Вариант 2
Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.
Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.
Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.
Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.
Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.
Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.
Образ падчерицы в сказке «Морозко»
Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.
Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…
Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:
Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):
А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:
Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:
На кого уповает падчерица
Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:
в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».
в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».
Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.
Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).
Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.
Конспект занятия «Сравнение туркменской сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Хаять Чеколдаева
Конспект занятия «Сравнение туркменской сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Хаврошечка»
ЦЕЛЬ: привитие любви к художественной литературе.
ЗАДАЧИ: 1. учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идеи, характерах героев обеих сказок;
2. продолжать учить выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.
3. развивать логическое мышление при помощи использования карт-схем.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-схемы, магнитные доски, элементы костюмов русского и туркменского, грамзапись.
ХОД:
— Дети, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.
— На чём можно отправиться в путешествие, если оно сказочное? Отправляемся на ковре самолёте (звучит музыка)
. Прилетаем в странусказок. Встречаем двух девочек (русскую и туркменку) .
— Здравствуйте, девочки! (Девочки приветствуют ребят на русском и туркменском языках). Девочки спорят.
— Девочки, а о чем вы спорите? (чья сказка лучше)
. Знакомятся с девочками.
— Из каких они сказок? Поможем девочкам разобраться, чья сказка лучше?
— Чтобы помочь Хаврошечке и Айбиби, что мы должны сделать? (сравнить эти две сказки, найти сходства и отличия, используя карточки-схемы).
Находим сходства (поговорим о том, чем похожи эти сказки)
— Кто главные герои сказок? (девочки: Хаврошечка и Айбиби)
— Какая жизнь была у девочек? (трудная, тяжёлая)
— Кто помогал девочкам преодолевать трудности? (домашние животные)
— Какими девочки показаны в сказках? (добрые, честные, трудолюбивые)
— Чем закончились обе сказки? (вышли замуж)
— Сказки похожи (схемы, но в чём их различие? (рассказаны они по-разному)
Находим различия.
— Кто сочинил сказку «Хаврошечка»
?(русский народ) .
— А кто сочинил сказку «Падчерица»(туркменский народ) .
— Сказка «Хаврошечка»
начинается словами: «Есть люди хорошие, есть похуже, а есть такие, которые своего брата не стыдятся».
— Вспомните, как начинается сказка «Падчерица»
? («Один говорит было, другой говорит не было, а вы послушайте, что я расскажу).
— Давайте вспомним ещё раз, кто помогал нашим девочкам (коровушка и телёнок)
— А кто ещё помогал Айбиби? (старуха)
— Вспомните, какими словами заканчивалась русская сказка? (Стали они в добре поживать и горя не знать)
— Послушайте, как интересно заканчивается сказка «Падчерица»(зачитываю) .
— Чему учат обе сказки? (трудолюбию, добру, честности)
. Девочек помирили. Что мы для этого сделали?(сравнили две сказки) .
— Что нам в этом помогло? (работали дружно, помогали друг другу, слушали внимательно)
Сказка Морозко в обработке А. Н. Толстого
Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
– Ой, тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: – Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:
– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…» Собака съест блин и опять:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, собачка – все свое…
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянулаи руки врозь…
– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: – Тепло ли тебе, девица? А она ему: – Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:
– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:
– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут. Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…» А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.
Экранизация
После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели «Двенадцать месяцев». Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю.
Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей.
«Двенадцать месяцев» — нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.
К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»
Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.
Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.
Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.
Капризная королева
Во дворце уже все было готово к новогодней ночи: стояла пышно украшенная елка, горели свечи, а придворные надели лучшие наряды. Но королева была недовольна, ведь пока никто не принес ей цветы. Она заявила, что декабрь не будет заканчиваться до тех пор, пока она не получит подснежники.
Все придворные боялись ее, не посмели возразить, поэтому терпеливо дожидались, пока она сменит гнев на милость. В это время во дворец пожаловала мачеха с цветами. Их встретили с облегчением.
Но королеве было недостаточно одной корзины цветов, она хотела больше, поэтому спросила, где же их можно насобирать в декабре. Дочка и мачеха не смогли придумать ответ и честно признались, что подснежники собирала падчерица. Королева захотела посетить это волшебное место, где зимой растут цветы. Она приказала подать сани и теплую одежду, чтобы в этот же момент отправиться в лес.
Две сестры читать
У лесной опушки жила-была вдова с родной дочкой да падчерицей.
Родная дочь броватая, на лицо конопатая, на ногу хрома, на ухо туга. И к тому же злая да ленивая.
А падчерица собой красавица, голубые глаза, что ленок после грозы. Да еще рукодельница, песенница и затейница.
Мачеха да сестра ее не любили. С утра до ночи на работе морили. Вот раз падчерица сидела у колодца да пряжу пряла. Скоро уже вечер. а мачеха ругается:— Мало ты напряла, ленивица, пряди ещё!Стала девушка быстрее прясть…
… и уронила веретено в колодец.А мачеха говорит:— Как хочешь веретено доставай, хоть сама в колодец прыгай!
Что тут делать? Подумала девушка: чем так жить, лучше на дне лежать, — зажмурилась да и прыгнула в колодец.
А как открыла глаза, видит: лежит она на зеленом лугу, и солнышко светит и птицы песни поют.
Встала девушка, пошла по лужку.
Видит — овцы лежат, блеют:— Подгреби под нами, подмети под нами — у нас ножки болят!Взяла девушка лопату да метлу, подгребла, подмела, дальше пошла.
Идет-идет, навстречу ей коровье стадо. Замычали коровы:— Подои ты нас, у нас молочко бежит из вымечка по копытечкам.Взяла девушка подойник, стала коров доить. Всех выдоила.
Дальше пошла, навстречу ей табун коней.
— Расчеши нам гривы, вынь репей, — просят.Расчесала им девушка гривы, вынула репьи и дальше пошла.
Вдруг видит: стоит избушка, а у окошка сидит Баба-Яга. Испугалась девушка, задрожала.
А Баба-Яга ей говорит:
— Не пугайся меня, оставайся здесь. Если всю работу в доме хорошо будешь справлять, то неплохо жить станешь. А за плохую работу головы тебе не сносить!
Вот и стала девушка у Бабы-Яги работать. Она и ткет, и прядет, и стряпает. Она еще и песни поет. Баба-Яга на нее не нахвалится.
Ну и Баба-Яга ее не обижала. Хорошо кормила, мягко спать укладывала.
Так — день заднем — целый год прошел. Только стала девушка грустить да плакать, перестала песни петь.
Баба-Яга у нее спрашивает:— Али тебе у меня плохо?
— Да нет. Ем я вдосталь, спать мне мягко, и слова я от тебя злого не слышала, а хочется мне домой. Матушка стара, а сестрица ленива. Мне-то здесь хорошо, а им без меня плохо.
— Ну коли хочешь домой, — говорит Баба-Яга, — я тебя держать не стану, я тобой довольна. Вот твоё веретёшко: чисто омыто, серебром омыто.
Подвела её баба-Яга к серебряным воротам, открыла ворота, стала девушка выходить, а её всю золотом и обсыпало. Пошла она по лугу, встретились ей овцы. Дали они ей молодую овечку и баранчика. Встретились коровы — дали телушечку. Встретились кони — дали ей жеребчика.
Идет домой девушка. У ворот её собачка встречает, тявкает:— Наша падчерица пришла, добра принесла, гау, гау!
Выбежали мачеха с дочкой из дому. Увидели девушку живую, здоровую да в золоте, и завидно им стало.
На другое утро мачеха родную дочку у колодца прясть посадила.
Дала ей тонкого льна, а она прядет, словно бечеву тянет. Немного напряла, взяла веретено и в колодец кинула.
Велела старуха своей дочке за веретёшком прыгнуть.
Прыгнула девица. Навстречу ей стадо овец:— Подгреби под нами, подмети под нами — у нас ножки болят.
А она им:— Вот еще! Не за навозом я пошла — за богатством пошла.
Встретилось ей стадо коров:— Девушка, подои ты нас!А она им:— И не подумаю! Не за работой иду — я за золотом иду.
— Расчеши нам гривы, девушка, вынь репей! — просят кони.А она в ответ:— Не затем я иду — за добром спешу!
Вот и до избушки дошла…Прямо идет, неучтиво разговаривает:— Эй, Баба-Яга, кривая нога! Что у тебя делать надо? Поработаю, а ты мне золота дашь!
Баба-Яга ничего не сказала. На работу ее нарядила. У ленивицы щи несолоны, полы неметены, постель не застлана.
Вот день прошел, другой прокатил. Баба-Яга ей и говорит:— Пора тебе домой идти. У тебя мать, чай, не наплачется.
А ленивица в ответ:— А мне что, пускай плачет! А мне и здесь хорошо.
Ну Баба-Яга ее все-таки к воротам проводила, пустое веретёшко ей отдала, открыла ворота:— Какая, — говорит, — работа, такая и плата.Только девушка за ворота ступила — полилась из ворот смола липкая, всю ленивицу облепила.
Пошла она по лугу. Её овцы толкнули, коровы боднули, кони лягнули.
Подошла она к дому, её собака увидела, залаяла:— Тяу! Тяу! Мачехина дочка в смоле пришла!
Выскочила мачеха:— Молчи, Шавка, наша дочка в золоте придет!Да увидела свою дочь, страшную, чёрную.
Стали её в бане отмывать. Мыли, мыли, до сих пор моют, а отмыть не могут…
Промысел
Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых
Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя
В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте
Прочтений: 2 169
Читать сказку Дочь и падчерица
Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не даёт старику:
— Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядёт.
Что делать! Послушал мужик бабу — свёз дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек круп и говорит:
— Вот тебе огоньку; огонёк не переводи, кашу вари, а сама не зевай — сиди да пряди.
Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка — говорит:
— Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!
— Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку — я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.
Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:
— Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.
Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери и шепчет ей на ушко:
— Не бойся, девица! Скажи: давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.
Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкою — не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:
— Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.
Наутро говорит баба:
— Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она в ночь.
Уехал старик, а баба сидит да ждёт: как-то он дочерние косточки привезёт. Пришло время старику ворочаться, а собака:
— Тяф-тяф-тяф! С стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везёт.
— Врёшь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!
Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра
У бабы от жадности глаза разгорелись.
— Экая важность! — кричит. — Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.
Повез мужик и бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну
Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:
— Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!
— Ишь какая! — закричала Наташка и швырнула в неё ложкой.
Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни позадула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:
— Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.
Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.
— А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.
Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперéчь звенит, а мышка приговаривает:
— Злой девице живой не быть!
Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил её, сейчас задушил и съел. Наутро шлёт баба старика в лес:
— Ступай! Моя дочка два воза привезёт, два табуна пригонит.
Мужик уехал, а баба за воротами ждёт. Вот прибежала собачка:
— Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!
— Врёшь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везёт. На, скушай блин да говори: бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!
Собачка съела блин и залаяла:
— Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.
Что ни делала баба с собачкою: и блины ей давала, и била её, — она знай своё твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подаёт; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.
Вот и сказке «Дочь и падчерица» конец, а кто слушал молодец!
голоса
Рейтинг статьи
Главные герои
Морозко – главный герой сказки, умеющий карать и миловать. Он является главным божеством зимы, ее владыкой. От него зависит мороз, он укрывает землю снегом, одевает деревья серебряным инеем. Морозко ценит и уважает честных людей, тех, кто не боится никакой работы. Трудолюбивых он может одарить богатыми подарками, ленивых – наказать. Морозко ходит по земле, трещит по деревьям, проверяет, все ли в порядке в его владениях. Смотрит, нет ли кого в лесу, некоторым он помогает, а других может заморозить насмерть. | |
Старикова дочь – это трудолюбивая, красивая девушка. Когда умерла ее мать, отец женился на другой, так девушка стала падчерицей. Старуха не любит ее. Девушка выполняет всю работу по дому, ухаживает за скотиной, носит дрова и воду, прибирает в доме. Когда старуха отправила ее в лес, она стала замерзать под деревом. Морозке понравилась скромная и почтительная девушка, и он ее наградил богатыми подарками. | |
Родная дочь старухи, живет в неге и холе, старуха ее любит, работать не заставляет, наряжает ее в красивые наряды, кормит вкусными угощениями. Мечтает выдать замуж за богатого жениха. Старухина дочь ленивая, неприветливая, грубиянка, высокомерно относится к сестре. Ничего не делает, только любуется на себя в зеркало. Любит красивую одежду, дорогие подарки. Характером родная дочь старухи, с раннего детства похожа на свою злую мать. Попав в лес, грубостью отвечает Морозке, и он замораживает старухину дочь до смерти.
Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»
Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.
В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:
Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.
Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.
Образ дочки
В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.
Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):
Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.
Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.
Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.