят. Не знаю, был ли он…

4
 (6)

Все о Томе Сойере и Гекльберри Финне Твен Марк

В одной книге всё о Томе Сойере и Гекльберри Финне! Том Сойер и Гекльберри Финн, наверное, самые знаменитые мальчишки на всем белом свете — добрые и искренние,…

4.5
 (4)

ВертелТекст

Мальчик совсем не интересовался камнями. Он не понимал, чем любуются мать и сестра и чем хуже граненые цветные стекла. Его больше всего заняло деревянное большое колесо, которое вертел Прошка.

Вот это штука действительно любопытная: такое большое колесо и вертится! Мальчик незаметно пробрался в темный угол к Прошке и с восхищением смотрел на блестящую железную ручку, за которую вертел Прошка.

  • – Отчего она такая светлая?
  • – А от рук, – объяснил Прошка.
  • – Дай-ка я сам поверчу…
  • Прошка засмеялся, когда барчонок принялся вертеть колесо.
  • – Да это очень весело… А тебя как зовут?
  • – Прошкой.
  • – Какой ты смешной: точно из трубы вылез.
  • – Поработай-ка с мое, так не так еще почернеешь.

– Володя, ты это куда забрался? – удивилась дама. – Еще ушибешься…

– Мамочка, ужасно интересно!.. Отдай меня в мастерскую, – я тоже вертел бы колесо. Очень весело!.. Вот, смотри! И какая ручка светлая, точно отполированная. А Прошка походит на галчонка, который жил у нас. Настоящий галчонок…

Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.

– Какой он худенький! – пожалела она Прошку, – Он чем-нибудь болен?

– Нет, ничего, слава богу! – объяснил Алексей Иваныч. – Круглый сирота, – ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает…

– Значит, ему трудно?

– Нет, зачем трудно? Извольте сами попробовать… Колесо, почитай, само собой вертится.

  1. – Но ведь он работает целый день?
  2. – Обыкновенно…
  3. – А когда утром начинаете работать?

– Не одинаково, – уклончиво объяснил Алексей Иваныч, не любивший таких расспросов. – Глядя по работе… В другой раз – часов с семи.

  • – А кончаете когда?
  • – Тоже не одинаково: в шесть часов, в семь, – как случится.
  • Алексей Иваныч приврал самым бессовестным образом, убавив целых два часа работы.
  • – А сколько вы жалованья платите вот этому Прошке?

– Помилуйте, сударыня, какое жалованье! Одеваю, обуваю, кормлю, все себе в убыток. Так, из жалости и держу сироту… Куда ему деться-то?

Дама заглянула в угол Прошки и только пожала плечами. Ведь это ужасно: целый день провести в таком углу и без конца вертеть колесо. Это какая-то маленькая каторга…

– Сколько ему лет? – спросила она.

– Двенадцать…

– А на вид ему нельзя дать больше девяти. Вероятно, вы плохо его кормите?

– Помилуйте, сударыня! Еда для всех у меня одинаковая. Я сам вместе с ними обедаю. Прямо сказать, в убыток себе кормлю; а только уж сердце у меня такое… Ничего не могу поделать и всех жалею, сударыня.

  1. Барыня отобрала несколько камней и просила прислать их домой.
  2. – Пошлите камни с этим мальчиком, – просила она, указывая глазами на Прошку.
  3. – Слушаюсь-с, сударыня!

Когда барыня уехала, мастерская огласилась общим смехом.

– Духу только напустила! – ворчал Ермилыч. – Точно от мыла пахнет…

– Она и Прошку надушит, – соображал Спирька. – А Алексей Иваныч охулки на руку не положил: рубликов на пять ее околпачил.

– Что ей пять рублей? Наплевать! – ворчал Ермилыч. – У барских денежек глаз нет… Вот и швыряют. Алексей-то Иванычу это на руку. Вот как распинался он перед барыней: соловьем так и поет.

– Платье на ней шелковое, часы золотые, колец сколько… Богатеющая барыня!

– Ну, это еще неизвестно. Одна видимость в другой раз. Всякие господа бывают…

Дорогой маленький Володя объяснил матери, что Прошка «вертел».

– Что это значит? – не понимала та.

– А вертит колесо, – ну, и вышел: вертел. Не вертел, мама, а вертел.

Короткий пересказ «Вертел» Мамин-Сибиряк

Это очень грустный рассказ для детей. Он повествует о жизни «вертела» – мальчика, который вертит круг для шлифовки драгоценных и полудрагоценных камней.

Несчастный мальчик лишен детства. Прошка – сирота, отец его тоже работал в этой мастерской, надорвался на тяжелой работе, и мать умерла. Хозяин мастерской (хитрый коммерсант) вроде бы помогает мальчику – даёт работу.

Но труд этот слишком тяжел для ребенка. Он должен целый день в грязном углу душной мастерской крутить камень. Ребёнок не играет, не видит света, вечно голодный. Только мечтает сбежать, ненавидит всех, кому понадобились эти бесполезные камни.

Однажды в мастерскую заехала барыня с детьми, чтоб показать им, как ограняют камни. Она была поражена бедностью и убожеством места, но ещё больше несчастьем ребенка. Стараясь помочь, она приглашает Прошку в гости, кормит его, начинает учить грамоте.

Мальчик поражен богатством её дома. Сын барыни, даже смотря на Прошку, не становится лучше, только играет в огранку камней.

Прошка прекратил ходить в гостеприимный дом. Оказалось, что он заболел. И несмотря на заботу барыни, умер. Как и многие дети, замученные непосильным трудом и тяжелой жизнью. Барыня, не умея помочь, лишь пообещала себе не носить больше камней.

Мое мнение

Это очень грустный рассказ о временах, когда всякие гады эксплуатировали детский труд, чтобы получать большую прибыль. Бедный мальчик Прошка умер от непосильного труда, а его хозяину все было не почем. Мне очень жаль мальчика.

Конспект по литературному чтению «Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»»

  • Министерство науки и образования Республики Башкортостан
  • Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
  • средняя общеобразовательная школа №8
  • МР Мелеузовский район РБ
  • План-конспект
  • урока литературного чтения
  • по теме:Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»
  • (в рамках декадника начальных классов)
  • Выполнила : учитель начальных классов
  • МОБУ СОШ №8 МР Мелеузовский район РБ
  • Игнатьева Олеся Викторовна
  • г. Мелеуз, 2012
  • Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»
  • Цели урока:

Познакомить учащихся с содержанием рассказа «Вертел» и начать работу по содержанию.
Развивать навык беглого и правильного чтения, развивать умение работать с текстом, развивать внимание, логическое мышление.
Воспитывать у учащихся нравственные качества.

Оборудование

: портрет Д. Мамина-Сибиряка; выставка книг писателя; слайды с незнакомыми словами, которые встретятся в тексте.

Ход урока

I. Организационное начало.

II. Проверка домашнего задания.

На доске записаны названия частей рассказа, из которых необходимо составить план к рассказу Г.Сенкевича «Янко-музыкант». Один ученик выходит к доске и проставляет пункты плана. Остальные проверяют.

  1. Игра леса (2)
  2. Суд старосты (5)
  3. Слабый ребенок (1)
  4. Янко в буфетной (4)
  5. Скрипка Янко (3)
  1. Краткий пересказ по плану.
  2. Ответы на вопросы.

Схожи ли жизнь Янко из рассказа Сенкевича и жизнь Ваньки из рассказа Чехова?

Почему судьба мальчиков так печальна?

III. Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами познакомимся с судьбой ещё одного мальчика Прошки. Это герой рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Вертел». (На доске портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка (1852-1912))

— Дмитрий Мамин-Сибиряк – известный русский писатель конца – начала века, автор многих книг о людях и природе Сибири и Урала. Мамин –Сибиряк написал много произведений для детей. С какими из них вы уже знакомы?

IV. Словарная работа.

— В тексте встретятся незнакомые слова, которые могут вызвать у вас затруднения. Прочитаем их и разберём значение этих слов. (Чтение слов по слайдам, уточнение значений слов с опорой на знания учащихся.)

  • Драгоценные камни– дорогие красивые камни, из которых делали украшения.
  • Верстак– специальный стол для работы.
  • Шлифовать камни– придавать им необходимую форму, делать гладкими.
  • Наждак –мелкозернистая горная порода, употреблялась как абразивный материал.
  • Гранильщик –мастер по гранильным работам.
  • Подмастерье –помощник, подручный мастера-ремесленника.
  • Роптали –выражали недовольство, обиду.
  • Наособицу –отдельно от других, в стороне.
  • Чахоточный мастер –истощенный вследствие заболевания лёгких.
  • Чахнем –становимся чахлыми, сохнем.
  • Щеголять –ходить одетым во что-то щёгольское, изысканно-нарядное.
  • Кумачные рубахи –сшитые из хлопчатобумажной ярко-красной ткани.

V. Чтение 1-2 частей рассказа учителем и заранее подготовленными учащимися.

VI. Работа над содержанием рассказа.

  1. — Чем похожа жизнь Прошки на судьбы Ваньки и Янко?
  2. — Почему же так печальны их судьбы?
  3. Физминутка.

VII. Чтение 1 части рассказа учащимися «по цепочке».

VIII. Чтение 2 части рассказа «про себя».

IX. Ответы на вопросы учителя.

— —

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Почему?

— Где работал Прошка? Как выглядела эта мастерская? Найдите в тексте и прочитайте описание мастерской.

  • — Представляла ли опасность для здоровья людей работа в мастерской?
  • — Почему рабочие мастерской начинали кашлять и рано теряли зрение?
  • — Какую работу выполнял в мастерской Прошка?

— О чём были мечты мальчика? Зачитайте.

— Почему хозяин посетил мастерскую?

X. Работа с иллюстрацией учебника.

XI. Подведение итогов урока.

— Расскажите о работе в гранильной мастерской. Как жилось рабочим?

XII. Дом.задание

Читать выразительно 1-3 части рассказа, пересказать отрывок о встрече Прошки и богатого мальчика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: