Краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая для читательского дневника
В далеком царстве жил-поживал царь со своею супругой. Однако пара была бездетная. Как-то раз отправился государь по разным делам путешествовать, и через некоторое время пришла пора ему возвращаться. А в это время у него вдруг родился сын, и его назвали Иваном. Он конечно об этом не знал. Вот едет царь назад и устал сильно, решил остановиться в одном месте, да и напиться водички хотелось ему. А там как раз озеро находилось небольшое, вода там была чистая, ключевая. Пьет он, наслаждается, а тут морской царь как ухватит его за бороду и не отпускает. В конце концов он отдал государю его бороду, но взамен этого попросил е него то, что тот еще не знает. Вот приезжает царь домой и узнает, что у него родилось дитя. Загоревал Он с супругой, да делать нечего. Вот вырос сын, и надо было обещание выполнять. Привел Ивана к озеру и поручил ему искать кольцо, которое как будто он обронил, а сам пошел домой.
Царевич так и не нашел кольца, встретил старушку, которая дала ему ценный совет. Подсказала она ему, подкараулить, как 13 голубиц будут купаться, и у последней украсть сорочку. А потом выторговать за нее у морского царя за кольцо этой голубицы. Вот он так и сделал. И оказалось, что последняя птица была самой любимой и красивой дочерью Морского царя. Дала она ему кольцо и показала дорогу к своему батюшке.
Царь же встретил его сердито и заставил выполнять задания. В первый раз он поручил очистить местность от камней и деревьев и засеять его рожью. Выполнил все Иван, и помогла ему Василиса Премудрая. В следующий раз он приказал Ивану смолотить 300 скирд пшеницы. И опять на помощь пришла Василиса.
На третий раз он велел молодцу выстроить храм из чистого воска. И тут не обошлось без царевны. Обрадовался Морской царь и поженил молодых людей. Прошло время, и затосковал Иван по родителям. И решили они с женой бежать. Погоня была сильная. И помогла, конечно, уйти от слуг морского царя Василиса Премудрая, используя свое волшебство. Подъехав к государству, царевич оставил жену в лесочке, и решил вначале самому предстать перед ними, а уж потом показать царевну. Но как ушел он родным, так и забыл он про нее. А Василиса Премудрая опять слепила двух голубков и оживила их и пустила во дворец. Птицы стали биться в окно, тут царевич и вспомнил про жену свою. Нашел он ее и привел к родителям. И с тех пор они стали жить счастливо.
Краткое содержание
Давным-давно жил царь, у которого было три сына. Когда сыновья подросли и им пришла пора жениться, царь раздал им стрелы и сказал: «Выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». Братья послушали отца и сделали все так, как он велел. Стрела старшего сына упала «на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь». Стрела среднего сына угодила «на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь». А у младшего сына, Ивана-Царевича, «стрела поднялась и улетела сам не знает куда». Отправился он на поиски стрелы, и вскоре дорога привела его к болоту, где стрелу держала обычная лягушка. Опечалился Иван-Царевич, но делать нечего – нужно следовать батюшкиному наставлению и жениться на лягушке.
Вот однажды позвал царь сыновей и сказал, что хочет посмотреть, какая из жен «лучшая рукодельница». Он наказал к завтрашнему дню сшить ему по рубашке. Закручинился Иван-Царевич, но лягушка его успокоила, сказав, что «утро вечера мудренее». Когда он уснул, лягушка скинула с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой – «такой красавицей, что и в сказке не расскажешь». Она ударила в ладошки и приказала мамкам и нянькам сшить к утру самую красивую рубашку.
На следующий день, увидев рубахи старших невесток, царь сказал, что их только в баню носить да в черной избе ходить. Увидев же работу младшей невестки, он восхищенно сказал, что такую рубашку только в праздник надевать.
Спустя время царь вновь позвал сыновей и сказал, чтобы их жены испекли хлеб: он хотел «узнать, которая лучше стряпает». Лягушка и в этот раз лучше всех справилась с заданием, приготовив каравай, украшенный «разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами».
Царь, впечатленный мастерством жены младшего сына, приказал братьям, «чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами». Услыхав это, Иван-Царевич совсем повесил нос: ну как он приведет во дворец свою лягушку? Но она успокоила и в этот раз, наказав идти на пир одному, а она появится позже. Как только услышит Иван-Царевич стук и гром, он должен сказать гостям: «Это моя лягушонка в коробчонке едет».
Царевич сделал все в точности так, как велела ему лягушка. Когда стих шум и отворились царские ворота, появилась не лягушка, а необыкновенной красоты царевна. Иван-Царевич, не веря своему счастью, тут же побежал домой и сжег в печи лягушечью шкуру. Он не знал, что совершил страшную ошибку: Василисе Премудрой оставалось всего несколько дней, чтобы исчезло страшное проклятье и она навсегда вернула свой человеческий облик. Теперь же царевна, обернувшись «серой кукушкой», улетела к Кощею Бессмертному, который заколдовал ее.
Иван-Царевич долго искал свою жену, пока не повстречал старичка, рассказавшего ему, где искать Василису Премудрую. По дороге Иван пожалел медведя, селезня, зайца и щуку и помог им, и благодарные животные пообещали помочь ему, если он окажется в беде. От Бабы-Яги Царевич узнал, что смерть Кощеева «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт».
Иван-Царевич отправился к дубу, призвав на помощь животных. Они помогли ему открыть ларец и достать иглу. Царевич разломал ее, и освободил навсегда от заклятья Василису Премудрую, с которой благополучно вернулся домой.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Дон Жуан Гофмана Действие новеллы начинается с того, что безымянный автор, прибывший в небольшой немецкий городок, обнаруживает, что при гостинице есть театр. Сегодня там дают «Дон Жуана» Моцарта – одну из любимых опер автора.
- Зелёное утро — краткое содержание рассказа Брэдбери Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический рассказ, действие которого происходит на космической планете Марс.
- Дочь Монтесумы — краткое содержание романа Хаггарда Роман «Дочь Монтесумы» вышел из-под пера Генри Хаггарда в 1893 году. В романе рассказывается о событиях XVI века. Повествование идет от имени Томаса Вингфилда. Он рассказывает о том, как он был в одной команде с Кортесом, когда они открыли мир ацтеков.
- Краткое содержание романа Тяжёлые времена Диккенса В городе Кокстаун живут двое друзей, которые достигли успеха в своей сфере. Один, Джосайя Баундерби, является известным банкиром. Другой, Томас Грэдграйнд, выбился в политику и стал представителем парламента от своего города.
История создания персонажа
Морской царь из славянской мифологии схож с персонажами из фольклора других стран. Предположительно, славяне заимствовали образ царя Поддонного из финских легенд.
Так, сказания о боге Ахти стали известны русским народам Севера, по предположению В.Ф. Миллера. Ахти — великий бог, который изображается старцем с травяной бородой. Он повелевал водами, а также хранил богатства, которые упали с лодки музыканта Вяйнямёйнена (прототип героя Садко).
У Ахти есть жена — Велламо (у славян — Водяница), которая старается быть доброй и полезной людям. В окружении царской семьи — толпа водяных дев, в то время как у славянского царя Водяника 12 дочерей.
В древнескандинавской мифологии у йотуна (великана) мирового моря Эгира тоже нет ни одного сына, зато 9 дочерей. По характеристикам Эгир схож с античным Нептуном. Древнеримский повелитель морей позже стал отождествляться с верховным божеством древних греков Посейдоном.
Морского царя из русских былин и сказок важно отличать от водяного. Этот мифологический персонаж получил распространение в начале XX века и отождествлялся с вредным существом с большим брюхом и опухшим лицом. Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю
Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное
Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю. Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное.
Ещё документы из категории литература:
Урок литературного чтения (4 класс) Тема. «Поучение Владимира Мономаха детям»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК по литературному чтению 2 класс Тема : И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс «Басни И.А.Крылова»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Ильины три поездочки»
Конспект урока по литературному чтению «Алфавит»
Конспект урока по литературному чтению «ПЕРЫШКО ФИНИСТА-ЯСНА СОКОЛА» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению ««Зима недаром злится…». Ф.И.Тютчев»
Код для использования на сайте:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
История и образ Морского царя
Образ повелителя морей неоднозначен в русских сказках. Его принято считать злодеем, но ничего зловещего подводный обитатель не совершает. Он выступает неким благородным старцем-богачом, который повелевает в мире морском.
У него очень колоритная внешность — длинная борода, седые волосы, украшенные венком из папоротника. Своеобразное средство передвижения — гигантская раковина, запрягается морскими коньками или псами. Так Поддонник объезжает владения, чтобы соблюдать порядок.
В руках у персонажа весло и острога. Первое олицетворяет укрощение волн, второе — напротив, используется для того, чтобы создать шторм. И уже в этом прослеживается противоречивая личность. Царь Поддонный не злой, и не хороший. Он — соблюдает баланс, поэтому ему приходится проявлять жесткость и доброту в отношении других героев.
Но ничто человеческое ему не чуждо. Так, он обожает веселье и танцы. Правда, когда устраивает праздники, то море сильно волнуется, из-за чего тонут корабли. Вот пример нехорошего поступка без злого умысла.
Еще важно уточнить, что у царя рождаются только дочери. Но ведь замуж их выдавать нужно. Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства
Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись
Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства. Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись.
Детали
Прежде чем решить, как нарисовать Василису Премудрую и Морского царя или других персонажей, важно выбрать место. Где происходит данное событие? В подводном мире или на земле?. В первом случае можно добавить интересных морских деталей — фон будет синим или нежно-голубым, можно обозначить сестер героини, жемчуг, морских обитателей
Нарисовать ракушки, рыб, кораллы, обломки кораблей, медуз, водоросли. Для фона выбираем голубые и синие оттенки. Существует огромное количество флоры и фауны, что обитают глубоко под водой. Но можно добавить и земные детали — замок царя, например. Не забываем «заземлить» картинку. Прорисовать дно и растения на нем
В первом случае можно добавить интересных морских деталей — фон будет синим или нежно-голубым, можно обозначить сестер героини, жемчуг, морских обитателей. Нарисовать ракушки, рыб, кораллы, обломки кораблей, медуз, водоросли. Для фона выбираем голубые и синие оттенки. Существует огромное количество флоры и фауны, что обитают глубоко под водой. Но можно добавить и земные детали — замок царя, например. Не забываем «заземлить» картинку. Прорисовать дно и растения на нем.
Если рисуем наш мир, то можно добавить что-то более русское, национальное — терем царя, березки, поля, окружающих людей в русских национальных одеждах. Дайте волю фантазии!
Читай внимательно.
ТИХОНЬКО – ТИХОХОНЬКО
УВИДЕЛА – УВИДАЛА
ОБРАТИЛА – ОБОРОТИЛА
Работа в парах.
Лексическая работа.
Объясни значение выражений: «красная девица», «голова с плеч долой».
Из каких двух слов образовано и что обозначает слово ЧАСТОКОЛ?
6. Работа в тетрадях.
7. Постановка темы и целей, и задач на урок.
Учитель. Вы можете назвать тему нашего урока?
Дети. «Морской царь и Василиса Премудрая». Русская народная сказка.
Учитель. Зная тему, подумайте, какую цель поставим перед собой.
Дети. Познакомиться с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая».
Учитель. Какие поставите задачи?
Дети. Выразительно читать сказку , пополнить свой словарный запас, уметь задавать вопросы, работать сплоченно в группе, с уважением относить друг к другу, находить правильные ответы.
8. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шаги на месте),
Стоит задом наперед (поворот).
В этой избушке есть старушка (наклоны вправо и влево),
Бабушка – Яга живет (поворот обратно).
Нос крючком (показать нос),
Глаза большие (показать глаза),
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
9. Знакомство с текстом.
Комбинированный способ чтения.
Учитель. Читает те фрагменты, которые, считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. На первом уроке по сказке текст читается до слов «Не много не мало прошло времени». (С.66)
10. Перечитывание и работа с текстом.
Дети отвечают на вопрос 1 учебника. Почему царь отдал сына Водяному?
— Кем были прекрасные голубки? Как они выглядели?
Подтвердите словами из текста.
— Каким представляли подводное царство люди слагавшие сказки? Прочитайте.
Рисование словесных картин.
-
Каким ты представляешь подводное царство?
-
Каким ты представляешь морского царя?
— Каким было первое задание Морского царя для Ивана царевича? Найдите этот эпизод в сказке и прочитайте.
— Каким было второе задание? Третье задание?
— Почему Василиса Премудрая помогла Ивану Царевичу?
11. Итог урока, рефлексия.
Учитель. С какой сказкой мы познакомились сегодня?
Дети. «Морской царь и Василиса премудрая».
Учитель. Кто ее автор?
Дети. Русский народ.
Учитель. К какому виду она относится?
Дети. К волшебному.
Учитель. Чему научила эта сказка?
Дети. Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается.
Учитель. Достигли мы поставленной цели? Какие задачи мы планировали?
Домашнее задание.
Подготовить пересказ прочитанной сказки.
Творческое задание.
Нарисовать в тетради портрет морского царя или подводное царство.
Подведем итог урока.
У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполонить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли?
Выберите из двух предполагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит, и обведите его ручкой.
-
1) На уроке я работал активно/пассивно.
-
2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен.
-
3) Урок для меня показался коротким/длинным.
-
4) Материал урока мне понятен/непонятен.
-
5) Материал урока полезен/бесполезен.
-
6) Материал урока интересен/скучен.
Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил активность.
А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.
Для кого показался урок коротким?
Для кого показался урок длинным?
Поднимите руки, кому было все понятно на уроке.
А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.
Используемая литература:
-
Учебник О. В. Кубасова литературное чтение для 3 класса 1 часть Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год.
-
Рабочая тетрадь часть 1 О. В. Кубасова литературное чтение Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год.
-
Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова, Смоленск, ассоциация 21 век, 2013 год.
-
Уроки литературного чтения с применением информационных технологией. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О. А. Архипова, Т. В. Белых (и др.); сост. Е. С. Галанжина. – М.; Планета, 2011.-240 с.- (Современная школа).
Сказка Морской царь и Василиса Премудрая
За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает.
Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на землю и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.
— Пусти! — просит царь.
— Не пущу, не смей пить без моего ведома!
— Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!
— Давай то, чего дома не знаешь.
Царь подумал-подумал… Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал бороду — никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.
Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная, а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь.
Святая русь
Плюнула Василиса Премудрая в трех углах, заперла двери в своем тереме и побежала с Иваном-царевичем на святую Русь.
На другой день ранехонько приходят посланные от морского царя — молодых подымать, во дворец к царю звать. Стучатся в двери:
— Проснитеся, пробудитеся! Вас батюшка зовет.
— Еще рано, мы не выспались: приходите после! — отвечает одна слюнка.
Вот посланные ушли, обождали час-другой и опять стучатся:
— Не пора-время спать, пора-время вставать!
— Погодите немного: встанем, оденемся! — отвечает вторая слюнка.
В третий раз приходят посланные:
— Царь-де морской гневается, зачем так долго они прохлаждаются.
— Сейчас будем! — отвечает третья слюнка.
Подождали-подождали посланные и давай опять стучаться: нет отклика, вет отзыва! Выломали двери, а в тереме пусто.
Доложили дарю, чаю молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.
А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.
Ну-ка, Ивав-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?
Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:
— Слышу я людскую молвь и конский топ!
— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зеленым лугом, Ивана-царевича — старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою.
Наезжает погоня:
— Эй, старичок! Не видал ли ты — не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей?
— Нет, люди добрые, не видал, — отвечает Иван-царевич, — сорок лет, как пасу на этом месте, — ни одна птица мимо не пролетывала, ни один зверь мимо не прорыскивал!
Воротилась погоня назад:
— Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видали только: пастух овечку пасет.
— Что ж не хватали? Ведь это они были! — закричал морской царь и послал новую погоню.
А Иван-царевич с Василисою Премудрою давным-давно скачут на борзых конях.
— Ну, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?
Иван-царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:
— Слышу я людскую молвь и конский топ.
— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая; сама сделалась церковью, Ивана-царевича обратила стареньким попом, а лошадей — деревьями.
Голуби из теста
Василиса Премудрая пошла в город и нанялась к просвирне в работницы. Стали просвиры готовить; она взяла два кусочка теста, слепила пару голубков и посадила в печь.
— Разгадай, хозяюшка, что будет из этих голубков?
— А что будет? Съедим их — вот и все!
— Нет, не угадала!
Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно — и в ту ж минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна; сколько прислуга царская ни старалась, ничем не могла отогнать прочь.
Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать и нашел ее у просвирни; взял за руки белые, целовал в уста сахарные, привел к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать.
Поделки из природных материалов своими руками
Объёмные композиции и аппликации можно изготавливать из природных компонентов: сухих листьев, шишек, травы. Из шишки и сухих веточек можно сделать старичка–лесовичка:
- Берётся две шишки, одна подлиннее, она будет обозначать туловище персонажа, другая небольшая, более округлая – голова.
- Шишки приклеиваются друг к другу, маленькая сверху, вытянутая под ней узкой стороной вниз.
- Снизу к длинной шишке приклеиваются клеем ПВА две небольшие веточки – ноги лесовичка. На них «обуваются» лапти из коричневого пластилина. И к верхней округлой шишке приклеиваются глазки, их можно купить в швейном магазине или самостоятельно вылепить из пластилина.
- Следующим этапом будет шапка лесовичка, её можно сделать из сухого листочка дерева или из бересты, её нужно сложить конусом и прикрепить к шишке сверху.
- Рот старичка вылепливается из тонкого жгутика пластилина.
- Руки лесовичка – веточки дерева, по пропорциям подходящие по размеру. В одну из «рук» нужно приклеить ещё одну веточку ростом с персонажа. Это посох волшебного жителя леса.
Необычный персонаж готов.
Аппликация «Лиса и колобок»
Знаменитую хитрую Лису и Колобка, который ушёл от дедушки и от бабушки, можно олицетворить на плоской поверхности. Занятия с ребёнком таким творчеством очень хорошо развивают фантазию.
Для изготовления необходим картон, бумага, краски, кисти, клей. Чтобы было легче рисовать, можно будет взять готовую картинку лисы и колобка и перевести очертания через переводку на картон.
И раскрасить фон на картинке тоже можно заранее, чтобы потом не замарать краской персонажей. После высыхания фона можно клеить пшеничную крупу по силуэтам героев. Окружающий мир вокруг Лисы и Колобка тоже можно сделать объёмный, например деревья и травку поклеить крупой.
После того, как всё будет готово и хорошо просохнет, можно приступать к раскрашиванию. Делать это нужно аккуратно, чтобы не задеть лишние элементы. После высыхания краски, работа готова! Можно оформлять в раму и вешать на стену.
Таким образом, можно прийти к выводу, что, используя различные материалы, фантазию, готовые картинки, на которые можно ориентироваться, можно создать любимого персонажа из любой сказки.
Ребёнок будет доволен, детская комната будет полниться уютными и необычными композициями, которые будут удивлять ваших гостей. Для детей очень полезно заниматься таким видом деятельности, так как развивается фантазия, логика и моторика рук.
Вы можете экспериментировать с различными материалами, по логике создания определённых композиций дополнять их, привносить что-то новое и необычное, возможно ребёнок сам подскажет новые способы.
Нужно прислушиваться к чаду, так как взгляд на вещи у детей не замыленный, как у взрослых, и они могут быстро находить новые подходы к решению той или иной задачи.
Русские сказки отличаются необычностью персонажей, учат доброму отношению, помогать друг другу, не жадничать, не бояться идти навстречу приключениям, и, конечно же, тому, что добро побеждает зло.
Царевича отдавать
Стали они жить по-старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре, — не по дням, а по часам, — и вырос большой.
«Сколько ни держать при себе, — думает царь, — а отдавать надобно: дело неминучее!» Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру.
— Поищи здесь, — говорит, — мой перстень; я ненароком вчера обронил.
Оставил одного царевича, а сам повернул домой. Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.
— Куда идешь, Иван-царевич?
— Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.
— Ну, оставайся с богом!
И пошла старушка в сторону.
…А Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». И стал ворочать старушку:
— Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу — высматриваю, а перстня нет как нет!
— Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю; выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.
Горько заплакал царевич.
— Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старуху. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц — всё красных девиц, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки; у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!
Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени.
Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.
Что бы завтра, было гладко
Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:
— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!
Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:
— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?
— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.
— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!
Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:
— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.
Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.
Пошел к морскому царю с докладом.
— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!
— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.
— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.
— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.
— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.
Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:
— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.