Русская народная сказка

Содержание по главам

Часть 1. Бой и встреча с Соловьем-Разбойником


(Встреча Ильи Муромца с Соловеем разбойником. Иллюстрация из книги Роберта Стила «Гирлянда русских сказок», изданной в Нью Йорке в 1916 году.)

Из города Мурома, села Карачарова, откуда Илья Муромец родом, главный герой отправляется в Киев. Он путешествует на удалом, резвом коне, который несется, словно вихрь. Путь Ильи лежал через город Чернигов, на который напала несметная рать врагов. Увидев, что вражьи полчища уже подобрались к крепостным стенам, богатырь счел своим долгом уничтожить захватчиков.

И принялся он их как траву косить своей палицей, и даже его боевой конь помогал в сражении, топча врагов копытами. Спасенные черниговцы были благодарны богатырю, и пригласили его быть воеводой в своем городе. Но Илья по-прежнему торопился в Киев-град.

И тут горожане поведали герою, что по дороге на Киев засел в лесах у реки Смородинки страшный Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Сидит злодей на дубах и кричит: то по-звериному, то по-птичьи, то по-змеиному. От его крика не только деревья падают, но и люди мертвыми ложатся!

-Не езди той дорогой, славный богатырь!


(Соловей-разбойник)

Но не послушал их Илья Иванович. Прибыл он к тому месту, где на высоких дубах бесчинствовал Соловей-разбойник и увидел, что трава там пожухла, деревья упали. Даже булатный конь под богатырем стал неуверенно топтаться на месте. А Соловей ему говорит:

— Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Отвечает Илья:

— Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

Тут Илья Иванович рассердился и пустил в глаз разбойника стрелу, от чего тот упал на землю. Подхватил богатырь лиходея и приторочил его к стремени.

Часть 2. Путь в Киев-град


(Илья Муромец и Соловей Разбойник. Русский лубок, XVIII век)

Илья Иванович не сразу поехал в Киев. По пути он решил посетить владения Соловья-разбойника. Приехав туда, он увидел, сколько награбленного богатства лежит в его крепости, а на острых кольях висят богатырские головы.

Дочери и жена злодея увидели, что их батюшку везет на коне деревенский мужик, и набросились на Илью. Но силы были неравны: богатырь раскидал людей своим щитом. Жена Соловья стала предлагать ему выкуп – несметные богатства, а взамен просила отпустить мужа.

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку.

Но Илья отказался:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою.

Поехал Илья дальше, да прямиком к Киевским палатам. Там, в каменных палатах, он увидел пир, который устроил князь Владимир.

Краткое содержание


(«Илья Муромец», картина Малютина Сергея Васильевича, создана ранее 1937 года)

Проезжая через город Чернигов, Илья встречает несметное войско врагов, с которыми вступает в бой и выходит победителем. Далее, в лесу богатырь встречает Соловья-разбойника и одерживает над ним победу, несмотря на сопротивление. Взяв злодея с собой, богатырь продолжает держать путь в Киев. Там он встречается с князем Владимиром и рассказывает о своем «трофее».

Владимир просит разбойника показать силу его свиста. Поняв, что может случиться несчастье, богатырь загораживает князя и его жену своим плащом, тем самым спасая их от смерти. Впоследствии он убивает лиходея, поняв, что тот неуправляем. Владимир назначает Илью к себе на службу.

Исцеление Ильи Муромца

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Реклама:

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Реклама:

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма — в виде морды звериной, и у неё вместо глаз — два яхонта, а вместо бровей — два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля — Илья Муромец, а верный его слуга — Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

«Они крест кладут по-писаному»

«Как так, не может такого быть!» – воскликнете вы.

Но возьмём былины о святом Илье Муромце. Многим, наверное, известно, что он отошёл к Богу, будучи иноком Псково-Печерского монастыря. Но даже тот, кто наизусть помнит былины о нём, не всегда понимает, с чего начиналось служение нашего знаменитого воина, Кто поставил его на ноги.

Вспомним:

Как приходили две калики перехожиеПод тое окошечко косявчето.Говорят калики таковы слова:«Ай же ты Илья Муромец,крестьянский сын!Отворяй каликам ворота широкие,Пусти-ка калик к себе в дом».Ответ держит Илья Муромец:«Ай же вы, калики перехожие!Не могу отворить ворот широкиих,Сиднем сижу цело тридцать лет,Не владаю ни рукамы, ни ногамы».

