Былины для 2 класса

Илья Муромец и Одолище

В тех войсках басурманских есть сильный богатырь – мечет он копье свое долгомерное повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. И никто из богатырей русских сразиться с ним до сей поры не осмелился.

Как приехал Илья – не стал долго раздумывать. Дал коню отдохнуть, напоил, накормил и поехал навстречу богатырю – Басурманину Поганому.

Чуть миновал заставы городские, так и увидел злого татарина. Кидает он правой рукой копье свое долгомерное и сам себя похваливает:
— Как легко ворочаю своим копьем, так легко и с Ильей Муромцем управлюся.

Услыхал это Илья, пришпорил коня и пустился на злого татарина.

Еще солнышко не взошло, как начался у них бой великий. Бьются час, бьются другой. Приустали кони их, а богатыри твердо в седле сидят, никоторый даже не качается.

Вот и полдень настал. Тут кони богатырские спотыкнулися, пали наземь – не поднять их ни лаской, ни угрозою. Стали богатыри пеши биться. Поломали они свои копья долгомерные, поломали мечи тяжелые и схватились врукопашную. Сильно бьются – прах вокруг столбом стоит, земля под ногами гудом гудит.

Уж солнце близко к закату клонится, как поскользнулся вдруг Илья Муромец и упал на дороге навзничь. Насел на него Басурманин Поганый, выхватил нож из-за пояса и хотел перерезать горло Илье Муромцу.

Тут вспомнил Илья про старцев прохожих и подумал так:
«Видно неладно старцы сказывали, что смерть мне в бою не написана. Вот приходит она от руки вражеской, от ножа острого».

И только подумал он это, как почуял в себе такую силу великую, будто вновь испил чашу пива в полтора ведра. Освободил он руку правую — да как ударит Басурманина в грудь Поганого. Взлетел басурманин выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Упал на землю и воткнулся в нее по самые плечи.

Тогда вскочил Илья Муромец на ноги, выхватил у басурманина нож булатный и отрубил ему буйну голову. Взял он эту головушку бритую, вздел ее на обломок копья своего и поехал прямо на заставу богатырскую – с другими богатырями ждать-поджидать, когда вражеское войско под стены городские подступит.

Да только не пришлось им тогда дождаться. Как увидели татары, что убил у них Илья Муромец самого сильного богатыря, не осмелились они на бой, а снялись с места и ушли в свои степи.

Так избавил Илья Муромец Киев-град от новой беды и привез князю Владимиру подарочек – голову Басурманина Поганого.

Созывал Владимир-князь всех богатырей и стал угощать их, стал потчевать. И всех богатырей стал награждать подарками. Всех наградил, а Илью Муромца, самого главного, позабыл.

Илья Муромец на это очень прогневался. Выбежал он тут на белый двор, призвал к себе всю голытьбу пьяную. И стал говорить им таковы слова:
— Не пристало мне, крестьянскому богатырю, пировать здесь да бражничать, а пристало мне с вами гулять.

Берет он свой тугой лук и накладывает на тетиву калену стрелу. Пускает ту стрелу в золотоверхий дворец. Ударила стрела в золотые маковки, и посыпались те маковки на белый двор. А Илья Муромец приказал голытьбе подбирать те маковки и купить на них зелена́ вина.

От удара стрелы той зашатался дворец князя Владимира, сделались богатыри ни живы ни мертвы. А сам князь Красно Солнышко на Илью сильно прогневался. Но ему богатырь говорит таковы слова:
— Уж ты, князь Красно Солнышко, неладно делаешь: всех богатырей угостил, наградил, а Илью Муромца ничем не одарил!

Тут понял Владимир-князь, что сделал неправильно. Взял свою шубу соболиную и выносит на белый двор, подает ее Илье Муромцу и говорит:
— Не обидься, Илья Муромец, что тебя я не одарил ничем. Вот дарю я тебе свою шубу соболиную.

Разгневался Илья Муромец, схватил шубу соболиную. Схватил за рукав, схватил за другой, всю разорвал. Рвет и приговаривает:
— Как рвал я басурман поганых, так рву я, князь Владимир, твою шубу соболиную!

Князь Владимир возразить ему не осмелился. Знал его силу великую.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Вольга Всеславьевич (Андрей Рябушкин, 1895)

Сказка про трех богатырей русских

Удаль

Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.

В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.

Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились. Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны. На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает.
— Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.

Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит:
— Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего надобно.
— Чего же?! – в один голос воскликнули парубки.
— А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.

Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится.
Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.

И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.

Резюме

Былина – это фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму, сказания прошлого, повествующие о жизни и подвигах русских богатырей.

Герои былин – богатыри. Они сражались за родную землю, спасая ее от ненавистных врагов. Величественные образы богатырей поднимали дух воина, поддерживали силы, мужество, стойкость.

Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности. События, описанные в них, часто преувеличены для подчеркивания исключительной смелости героев – богатырей.

Несмотря на то что большинство русских былин записаны в деревнях Русского Севера, исследователи убеждены, что создавались былины в городах, потому что:

  • Не существует «северных» (печорских, беломорских и прочих) богатырей, вся география былин привязана к Киеву и Новгороду.
  • Действие часто разворачивается в городском пространстве, где есть улочки и переулочки, мостовые, княжеские терема и так далее.
  • Наконец, вся их тематика связана с жизнью городской аристократии, в среде которой, видимо, былины и создавались.

Былины создавались не для увеселения, они помогали жить и трудиться русскому человеку. В них отражался уклад жизни русского народа, они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы.

Былина дает представление о героическом прошлом русских людей, вызывает чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.

  • Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.
  • Квятковский А. П. Эпос / И. Роднянская. — Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 376.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 105—107. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Лось И. Л. Былины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Миллер В. Очерки русской народной словесности. M., 1897.
  • Петров Н. В. Городское пространство в русском эпосе. Живая старина. М., 2011. № 1.
  • Соколов Б. Былины. Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 2.: М., 1929.

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Илья Муромец и богатырский конь

И вот видит: точно – идет мужичок.

Выбегает Илья, спрашивает:
— Куда жеребеночка ведешь?

А тот отвечает:
— Очень плох получился. Пришибить надо.

Стал тут Илья просить мужичка, чтобы он жеребеночка не пришибал, а лучше ему отдал.

Удивился мужик:
— Да на что тебе такой жеребеночек? Куда он годится?

А Илья все свое: отдай да отдай.

Подумал мужичок и отдал Илье жеребеночка. И даже не взял с него никакой платы.

Привел Илья Муромец жеребенка к себе на двор, поставил в стойло и давай поить и кормить, как учили странники.

В скором времени стал жеребеночек от такого ухода расти да хорошеть. А как минуло ему три лета, сделался он сильным, здоровым конем. Илья Муромец начал его выводить в поле чистое и учить скакать через рвы широкие, через тыны высокие. Да только нет для коня ни рва глубокого, ни тына высокого: все ему нипочем. Илья Муромец и сам удивляется, что за конь богатырский из жеребеночка шелудивого вырос.

Стал Илья подыскивать себе колчан со стрелами, лук тугой и меч вострый. Всё разыскал по силе своей да по росту, и пошел к отцу с матерью.

Поклонился и говорит:
— Дорогие мои родители, Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна, давно мне хотелось по белому свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Благословите меня. Я поеду.
— А куда поедешь-то? — спрашивает отец.
— А в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру Красное Солнышко.

Отец с матерью заплакали и стали говорить:
— Ах ты, милый наш сын, Илья Муромец, думали мы выкормить, вырастить тебя себе на утешение. Да, видно, не удержишь сокола в тесной клетке. Делать нечего, поезжай к князю Владимиру, людей посмотри, себя покажи.

Опоясался мечом Илья Муромец, оседлал коня, вывел его, сел и поехал.

Правила чтения былин

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением.

При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

Такие песни исполняли певцы-сказители, изначально под аккомпанемент гуслей, позже — без музыки. Слова песни произносили неторопливым речитативом или распевом.

Алеша Попович

– родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин

,Алеша Попович и сестра Петровичей .

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

Интересные ответы

  • Горная болезнь и симптомы — сообщение доклад по ОБЖ 6 класс
  • Жанры музыки — сообщение доклад 4, 5, 6, 7 класс На данный период музыкальных жанров существует огромное разнообразие и, нужно сказать, большинство из этих жанров – придумка нового и новейшего времени и зачастую не самая лучшая.
  • Русская духовная музыка — доклад сообщение Русская духовная музыка представлена церковным пением. Такие произведения не подходят для светских вечеров и праздников. Обычно произведения были на религиозные темы
  • Последствия вредных привычек — сообщение доклад Вредных привычек существует очень много. Про некоторые все — в курсе, а про некоторые многие даже не догадываются. Основная вредная привычка – курение. Едкий дым с парами и продуктами горения попадает в гортань
  • Компас (история, виды, части, использование) — сообщение доклад 2, 3, 5, 8 класс Компас дословно в переводе с итальянского языка означает «измерять шагами», а является прибором, с помощью которого можно ориентироваться на местности благодаря указанию на полюса земли и стороны света.

Родом из-под Чернигова?

Мы называем Илью Муромцем, но в первых исторических упоминаниях о нём он зовётся Муровлянином или Моровлянином. Это явно указывает на город Моровск под Черниговом. Моровск был известен с XII века и ещё в начале XVII века представлял собой заметный город, но потом быстро утратил городские функции.

Таким образом, то ли в былинах Илью Моровлянина сделали родом из Мурома по причине большей известности последнего в России, то ли наоборот, на Украине в XVI веке Илью Муромца сделали родом из Моровска по аналогичной причине. Всё-таки в пользу происхождения Ильи из-под Чернигова говорит то обстоятельство, что в былинах «точным» местом его рождения указывается село Карачарово. Но Карачарово – татарское название. Оно не могло появиться под Муромом раньше XIII века. Таким образом, скорее всего, Илья происходил из Северщины.

Поездка Ильи Муромца в город Киев

Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.

По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.

Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Воинская и крестьянская силы

Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.

Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.

Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.

Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru

Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.

Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.

Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / Константин Васильев / nevsepic.com.ua

Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.

В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.

Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.

Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.

Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / Stepan Gilev / artstation.com

Добрыня Никитич


Добрыня Никитич имел знатное происхождение, на Руси занимал второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Его женой была Настасья Микулишна, сам богатырь состоял на службе Киевского князя.

Историки и литературоведы считают, что прототипом образа героя послужил воевода Добрыня, который приходился дядей князю Киева и был братом его матери.

Согласно сюжетам былин, Добрыня Никитич был образованным человеком, хорошо пел и играл на гуслях, обладал добрым нравом. Имя богатыря упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, в 6 былинах он был центральным персонажем.

Мудрость

К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого

А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга

Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.

Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.

И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.

Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.

И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

Илья, крестьянский сын

Доскакал Илья до горы поднебесной. Спешился. Коня привязал, и пошел вверх по крутой тропке. Долго ли, коротко ли, увидел он – торчит хвостовик его стрелы посреди белого сугроба. Подошел, только ухватиться хотел. Треснуло что-то, и снег под ним проломился. Полетел Илья в глубокую яму. В самое сердце горы.

Шлепнулся. Тут же вскочи на ноги и стал оглядываться. Темнота кругом, хоть глаз выколи. Вдруг слышит – шуршит кто-то рядом. Сжал Илья кулаки, подумав, что медведь, и приготовился к схватке. Вдруг тоненький, совсем как детский голосок говорит ему:
— Не губи меня, добрый молодец!
— Ты кто? – спрашивает Илья.
— Я кто-то. А ты зачем в мою гору пожаловал?
— За стрелой, — отвечает Илья.
— А стрелу зачем сюда пускал?
— Так я кой-чего найти хотел.
— Ну это можно, — пискнул голосок, — протяни ладошку.

Илья подставил свою медвежью лапу. Что-то твердое и теплое коснулось руки.
— Бери этот камушек, да смотри, когда ему холодно, он в труху может рассыпаться, а когда жарко – в горючую жижу обратиться.

Хотел Илья выспросить подробнее, да только смотрит, стоит он уже у подножья горы, перед ним конь родимый с ноги на ногу переминается, и в руке камушек черненький покоится.

Сунул Илья камушек в карман, отвязал коня и поскакал обратно.
И часа не проходит, чувствует, горит карман огнем. Остановился, смотрит, а это камень раскалился точно головешка. Подождал Илья, пока он остынет. На ладошку положил и дальше в путь. И десяти шагов не проехал, глядь – а камень того и гляди рассыплется. Замерз, стало быть.
Делать нечего. Пришлось, доброму молодцу его на одну ладошку положить, другой сверху прикрыть. Но не плотно, чтоб и не жарко, и не холодно. А так, разве уедешь далеко? Вот и поплелся он, что вол запряженный, не разогнаться, не на месте стать.

Ставр Годинович


Черниговский боярин приходился мужем знаменитой Василисы Микулишны (старшая дочь Микулы Селяниновича).

Сюжет известной былины с этими персонажами рассказывает слушателям о том, что Ставр на пиру у князя Владимира (Красное солнышко) стал хвалиться красивой женой, за что был отправлен в темницу.

Услышав про это, Василиса переодевается в мужскую одежду, собирает дружину и отправляется к князю, которому представляется сыном короля Ляховитского и сватается за дочь княжескую.

Она успешно проходит все заданные ей испытания, состоится свадебный пир, на который приводят Ставра играть на гуслях. Василисе удается его увести с пира.

Далее она переодевается снова в свою одежду, вместе с супругом они отправляются к князю, который признает, что Ставр не просто так чествовал свою жену у него на пиру.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Сухман Одихмантьевич

Василий Буслаев

Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.

Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.

В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.

Василий Буслаев (Андрей Рябушкин, 1895)

В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Встреча Микулы и Святогора

Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.

Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?

Микула предложил Святогору поднять свою котомку / Георгий Юдин / obraz.volxv.info

Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.

Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.

Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: