Литература. 5 класс (1 часть) подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы претича

Популярные сегодня темы

Одно из таких творений знаменитого художника Рылова – это картина под названием «Зеленый шум». Над созданием данного полотна, Аркадий Александрович работал около двух лет.

Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.

Ярость и натиск — такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки Оборона Севастополя. На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью

Знаменитый русский художник, Аркадий Александрович Рылов работал в жанре пейзаж. Автор родился в семье, которые не были связана с искусством. Свой талан Рылов развивал, учась в Москве.

Известная картина Левитана, которая в дальнейшем вошла в число его лучших произведений была написана в 1889 году. «После дождя. Плес» передает пасмурное и хмурое настроение города Плёс, а именно района возле реки Волга

Описание картины Подвиг молодого киевлянина

Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году. В данной летописи рассказывается о том как юный житель Киева помогал своим войскам в войне с печенегами. Он бесстрашно бросился через печенежское войско к родной реке Днепр, что бы привести на место главного воеводу того времени Притича. В то страшное время Киев был беззащитен. Так как князя Святослава не было в это время.

Художник в своих произведениях высоко возносит патриотизм.

На картине видим изображенного главного героя, который снял свою одежду, что бы переплыть реку. Мы видим его беспомощность в данный момент перед врагом. Но в его взгляде читается бесстрашие и отвага. Юноша освящен последнем лучом заходящего солнца. Это выделяет его на фоне печен. Он изображен на картине, как последняя надежда на победу.

Парень изображен на темном и грустном фоне. Все небо серое и жуткое. Ветви деревьев как мечи, выпрямили свои ветви, а листья грустно опустились в низ. Природа плачет от кровопролития данной войны.

Спасителя окружает мрачный фон. Небо мутное и пасмурное. Вот пойдет дождь. Природа огорченна происходящей войне между людьми, показывая своим видом, что она против кровопролития.

На заднем плане видно стены захваченного Киева. Печенежские войны темный и мрачные. В их лицах читает злоба и ненависть к киевскому народу. Смотря на картину, начинаешь сопереживать герою. У ног молодого юноши лежит раненый печенег, стрела вонзена ему прямо в горло. Он просит помощи у парня. Но он не преступен. Киевлянина ничего не остановит, он бежит за помощью.

Тяжелое настроение от данного произведения искусства меняется на светлое. Когда смотришь на картину, верится, что молодой парень доберется до другого берега и Киев одержит победу на печенегами.

Грустное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Глядя на картину, появляется луч надежды. Верится ,что парень доберется к другому берегу и все же приведет подмогу на войну с печенегами.

5 класс

Зарождение литературы на Руси

Духовная связь с Византией, ее влияние на культуру Древней Руси

На основе славянской азбуки, созданной в IX в. братьями-монахами Кириллом и Мефодием, на Руси стала распространяться письменная культура.Зарождение русской литературы связано с принятием христианской веры в 988 г. Создаваемые церкви и монастыри нуждались в богослужебных книгах. В «Повести временных лет» есть упоминание, что после крещения Руси киевский князь Владимир стал считать важным делом«учение книжное», оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие культуры Древней Руси.

Благодаря культурным связям с Византией на Руси появились первые книги, которые были переводами текстов Священного писания. Литературным языком стал церковно-славянский язык, который несколько отличался от разговорного древнерусского и был книжным вариантом родного языка. Рукописный процесс создания книг был длительным, пергамент для письма дорогим, но каждый манускрипт считался ценным еще и потому, что литература сохраняла бесценные духовные знания.

Литература Древней Руси переняла систему жанров, которая существовала в Византии: жития святых, проповеди, исторические повести, предания и сказания, хождения и пр.Опираясь на художественные традиции византийской литературы и используя национальное устное народное творчество, древнерусские писатели начали создавать оригинальные сочинения, так как византийские книги не могли полностью отвечать потребностям молодого христианского государства. Первые оригинальные древнерусские произведения появились в конце XI в. и представляли собой жития не только святых, но и князей, поучения, торжественные слова и пр. Также стали создаваться сочинения, предназначенные не только для церковных нужд. Таковыми являются русские летописи, которые стали первыми историческими трудами.

Литература. 5 класс (1 часть) Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

Наши партнеры

Купить наборы для камина недорого цены.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

— Я пройду.

И ответили ему:

— Иди.

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

— Я муж его и пришёл в сторожах1, а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

— Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле2, и был мир.

Примечания

1 Сторожа — передовые, разведывательные отряды.

2 Поле — степь к югу от Киева.

2000- NIV

Исторические хроники события, изображенного на картине

Андрей Иванович Иванов (1775, Москва – 12 июля 1848, Санкт-Петербург) – русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова.

В живописи придерживался академической системы построения исторической картины. Иванов воплощал в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма («Смерть Пелопида», «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»).

Также в 1812 году написал картину «Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей». В 1820 году написал «Минерву, парящую в небесах» для чугунной лестницы Академии Художеств. (вернуться)

Древнерусская литература – Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI – начала XIII века касались русской истории и её связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами – печенегами (объединение тюркских и других племён в заволжских степях), половцами – и борьбы за киевский престол.

Летописи XI века не сохранились. Первый памятник, дошедший до нас, – «Повесть временных лет» (начало XII века).

Основной темой литературы XIII–XV веков была национально-патриотическая. Большое значение приобретает идея княжеской власти, героическая борьба с поработителями. Литература XIV–XV веков отражает тему борьбы княжеств за объединение вокруг Москвы.

Во второй половине XV – начале XVI века появляются повести, создаётся самый замечательный памятник хождений – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Семнадцатым веком завершается древнерусская литература.

Осада Киева печенегами (968) – описана в Повести временных лет. Согласно летописи, это было первое в истории нападение печенегов на Русь (в 875 году Аскольд провёл успешный поход против печенегов, в 915 году печенеги заключили мир с Игорем, а в 920 году он провёл поход против них).

Согласно летописи, в то время как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Первого Болгарского царства, печенеги вторглись в Киевскую Русь и осадили её столицу – Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.

Доведённая до крайности, мать Святослава Княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним.

Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.

Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава, а если нет, погубит нас Святослав. Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышли из города к реке.

Лидер печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд – это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.

Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае (ныне в составе Румынии).

Подвиг Сусанина

В начале XVII века в России шла гражданская война, известная как Смутное время. В эту войну были вовлечены все слои общества, в нее вмешались иностранные интервенты, поэтому война приобрела характер национально-освободительного движения, пишет histrf.ru.

В феврале 1613 года земский собор провозгласил царем Михаила Романова. Зимой он и его мать инокиня Марфа были в Костроме. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался захватить юного Романова и убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал селян и с помощью пыток выведывал точное местопребывание царя.

Недалеко от деревни Домнино отряд встретил вотчинного старосту Ивана Сусанина. По одной версии, Сусанин послал в Домнино своего зятя, чтобы укрыть Михаила Романова в Ипатьевский монастырь, а сам повел вражеский отряд в непроходимые места (так называемое «Сусанинское болото»). Только на следующий день Сусанин рассказал полякам о своем обмане, за это он был «изрублен в мелкие куски», пишет РИА Новости.

Однако эта версия малодостоверна, потому что, как именно убили Сусанина, неизвестно. К тому же, по этой версии погиб и весь польско-литовский отряд, заблудившийся в лесу, говорится в статье на сайте pravmir.ru.

Победа над врагами

Несмотря на перемирие и отступление печенегов от города, опасность быть захваченными оставалась. Враг остался стоять плотным становищем на реке Лыбедь, и жителям невозможно было вывести напоить коней. И тогда решили жители Киева послать к Святославу гонца со словами о грозящей им опасности. Они упрекали князя в том, что воюя и заботясь о чужой земле, он оставил свою родную сторону. А печенеги чуть не взяли в плен и его мать, и его детей. Жители звали князя на помощь, просили защитить. Как только дошли до него эти вести, Святослав вместе со своею дружиною быстро воротился в Киев, где его встретила мать и трое сыновей.

Сочинение по картине Подвиг молодого киевлянина Иванова 5 класс

Написана данная картина известным художником Ивановым в 1810г. В основу сюжета полотна положены летописные события, повествующие о юноше-герое, который спас киевский народ от враждебных печенегов. Основная идея создания данного шедевра, это безусловная пропаганда и восхищение патриотическим отношением русского народа к родной земле. В центре картины изображен обнаженный молодой человек. Этот внешний вид не случаен, он символизирует беззащитность главного героя перед лицом врага. Единственным элементом его одеяния является алый шарф, переброшенный через одно плечо, как символ всех кровавых жертв, которыми станут участники этого противостояния.

В руке юноши видна узда, по легенде он ищет своего коня, чтобы добраться до берега реки и сообщить о враге. У ног героя лежит побежденный печенег. Лицо его скорчено от смертельных мук, весь его внешний вид, в котором превалируют темные тона, противопоставлен яркому и светлому образу молодого человека. Кроме того побежденный человек одет, волосы на голове и борода его растрепаны и неопрятны, юноша же в своей наготе, демонстрируя молодую мраморную кожу невинен и прекрасен в этом.

В руке врага видна стрела, которая должна была поразить нашего героя. Справа видна фигура стрелка-печенега, который готовиться выпустить очередную стрелу в юношу. На заднем фоне картины видны развалины старого Киева, в которых скрываются еще оставшиеся в живых жители. Так же среди пыли, поднятой воинами, участвующими в сражении, можно различить другие вооруженные фигуры, некоторые из которых, изображены сидящими верхом на лошадях.

Спаситель киевского народа изображен в движении, все его мышцы напряжены, левая нога и рука отведены в сторону, как и голова. Он спешит, и оглядывается по сторонам в поисках верного друга и, пытаясь избежать опасностей. Позади него видна фигура коня. Он черный, словно демон, преследует он юношу.

Мне данная картина очень понравилась. Поражает мастерство художника в изображении тел людей, мимики, позволяющих отчетливо представить испытываемые героями чувства. Известно, что образ данного юноши заинтересовал других живописцев, а так же стихотворцев. Мне было бы интересно познакомиться и с другими вариантами воспроизведения событий, изображенных с такой детализацией Ивановым.

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь приходит
новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся
помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало
язычество.)

В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут
помочь в этом.

Прежде всего
князь Владимир приглашает в
Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают
новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С
ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.

С появлением новой, более
легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла
громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала
все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в.
появляются сочинения древнерусских
писателей, например, «Слово о
Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси),
«Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»

Заканчивается период
древнерусской литературы в XVII в.

«Повесть временных лет» –
первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»?
Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них
нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за
объединение и другие.

Повесть «Подвиг
отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных
лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о
захвате русских земель печенегами.

II.
Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы»
(учебник, с. 45).

III. Работа
над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.

IV. Чтение
повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно
с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску
трудных слов.

Литература. 5 класс (1 часть) Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

— Я пройду.

И ответили ему:

— Иди.

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

— Я муж его и пришёл в сторожах1, а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

— Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле2

Примечания

1 — передовые, разведывательные отряды.

2 Поле — степь к югу от Киева.

2000- NIV

Отрок-киевлянин и подвиг

С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.

Население города пыталось найти кого-нибудь, кто смог бы пробраться через ряды врагов и сообщить отрядам, что если они не подойдут к Киеву, то придется сдаваться печенегам. И вот один отрок-киевлянин заявил, что он проберется к «своим». Люди сказали ему: «Иди!»

Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.

Легенда о подвиге отрока

Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на Киевское княжество покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать – княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.

Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.

Картина «Подвиг молодого киевлянина» — описание сюжета

В центральном сюжете картины изображен молодой человек. Андрей Иванов восхищался античной эпохой, поэтому изобразил тело главного героя мощным, мускулистым, подчеркнув сильные ноги и крепкие руки. Юноша практически обнажен и босой, так как он собирается войти в реку. Тело юного героя слегка прикрывает алое полотно, похожее на плащ, цветом которого автор картины «Подвиг молодого киевлянина» хотел изобразить некую опасность, которая окружает парня.

Легкая нагота подчеркивает в данной картине явную беззащитность героя перед подлым врагом, но его желание привести на помощь союзников оказывается сильнее, что заметно по выражению лица. В руках юноша держит уздечку, он желает как можно быстрее вскочить на своего коня, чтобы добраться до нужной цели.

На заднем плане картины изображен осажденный Киев и кровавая битва с врагом. Недалеко от ног главного героя умирает печенег. Он мрачный, свирепый, озлобленный и никак не может смириться с собственной смертью. Глаза печенега наполнены кровью, его борода растрепана, а все тело измазано грязью.

Недалеко от центральной фигуры можно заметить коня, принадлежавшего печенегам. Он мечется, свирепствует, так как не может найти своего всадника. В образ мощного животного художник вложил ту дьявольскую силу, которая повелевала печенегами во время взятия в осаду города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: