Иван соколов-микитовна теплой земле (сборник)

На тяге (И. С. Соколов-Микитов)

Кто из охотников, любящих живую природу, не знает этой поэтической русской охоты!

Чудесен вечер в весеннем лесу. Над головой охотника на золоте неба четко чеканится тончайшее кружево березовых веток, унизанных почками, готовыми раз вернуться. На голых вершинах берез, как бы состязаясь между собою, заливаются прилетные гости-дрозды. Сорвавшись с болотца поднялся стрелой, заиграл в небе «баранчик» — бекас.

Тихо опускается над лесной опушкой вечер. Положив на колени ружье, чутко прислушивается охотник к бесчисленным лесным голосам. Все голосистее, все звончее заливаются весенние гости — дрозды. Выше и выше поднимается в небо «баранчик».

Прелым листом, прошлогодней мертвой травой, багульником, мохом пахнет земля. В прозрачных лужах проснулись, тихо «турлычат» лягушки. Кажется, из самой земли выходит неумолкаемый таинственный звук. Вот на закачавшуюся ветку присел, близко засвистел рябчик.

Озаряя стволы берез, за рекой садится пылающий шар солнца. Высоко в небе тают прозрачные, как бы раскаленные облачка. И еще страстнее, еще голосистее заливаются неугомонные дрозды.

Пара чирков-свистунков, разрезая вечерний воздух, проносится над головой. Не успеешь поднять ружье — уж скрылись, проскользнув над кружевными макушками, исчезли из глаз быстрые птицы.

Странный шум раздается в ольховых куста за поляной. Это сорвался, пролетел над деревьями краснобровый, одетый в черные доспехи тетерев-косач. И уж слышится на поляне его боевой клич: «Чуфшш!.. Чуфшш!..»

Бывают весной особенно прелестные вечера. На прогретых солнцем полянках, точно из раскрывшейся пазухи, поднимается, обдает охотника теплое дыхание земли. Этим живым, теплым дыханием дышит после долгого зимнего сна земля.

В такие теплые и тихие вечера тяга обычно начинается рано. Еще не погасли вершины берез, а охотник уж слышит знакомый волнующий звук. Из множества других лесных звуков отчетливо выделяет он тихое «хорканье», быстрое «цвирканье» приближающейся птицы.

Освещенный лучами закатного солнца, неторопливо забирая крылами, тянет над опушкой первый вальдшнеп.

В самом облике лесного кулика есть что-то прелестное. Необыкновенно легок, изящен и бесшумен его полет. Прекрасны большие темные глаза. На длинный клинок шпаги похож тонкий клюв.

Упавшего после удачного выстрела вальдшнепа иногда трудно найти — так сливается с раскраской прелой листвы лесное его оперение. Нужно иметь зоркий глаз, приметливость бывалого стрелка, чтобы безошибочно и быстро обнаружить подстреленную птицу, упавшую за деревьями в кустах. Много времени тратят неопытные охотники на розыски своей добычи, много пропускают в эти досадные минуты безнаказанно пролетающих над головой других вальдшнепов…

Беляк

До самой темноты продолжается вечерняя тяга. Нужно уметь безошибочно выбирать место, находить и чувствовать «трассу» пролета птиц. У каждого бывалого охотника непременно есть любимые, заветные места. С открытием сезона спешит такой охотник на излюбленное свое местечко, нередко скрываемое даже от близких друзей.

Стрельба на тяге у большинства охотников не считается особенно трудной. Не всегда такое мнение справедливо. В особо ветреные и холодные дни вальдшнепы тянут быстро, высоко и капризно. Подстрелить птицу в такие дни удается не всякому стрелку.

Для жадного, лишенного поэтического чувства стрелка, успехи свои оценивающего количеством и весом трофеев, охота на тяге, разумеется, большого интереса не представляет. Но особенное чувство испытывает весной чуткий и наблюдательный охотник. На весенней тяге получает он поэтическое наслаждение- свои тончайшие тайны доверчиво раскрывает перед ним лесная природа.

Плавунчик

На севере в тундре, среди множества разнообразней­ших птиц, часто встречается бойкий маленький кули­чок-плавунчик. Весною шейка и грудь у плавунчика ржаво-кирпичного цвета, на спине светлые полоски, на голове — красивая шапочка. Эти маленькие, очень про­ворные и нарядные кулички плавают всюду по мелким озёрам и бесчисленным лужицам, наполненным весен­ней прозрачной водою.

Посмотришь на плавунчика-куличка: совсем как живая нарядная лодочка и человека почти не боится!

Не раз, бывало, идёшь по тундре задумавшись, а он тут как тут, совсем под ногами. Нагнёшься поближе, а плавунчик в лужице плавает, на человека ни малей­шего внимания. Всего полшага осталось, а он знай себе кормится, туда носиком, сюда носиком — такой провор­ный!

А каким огромным должен казаться ему склонив­шийся над лужицей человек!

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 666
  • КНИГИ 671 326
  • СЕРИИ 25 859
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 748

10 (1)

Как весна на север пришла

В книгу вошли увлекательные рассказы о весне на севере, написанные старейшим советским писателем Соколов-Микитовым И.С.: Полярная береза, Пеструшки, Плавунчик.

Для дошкольного возраста. Художник В.Федотов.

Мне нравится ( 0 )

  • Какие приборы применяют для построения прямых углов на местности кратко

      

  • Чем характерна плоскорельефная резьба с выбранным фоном 6 класс кратко

      

  • Что такое приложение общего назначения в информатике кратко

      

  • Почему животные меняют активность в течение суток 7 класс кратко

      

  • Финская система обучения как устроены лучшие школы в мире волкер тимати

Зимняя ночь

Соколов-Микитов И.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка — это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Михаил Пришвин «Поздняя осень»

Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками: как обмёрзла, так и осталась, и больше уже ветер с неё не может сорвать последних листьев — всё, что можно было, сорвал.

Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаешь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь».

Тогда думаешь, что и всё так в жизни непременно должно быть: надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь. Вспомнилась басня «Стрекоза и муравей» и суровая речь муравья: «Ты всё пела — это дело, так поди же попляши». А ранней весной точно в такой же день ждёшь радости без всяких заслуг; придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье.

Источник

И. Соколов-Микитов «Осень»

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето. Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена. Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Скоро, скоро начнутся первые морозы. До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Ход урока

  • I. Организационный момент
  • II. Речевая разминка
  • — Прочитайте загадку.
  • Дел у меня немало —
  • Я раскрываю почки,
  • В зеленые листочки
  • Деревья одеваю,
  • Посевы поливаю.
  • Движения полна,

Зовут меня… (весна).

  1. — Как вы отгадали загадку?
  2. — Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).
  3. III. Актуализация знаний

— Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера. Кто может прочитать наизусть?

— Дома вы еще раз осмыслили это произведение. Какие варианты ответов были предложены на вопрос «Что такое стихотворение»? С чем вы не согласны?

— Какими мыслями вам захотелось поделиться с одноклассниками?

— Вы отгадали загадку из речевой разминки. Какие приметы весны вы знаете?

— Прочитайте записанную на доске тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете о писателе И. Соколове-Микитове?

IV. Работа по теме урока

— О чем может говориться в тексте с таким названием — «Март в лесу»?

— Прочитайте текст на с. 140 учебника и проверьте свои предположения.

  • — Ваши впечатления?
  • V. Физкультминутка
  • VI. Продолжение работы по теме урока
  • — Перечитайте текст еще раз.
  • — Как вы думаете, это текст-описание, текст-рассуждение или текст-повествование?
  • (Работа в паре.)

— О чем вам говорит заглавие пейзажной весенней зарисовки И. Соколова-Микитова?

— Какое настроение создает этот текст? Начните отвечать так: этот текст создает радостное настроение, потому что…; этот текст создает грустное настроение, потому что… и т. д.

— Найдите выразительные слова и словосочетания, которые характеризуют звуки весеннего леса. (Звонкая барабанная трель; торжественно звучат; сухое звонкое дерево…)

— Прочитайте текст выразительно — так, чтобы все почувствовали, что хотел выразить автор.

— Кто автор этого текста?

— Рассмотрите портрет и выставку его книг. Что вы можете сказать о нем?

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975), русский писатель- путешественник. Побывал в европейских, азиатских и африканских портах, участвовал в арктических экспедициях.

Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах «Ленкорань» (1934), «Пути кораблей» (1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробужденной земле» (1941), «Рассказы о Родине» (1947).

В книге «У святых источников» (1969) он пишет: «С охотничьим ружьем за плечами я обошел ближние лесные угодья, путешествовал в лодке по Волге. Мне удалось побывать в глухих местах Оршанского леса, на Петровских озерах, куда не всякий год может проникнуть неопытный человек.

Я знакомился с молодыми и старыми людьми, слушал их рассказы, любовался природой. Живя в Карачарове, написал несколько небольших рассказов, в которых изображена близкая моему сердцу родная природа».

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

  1. VIII. Подведение итогов урока
  2. — Какое произведение мы изучали на уроке?
  3. — Какие задачи урока выполнили?

— Найдите в тексте средства художественной выразительности. {Тяжелая белая шапка рассыпалась (как, словно).)

— Вспомните, как называется этот прием. (Сравнение; метафора.)

Домашнее задание

Перечитать текст и устно описать, как выглядит лес весной.

Полярная береза

Бродя по открытым проталинам в оживающей тунд­ре, я попал в целую «берёзовую рощу». Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле кро­шечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достига­ла десяти-двадцати сантиметров. Однако это были настоя­щие берёзы с надувшимися весенними почками, готовы­ми распуститься. Множество куропаток перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще.

Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корнями покрытое почками корявое деревцо и положил в сумку. Дома, в бараке, я поставил деревцо в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки стали доверчиво распускаться. Из них показались сло­женные гармоникой зелёные нежные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. Это была настоящая весен­няя берёзка с крошечными круглыми и зазубренными листочками величиной с крылышко мухи. Деревцо пах­ло обыкновенной берёзой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту…

Таким же крошечным кустарничком здесь растёт ива. Тонкие упругие стебли её прячутся в земле, порос­шей мёртвой травою. На тоненьких ветках надулись весенние пуховки. Странно видеть эти знакомые ласко­вые шелковистые пуховки среди незнакомой и такой чуждой природы.

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кровавую броню одеть». Так и обрядила старика. Глядит — а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток…

Пеструшки

Так бывает: росту человек саженного, силы непобе­димой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспраши­вать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты,— скажут вам,— наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и си­лы— пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пестру­шек, зимою и летом живущих в полярной тундре.

Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструш­ка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошеч­ные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну,— думаешь,— дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлени­ях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее вре­мя: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь бес­покойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потом­ство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бро­дящие по тундре песцы, с необычайной быстротою рас­капывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острей­ший слух помогают песцам безошибочно находить жи­вую добычу под толщею снега.

Никого, кроме лютых врагов, не видят в тундре ма­ленькие пеструшки. Беспощадно глотают их хищные птицы, и даже миролюбивые травоядные олени не прочь полакомиться мясом пеструшки. Давно бы перевелись они в тундре, если бы не размножались с необычайной быстротою. От всех животных пеструшки ждут свою смерть и погибель. Быть может, поэтому зародилась в них такая жестокая, непримиримая злобность.

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кор­мить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро при­вык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

Мороз. (Из рассказа «Сосны»)

Бунин И.А.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо… Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия,— и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову — Микитову с наглядной опорой на графические схемы» план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей:

— «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);

— «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе);

— «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения).

Виды детской деятельности:

— коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная.

Цель:

— обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения.

2. Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

Развивать навыки планирования пересказа с опорой на схемы

Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание. Активизировать и обогащать словарный запас по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»

  1. Воспитывать бережное отношение к природе и животным, прививать интерес к сменам времени года.

Новый год

Вагнер Н.П.

С Новым годом! С Новым годом! И все веселы и рады его рождению.

Он родился ровно в полночь! Когда старый год — седой, дряхлый старикашка — укладывается спать в темный архив истории, тогда Новый год только, только что открывает свои младенческие глаза и на весь мир смотрит с улыбкой.

И все ему рады, веселы, счастливы и довольны. Все поздравляют друг друга, все говорят:
— С Новым годом! С Новым годом!

Он родится при громе музыки, при ярком свете ламп и канделябр. Пробки хлопают! Вино льется в бокалы, и всем весело, все чокаются бокалами и говорят:
— С Новым годом! С Новым годом!

А утром, когда румяное морозное солнце Нового года заблестит миллионами бриллиантовых искорок на тротуарах, домах, лошадях, вывесках, деревьях; когда розовый нарядный дым полетит из всех труб, а розовый пар из всех морд и ртов,— тогда весь город засуетится, забегает. Заскрипят, покатятся кареты во все стороны, полетят санки, завизжат полозья на лощеном снегу. Все поедут, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года.

Вот большая широкая улица! По тротуарам взад и вперед снует народ

Медленно, важно проходят теплые шубы с бобровыми воротниками. Бегут шинелишки и заплатанные пальтишки

Мерной, скорой поступью — в ногу: раз, два, раз, два — бегут, маршируют бравые солдатики…

Н. Сладков «Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: — Готовы, готовы, готовы… — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете? Откликнулись звери: — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы: — Мы, перелётные, в тёплые края улетим! — Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем! — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт! — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут! — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет! — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы: — А мы, дрозды, на рябину навалимся! — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! — А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери: — А нам без мух-комаров спать будет спокойней! — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: