Краткое содержание
В болоте жила самая обычная лягушка, ловила мошек и комаров, весной квакала со своими подружками. Но однажды осенью, когда она сидела на коряге и нежилась под моросящим дождиком, на болото прилетела стая уток. Они сделали перерыв, чтобы покушать.
Поначалу лягушка испугалась и спряталась, но очень скоро поняла, что утки не смогут съесть её, такую большую и толстую. Любопытство пересилило: она выбралась на поверхность, чтобы узнать, куда летит стая. Выяснилось, что птицы отправляются на юг. Одна из уток, которая казалась толще и умнее всех, рассказала, что на юге тепло, там замечательные болота, большие червяки, много мошек и комаров. Тогда лягушка захотела отправиться в полёт вместе с ними.
Но утки не знали, как взять её с собой. Она попросила у них всего 5 минут на раздумья, зарылась в тину, чтобы ничто её не отвлекало от размышлений, и, наконец, придумала. Она предложила, чтобы две утки взяли в свои клювы прутик, а она уцепилась за него ртом посередине. Нужно было, чтобы утки не крякали, а она не квакала.
Утки были восхищены её задумкой, поэтому согласились. Они подняли её очень высоко, и хотя поначалу у неё кружилась голова от высоты и от того, что они летели неровно и дёргали прутик, со временем она привыкла и стала осматриваться. Под ней проносились луга, поля, леса, деревни, люди. Утки между тем переговаривались между собой, как славно она придумала, и она даже хотела поблагодарить их, но вовремя вспомнила, что должна молчать.
В следующий раз по её просьбе утки стали лететь пониже, чтобы у неё не кружилась голова. Из-за этого теперь необычную стаю заметили люди: они начали показывать на неё пальцами и кричать: «Смотрите, утки несут лягушку! Интересно, кто это придумал?». Лягушка долго терпела, но, наконец, не удержалась. Она закричала: «Это я, я придумала!», но стремительно полетела на землю вверх тормашками. Одна из уток даже попыталась поймать её, но не успела.
Она бултыхнулась в пруд на краю деревни. Местные лягушки испугались всплеска и попрятались в воду. Она рассказала им удивительную историю о том, какой гениальный план передвижения она придумала, как у неё были её собственные утки, которые носили её на юг, и что сейчас она просто остановилась в этой деревне, чтобы посмотреть, как живут здешние лягушки, а скоро её утки вернутся за ней. Но те так и не вернулись, посчитав, что при падении она разбилась.
Краткое содержание
Жила на болоте лягушка-квакушка, которая только и делала, что «ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами
». Так и провела бы она всю жизнь, если бы не одно происшествие.
На дворе царила осень, и лягушка «наслаждалась тёплым мелким дождиком
». Она хотела было заквакать от удовольствия, но вспомнила, что приличные лягушки квакают только весной, и промолчала. Неожиданно раздался свист крыльев, и лягушка увидела стаю диких уток, которые держали путь в тёплые края. Они решили немного отдохнуть и перекусить на том самом болоте, где жила лягушка. Она прекрасно знала, что «утки не станут есть её, большую и толстую квакушку
», но на всякий случай спряталась под корягой.
Вскоре любопытство взяло верх, и лягушка поинтересовалась у уток, куда они летят. Услышав слово «юг», она никак не могла понять, что же это такое. Тогда утки наперебой принялись рассказывать о том, как хорошо и сытно живётся в тёплых краях. «Лягушка пришла в восторг
», когда узнала, что на юге обитают «целые тучи
» мушек и комаров, и от волнения квакнула.
Лягушка принялась упрашивать уток взять её с собой. Она предложила свой способ путешествия: две утки должны были взять в свои клювы прутик, а она прицепится посередине. Нужно было запомнить только одно правило: утки не должны крякать, а лягушка — квакать. Все согласились, и «две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух
».
Полет уток был неровным, и «бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц
». Поначалу ей было очень страшно, но со временем она привыкла к своему положению. Лягушка рассматривала «поля, луга, реки и горы
», которые виднелись внизу, и была очень горда собой.
Когда утки пролетали над деревнями, лягушке очень захотелось, чтобы люди увидели её. На одной из стоянок она принялась жаловаться на головную боль и попросила уток лететь пониже. Добрые утки согласились и в следующий раз полетели так низко, что люди заметили лягушку на прутике и принялись громко обсуждать это диво.
Лягушке ужасно хотелось, чтобы все знали, что такой способ путешествия придумала она, а не утки
Забыв всякую осторожность, она громко квакнула и тут же «полетела вверх тормашками на землю». Ей очень повезло, и она упала не на твёрдую дорогу, а «в грязный пруд на краю деревни»
Вынырнув из воды, она принялась громко кричать, что это она всё придумала, но её никто не слышал.
Вскоре лягушку-путешественницу окружили местные лягушки, которым она принялась рассказывать небылицы о тёплых странах. Она сообщила, что останется тут до весны, пока не прилетят её утки и не заберут с собой. Однако утки так и не вернулись: «они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её
».
Заключение
Сказка Всеволода Гаршина учит тому, что вранье и хвастовство ни к чему хорошему не приводят. Желая оказаться в центре внимания, лягушка открыла рот в самый неподходящий момент, навсегда упустив свой шанс побывать в тёплых краях.
После ознакомления с кратким пересказом «Лягушка-путешественница» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Анабиоз: что это с точки зрения биологии
Все процессы, свойственные впадающему в такое состояние организму, замедлены настолько, что отсутствуют внешние признаки жизни. В этом заключается принцип анабиоза. Состояние проявляется при ухудшении окружающих условий. Наиболее ярко выражен анабиоз у бактерий, простейших, которые способны образовывать цисту, и грибов. По ареалу распространения первое место занимают пустынные создания, реагирующие таким образом на высокие температуры. Еще следует отметить, говоря про анабиоз, что это явление временное, проходящее самостоятельно, как только условия вокруг станут более благоприятными. Никаких дополнительных усилий прилагать для «оживления» не надо.
Разбор действия сказки
Когда на ум приходит какая-то мысль, она может быть оригинальной и странной, обязательно требуется принять её во внимание. Идея, претворённая в жизнь, может оказаться очень полезной
Так и лягушка изобрела довольно необычный способ передвижения, а добрые утки её поддержали. Идея получилась эффективной и сработала.
Сюжетная линия произведения
Жила-была в тихой болотной местности обыкновенная лягушка. Наступила осенняя пора, всё чаще стал накапывать дождь. Лягушке нравились эти прохладные дни. Она перестала квакать, потому что в такое время года не подобает себя вести подобным образом.
Однажды у болота остановились для длительного отдыха перелётные утки. Лягушка начала с ними беседу. Из разговора стало известно, что птицы направляются на юга. Она с нетерпением и любопытством начала задавать вопросы о южных краях.
Утки во всех красках описали солнце и тепло чужих далёких стран. Там всегда множество еды, там не бывает пасмурной погоды. Лягушка в своём воображении представила эти волшебные края.
Ей нестерпимо захотелось оказаться в тех чудесных местах. Она приняла решение во что бы то ни стало найти метод туда добраться. Болотная жительница была наделена острым умом и хитростью. Попросила добрых птиц перевезти её в далёкие тёплые края с помощью небольшого прутика.
В первое время болотная жительница привыкала к полёту под облаками, после ей на ум пришло поменять положение тела. Так путешественнице открылся прекрасный вид на красоту вокруг. Затем лягушка пожелала, чтоб полёт был ближе к земле, ей хотелось краем уха слышать разговоры тех, кто внизу.
Многие люди замечали стаю перелётных птиц с дополнительным багажом в лице лягушки. Разумеется, они весьма удивлялись. Не вытерпев своего вынужденного молчания, путешественница громко воскликнула, что такое передвижение по воздуху было её личной идеей.
Болотной жительнице очень хотелось, чтобы окружающие узнали о её находчивости. С этим воплем лягушка свалилась в небольшой водоём. В дальнейшем она рассказывала своим новым подружкам-жабам об исключительном путешествии. Героиня была убеждена, что перелётные птицы обязательно потом прибудут за ней. Весной она их ждала, но стая так и не вернулась.
Описание основных героев
Болотная жительница любознательна, ей интересно всё вокруг. Она весьма сообразительна. Побеседовав с птицами, лягушка загорелась желанием отправиться в тёплые страны. Но как же это осуществить, ведь жабы никогда не летали.
Здесь можно добавить, что героиня была храброй и мужественной, потому что не каждый пойдёт на безвременное расставание с родным домом для претворения в жизнь идеи, которая ещё никем и никогда не воплощалась.
Характеристика лягушки-путешественницы:
- Любопытная — интересны новые знания.
- Изобретательная — выдумщица, обладает находчивостью и смекалкой.
- Храбрая — не подпадает под влияние чувства страха, не видит угрозы в опасном.
- Хвастливая — любит, чтобы её достоинствами (нередко мнимыми) восторгались окружающие.
Главные действующие лица:
- Лягушка — умная, смекалистая, изобрела действенный способ перемещения.
- Стая уток — всегда готовые помочь добрые птицы.
Основная идея — хвастовство и гордыня к добру не приведут. Сказка преподносит урок о благоразумии и скромности. Необходимо уметь найти в себе силы для решения трудных вопросов. Следует быть твёрдым на пути к своей мечте.
Анабиоз и простейшие
Сказка «лиса и тетерев» для читательского дневника
Самыми устойчивыми, к неблагоприятным условиям, организмами, считаются спорообразующие бактерии и грибки. Некоторые споры могут долгие годы сохранять свою жизнедеятельность. Их не пугают ни сухие почвы пустынь, ни замерзшие земли Арктики. Анабиоз стал нормальным циклом развития для многих видов семян и спор.
Из-за нескончаемых изменений условий среды обитания, в процессе постоянной адаптации находятся и большинство видов бактерий. Это становится возможным благодаря их беспрецедентной многочисленности, разнообразию форм, повсеместности распространения. Их не пугает ни высота в 80 км, ни глубина водоемов в 11 км, где давление может достигать более 1000 атмосфер. Живые бактерии могут выдерживать смертельные для других дозы радиации.
Хладнокровные и анабиоз
В животном мире истинный анабиоз встречается только у хладнокровных. При этом в их организме происходит накопление особых веществ, антифризов. Они необходимы для предотвращения внутриклеточной кристаллизации воды, что приводит к неминуемой гибели.
Рассмотрим пример лягушки. С наступлением холодов лягушка готовится к самому сложному этапу в своей жизни. Как только она касается льда, в ее мозг поступает сигнал о переходе воды из центра тела к внутренним органам. Немного погодя, эта вода превращается в твердый лед. Прекращается дыхание, сердцебиение, работа почек. На несколько недель лягушка погружается в предсмертное состояние. В этом виде она напоминает ледышку. Что касается белка, то он чудесным образом переходит в состояние гидрогеля, похожего на сухой желатин. С появлением подходящих условий белок набухает, возвращая к жизни все тело. Главным секретом выживания в таком состоянии является наличие в крови лягушки особой сахарозы, работающей как антифриз. С появлением тепла, сердце лягушки неожиданным образом начинает биться. Постепенно она возвращается к жизни.
Пробуждения из глубокого анабиоза
Состояние анабиоза встречается и среди некоторых моллюсков. Например, улитка Ампулярия обитает в местах, где частыми бывают периоды засухи. В таких случаях моллюск закапывается в ил и, плотно закрыв крышку, впадает в анабиоз. Такой анабиоз можно назвать вынужденным. При отсутствии суровых условий засухи Ампулярия в спячку не впадает. Виноградная улитка так же регулярно впадает в анабиоз, который длится от 3 до 5 месяцев.
Возможен ли анабиоз человека
Бессмертие
Анабиоз в медицине
Чаще всего анабиоз применяют в медицине для приготовления живых вакцин. Благодаря этому процессу, ученые научились в течение длительного времени сохранять все свойства микробов.
Еще состояние анабиоза применяется при консервации различных органов для их дальнейшей пересадки. Этими органами являются: кожа, кости, костный мозг и аорта. Это стало возможным благодаря тому, что они на некоторое время продолжают оставаться жизнеспособными, даже после прекращения подачи кислорода и при отсутствии кровообращения. Поскольку эти органы и ткани, после их изоляции от организма, остаются живыми, их называют переживающими. Попытки заморозить такие важные органы как сердце, почки, печень, приводят к возникновению все новых трудностей, требующих более тщательных разработок.
Таким образом, анабиоз стал основным способом выживания многих видов живых организмов. Благодаря ему, такие существа смогли не только адаптироваться в суровой среде, но и приобрести необходимые навыки для дальнейшего развития. Ученые продолжают изучать состояние анабиоза с целью применения полученных знаний не только в медицине, но и в генетике, биологии и других важных науках. Возможно, такие исследования приведут к появлению новых способов выживания человека в стремительно ухудшающемся мире. В любом случае, анабиоз продолжает оставаться одной из сложных загадок природы.
Читательский дневник по сказке «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина
Название: «Лягушка-путешественница»
Число страниц: 9
Жанр: сказка
Главные герои: лягушка, утки.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Утки — добрые и отзывчивые.
Позволили квакушке улететь с ними на юг.
Лягушка — смекалистая и находчивая.
Болтливая и хвастливая.
Хотела, чтоб все знали, какая она ловкая и не содержалась.
Осталась ни с чем.
Краткое содержание сказки «Лягушка-путешественница»
В болоте жила лягушка.
Как-то к нему опустились на отдых утки, которые направлялись на юг.
Квакушка попросила взять её с собой, но те отказались, так как она не умела летать.
Но лягушка придумала хитрый план: лететь на прутике, и утки согласились.
Во время полёта удивлённые люди спрашивали друг друга, кому пришла такая интересная идея.
Квакушка крикнула, что это её идея.
И тот же час упала в болото.
План сказки:
- Осень на болоте.
- Прилетели утки.
- Просьба квакушки.
- Хитрый план.
- Согласие уток
- Полёт.
- Удивление людей.
- Хвастовство в полёте.
- Снова в болото.
- Рассказы местным лягушкам.
Основная мысль произведения «Лягушка-путешественница»:
Главная мысль сказки в том, что всегда надо оставаться скромным, не стоит хвастаться ни при каких обстоятельствах.
Основная идея сказки в том, что нужно стараться осуществлять задуманное.
Чему учит сказка:
Произведение учит никогда не зазнаваться и в любых ситуациях соблюдать скромность.
Также оно учит стремиться к своим мечтам и познавать мир, если есть такая возможность.
Краткий отзыв по произведению «Лягушка-путешественница» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что хвастовство никогда не приводит к хорошему.
Напротив, те, кто хвастает, часто оказываются у разбитого корыта.
Главная героиня сказки, квакушка, проявила находчивость и смекалку и уже одним этим заслужила уважение как уток, так и читателя.
Но этого квакушке показалось мало и она стала хвастать прямо в полёте, забыв про технику безопасности.
И лягушка упала, не долетев до желанного юга.
Это интересная, увлекательная и поучительная сказка.
Автору удалось придумать историю, которой восхищаются и взрослые, и дети.
Он рассказал о лягушке, отличавшейся умом и сообразительностью.
Мне очень понравилась героиня этой истории.
Квакушка была находчивой и смелой, она не боялась лететь.
Она заслужила право оказаться на юге, но сама всё испортила.
Впрочем, автору тоже было жаль свою хитрую и обаятельную героиню.
Поэтому лягушка осталась жива.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что хвалится своими успехами нужно только тогда, когда окончательный результат уже достигнут.
Хвалиться на половине пути глупо, а иногда опасно.
Пословицы к сказке:
- Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
- Не хвастай, когда в поле едешь, а хвастай, когда с поля едешь.
- Коли хорош — не хвастай, тебя и так заметят.
- Голь на выдумку хитра.
Ещё читательские дневники по произведениям Всеволода Гаршина:
- «Сказка о жабе и розе»
- «Attalea princeps»
- Краткая биография Всеволода Гаршина и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Лягушка путешественница
«Вот как я превосходно придумала», – думала она про себя.
А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.
– Удивительно умная голова наша лягушка, – говорили они, – даже между утками мало таких найдется.
Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день: несшие ее утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперед, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
– Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
– Смотрите, смотрите! – кричали дети в одной деревне, – утки лягушку несут!
Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.
– Смотрите, смотрите! – кричали в другой деревне взрослые, – вот чудо-то!
«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» – подумала квакушка.
– Смотрите, смотрите! – кричали в третьей деревне. – Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
– Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:
– Это я! Это я придумала!
Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из нее, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
– Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Портрет сына Белоковской 7 класс Эта картина отвечает своему названию. Тут изображен парень, а не ребёнок. Он не как на старинных портретах – не в камерной обстановке, он не надел свой лучший костюм, он не смотрит в «камеру».
- Сочинение описание картины Ледяные горы в Антарктиде Айвазовского Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.
- Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.
- Сочинение по картине Васнецова Три царевны подземного царства 3, 5 класс Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.
- Сочинение по картине Левитана Лесное озеро 3 класс описание Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.
Природный антифриз
Теплокровные млекопитающие, которые впадают зимой в спячку, имеют преимущество перед хладнокровной и абсолютно «голой» квакшей — у них есть теплая шерсть. Лягушки такой роскоши лишены, но природа подарила им другое удивительно свойство — способность впадать в анабиоз, когда вся метаболическая активность замедляется.
«Состояние анабиоза — полного оцепенения до весны. Они обладают способностью к замерзанию и даже промерзанию. Организм лягушек зимой частично замещает воду на глицерин. И если лягушки, которые зимуют, зарывшись в ил, находятся в плюсовой температуре, то наземные лягушки почти всегда промерзают», — объясняет Вартапетов.
Глицерин работает в организме лягушки как антифриз, снижающий температуру замерзания крови. Но даже при частичном замерзании оставшейся воды лягушка может пережить зиму «без потерь». «У них так все устроено, что ткани, клетки не разрываются кристалликами льда и в таком состоянии они зимуют, пока не наступит достаточная плюсовая температура», — резюмировал ученый.
А как только солнце прогреет поверхность до комфортной для квакуши температуры, она моментально начинает активный образ жизни: выходит на охоту за зазевавшимися насекомыми и быстро откладывает икру.
Основная мысль (мораль сказки)
Хвастовство до добра не доводит. Несмотря на свою сообразительность, лягушке так и не удалось осуществить свою мечту и долететь до юга. Ей не хватило скромности и терпения.
Отзыв
Сказка интересная, читается легко. Лягушку немножко жалко – ей так и не удалось побывать в прекрасных южных краях. Но с другой стороны, она не разбилась при падении и нашла в пруду новых друзей. Произведение очень доброе, в нем совсем нет отрицательных героев. Утки тоже оказались очень дружелюбными и постарались помочь главной героине в исполнении ее мечты.
Подходящие пословицы:
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
Кто сметлив, тот и счастлив.
Язык до Киева доведет.
Все из рук валится, а он хвалится.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не всяк умен, кто с головою.
Умный человек не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Неизвестные слова:
Лакированная спинка – блестящая, как будто лаком покрытая
Коряга – большая, упавшая ветка дерева, старая и уже без листьев
Бумажный паяц – игрушечный клоун, сделанный из бумаги
Хлеб в скирдах – колоски, собранные в стог, для хранения на открытом воздухе.
Гениальное изобретение обитательницы болота
Не дожидаясь ответа крякв, она спрыгнула с коряги, на которой сидела, в воду. Зарывшись глубоко в ил, земноводное предалось мыслительному процессу.
Время вышло, кряквы уже хотели улетать, но в этот миг жаба вынырнула. Что же она придумала? Об этом сию же секунду поведает краткое содержание сказки. Лягушка-путешественница была весьма довольна, и эта радость отражалась на ее мордочке. Она сказала, что придумала, как полететь вместе с утками.
Жаба предложила, чтобы 2 кряквы взяли в клювы края прутика, а она при помощи рта уцепится за него посередине
Только важно, чтобы никто во время полета не открывал рта — она бы не квакала, а утки не стали бы крякать. Те оценили ум новой знакомой и стали радостно восклицать
Конечно, им предстояло нелегкое дело, ведь жаба была не из маленьких, но интерес к новому предприятию одержал верх, все единогласно одобрили план жительницы болота.
Предстояло лететь 3 тысячи верст. Тогда было решено менять пару каждые 2 часа, ведь нелегко все это время двум птицам молчать и нести груз. Вот такой интересный сюжет придумал В. М. Гаршин.
Смысл сказки «Лягушка-путешественница»
Лягушка путешественница не выступает как отрицательный персонаж. В ее характере есть как хорошие, так и не очень черты. Она — мечтательница, которую погубило собственное желание стать популярной. Судьба обещала ей юг, чистый и красивый, но уделом персонажа стал грязный пруд, в котором она и проведет всю свою жизнь.
Выходит, что сказка «Лягушка-путешественница» продвигает две абсолютно здравые идеи:
- Первая гласит, что мечты — это прекрасно. Всегда нужно им следовать, тогда жизнь будет в радость. Лягушка, хоть и не была расположена к путешествиям (ввиду особенностей организма), но смогла сформировать для себя такую цель. Она буквально загорелась идеей повидать мир. И это похвально! Несмотря на то, что мир вокруг был против ее путешествия, она смогла найти силы для противостояния общественным правилам. И это очень-очень похвально!
- Вторая же показывает отрицательную сторону лягушки — тщеславие. Она просто всем сердцем желает, чтобы все вокруг восхищались ее разумом, полным гениальных идей. Это, в конечном итоге, и становится причиной лишения мечты. Теплые, чистые и красивые воды юга в одно мгновение превратились в грязную воду местного пруда. А ведь она смогла бы долететь, если бы умела молчать. Ее желание показаться не такой, как все, и погубило лягушку. Собственно, это и есть отрицательная черта ее характера.
В такой достаточно детской сказке читателю в максимально доступной для всех возрастов форме показали возможные последствия зависимости от людского мнения и одобрения. Казалось бы, у лягушки изначально была вполне хорошая, достойная мечта — путешествовать. Вот только желание славы и популярности овладело ее разумом. Она распрощалась со всем, что могла бы получить лишь из-за признания в том, что способ путешествия придумала именно она. Стоило ли это того? Лягушка стала жить куда хуже, чем раньше, ведь новый пруд был грязным. Но теперь она могла хвастаться перед всеми своим «подвигом». Вот только ее окружение совсем скоро полностью забудет о том, что она сделала. Тогда-то лягушка и осознает, какую ошибку она совершила.
Виды анабиоза
По периодичности и условиям наступления разделяют анабиоз на вынужденный и сезонный. Первый приходит на помощь способному к нему организму, когда внезапно окружающие условия меняются настолько, что ставят под сомнение его существование. Примером могут служить все те же опыты Левенгука.
Сезонный отличается определенной периодичностью; живые существа впадают в него в неблагоприятный для них сезон и готовятся к нему заранее. Или же он свойствен определенной стадии развития. Характерный пример – цисты, семена, споры, комариные личинки.
Также можно выделить полный (истинный, или настоящий) и неполный анабиоз. Первый в природе чрезвычайно редок – слишком многие условия и факторы должны совпасть. При этом вся биохимия в «спящем» организме останавливается, но способность к восстановлению жизнедеятельности остается. Неполный анабиоз отличается сохранением части биохимических процессов в действии. Список тех, кто его использует, куда более широк.
История происхождения термина
Впервые обнаружил и описал такое явление Левенгук, и случилось это два с половиной столетия назад. В несколько случайном опыте он поместил в воду сухой песок. Спустя какое-то время под микроскопом увидел мелкие организмы в активном состоянии. После высушивания они опять визуально прекратили свое существование. Этих мелких животных Левенгук назвал коловратками – и так впервые был описан анабиоз. Что это за явление, рассказал Вильгельм Прейер. Он же дал ему название, и случилось это гораздо позже, в конце 19 века (а точнее, в 1873 году). Перевод самого термина встречается в двух вариантах. Согласно первому «ана» — «нет», а «биос» — «жизнь». Вторая часть, кстати, переводится всегда одинаково. А вот первая иногда трактуется как «вновь». Соответственно, в первом случае имеем «не жизнь», «мнимая смерть», во втором – «оживление», «возвращение к жизни».