Сюжет — краткое содержание
После смерти родителей Иван-царевич выдает сестер замуж, а потом и сам женится на смелой воительнице Марье Моревне.
Иван не слушает Марью Моревну и случайно выпускает Кощея Бессмертного, который уносит с собой Марью Моревну.
Иван отправляется выручать жену, а зятья обещают помочь ему.
Но Кощей оказывается очень силен, и две первые попытки похищения не удаются, а после третьей Кощей убивает Ивана-царевича.
Зятья оживляют Ивана, и тот едет к бабе-яге, чтобы добыть настоящего коня, такого же, как у Кощея Бессмертного.
Иван успешно похищает Марью Моревну, а его конь убивает Кощея Бессмертного.
Царь Кощей
Почему же Кощей – царь? Ведь в большинстве сказок его именно так и называют. Если вернуться к первоисточникам, самым старым сказкам о нем, то можно узнать, что Кощей царь подземного мира. И тут стоит вспомнить про Карачуна, который судя по всему и является прототипом этого сказочного персонажа. Карачун – это бог в славянской мифологии, олицетворяющий собой смерть, мороз, холод и мрак. Но, сильно-то плохой он не был: по некоторым преданиям мог ходить по городам и весям наказывая плеткой-семихвосткой предателей и изменников.
Есть также версия, что при толковании слова Карачун ученые ошиблись. Так как в празднование зимнего солнцестояния есть одноименный велик-день – Карачун, а в той же Молдавии до сих пор называют Рождество – Карачун, то скорее всего это был бог, который поворачивал зиму вспять, открывая ворота будущему лету. Но, при этом можно вспомнить присказку, которую и сейчас можно часто слышать: «Придет тебе карачун…».
В общем двуликий такой Карачун получается, возможно, и это только мои предположения, до зимнего солнцестояния он был злым богом подземного царства, смерти, холода и мрака, а вот после него выходил на свет и перерождался. Но, я к чему это все рассказываю-то: царь Кощей, который над златом чахнет, царем стал возможно из-за своего предшественника Карачуна, так сказать принял эстафету на владение подземным миром. Наверное, его можно считать правителем Нави. Но – это все вилами по воде, как говорится.
Кощей — младший из сыновей
«Было у отца три сына»… Да, я именно так хочу начать рассказ о Кощее. Его отцом был знаменитый Чернобог, повелитель тёмных сил. Старшими братьями Кощея были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал отцовский талант, однако в младшем божестве качества тёмного божества отразились гораздо ярче.
В Навьем царстве, где жили злые божества, рождалась сама тьма, было особенное место – Лунный Чертог. Его и доверил Чернобог Кощею, а поскольку чертог этот был обителью владыки мрака, старшие братья стали почитать Кощея как царя Нави.
Кощей в представлении современного художника / kolgallery.spb.ru
Старинные предания гласят, что Кощея избегали даже светлые божества. Его сила заключалась в необыкновенных магических способностях, которыми владел бог. Кощей заколдовал свои доспехи и меч, а потому стал неуязвим для противников, подчинил себе всех тёмных созданий и полуночных тварей, которых только могло нарисовать человеческое воображение.
Среди народа было даже распространено поверье, будто Кощей – это сама Смерть, но это не совсем верно. Ни в одном из мифов нет указания на то, что бог этот губил людей. Нет, я бы назвала его стражником тёмного чертога, куда он не допускал чужих.
И знаете, в этом аспекте можно даже взглянуть на персону Кощея с иного ракурса. Ведь он просто служил своему отцу, как любой из светлых богов, просто находился «по ту сторону», в Нави. Возможно, страх перед ним был преувеличен боязнью чего-то нового и необъяснимого?
Виктор Васнецов «Кощей Бессмертный», 1926 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
ЯЙЦО
Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл. Из индуистских эзотерических источников мы знаем, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца говорят и Русские Веды, и другие мифы индоевропейских народов: иранцев, балтов, германцев, говорят о том же. Напрашивается вывод: если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира. Понятно, что такое образование, лишённое самостоятельной почвы и энергии, может стать серьёзным врагом проявленного Космоса и в конечном итоге высосать и поглотить его.
Последний элемент этой пирамиды – знаменитая игла, на конце которой и находится смерть Кощея. Это самый загадочный элемент головоломки.
Что это?
Неужели это память о прошлой погибшей, похожей на нашу технократическую цивилизацию, с её иглоподобными телевизионными и радиобашнями – носителями зачастую ложной информации?
Если это так, то получается, что наши предки зашифровали в миф послание о сатанинском эгрегоре, и о том, как нейтрализовать его влияние на человечество. Кроме этого, они сумели передать эти знания современникам из отдалённого прошлого, предшествовавшего исходу индоевропейцев со своей прародины.
УТКА
Но заяц в сундуке не одинок, в нём скрывается утка.
Как известно, утка не только у русского народа, но и у других европейских народов, является символом неприкрытой циничной лжи. Любопытен тот факт, что – птица – властелин воздушной стихии, следовательно, ложь имеет и высокую скорость, и свою собственную среду распространения.
Складывается такое впечатление, что «раковая опухоль» Космоса – сундук – имеет конкретную привязку к земной сфере бытия. Стенки сундука можно рассматривать как границы чуждого, враждебного древу мира образования, которое имеет свой собственный путь эволюции.
Сам сундук – мёртвая материя, а живые существа в нём никакого отношения к небесному дубу не имеют.
Заяц – носитель земного порока, утка – небесного.
Место обитания
Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.
Бессмертие Кощея: как Кощея победить
Кощей предстает во всех сказках бессмертным. Убить его либо крайне сложно, либо невозможно и даже если его сжечь – все едино возродится. Пушкин и многие другие сказочники, переписывавшие народные предания, говорят, что смерть его на конце иглы, которая в яйце, яйцо в утке, которая в зайце, который в сундуке, сундук на дубе, дуб на острове Буяне (в других источниках на Горе Черной или Лысой) среди сотен таких же дубов и сундуков – мол попробуй найди. Хотя Иван-Царевич справляется с этой задачей легко и просто.
В другой сказке, про Марью Моровну, Ивану помогает волшебный конь, которого он вырастил с жеребёнка, Марью у Кощея Иван украл и когда тот за ними в погоню кинулся, конь ему копытом голову разбил, а Иван сжег тело Кощея и прах по ветру пустил. Насколько это помогло избавиться от Кощея Бессмертного – не сообщают.
Придает сил Кощею, как ни странно, чистая ключевая вода. Во многих сказках, где Кощей выступает в качестве пленника, ему запрещают давать воду, но кто-то сердобольный все едино помогает злостному нарушителю спокойствия и вот молодой и красивый, тьфу, худой и страшный Кощей Бессмертный снова в деле.
Образ Змея Горыныча. Откуда он появился?
Интересные версии происхождения есть и у Змея Горыныча. Вот некоторые из них.
По мнению исследователей, прообразом этого сказочного персонажа мог быть вполне реальный человек. Во времена наших предков один варяг с севера со своею дружиной захватил глухую деревушку, где жили славяне, выбив всех её жителей. Место для лагеря было весьма удобным, располагалось оно как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни ходили челны купцов, которые везли диковинные и дорогие товары. Обнеся поселище дубовым частоколом, разбойники стали совершать набеги. Но предводитель их был настолько жадным, что не собирал подати за свободный проезд, а отбирая всё, убивал людей, за что и получил прозвище Змея. А так как захваченная им деревушка находилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь, то по расположению места его стали звать Змеем с Горыни, или Змеем Горынычем.
Два сына его, которые командовали дружиной вместе с отцом, были такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что назвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и получился в сказках не просто Змей Горыныч, а еще и Трехглавый.
А вот согласно другому, весьма интересному мнению, прообразом сказочного персонажа могли послужить самые настоящие огнедышащие динозавры!
Этнограф и историк Иван Кириллов среди старинных рукописей собрал немало исторических документов и свидетельств очевидцев, подтверждающих это. Например, запись в личном дневнике австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, работавшего в России в 1517 и в 1526 годах:
Ученые признают, что теоретически это вполне возможно. Ведь в ископаемых черепах некоторых видов динозавров, обнаружены полости, схожие с теми, что использует в природе жук-бомбардир. Спасаясь от своих преследователей, насекомое выстреливает горючей жидкостью, вырабатываемой в его теле и близкой по составу к современному ракетному топливу. Просто, видимо, к началу человеческой цивилизации вымерли не все динозавры.
История изучения русской народной сказки довольно богата: А. Афанасьев, Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пушкин, М. Ломоносов и многие другие. С тех пор как Владимиром Проппом в 1946 году была написана книга «Исторические корни волшебной сказки», её не раз подвергали анализу в разрезе философии, психологии, педагогики и даже космоэнергетики.
______
Почему бы не предположить, что для доступности восприятия, понимания и лёгкости передачи какие-то невероятные события действительно могли быть облачены в сказку? Ведь народ, живший по законам мира Прави (Правды), не стал бы с детства приучать своих детей ко лжи и обману, сочиняя небылицы, не имеющее под собой реального основания.
Автор текста: Руслана Лебедева
Черный меч Кощея
Билибин видел Кощея именно таким
Помимо того, что Кощей обладает личным могуществом, он еще и владеет разными артефактами. Например, у Кощея есть Черный меч, рубящий все что хочешь – с одного удара богатырей располовинивает, а еще есть конь, который самый быстрый и умный на всем свете. Часто его называют Сивка-Бурка. Меч – этот чаще всего Кладенец, который всякие иваны-дураки и царевичи тырят у Кощея почем зря. Кстати – коня тоже все время воруют. Есть у Кощея и другие интересные штуки, которые тоже все время пытаются спереть и судя по всему — весьма успешно: молодильные яблоки, Жар-Птица, волшебная уздечка и так далее.
Так что тут еще надо посмотреть внимательно: такой ли Кощей Бессмертный злой или все же его обстоятельства вынуждают собственность защищать от гопоты и сынков-мажоров.
Читательский дневник по русской народной сказке «Кощей Бессмертный»
Название: «Кощей Бессмертный».
Число страниц: 13.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Иван-царевич, старший и средний братья, Царевна, Кощей Бессмертный.
Второстепенные герои: Старушка, царь, царица.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — Сильный и смелый. Умело расправился с лиходеем.
Не опустил руки и добился правды, когда братья его обманули.
Старший и средний братья — ленивые и важные.
Обманули родного брата и присвоили себе чужие заслуги.
Кощей — могучий, злой и сильный.
Повёлся на хитрость матери и рассказал про свою смерть.
Царевна — молодая красавица. Не хотела выходить за нелюбимого.
Характеристика второстепенных героев:
Старушка — добрая и отзывчивая.
Всё принимает близко к сердцу.
Помогла Ивану вернуть свою возлюбленную.
Царь с женою — честные, справедливые.
Краткое содержание сказки «Кощей Бессмертный»
Кощей похитил царицу.
Старшие братья поехали её искать, но пропали.
Отправился на поиски Иван.
Встретил в лесу старушку, помогла она ему коня найти.
Нашёл Иван братьев, взобрался на гору высокую и царевну встретил.
Дала царевна Ивану меч и к матери отправила.
Мать рассказала, как смерть Кощея найти.
Нашёл Иван смерть Кощея и убил чародея.
Братья бросили Ивана на горе, но волшебством тот вернулся в город.
Разоблачил козни братьев и женился на царевне.
План сказки:
- Старшие братья едут на поиски.
- Старушка в лесу.
- Встреча с братьями.
- Камень в гору.
- Царевна и меч.
- Мать и тайна Кощея.
- Поиски яйца.
- Смерть Кощея.
- Предательство братьев.
- Перстень царевны.
- Разоблачение братьев.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «Кощей Бессмертный»
Главная мысль сказки в том, что добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует.
Основная идея сказки в том, что богатырю трудности не страшны.
Чему учит сказка
Сказка учит нас тому, что нельзя обманывать и приписывать себе заслуги чужих людей.
Сказка учит нас верить в добро, поступать правильно и справедливо, не сдаваться.
Краткий отзыв о сказке «Кощей Бессмертный» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что настойчивость и упорство способно преодолеть любые горы.
Иван был не только богатырём, но и упорным человеком.
Он не отступал и победил.
Это интересная и местами поучительная сказка.
В ней говорится о том, как три брата искали мать, но удача улыбнулась младшему.
А старшие предали Ивана и были наказаны.
Мне понравился Иван-царевич за свою решительность, вежливость и находчивость.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что предательством себе счастья не добудешь.
Пословицы к сказке
- Птицу кормом, а человека словом обманывают.
- Справедливость у человека нигде не пропадёт.
- Мир не без добрых людей.
- Богатырская рука один раз бьёт.
- Как аукнется, так и откликнется.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Финист-ясный сокол»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Баба-Яга»
- «Царевна-Несмеяна»
- «Волшебное кольцо»
- «Медное, серебряное и золотое царства»
- «Никита-Кожемяка»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Интересные темы
- Разные
- Гримм — Золотой гусь В начале сказки говорится о трех сыновьях и их походах в лес за дровами. Старшему и среднему мать давала вкусную еду в дорогу, но оба брата возвращались ни с чем. Они не делились лакомствами
- Тургенев — Первая любовь В начале повести дворянин Владимир Петрович вспоминает о своей первой в жизни влюблённости. В возрасте шестнадцати лет Володя живёт на даче вместе с отцом и матерью
- Короленко — В дурном обществе Вася в детстве жил в городке под названием Княжье-Вено. Отец мальчика работал городской судьей. Мальчик потерял мать, а судья не уделял ему внимания, потому что был поглощен потерей.
А теперь выводы:
смерть сатанизму на Земле принесёт русский человек из воинского сословия, образованный и высокодуховный. В начале пути ему поможет светлое жречество (Баба-Яга), а потом к нему на помощь придут светлые огненные Боги.
Понятно, что одному герою такой подвиг не по силам. Но в сказке прямо указано на то, что в трудную минуту богатыря поддержит весь русский народ. В сказке о Кощее Бессмертном мы имеем дело не со сказкой. Сказка — только форма, которая помогла посланию далёких предков своим праправнукам преодолеть толщу времени. Это программа, оставленная для нас прапрадедами. Настало время воплотить её в жизнь, для этого и написана данная книга, в которой отражены основные знания о мироздании и древнерусской философии.