Детские сказки / русские народные сказки садко (былина) читать

Былина «Садко»: краткое содержание с картинками

Былина «Садко», содержание которой изложено ниже, была основана на песне о новгородском купце Садко Сытиниче. Также основой для написания произведения могли стать рассказы о том, как морской царь, желая удержать молодого парня в своих владениях, мечтает женить его на одной из своих дочерей.

 «Садко»: краткое содержание

Главным героем произведения выступает бедный гусляр, зарабатывающий себе на жизнь игрой на гуслях. Его часто приглашают устраивавшие застолье богатые торговцы. Однажды в течение девяти дней парня не зовут ни на один пир. Его гордость задета, но он старается никому не показывать своей обиды.

Садко идет к озеру, на берегу которого начинает играть на любимых яровчатых гуслях. От его самозабвенной игры вода начинает «волноваться». Но гусляр не придает этому особого значения.

Проходит время, и парня опять не приглашают на гулянки. Он опять отправляется к озеру, на берегу которого отдается музыке. От звуков гуслей вода опять начинает бурлить.

Царь желает отблагодарить гусляра и предлагает ему поспорить с местными купцами: если Садко сможет поймать золотых рыб, то они отдадут ему лавки с дорогими товарами. Гусляр так и делает. На следующий день трое торговцев соглашаются поучаствовать в споре. Подводный царь подбрасывает парню в невод золотых рыбок, и тот выходит победителем. Купцы отдают ему три лавки.

Содержание «Садко» далее повествует о том, как главный герой закатывает большой пир и приглашает на него новгородских купцов. Подвыпив, гости начинают хвалиться друг перед другом: у одного жена молодая, у другого казна большая, а у третьего конь удалой. Один Садко молчал.

Заметив это, купцы поинтересовались, чем же может он похвастаться. На что гусляр гордо сообщает купцам, что сможет скупить все товары в Нижнем Новгороде. Такое заявление смутило всех присутствующих, и они бьются с ним об заклад: если он проиграет в споре, то отдаст торговцам 30 тыс. рублей.

Доплыв до Золотой Орды, он выгодно продает весь скупленный в Нижнем Новгороде товар, от чего его капитал существенно увеличивается. Наполнив бочки золотом и серебром, парень направляется домой.

На обратном пути понимается страшный шторм. Это дело рук подводного царя, которому Садко давно не платил дани. Брошенные в море бочки с серебром и золотом не удовлетворили царя, ему нужна человеческая голова.

Садко садится плот и остается в море, а его дружинники целыми и невредимыми возвращаются в Нижний Новгород. Попав в подводное царствие, гусляр по приказу царя три дня кряду играет на гуслях, а государь танцует. Из-за плясок на море происходят сильные штормы и погибают люди.

Повеселившийся на славу царь предлагает Садко взять в жены одну из его дочерей. Парень по совету святого оставляет свой выбор на Чернавушке. Проснувшись на следующее утро, гусляр оказывается дома. В благодарность он строит собор Святому Миколе Можайскому.

Былина «Садко» смотреть онлайн

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

ПІДТРИМАТИ

2 вариант

Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В нем рассказывается о жителе Новгорода Садко, который не раз совершал фантастические погружения в бездну моря и возвращался сухим и невредимым.

Главный герой повествования Садко начал свой путь простым гусляром. Профессия не приносила музыканту большого достатка. Часто в его услугах не было нужды. Тогда юноша грустил, перебирая струны, на берегу озера Ильмень. В один из таких моментов к нему пришла удача. Морской царь расчувствовался, слушая душевные мелодии, и помог гусляру разбогатеть.

В характере Садко заметны черты, свойственные любому русскому человеку. Он отзывчивый и простодушный. Даже превратившись из бедного гусляра в богатого купца, Садко остается честным и порядочным человеком. Чтобы спасти дружину, он приносит в жертву себя, а не предлагает другим морякам искать на дне милости морского владыки.

Молодой человек не привык к праздности. Трудолюбие и терпение сделали из него искусного музыканта. Впоследствии эти же качества помогли молодому купцу изрядно приумножить богатство. Садко не растрачивает попусту нажитое состояние. В то же время он не скуп. Его гости на пирах досыта наедаются. Своему слову молодой герой всегда верен. Не сумев выиграть спор, он без сожаления отдает оговоренный проигрыш.

Как и реальный человек Садко не лишен слабостей. Хвастливость делает этот персонаж похожим на отрицательного героя. Прославился Садко благодаря алчности. Она движет героем на протяжении всего сказания. Бывший гусляр занимается торговлей, чтобы приумножить состояние. Владыка морей карает Садко за жадность, но после возвеличивает, признавая в нем талантливого музыканта. Алчность Садко соседствует с предприимчивостью. Даже потерпев финансовый крах, он умудряется мобилизовать силы и разбогатеть. При этом он не усложняет жизнь размышлениями, а отдается судьбе, легкомысленно плывя по течению.

Садко близок народу. Он охотно играет и поет для простых людей. Это персонаж положительный, а отрицательные качества растворяются в его обаянии. На примере Садко показано, что целеустремленность и благородство помогут извлечь пользу из любого ремесла.

Самый противоречивый персонаж в былине – морской владыка. Он олицетворяет беспощадную силу, способную сокрушить неугодных. Вместе с этим он тонкий ценитель музыки и помогает тем, кто ему понравился. Морской царь сначала облагодетельствовал Садко, а потом взял его в плен. Властелин глубин так и не понял, что Садко не променяет жизнь в родном городе на все подводные сокровища.

Микола Можайский во все времена выступал бескорыстным защитником обездоленных. Помог он и Садко. Благодаря советам святителя гусляр освободился из подводного плена. Во славу народному заступнику Садко воздвиг в родном городе храм и призвал соотечественников молиться, чтобы заслужить расположение высших сил.

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок

Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах

Рассуждение

Мне нравится былинный персонаж Садко. В нём сочетаются все качества простых людей. Он умеет играть на струнном инструменте – гуслях. За счёт своих способностей к музыке зарабатывает себе на хлеб. И даже, если его не зовут просто идёт к морю и играет. Своей простотой и приятной мелодией понравился морскому Царю и получил секретный способ обогащения. Но, как все люди, достигнув максимальной прибыли забывает, что нужно возвратить долг. И не спрашивает, как отблагодарить за помощь и огромное богатство. В итоге отдаёт свою жизнь и прыгает в море, и остаётся жить в морских глубинах.

Перед тем, как покинуть мир он пишет завещание. Всех вспоминает с кем служил, жил и работал. В морском царстве тешит Царя. Его мелодия вызывает сильные штормы и уходят ко дну все проплывающие судна. Перед ним предстаёт старец и просит испортить инструмент, порвать струны. Что наш герой и делает. Также он выполняет советы старика и выбирает с чёрными кудрями девицу. Она помогает ему вернуться. И он исполняет просьбу старца возводит храм в честь Можайского Николы (защитника мореходов). Очень нравится, что Садко не предал друзей, семью и уважает старших, религиозный, не спорит со старшими, применяет советы. Даже, попав в беду делает всё по совести, слушает пожилых людей, не спорит с Царём. Заботится о близких. Богатство не изменило доброе сердце и чистую душу. Делает добрые поступки. У него большая сила воли, уступчивый характер. Он не жаден, как понимает, что Морской Царь хочет принесение даров, то кидает мешки с монетами. Это не помогает ион отдаёт свою жизнь.

В Новгородской волости развивается торговля, на кораблях перевозят товары купцы. Поэтому Морской Властелин открывает возможность получения доходов и возможность иметь дружину, корабли, средства для обмена на товар. И используя совет Царя, не жалея головы, получает доход и возможность скупать множество диковинных вещей, посещать пиры, приглашать гостей. Он не наживается за счёт бедных людей, всё достаётся в результате труда, сноровки, смекалки. Ему принадлежит главная роль в былине. Однако, его образ и поведение отличается от богатырей. Он поддался соблазну и стал увеличивать свой капитал, после пришёл к покаянию всё оставил родным, знакомым, своей дружине, а сам опустился на дно морское, что вернуть долг. Читая произведение, удивляюсь тому, что он всегда «выходит из воды сухим», ему везёт, возвращается в семью живым и невредимым человеком. Все, кто его окружают находятся в достатке, он даёт людям работу и щедро награждает их. То есть, ни жадный, ни хвастун, старается выполнять обещания. Осознав, что не всё он может купить признаёт свои ошибки.

О книге

В современном обществе в условиях постоянного стресса и рутинных забот, иногда так хочется отвлечься и поднять своё душевное состояние. Чтение увлекательных книг, несомненно, позволит сделать это. Книги дарят прекрасную возможность отвлечься от личных и деловых проблем, погружая читателя в иные миры, жизни и даже время.

Книга «Садко. Новгородские былины» Аникина Владимира Прокопьевича относится к жанру былины и подойдёт тем, кто хочет ознакомиться с литературой подобной тематики. Близко принимая проблему, рассматриваемую в книге, автор вложил душу в своё творение, отдав нам частичку себя. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя.

Главные герои

Садко

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Подробнее: Садко: характеристика и образ героя

Морской царь

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя

Биография и образ Садко

Персонаж вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам: «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.

Единственное, что приносит юноше деньги, — игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.

Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.

После третьего концерта из воды выходит Морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:

Все случилось, как и гласит цитата. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Новгороде.

Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире: «Не я, видно, купец богат новогородский — побогаче меня славный Новгород».

Что касается иллюстраций к ранним изданиям былины, наиболее известны работы русского художника Ивана Билибина, которые позже легли в основу мультфильмов.

В 1876 году художник Илья Репин по заказу великого князя Александра написал картину «Садко». Сюжетом произведения стала сцена, где Морской царь показывает главному герою невест. По стилю картина стала своеобразным ответом французскому импрессионизму. Перед тем как начать работу, Репин тщательно изучил атласы морского мира, посетил аквариум в Берлине, съездил в Нормандию, где сделал зарисовки морской флоры и фауны. Все это позволило ему сделать фантастический сюжет необыкновенно живым и правдоподобным.

Фольклорное произведение «Садко»

Эта сказка — прозаическое изложение очаровательной былины о Садко. Былинный вариант напевен, сказка лишь передает содержание, но и содержание это примечательно. Как полагается сказочному персонажу, Садко беден. Он не купец в Великом Новгороде, зарабатывает на пирах, играя на гуслях. Ему по сказочной традиции полагается разбогатеть и счастливо жениться. Парень он хитрый, как Улисс. Поспорил с купцами на всё их имущество, что в озере водятся золотые рыбки. Былинный вариант — Водяной пособил ему выиграть лавки купцов. Вариант «Хитрый Садко» — купил у заморских гостей экзотических рыбок и выдал за пойманных в озере. Когда отправился он с товарами в дальние края, начался шторм. И требовалась человеческая жертва, чтобы Морской царь дал судам плыть. Былинный вариант — опустили Садко на доске в море, он побывал на дне, но чудом вернулся на берег реки Чернавы и живой встретил возвращающиеся корабли. Вариант «Хитрый Садко» — испугался шторма, попросил принести его в жертву Морскому владыке, был спущен на воду с доской, доплыл до Новгорода и наврал встреченным друзьям, что побывал на дне. Морского царя он тоже обманул, не желая больше играть на гуслях: оборвал струны и шпенёчки и заявил, что запасных нет. У неудачного плаванья в легенде должна быть причина. Герой должен что-то нарушить. Слабым местом Садко является желание прихвастнуть. Он похвалялся, что скупит все товары в Новгороде, поскольку подфартило ему выиграть купеческое добро, в голову и ударило. Скупив выставленное на продажу, он осознает, что Новгород — место, куда свозят продукцию и московскую, и заморскую, а товары со всего света ему не скупить никогда. Садко проиграл пари, склады его затоварены ненужным скарбом, вот и приходится плыть в дальние земли, где можно продать барахло, по глупости скупленное. Самой забавной сценой в былине является торг вокруг жребия. Когда Морской царь, получив по бочке жемчуга, золота и серебра, не унял шторм, Садко говорит, что требуется утопить человека, и надо бросить жребий, кого приносить в жертву. Золотой жребий Садко идет на дно, но парень-то не дурак, помирать не хочется. «Эти жребии неправильные!» — говорит Садко, — «Вы сделайте золотые, а я сделаю дубовый!» Но и деревянный его жребий не плывет. Тогда Садко, не дурак, опять заявляет, что жребии неправильные — и требует, чтобы моряки сделали деревянные жребии из тяжелого дуба, а сам делает из легкой липы. Но не везет парню: липовый жребий камнем идет на дно. В либретто оперы вместо авантюрного сюжета нам предлагают слезливую историю любви к Садко дочери Морского царя, и она превращается в реку, чтобы быть около Садко, вернувшегося домой. В былине Садко встречает на дне девушку, которая уже является персонификацией реки Чернавы. Он вступает с ней в символический брак, но не целует ее, не осуществляет супружеские права. Иначе остался бы на дне реки Чернавы.

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

LiveInternetLiveInternet

Нинель_-_Ник-

все записи автораСадко́ (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).Одна из былин

По наиболее полному варианту, записанному от Андрея Сорокина и приобретшему значение канонической версии Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о закладе с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого» Не я, видно, купец богат новгородский — Побогаче меня славный Новгород!

Вступление к опере «Садко» Римского Корсакова

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём.

Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

«Садко́» — фильм-сказка, поставленный в 1952 году режиссёром Александром Птушко. Сценаристом заимствованы музыка и удачные находки из либретто оперы Римского-Корсакова.

Съёмки

На берегу Пестовского водохранилища Подмосковья были сооружены декорации Новгорода «с крепостью, домами, слободами, деревянными мостовыми и тротуарами, пристанью и тремя кораблями на плаву». Часть съёмок проходила на натуре в Крыму и павильоне Ялтинской киностудии, а также на натурной площадке Одесской киностудии — эпизод, где засыпают индийские слоны. На роль Любавы ассистенты Птушко долго искали молодую актрису необыкновенной славянской красоты. Наконец одним из них — Георгием Натансоном была предложена студентка актёрского факультета ВГИКа Алла Ларионова, снимавшаяся прежде только в массовке у А. Довженко. Несмотря на запрет студентам второго курса сниматься в кино, Ларионову уговорили показаться режиссёру: Когда Алла Ларионова появилась перед Птушко на «Мосфильме», он, как и Довженко, воскликнул: — Иди, девочка, в соседнюю комнату, закрой дверь, читай сценарий, готовься к съёмкам, с Герасимовым договорюсь! — и, обратившись ко мне, добавил: — У нас есть Любава! Свою первую яркую роль сыграла и Лидия Вертинская: Мне сшили в мастерской Большого театра корсет из крепкой ткани, со шнуровкой, и меня затягивали в этот корсет, одновременно с металлическим помостом, на котором я сидела.

Садко (новгородский богатырь)

Одним из наиболее известных персонажей русских былин, относящихся к новгородскому циклу, является Садко.

Прототип былинного героя

Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.

Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок.

Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение).

И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

Былина о Садко

До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику.

Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень.

Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.

Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко.

Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.

В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.

Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин.

Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью.

То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: