Илья Муромец на Соколе-корабле
По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма — в виде морды звериной, и у неё вместо глаз — два яхонта, а вместо бровей — два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.
Хозяин корабля — Илья Муромец, а верный его слуга — Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.
Таинственный недуг Ильи Муромца
Исследования, проведенные учеными-антропологами, которые изучали мумифицированные останки богатыря, говорят о разных версиях того, каким заболеванием страдал русский богатырь.
По одной теории, у Ильи Муромца была детская травма позвоночника, которая на долгие годы обездвижила его.
По другой версии он страдал туберкулезом костей, поражающим позвоночник и конечности человека.
Третья версия ратует за редкое заболевание суставов – спондилоартроз, которое могло быть наследственным или возникшим из-за травмы.
Также исследователи не исключают того, что у мальчика был полиомиелит, который вызвал паралич нижних конечностей. При этом заболевании изредка встречаются случаи внезапного исцеления, поэтому данная версия также может быть небезосновательна.
Исцеление Ильи Муромца читать
Жил во славном городе во Муроме крестьянин Иван Тимофеевич. Хорошо жил, всего в доме было вдоволь. Да одно горе его мучило: сынок его любимый, Илеюшко, ходить не мог: с детства не служили ему ноги резвые. Сидел Илья сиднем на печке в избе родительской ровно тридцать лет.
Ушли раз родители его в поле на работу крестьянскую. А к Илье под окно старички нищие, калики перехожие, забрели. Просят:
— Подай нам, Илеюшко, милостыньку. Да напои нас пивком.
Зазвал их Илья в избу, говорит им:
— Подал бы я вам милостыньку и пивком напоил бы —у нас в доме всего много —да видите: я недвижим сижу!
Три раза просили его калики перехожие, три раза Илья им отказывал.
— А ты попробуй-ка, Илья, с печки слезть,— нищие говорят.
Потянулся Илья, спустил ноги с печи, встал на них —диво дивное! Пошли ноги по избе, словно и не он, Илья, безногим был.
Скорёхонько сходил Илья в другую горницу за деньгами, подаёт старичкам. А те не берут, говорят:
— Теперь принеси нам напиться пива сладкого.
И в погреб Илья сбегал,— себя не помнит от радости, что поправился. Нацедил чашу пива сладкого, перед нищими поставил. А нищие попили да и говорят:
— Допивай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам.
Исцеление Ильи Муромца — русская народная сказка 1
И из второй чаши они попили, а Илья опять остатки допил. И почуял он в себе здоровье богатырское, силу непомерную. Говорят ему калики перехожие:
— Проси, чтобы отец тебе жеребёночка купил. Пои его речной водой, корми пшеницей белояровой, давай ему по траве на росах кататься, валяться. Вырастет у тебя богатырский конь, хозяину товарищ. Заведи себе палицу тяжёлую, латы богатырские, нож булатный. Могучим богатырём, Илья Муромец, станешь. И не бойся с врагом в поле встретиться: тебе в бою смерть не писана. А теперь иди в поле, расскажи родителям, что с тобою случилось.
И исчезли калики перехожие, словно невидимки растаяли. Собрал Илья наскоро пищу, питьё и в поле побежал к родителям. Обрадовались родители, говорят:
— Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев-град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям-товарищам. Обходись со всеми вежливо.
Всё сделал Илья, как калики перехожие его научили. Коня себе богатырского выкормил, латы, оружие достал. Стал богатырём-великаном и отправился в Киев на службу к князю Владимиру.
Ласково встретил его Владимир стольнокиевский.
— Ты чей, добрый молодец? Ты какого отца, какой матери?
Отвечает Илья:
— Я из города из Мурома, из села я Карачарова, а зовусь я Илья Муромец. Позволь, князь, мне в чисто поле съездить, набрать себе дружину храбрую, друзей-товарищей.
Говорит ему Владимир Красно Солнышко:
— Поезжай ты во чисто поле, набирай себе дружину могучую. А оттуда приезжай ко мне на пир. Быть тебе старшим над всеми богатырями русскими.
Поехал Илья в чисто поле. Там в белых шатрах нашел он и Добрыню Никитича, и Алёшеньку Поповича, и Дуная, и Чурилу, и Самсона Самойловича, и других богатырей. Подружились с ним богатыри-товарищи.
Поклонились они ему. Признали его самым сильным, самым храбрым из богатырей земли киевской.
Три поездки Ильи Муромца
Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.
Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.
С этой книгой читают
Илья Муромец и Соловей РазбойникЭпосы, легенды и сказания
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А й к обеденке поспеть…
Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеленияКовалев Сергей Викторович
Скажите, хотите вы либо вернуть утраченное здоровье, либо, наконец-то, полностью выздороветь? И сохранить это, вновь приобретенное здоровье на долгие годы?
Если нет,…
3.07
(3)
Анатомия для исцеления и боевых искусствТедески Марк
Эта книга знакомит читателей, и особенно целителей и мастеров боевых искусств, с основополагающими теориями строения тела человека, принятыми в западной и восточной…
5
(1)
Система исцеления по Леониду Щенникову. Целебное воздержание от жидкости и пищиЩенников Леонид
Новая методика Целебного Воздержания от жидкости и пищи, разработанная Л.А.Щенниковым, профессором нетрадиционной медицины, целителем, натуропатом, поможет избавиться от…
4.9
(2)
Искусство психического исцеленияУоллис Эйми, Хенкин Билл
Книга «Искусство психического исцеления» расчитана на подготовленный круг читателей. Она соединяет в себе практическую методику и обсуждение различных сторон…
4.6
(3)
Илья Муромец.Кошкин Иван Всеволодович
Вот уже четыре года, как Илья Муромец брошен в глубокий погреб по приказу Владимира Красно Солнышко. Не раз успел пожалеть Великий Князь о том, что в минуту гнева…
4.7
(4)
Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеленияСудьина Наталья
С древнейших времен загадочный Тибет притягивал умы ученых, мистиков и романтиков со всего мира. Но даже самым терпеливым искателям открывается лишь малая доля…
5
(2)
Тибетское исцеление звукомТендзин Вангьял Ринпоче
Тибетская буддийская традиция Бон — одна из старейших восточных духовных традиций, непрерывно передающаяся до наших дней. Благодаря книге «Тибетское исцеление звуком» вы…
3.8
(5)
Илия Муромец-Чобиток (Чеботок)
Некоторые исследователи считают, что прототипом былинного персонажа является богатырь «Чобиток», который принял монашество и под именем преподобного Илии Муромца был причислен в 1643-м году к лику святых в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.
Прозвище «Чобиток» он получил за то, что однажды отбился от врагов не оружием, а чоботом – то есть сапогом.
Имя Ильи Муромца как исторической личности впервые встречается у Эриха Лясоты – австрийского дипломата, военного деятеля и путешественника, посетившего Киев в конце XVI века. Описывая Печерский монастырь, Лясота сообщил, что в пещерах находятся мощи некоего богатыря «Elia Morowlina», известного в народе под именем Чеботка.
Некоторые исследователи полагают, что былинный Илья Муромец и богатырь Илья Чеботок – это два разных человека, а объясняют «путаницу» очень просто: со временем, мол, произошло смешение преданий об Илье Муромце со сказаниями об Илье Чобитке.
В 1988-м году Межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Илии Муромца, находящихся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Результаты всех поразили:
«Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45–55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой рост считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см».
Более того, обнаруженные множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья и меча лишь подтверждали легенды о том, что Илья был храбрым воином, участником жестоких сражений. Да и причиной смерти героя послужил удар острого орудия (возможно, копья) в грудь, сквозь прикрывавшую ладонь левой руки.
А вот документальное свидетельство, оставленное паломником Леонтием, жившим в XVIII веке:
«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».
Но более всего учёных, проводивших исследование мощей, поразил тот факт, что Илья действительно долгое время не мог ходить! По их заключению, «он пережил тяжёлое заболевание костей, которое и стало причиной паралича ног». Учёные подтвердили, что костная ткань этого человека восстановилась абсолютно чудесным образом. Более того, по их заключению, после 30 лет преподобный Илия Муромец вёл активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.
В Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что Илия Муромец принял монашеский постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская лавра), заменив «меч железный мечом духовным», после тяжёлого ранения. Постриг, как предполагается, пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182). Отсутствие же упоминания жития преподобного Илии в Киево-Печерском патерике может свидетельствовать лишь о том, что в иноческих подвигах святой воин провёл не так много времени.
О кончине Ильи Муромца былина повествует так:
«Построил он церковь соборнуюСвятителю Николе МожайскомуВо славном во городе во Киеве.Сам заехал во пещеры во глубокие,Тут Илья уж преставился.Поныне его мощи нетленные!»
Спондилоартроз и его лечение
Специалисты Центра по изучению вертеброневрологических заболеваний под руководством доктора медицинских наук, профессора Якова Юрьевича Попелянского, первыми начавшие лечить в СССР подобные патологии, считают, что развитие спондилоартроза в детском возрасте может возникнуть или на фоне травмы спины, затем отягощенной инфекционным заболеванием, или в случае наследственной предрасположенности. Поднять такого больного на ноги быстрее всего может вовремя осуществленное хирургическое вмешательство и последующая реабилитация. В некоторых неосложненных ситуациях удовлетворительного эффекта удается добиться при правильной лекарственной программе, сочетающейся с лечебным массажем и физиотерапией. Но в любом случае, для человека, страдающего спондилоартрозом и парализованного на протяжении 30 лет, восстановительное лечение продлится около десятилетия. Соответственно, явившиеся к богатырю «калики перехожие» если бы и поставили его на ноги и заставили бы идти, то скорее всего, мужчина сразу упал бы на пол. Многолетнее мышечное истощение и длительная деформация неработающих суставов не позволили бы ему и шагу ступить.
Подвиги богатыря
После чудесного исцеления начались многочисленные подвиги Ильи Муромца, самым известным из которых стала победа над Соловьём-разбойником, промышлявшим на лесной дороге, ведущей к Киеву.
История лесного бандита не даёт точного определения его происхождения, но есть вероятность, что Соловей-разбойник, «Одихмантьев сын», – тоже реальная историческая личность: «Соловей» – это кличка, так как в старину нередко названия животных и птиц становились персонализированными именами, а разбойник – определение деятельности персонажа.
По преданию, Соловей-разбойник, которого сравнивали с чудовищем, сидел в гнезде, закреплённом на двенадцати дубах, и поражал округу своим мощным свистом, от которого вековые деревья к земле склоняли верхушки, а люди погибали на месте. Русский богатырь, одолев лесного разбойника, привёз его в Киев на суд князя Владимира, а затем расправился с бандитом.
Когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, то временные рамки постепенно размываются, а знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, рождённые фантазией сказителей. Так, например, Илья Муромец, вопреки легендам, никогда не служил князю Владимиру Великому, ибо жили они в разные века. На былинный образ Владимира Красно Солнышко можно смотреть как на «народное отражение нескольких исторических личностей». Илья Муромец, защищая Русь от половцев, жил во времена Владимира Мономаха и был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Взяв родительское благословение, богатырь отправился служить именно Владимиру Мономаху:
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!Дай ты мне свое благословеньице,Я поеду во славный стольный Киев-град –Помолиться чудотворцам киевским,Заложиться – за князя Владимира,Послужить ему верой-правдою,Постоять за веру христианскую».
И сегодня продолжает Илья Муромец служение православным христианам – от святых мощей его, частично находящихся в Киево-Печерской лавре и в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома, происходят исцеления от тяжких недугов, ибо «дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67, 36).
Чудесное исцеление
Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно родился крестьянский богатырь – в селе Карачарово, что под Муромом, или его родиной было село Карачев под городом Моровск. Не спорят лишь о том, что «жил на Руси великий богатырь – Илья Муромец», который, как говорили в старину, был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах». Одно из древних сказаний ведёт в Муром, к Свято-Троицкому храму, построенному в Карачарово в XII веке на берегу Оки. Сначала Троицкая церковь была деревянной. Согласно преданию, сам Илья Муромец заложил в её основание три огромных дуба, которые сам же вырвал и принёс, – так Илия замаливал грех своего деда-язычника, который однажды в гневе разрубил икону. Из-за этого тяжкого греха страшное проклятие пало на весь род – мальчики стали рождаться калеками. Ильюшенька тоже родился калекой, был «сиднем», то есть парализованным – до 33 лет не владел ногами. Всем родным думалось, что нужно смириться мальчику с горькой судьбой… Но днём и ночью молился он об исцелении…
Однажды, накануне праздника пророка Илии, в дом вошли «калики перехожие» (нищие странники) и попросили принести им воды. Илья объяснил, что не может ходить, ибо «ноги не держат», но старички настойчиво повторили просьбу. И Илья, впервые за столько лет неподвижности, неожиданно для самого себя встал на ноги и… пошёл за водой к колодцу. Обыкновенная вода, которую Илья сам испил по совету калик, стала для больного «живой водой», ибо он, почувствовав в себе небывалую «силушку молодецкую», исцелился.
Былина Исцеление Ильи Муромца читать
В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом».
Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы».
Опять говорят калики перехожие:
«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Пускай-то калик к себе в дом».
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкие
И пускал калик к себе в дом.
Приходили калики перехожие,
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Наливают чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу.
Как выпил-то чару питьица медвяного,
Богатырско его сердце разгорелося,
Его белое тело распотелося.
Воспроговорят калики таковы слова:
«Что чувствуешь в себе, Илья?»
Бил челом Илья, калик поздравствовал;
«Слышу в себе силушку великую».
Говорят калики перехожие:
«Будь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана;
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею паленицею удалою,
А только не выходи драться
С Святогором-богатырем —
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном богатырем —
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым —
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи още на Вольгу Сеславьича —
Он не силою возьмет,
Так хитростью-мудростью.
Доставай, Илья, коня собе богатырского,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай первого жеребчика,
Станови его в срубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым.
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай
И в три росы жеребчика выкатывай,
Подводи его к тыну ко высокому.
Как станет жеребчик через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону,
Поезжай на нем, куда хочешь,
Будет носить тебя».
Тут калики потерялися.
Пошел Илья ко родителю ко батюшку
На тую на работу на крестьянскую,
— Очистить надо пал от дубья-колодья.
Он дубье-колодье все повырубил,
В глубоку реку повыгрузил,
А сам и сшел домой.
Выстали отец с матерью от крепкого сна —
испужалися:
«Что это за чудо подеялось?
Кто бы нам это сработал работушку?»
Работа-то была поделана,
И пошли они домой.
Как пришли домой, видят:
Илья Муромец ходит по избы.
Стали его спрашивать,
Как он выздоровел.
Илья и рассказал им,
Как приходили калики перехожие,
Поили его питьицем медвяныим —
И с того он стал владать рукамы и ногамы
И силушку получил великую.
Пошел Илья в раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудрого,
Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Что запросил мужик, то и дал;
Становил жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца.
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывал;
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Тут Илья Муромец Седлал добра коня, зауздывал,
Брал у батюшки, у матушки Прощеньице-благословеньице
И поехал в раздольице чисто поле.
Возможные события
Вероятнее всего, старцы, посетившие Муромца, были костоправами и проводили ему простые, но многодневные манипуляции. Да и рассказ о том, что руки у богатыря тоже были парализованы, далек от реальности. Сотрудники Межведомственной комиссии Минздрава УССР, в 1988 году описывая состояние мощей святого отметили, что при жизни он имел очень развитый плечевой пояс и у него были увеличены кисти рук. Скорее всего, мужчина вовсе не был парализован, а испытывал сильные боли в нижних конечностях. «Калики перехожие» могли дать ему анальгетическое снадобье, выпив которое, Илья почувствовал облегчение и ему стало легче ходить. Однако дегенеративные изменения в суставах позвоночника, возникшие в детстве, никуда не исчезли и болезненное состояние мучило его всю жизнь.
Былинное чудо
Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», русский богатырь до 33 лет был парализован полностью и мог только сидеть. Во всяком случае, когда старцы, войдя к нему в дом, попросили принести воды, Илья им ответил так: «…Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище…» Тогда «калики перехожие» потребовали, чтобы хозяин встал и пошел к водоносу, а полученную воду выпил сам. Илья Муромец так и сделал и с тех пор стал ходить. Как видно из текста, гости не трогали ни спину, ни конечности богатыря, а если что-то и сделали, то подсыпали в его воду какое-то снадобье. Вот только до сих пор не существует никакого лекарства, способного сразу заставить двигаться мышцы и связки, атрофированные многолетним параличом. А Илья Муромец, судя по его же словам, был обездвижен с трехлетнего возраста.
Исполинский рост, «косая сажень» в плечах
Доподлинно не известно, чем действительно болел богатырь Илья Муромец, но, благодаря исследованиям мощей русского святого, было достоверно установлено, что он был по настоящему богатырского роста и телосложения: 177 см (в то время такой рост считался очень высоким), имел большую голову, громадные руки и ноги.
Наросты и бугристости на костях мумии говорят о том, что богатырь имел выраженную мускулатуру, очевидно, что он был очень силен и крепок.
Есть все основания предполагать, что у Муромца была акромегалия – заболевание, нарушающее пропорции роста костей и внутренних органов, а у людей с таким диагнозом часты нарушения в работе суставов и артриты.
История легендарного русского богатыря, какой бы чудесной и невероятной она ни была, заслуживает пристального внимания и может служить примером веры в чудеса исцеления и, конечно, примером человеческой силы воли, стойкости и преодоления.
Какой бы тяжелой и неизлечимой ни была болезнь, всегда есть вера в чудо и шанс на выздоровление!
Просмотров:
662
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.