Кто же такие калики? В детстве, слушая эти строки, я полагал, что калики – это своего рода волшебники. Или, как выразился бы позже, языческие жрецы. Нетрудно также уловить созвучие со словом «калеки», а ведь и верно – именно от калик оно и происходит. Вплоть до революции каликами звали немощных странников, чаще всего слепцов, которые зарабатывали себе на жизнь пением духовных стихов. Среди песен популярнее всего были стихи о Вознесении, об Алексии, Божьем человеке, о Богатом и Лазаре, о Егории, о Страшном Суде, об Иоасафе-царевиче. Путешествуя от села к селу, пели они с каждым веком всё жалостливее:

Христос в доме, отец и мать!Здорово живёте, батюшка, матушка!Имя вы Божие посвятите,Нищию братию нас призрите,И поблагодарите нас, убогую братию.Отрезала бы нам, убогим калекам,Полотинки косыночку?Приукройте наши тела,Тела наши грешные, тела наши тёмные!Не оскудеет ваша рука, хилым дающа,Не обеднеет, что ради Христа подашь.

Или вот ещё:

Взглянь-ка ты, мать, на высокую высоту,Так на нашу нищету, на слепоту,на темноту.Светлые кому-то, мать, все денёчки,А нам – тёмные ночки.Не видим мы свету белого,Не обозрим-то мы себе красногосолнышка,Да не видим-то мы, убогие братья,Да ни рук своих, да ни вас, православных.Не можем-то мы, убогие братья,Да ни сделать, ни сработать.Смилуйся, мать, сжалуйся!Мы за ваше здоровие Богу помолимся,Родителей ваших вспомянем!Дай, Господи, вам добра и здоровья!А родителям вашим –Царство Небесное…

Но этим их репертуар не ограничивался. Когда приходилось где задержаться, извлекались из памяти былины, пронесённые сквозь всю русскую историю. Они сохранились с тех древних времён, когда калики были отнюдь не нищими просителями, а славными воинами, решившими оставить после многих лет ратную службу и отправиться на Святую Землю. Грехи замаливать. «Странствующий, нищенствующий богатырь» – так разъяснил слово «калика» Владимир Даль, что, правда, не совсем верно. Отставные дружинники, среди которых были и знатные люди, как правило, не бедствовали – в дальний путь отправлялись не с пустыми руками. Именно по пути в Иерусалим, а возможно, на обратной дороге зашли к Илье два дружинника-христианина, которых никто, кроме Господа Бога, не мог на это наставить.

И говорят калики перехожие:

Такими разными увидели Илью Муромца скульпторы: вверху – памятник работы Клыкова, установленный в г.Муроме в 1999 году; внизу – памятник, установленный во Владивостоке в мае 2012 г.

«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,Отворяй-ка ворота широкие,Пускай-то калик к себе в дом».Выставал Илья на резвы ноги,Отворял ворота широкиеИ пускал калик к себе в дом.Приходили калики перехожие,Они крест кладут по-писаному,Поклон ведут по-учёному,Наливают чарочку питьица медвяного,Подносят-то Илье Муромцу.Как выпил-то чару питьица медвяного,Богатырско его сердце разгорелося,Его белое тело распотелося.Воспроговорят калики таковы слова:«Что чувствуешь в себе, Илья?»Бил челом Илья, калик поздравствовал;«Слышу в себе силушку великую».Говорят калики перехожие:«Будь ты, Илья, великий богатырь,И смерть тебе на бою не писана…»

Там дальше ещё очень интересно, названы те, с кем биться не стоит. Со Святогором-богатырём и библейским Самсоном – ну, понятно, это присказка. А дальше перечисляются воины, которых калики, скорее всего, знали лично: род Микулов и Вольга Сеславьич.

Надо сказать, что заблуждался я в отношении калик ещё и по невнимательности. И на том, что крест они клали «по-писаному», глаз не остановился, и словам князя Владимира Красно Солнышко внимания не придал, а ведь он обращался к каликам следующим образом:

«Уж вы здравствуйте, удалые добры молодцы,Уж как все ли калики перехожие!»

Вот тебе и калеки!

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Анализ произведения

Былина очень короткая, но наполнена мудростью.

Краткое содержание

Илья Муромец отправился в путь. В скором времени на перекрестке трёх дорог ему попался огромный камень Алатырь. Богатырь прочел надпись, которая гласила, что если пойти прямо, то быть убитому, направо — богатому, налево — женатому. Стал Илья Муромец размышлять. Он посчитал, что богатство ему ни к чему, а жениться уже поздно. Тогда богатырь решил, что поедет прямо.

Главный герой вскоре оказался в Смоленских топях. Там ему встретились сорок тысяч разбойников. Они сразу заметили путника, порадовались легкой добыче, но не тут-то было. Богатырь им прямо сказал, что не имеет особых богатств. Из имущества есть только верный конь, уздечка, седло и шлем. Сразу после этого он стал размахивать своим шлемом и перебил всех бандитов. Закончив, Илья вернулся к камню, где написал, что теперь прямая дорога чиста.

В этот раз богатырь решил пойти по той тропе, где говорилось про женитьбу. Вскоре он дошел до палат и встретил красивую девушку. Она стала расспрашивать его о дороге. Но Илья решил сначала отдохнуть, а потом уже беседовать. Девушка отвела гостя в спальню, где настойчиво стала его укладывать в постель. Богатырь почуял неладное, схватил красавицу и кинул на кровать. Девушка провалилась в подвал, где сидели 12 мужчин. Главный герой освободил их, а сам направился к Алатырю, чтобы исправить еще одну надпись.

Теперь Илья поехал в ту сторону, где обещали богатую жизнь. Там он обнаружил несколько погребов с серебром и золотом.

План пересказа

По краткому содержанию былины можно составить кратко план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Богатырь отправился в путь.
  2. Камень с надписями.
  3. Илья выбрал прямой путь.
  4. Сорок тысяч разбойников.
  5. Победа над ними и исправление первой записи.
  6. Путь по второй дороге.
  7. Коварная красавица.
  8. Освобождение 12 богатырей.
  9. Возвращение к камню и изменение еще одной записи.
  10. Третий путь.
  11. Обнаружение богатства, раздача его нуждающимся людям.
  12. Исправление последней надписи на камне.

Основная мысль

Главная мысль произведения заключается в том, что для настоящего русского богатыря семья — это его родная земля, которую он обязан защищать от неприятеля. Богатство для него — помощь нуждающимся и обездоленным. Былина учит:

  • храбрости;
  • честности;
  • щедрости;
  • мудрости;
  • справедливости;
  • предусмотрительности;
  • бескорыстию;
  • не бояться трудностей;
  • добиваться целей.

К этому произведению прекрасно подходит пословица «Славна богатырями русская земля». На примере Ильи Муромца видно, что все зависит от человека. Даже то, что предначертано, можно исправить своими силами, было бы желание.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Реклама:

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

Дух в немощи дышит

Но вообще мы здесь ещё не видим того Илью, который стал впоследствии святым иноком. Былинному Муромцу до этого ох как далеко, что не раз отмечалось в былинах.

Преобладание удали над духом свойственно было, согласно некоторым былинам, и другим самым именитым нашим богатырям: Добрыне Микитичу, Алёше Поповичу, у которого с каликами вообще были непростые отношения. Но Господь вразумлял. Однажды собрались все трое богатырей, огляделись, но:

Калиги – обувь римских воинов и греческая шапка

Не видать нигде лютых ворогов,А без брани жить им прискучило.

И постановили они убить первого встречного. Видят:

Насустречу им всё калечище,Всё убогое, всё безногое.А у него костыль двадцати сажон,А у него шляпа двадцати пудов,Не простая шляпа – земли Греческой.Становился он в стороне пути,Костыль становил середи пути,Вешал калека шляпу на костыль,Здевши шляпушку, низко кланялся:«Здравствуйте, братцы, вы товарищи,Илья Муромец со товарищи,Ай, с Алёшечкой со Поповичем,Со Добрынюшкой со Микитичем!Ай, вы славные все богатыри,Вы далёко ли путь свой держите?»Так радушно ведь то калечищеСо имя тремя поздоровкалось,Так приветливо здело шляпушку,Что пропало враз всё желаньице,Вся охотушка у богатырейТо калечище али в смерть убить,А хоть загубить, а хоть застрелить.Да ведь радили раду новую,А от слова ведь не откажешься –Убивать пришло, делать нечего.Взял тут палицу Илья Муромец,Взял топор Попович Алёшечка,Взял тугой лук Микитич Добрынюшка.

Молвил калеке Илья Муромец:

«Как мы люди всё православные,Носим крест святой, Богу веруем,А ведь ты идёшь из Святой Земли,Не хотим, чтоб ты, стар калечище,Всё убогое, всё безногое,Так и умер без покаяния.Помолись теперь хоть в остатний раз.А как явишься в рай ко Господу,Уж замолви пред ним словечушкоЗа великих за нас за грешников –Как за старого Илью Муромца,За Алёшечку за Поповича,За Добрынюшку за Микитича!»На колени встало калечище,Всё убогое, всё безногое,Поклонилося трижды на Восток,Осенилося крестным знаменьем,Стало Богу молиться и каяться.А как встал калека да взял костыль,Ни велик ни мал – двадцати сажон,Да повыбил им всё оружьецоА из рук у славных богатырей.Где там палица Ильи Муромца!Где топор Алёши Поповича!Где тугой лук Добрыни Микитича!После взял он шляпу двадцати пудов,Не простую шляпу – земли Греческой,И накрыл ею трёх богатырейИ с конями их богатырскими.

Здесь нужно пояснить, что такое шапка греческая. Это железный остроконечный шлем, который носили не только воины, но и гражданские. Шапка могла быть украшена образами Вседержителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, ангелов хранителей, херувимов, евангелистов, ликом святого Николая Чудотворца. Вот такой шапкой накрыл калика богатырей, потребовав от них рядить новую раду (клятву):

«А по ней не токмо что палицы,А и пальца вы не поднимете.И не то чтобы на калечище,На убогое, на безногое,А на всякого на безвинного,Что ещё в пути вам сустренется».

Куда деваться? Посовещались богатыри, сидя под шапкой, и дали обещание не трогать безвинных. Понятно, что Калика, который им встретился, был Самим Господом. Так совершалось воцерковление Руси. Тысячи калик, возвращаясь домой, становились яркими проповедниками, сделавшими для христианизации нашей земли, быть может, больше, чем кто-либо. Тогда и сложилась у них песенная православная традиция, которая дожила до ХХ века.

Таких вот калик, ходящих по Русской земле, древний государственный устав причислял к людям церковным.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Реклама:

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.

«Если же кто из страны нашей»

Как мало наши представления о Древней Руси совпадают порой с действительностью! Возьмём времена Крещения Руси. Как это обычно видится? Была языческая страна, но вдруг понадобилось святому Владимиру из каких-то государственных соображений её христианизировать. И низвергнут оказался древний Перун. Было, конечно, какое-то сопротивление, но в целом против воли княжеской мало кто решился пойти. Вышло распоряжение веровать во Христа – стали веровать.

Это самая распространённая версия событий, а ведь всё было не совсем так, можно даже сказать – совсем не так. Например, не было никакого древнего культа Перуна на Руси. Поклонение Перуну было культом самым что ни на есть «свежим», утверждённым либо князем Святославом, либо Владимиром. Довольно сказать, что в Киеве археологи нашли в основании капища Перуну остатки храма, стоявшего неподалёку, фрагменты православных фресок. Это к вопросу, кому у нас начали поклоняться раньше – Троице Живоначальной или западнославянскому и варяжскому Перуну.

Христиане уже давно жили к тому времени в Киеве, а в лице Аскольда и святой Ольги даже правили княжеством. А сколько их было среди дружинников? Бог весть, но точно не мало. В договоре князя Игоря – отца Святослава – с греками (945 год) читаем:

«Мы же, все крещёные христиане, клянёмся церковью святого Ильи в соборной церкви, и перед честным крестом, и над этой грамотой хранить всё, что написано в ней, и не отступать от неё ни в чём; если же кто из страны нашей, князь ли, или кто другой, крещёный и некрещёный, не выполнит этого договора, да не получит помощи от Бога, и да будет рабом в этот и будущий век, и да будет заколот своим оружьем».

К этому моменту православные составляли ту часть войска, на которую опиралась княгиня Ольга. На сторону своих воинов-христиан перешёл, в конце концов, и её внук – Владимир Красно Солнышко.

В связи с этим помянем одну русскую воинскую традицию, уже существовавшую, судя по всему, ко времени Крещения Руси, – совершать паломничество в Иерусалим.

Ильины три поездочки (поэтический вариант)

Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:

«Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать — женатому быть! Вправо ехать — богатому быть! Все судьбой сие предписано! »

Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что — судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »

Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном, Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »

Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится. Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.

Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »

Памятник Илье Муромцу в Киеве

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: