По следам бременских музыкантов

Критика

По словам Геннадия Гладкова, в мультфильме «По следам Бременских музыкантов», так же, как в первой серии, усмотрели ряд намёков. Например, в Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, а в зверях — «битлов». В Принцессе, пребывавшей по мнению Короля, в истерическом состоянии, видели намёк на дочь генсека Брежнева — Галину, которая в те годы уже имела скандальную известность из-за своего эксцентричного поведения и многочисленных романов. Так, в бытность Брежнева руководителем Молдавской ССР, первой любовью и первым мужем Галины был артист цирка Евгений Милаев. В кишинёвском цирке акробат держал на себе пирамиду из десятка людей. Когда цирк уехал, вместе с Милаевым, бросив университет и отца-«властителя Молдавии», уехала и двадцатилетняя Галина. Брак со вторым мужем — иллюзионистом Игорем Кио — продлился всего девять дней и был аннулирован как незаконный.
Однако, как утверждает Геннадий Гладков, никаких «кукишей власти в кармане» они не показывали:
Шаблон:Начало цитатыСочиняли для себя — нам было интересно! Василий Ливанов, я, Юрий Энтин, затем к нам подключились Олег Анофриев, Виктор Бабушкин. Мы хохотали, дурачились, в полном восторге от того, что получалось. Это было нечто вроде нашего капустника для самих себя, в котором была лёгкость, открытость, добродушие. Для нас это была просто шутка, а все остальные говорили: вот это пародия на то-то, вот здесь намёк на другое — все эти «куда идёт король — большой, большой секрет» или «ох, рано встаёт охрана»…Шаблон:Конец цитаты

Радиостанция «Серебряный дождь», включившая пластинку в свой перечень «50 культовых пластинок фирмы „Мелодия“», тем не менее, дала следующий комментарий: «Первая часть Бременских музыкантов была пародией на советское общество, потому и пролежала девять месяцев на полке. Вторую часть Бременских музыкантов Василий Ливанов тоже задумал, как пародию, правда, на этот раз не социальную, а музыкальную. Объектом сатиры стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, бесконечно гастролирующие по стране.».

и это «Бременские музыканты»

История, в том числе и музыкальная история, часто складывается из мифов, домыслов и лжи.  Очень часто композиторов и певцов из СССР упрекают, что в 60-70 гг. они плелись в хвосте у Запада, подражая стилистике, а иногда и воруя мелодии. Ну, это не совсем правда… 

Поговорим о таком жанре, как рок-опера. Для начала определимся с терминологией. Итак: «…Рок-опера — музыкально-сценическое произведение, где присутствуют роли и сюжет. Это отличает рок-оперу от обычного концептуального альбома». Обычно, этот формат предполагает запись на двух пластинках.

«Исторически» считается, что основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» является Пит Таунсенд, гитарист рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Tommy», на обложке которого впервые значилось название нового жанра. По моему мнению, «Томми» — это наихудший альбом The Who. В пику мне, многие снобы могут сказать, мол, музыкальные критики были восторге от рок-оперы. А я вам так отвечу: вы жутко удивитесь, но есть музыкальные критики, которые в восторге от Киркорова и Баскова … и что?  Эти «критики» зачастую находятся на денежном подсосе у крупных музыкальных лейблов – и их задача, раскручивать маховик известности и способствовать продажам пластинок. К слову, мне нравится раннее творчество The Who, но «Томми» отнюдь не шедевр, просто его статус был сильно раздут изначально. И самое главное, формат рок-оперы подразумевает визуализацию процесса – к музыке должны прилагаться постановка, фильм, мультфильм или мюзикл. Премьера пластинки и собственно оперы должны совпадать по времени. А не иметь, скажем, разницу в шесть лет между выходом альбома и киноверсией «Томми» (1975 г.).

В том же 1969 году (удивительное совпадение!) выходит пластинка, которую вполне можно назвать не только первой рок-оперой, изданной в СССР, но и одним из первых произведений подобного жанра в мире.  Это «Бременские музыканты» — музыкальная фантазия на тему сказки братьев Гримм. Сначала на экраны Советского Союза вышел рисованный мультфильм и, практически, одновременно в продаже появился диск с аналогичной звуковой дорожкой. Правда назвали её «музыкально сказкой для детей» или «музыкальной комедией». Но, это была настоящая рок-опера!

Сказать, что «Бременские музыканты» произвели фурор – это значит, не сказать ничего! Вдумайтесь — 1969 год! СССР! А на прилавках лежит пластинка с откровенным влиянием культуры «хиппи». Главные герои: патлатый блондин-трубадур в кислотного цвета джинсах и длинноногая принцесса в сексуальной мини-юбке.

Ритм произведению задает замечательная музыка с элементами рок-н-ролла, сочиненная композитором Геннадием Гладковым.

И, конечно же, певец Олег Анофриев, который озвучил почти всех главных персонажей рок-оперы «Бременские музыканты». Каждая из песен стала хитом.

И вот тут сразу подключились партийные «критики», которые заклеймили мультфильм «тлетворным влиянием Запада», а диск обозвали «марихуаной для детей».

Позволим себе немного цифири. К 2012-му продажи лонгплея «Томми» составили 20 миллионов копий по всему миру. Замечательно! Простейшие расчеты показывают: для преодоления рубежа 20 млн. экземпляров рок-опере The Who потребовалось 43 года.  А теперь звучат фанфары! Всего за два года (1969-1970) пластинка «Бременские музыканты» была продана в количестве 28 миллионов штук!!!!! Комментарии излишни.

Сюжет сказки о бременских музыкантах часто становился основой для фильмов, мультфильмов, мюзиклов и театральных постановок. Вот некоторые из экранизаций:

Сюжет

Король, желая вернуть во дворец свою дочь, нанимает Сыщика. Прихватив с собой охранников Короля, тот едет на машине выполнять задание. Тем временем Трубадур с друзьями — Ослом, Котом, Псом и Петухом — отдыхают на лугу и поют, а Принцесса собирает цветы. Внезапно охранники Короля, которые прятались под копнами сена, похищают её. Но Бременские музыканты спешат вызволить Принцессу из золотой клетки

Чтобы отвлечь внимание Короля и Сыщика, они маскируются под певцов и пародируют популярные западные рок-группы. Трубадур, воспользовавшись суматохой, проникает во дворец и спасает свою любовь.

Подбор актёров

Первоначально, по ряду причин, создатели намеревались ввести больше исполнителей вокальных партий. Во-первых, авторам «Бременских музыкантов» не хотелось вновь повторять приём, когда партии почти всех героев поёт один исполнитель. Во-вторых, по словам Геннадия Гладкова, Олег Анофриев, ставший после «Бременских музыкантов» ещё более популярным, чем был прежде, видимо, несколько «зазвездился»:

Шаблон:Начало цитаты
Олег немного капризничал, что-то ему не нравилось. А семеро одного не ждут, как говорится.
Шаблон:Конец цитаты

Наконец, в-третьих, поскольку со времени создания первой серии прошло некоторое время, то и Трубадура следует сделать более взрослым, более «баритонистым». Для чего и пригласили Муслима Магомаева (обладавшего талантом менять тембр голоса и уже имевшего в дискографии пластинку музыкальных пародий).

Однако исполнителей во второй серии оказалось в конечном итоге столько же, сколько и в первой. Муслим Магомаев, как и Олег Анофриев в первой серии, всё же спел партии не одного героя, а трёх — кроме Трубадура, его голосом поют Сыщик и Атаманша. Он же должен был петь и партию Короля, однако в мультфильм вошла пробная запись, сделанная Геннадием Гладковым, пока Магомаев отсутствовал. Эта версия понравилась и Магомаеву, и всем остальным создателям мультфильма.

Партию Принцессы, как и в первом фильме, исполнила Эльмира Жерздева.

На грампластинке за автора текст читал Олег Табаков.

Вокал

Официально — в титрах мультфильма и на конверте грампластинки — партии бременских музыкантов, разбойников и придворных исполнили Анатолий Горохов (в первом мультфильме его голосом поёт Осёл) и вокальный ансамбль. Также — в титрах мультфильма и на конверте грампластинки — всю музыку исполняет инструментальный ансамбль под управлением Константина Кримца. В 2010 году Юрий Энтин сообщил, что инструментальные партии изначально были записаны ВИА «Песняры» с аранжировкой и вокалом Владимира Мулявина. Но в его вокале была явно слышна национальная, белорусская суть, в то время как создателям мюзикла требовался «западный» вокал. Фонограмма музыкального сопровождения, записанная «Песнярами», была оставлена, однако в последний момент для вокальных партий этих песен был приглашён бывший солист ВИА «Весёлые ребята» Леонид Бергер, ставший популярным в СССР после исполнения песен «Алёшкина любовь», «Нет тебя прекрасней» и других. Однако ни в титрах мультфильма, ни на конверте грампластинки его фамилия указана не была, поскольку в тот момент он подал документы на эмиграцию в Австралию, что в итоге могло поставить крест на выпуске мюзикла. После эмиграции Бергера его имя стёрли из всех фонотек Гостелерадио наряду с именами других артистов-эмигрантов.

Эпоха трубадуров

В эпоху зрелого Средневековья, начиная с конца 11 века, южный регион Франции Прованс переживал хозяйственный и культурный подъем. Край страны оказался почти свободным от королевского гнета и доктрин папского престола, шла бурная торговля с Европой и Ближним Востоком.

Средневековые трубадуры

Города росли и процветали, снизился градус противостояния феодалов и горожан, мирно уживались представители всех конфессий – арабские, еврейские и греческие общины. Замки зажиточных людей превращались в культурные центры, где в почете были науки и творчество. В таких условиях зародилась рыцарская лирика трубадуров.

Значение слова «trobar» с прованского – находить, создавать, изобретать. И на первых порах этот термин использовался не как определение социального статуса поэта и музыканта, а как описание его способности придумать новую оригинальную песню. В основном сочинители происходили из знатного рода, а песни распевали под гитару.

Каждый трубадур выступал и автором, и исполнителем произведений. Только малая часть представителей этой «профессии» составляла текст и музыку, но не решалась выступать перед публикой. За них это делал жонглер или оруженосец.

Уличные музыканты

Значение творчества поэтов-музыкантов неоценимо. До возникновения куртуазной литературы роль универсального языка играла латынь – на ней писались все произведения. А трубадуры впервые в Западной Европе начали создавать поэзию, используя народные диалекты, в том числе прованский язык. Расцвет рыцарской лирики положил начало переходу средневековой литературы на национальные языки.

Великолепная эпоха трубадуров продлилась вплоть до начала 13 века. Почти 200 лет история отвела становлению и расцвету рыцарской лирики. Такое определение поэзия получила за то, что первые песни посвящались любви к Прекрасной Даме. Влюбленный рыцарь упивается нежными чувствами к женщине, при этом ответные эмоции не обязательны.

Трубадуры повысили ценность человека, способного любить. Дама сердца, как правило, выше по сословию. А на пути бедного мужчины, сраженного стрелами Амура, возникают препятствия. Постепенно тексты от простого рассказа о безответных чувствах превратились в лирические вселенные с кучей героев.

Трубадуры Гильем Аквитанский и Джауфре Рюдель

Трубадуром становился человек любого сословия, главное – чтобы имелся талант. Со временем среди них часто начали встречаться и бедные рыцари, и граждане неизвестного происхождения. Но большая часть все же относилась к числу образованных людей, знакомых с литературными трудами Овидия и Вергилия, например. Часть представителей этой творческой интеллигенции выросла при монастырях, в те времена считавшихся центрами культуры.

Первым трубадуром, получившим славу и признание, стал Гильем Аквитанский, который не только сочинял и исполнял композиции. Влиятельный мужчина выступал покровителем коллег по цеху, приглашая в собственный дворец, чтобы те имели возможность свободно творить.

Волна народного признания захлестнула и таких талантливых трубадуров, как Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Арнаут Даниэль. В списке нашлось место даже женщинам: Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн не хуже мужчин слагали стихи.

Трубадуры Бернарт де Вентадорн и Арнаут Даниэль

Поэты гастролировали по югу страны, авторов и исполнителей песен с удовольствием принимали в феодальных дворах, где платили за труд серьезные деньги. Поэтому трубадуры жили на гонорары.

Эпоха лирики трубадуров оборвалась в начале 13 века вместе с «альбигойскими войнами». Феодалы с Севера Франции устраивали крестовые походы на Прованс и в итоге разграбили и разрушили колыбель искусства. А это значит, что трубадурам пришлось бежать подальше. Новый дом они нашли в Италии, Германии и на Пиренеях.

История создания

По словам создателей «Бременских музыкантов», о второй серии они и не думали, но на студию «Союзмультфильм» пришла телеграмма за подписью директора московского кинотеатра «Баррикады», где в то время шли мультфильмы, что требуется продолжение. Режиссёр первого мультфильма Инесса Ковалевская отказалась снимать вторую серию. В качестве режиссёра выступил Василий Ливанов.
Юрий Энтин вспоминает:

Шаблон:Начало цитаты
Сначала мы вообще не представляли, о чём писать, но потом меня осенило, что, раз Принцесса сбежала, то должен быть нанятый Сыщик, которого Король снарядил на поиски дочери. Я написал четыре строчки и решил прочитать их Ливанову и Гладкову. Они были настроены скептически и спросили: «Ну, что ты ещё придумал?» Я сказал, что вторая серия начинается с того, что сидит Король, нажимает на кнопку, появляется Гениальный Сыщик и звучит песня:

Я — Гениальный Сыщик,
Мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик
На ж… у слона.

Они молчали с минуту, глядя на меня совершенно безумными глазами. А потом у нас всех просто началась истерика, и мы начали дико хохотать. И мы сочинили продолжение.
Шаблон:Конец цитаты

По другой версии, согласно воспоминаниям Инессы Ковалевской, она была не против продолжения как такового, но ей не понравился сценарий, который частично повторял сюжет первого фильма. Тогда Ковалевская придумала нового персонажа — Сыщика и предложила Ливанову и Энтину поработать над сценарием, пока она будет занята другим проектом. Некоторое время спустя она узнала, что мультфильм запустили в производство без её участия.

Экранизации

Трубадур как «худрук» ансамбля из животных предстал на экранах в 1969 году. Мультик «Бременские музыканты», созданный в формате рок-мюзикла, дополнили любовной линией: как и средневековые трубадуры, главный герой влюбляется в неравную себе даму – Принцессу.

Мультфильм «Бременские музыканты»

Молодой человек в черновом варианте не понравился Инессе Ковалевской. Художник Макс Жеребчевский нарисовал юношу как скомороха – в колпаке. Окончательный образ родился в голове режиссера, когда она увидела в журнале иностранной моды блондина в узких джинсах.

Так персонаж обрел современный внешний вид и еще ряд приятных характеристик, от которых зрители остались в восторге. Высокий блондин с голубыми глазами обладал чудным голосом, романтичной и легкомысленной натурой, а еще бесконечно любил свободу. Хитрость и смекалка делали героя абсолютным «рыцарем» – из любой ситуации он находил выход и неизменно падал к ногам возлюбленной.

https://youtube.com/watch?v=ogRkYS-9CnY

Трубадур распевал волшебные композиции на стихи поэта Юрия Энтина голосом Олега Анофриева. Впрочем, актер пел почти за всех персонажей. В озвучке мультфильма также поучаствовали вокалистка Эльмира Жерздева (Принцесса) и поэт Анатолий Горохов (все звери и охрана). За Короля говорил композитор Геннадий Гладков.

Мультик отличился тем, что герои очень напоминали некоторых актеров. Например, банду разбойников срисовали со знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого – Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Разбойники и их прототипы

В следующий раз Трубадур и его друзья появились в мультфильме Василия Ливанова «По следам бременских музыкантов» в 1973 году. Картину не планировали создавать, да и Инесса Ковалевская была занята другим проектом.

Решение снимать сиквел приключений необычной пятерки музыкантов приняли после обращения на киностудию «Союзмультфильм» – директор одного из московских кинотеатров заявил, что зрители с нетерпением ждут продолжения увлекательной истории. Озвучивали героев те же актеры, а вот у Трубадура голос изменился – партии персонажа исполнил Муслим Магомаев.

Трубадур в трех мультфильмах

Авторы вновь прозрачно намекали на реальных людей. Так, Принцесса, пребывавшая в «истерическом состоянии», напоминала наследницу генсека Леонида БрежневаГалину, Трубадур уж очень смахивал на Элвиса Пресли, а звери – на «битлов».

Вернуться к мотивам нашумевшей истории суждено было режиссеру Александру Горленко. В 2000 году дети и взрослые получили рисованный мультик «Новые бременские музыканты», в котором Трубадур с Принцессой растят сына, Король на мели, а атаманша превратилась в руководителя банка. Песни за молодого человека исполнил Филипп Киркоров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: