Национальное достояние
Однако самый известный портрет Ивана Крылова создал великий Карл Брюллов, который во время его написания был уже самым маститым и всесильным живописцем России, самым модным и востребованным. Знаменитый баснописец на полотне 1839 года выглядит не таким ухоженным, как на портрете Эггинка. Можно сказать, что чувствуется усталость в лице этого человека, и одежда выглядит более неряшливой, и рука не такая лощеная. Очевидно, великий Брюллов не погрешил против истины: неряхой и обжорой Крылов был отменным, да и не стеснял себя ничем. И на полотне виден и огромный живот, и мятые рукава. Но это самый замечательный портрет великого баснописца, особенно хороши глаза, которые смотрят прямо в душу зрителя. Таким его знают миллионы. Это полотно размером 415 х 500 см относится к общественному достоянию и хранится в Третьяковской галерее.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Мастер лесных пейзажей Иван Шишкин начал писать картину с медведями в конце 1880-х годов. Он тонко чувствовал анатомию леса, сумел точно передать и березовую, и осиновую кору, мельчайшие детали крон. Но вот с медведями у художника не задалось. Их ему предложил добавить на полотно его товарищ, художник Константин Савицкий. Шишкин подготовил несколько эскизов, но ни на одном из них ему не удалось достоверно нарисовать лесное семейство.
Тогда Савицкий изобразил на картине медведей сам — так его подпись появилась на полотне. Но Павел Третьяков, который приобрел картину, приказал вывести подпись Савицкого скипидаром. Коллекционер считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». В первую опись галереи полотно также вошло без соавтора. Именно поэтому долгое время Шишкина считали единственным автором «Утра в сосновом лесу».
Личная жизнь Сергея Михалкова
Обаятельный и начитанный Михалков пользовался большой популярностью среди женщин. В 1936 году он женился на Наталье Кончаловский, дочери художника Петра Кончаловского и внучки Василия Сурикова. Хотя Наталья была на 10 лет старше Михалкова, она с первого раза покорила сердце поэта.
Их брак просуществовал долгих 53 года. Между супругами была полная идиллия вплоть до кончины Натальи, которая умерла в 1988 году.
В браке у Михалковых родились двое мальчиков. Они, как и их отец, тоже выбрали творческий путь, и в будущем стали популярными кинорежиссерами.
Наталья Кончаловская с маленьким Никитой Михалковым
Старший сын Андрей Кончаловский является народным артистом, сценаристом и режиссером.
Младший сын, Никита Михалков, смог проявить себя в качестве актера, режиссера, сценариста и также получить звание народного артиста. Ему удалось отснять много поистине культовых картин: «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «12» и многие другие.
Сергей Михалков с сыновьями Андреем и Никитой
Спустя 9 лет после смерти своей жены, 84-летний Сергей Михалков очередной раз круто повернул свою биографию, женившись на Юлии Субботиной, которая была младше его на 48 лет.
Краткая биография Михалкова Сергея
Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Сергея Михалкова. Она, как и многие другие биографии выдающихся людей, уникальна и интересна.
Детские годы Сергея Михалкова
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 г. в Москве. Его мать, Ольга Михайловна, работала учительницей и медсестрой; а отец, Владимир Александрович, был коллежским асессором.
Все свое детство, вместе со своими братьями Сашей и Мишей, Сергей Михалков провел в Подмосковье. Из-за того, что сельская школа находилась слишком далеко от их дома, все сыновья Михалковых учились дома.
Воспитанием этих мальчиков занималась гувернантка немецкого происхождения Эмма Розенберг. Дети беспрекословно слушались ее, делая все, что она им велит. Сереже учеба доставляла настоящее удовольствие.
Особенно ему нравилось учить немецкий язык. Еще в детском возрасте он мог в подлиннике читать Шиллера и Гете, а также свободно разговаривать по-немецки.
Когда семья Михалковых переехала в Москву, дети стали посещать местную школу. Сергей поступил сразу в 4-й класс. Из-за того, что мальчик сильно заикался, он был объектом насмешек со стороны своих одноклассников.
Но совсем скоро ему удалось покорить сверстников своим чувством юмора и сообразительностью. Эти качества помогали ему на протяжении всей его биографии.
Первые стихи Михалкова
В возрасте 9 лет, Сережа сочинил свое первое стихотворение. Он даже собственноручно издавал домашний журнал, в котором печатал свои творения.
Сергей Михалков
Отец не остался равнодушным к таланту сына. Со временем, он решил отправить стихи Сережи известному поэту Александру Безыменскому, чтобы услышать его мнение. Когда тот познакомился с творчеством юного дарования, он ответил, что такой талант необходимо непременно развивать.
В 1927 г. семья Михалковых переезжает в Пятигорск, поскольку отцу семейства там предложили работу. Но и в этом городе Сергей Михалков продолжил сочинять стихи, и вскоре в местных изданиях было напечатано несколько его стихотворений.
Талант начинающего поэта не остался незамеченным, и Михалкова приняли в Терскую ассоциацию пролетарских писателей. Это событие стало отправной точкой в творческой биографии Михалкова.
Закончив учебу в школе, Сергей решил возвратиться обратно в Москву. Поначалу у него были серьезные финансовые трудности, поскольку за стихи платили мало денег. Ему приходилось подрабатывать на ткацком заводе и даже участвовать в геологических экспедициях.
Одновременно с этим он стал внештатным корреспондентом издания «Известия». В это время выходит его первый сборник стихов, в результате чего его жизнь резко изменилась.
Стихотворения Михалкова начинают печататься в разных журналах и газетах СССР. Они звучат по радио и со сцен разных театров.
В 1936 году Сергей Михалков опубликовал в журнале «Известия» поэму «Светлана», названную так в честь приглянувшейся ему девушки. И хотя стихи Михалкова не задели девичье сердце, зато они запали в душу Иосифу Сталину, дочь которого тоже звали Светланой.
Рождение великана «Дяди Степы»
В 1935 году молодого Сергея Михалкова пригласили участвовать в конкурсе пионерской песни. Он с радостью откликнулся на это предложение и даже стал вожатым в детском лагере. Сергей ходил с детворой в походы и слушал от них разные истории.
По возвращению домой, он представил редактору «Пионера» Борису Ивантеру, свои произведения. Некоторые из них Ивантер согласился опубликовать в журнале.
Михалкова настолько это обрадовало, что это подвигло его написать целую детскую поэму, которая, в конечном счете, стала едва ли не главной в его биографии. Так на свет появился «Дядя Степа».
Борис Ивантер был до такой степени впечатлен творчеством Михалкова, что не только напечатал эту поэму, но и отправил Сергея к Самуилу Маршаку (см. интересные факты о Маршаке).
Знакомство с Самуилом Яковлевичем, самым положительным образом повлияло на Михалкова. Он многому у него научился, и смог еще больше усовершенствовать свое писательское мастерство.
Главным персонажем поэмы «Дядя Степа» был идеальный гражданин своего государства. Читая это произведение, дети могли учиться понимать, в чем состоит героизм человека, и как должен вести себя настоящий патриот своей страны.
Когда «Дядю Степу» прочитал не менее известный детский поэт Корней Чуковский, он предсказал бессмертность этой поэме, в чем оказался совершенно прав.
Смерть
В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.
Автопортрет Карла Брюллова 1848 года
Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.
Не очень известные широкой публике портретисты
Надо отметить, что шутника и обжору, остроумного насмешника и вообще веселого человека окружающие любили. Шутки его запоминались, осталось очень много анекдотов из его жизни. Следующим в хронологическом порядке идет портрет работы Гиппиуса Густава Фомича (1792-1856), прекрасного художника. Из больших полотен его кисти принадлежит картина о Владимире, выбирающем религию для Руси. И.А. Крылов на портрете еще без бакенбард. Художник Эггинк Иван Егорович, довольно популярный в то время, в 1834 году тоже нарисовал портрет Крылова. Эта работа хорошо известна, так как публикуется наравне со знаменитыми портретами Карла Брюллова, запечатлевшего академика в 1839-м и в год смерти — в 1844-м.
Портретист И.Е. Эггинк за эту работу, которая долгое время украшала конференц-зал Академии, был удостоен звания академика. Портрет действительно очень хорош: на нем изображен русский барин в лучшем смысле этого слова, живущий в богатстве, любящий достаток, который дает возможность заниматься любимым делом. Глядя на узнаваемое с первого взгляда лицо достойного человека, понимаешь, что он знал цену своему таланту и свое соответствие занимаемому в обществе месту. Ухоженное лицо, обрамленное знаменитыми бакенбардами, шелковая одежда, книга с золотым обрезом и лист в левой руке с басней «Василек», которую Крылов написал в благодарность императрице. И.Е. Эггинк подчеркнул в своем произведении и увековечил симпатию, существующую между великим русским баснописцем и домом Романовых.
Кроме перечисленных довольно известны работы П.А. Оленина 1824 года и Н. Легашева 1840 года.
Повесть «Портрет»
Повесть «Портрет» Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.
Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести «Портрет» Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.
Из повести «Портрет», краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.
Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.
Героиня портрета: поза, одежда, обувь, книга
Здесь перейдем к описанию внешности человека в картине Хабарова «Портрет Милы».
На портрете изображена девочка 12-13 лет, забравшаяся с ногами на кресло и увлеченно читающая книгу. Девочка полностью погружена в чтение: ее рот полуоткрыт, словно она в уме проговаривает фразы, приближающие сюжет к развязке. Наверное, так все мы выглядим со стороны, когда увлечены чем-то. Мы словно находимся внутри себя самого, как в какой-то чудесной капсуле. Может быть, поэтому художник изобразил свою героиню внутри круглого кресла, поджавшую ноги.
Вот-вот перевернутся последние страницы интересной книги, и девочка торопится. Эти страницы — всегда самые увлекательные, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка, прибежав с катка, едва успев раздеться, схватила книжку.
Эта картина предлагает множество вариантов изложения предыдущих и последующих событий, и это-то как раз всегда интересно зрителю (или, например, читателю) художественного произведения. Мы, обсуждая эти предполагаемые события, словно участвуем в создании картины наравне с художником.
В сочинении по «Портрету Милы» Хабарова можно отметить, что героиня портрета, скорее всего, целеустремленная, подвижная, развитая девочка. Она много читает (лентяйка ни за что не заставила бы себя прочесть такую толстую книгу до конца), занимается спортом (это видно по ее осанке, брошенным конькам и еще по тому, что на ней брюки — девочки в то время нечасто носили брюки). И она еще совсем не подвержена девчоночьим заботам о своем внешнем виде: на ней простенькая футболка, а пряди ее прямых волос просто и скромно разбросаны по плечам.
А вот джинсы… Нужно напомнить, что портрет написан в 1970-е годы, когда джинсами в советских магазинах еще не торговали, их можно было приобрести только на черном рынке. И это наводит на мысль о том, что Мила — из обеспеченной семьи, со связями. Она может позволить себе такую роскошь, как джинсовые брюки для девочки-подростка. Но даже эти джинсы говорят в пользу ее скромности — Миле некогда отвлекаться на улицу и прогулки с друзьями, она вся в учебе и своих внешкольных занятиях.
Смерть писателя
Литератор прожил долгую жизнь. В 2009 году у мужчины начались проблемы со здоровьем, он слег, а затем попал в больницу. Сергей Михалков умер 27 августа 2009, причиной смерти известного писателя стал отек легких.
Автор скончался в НИИ имени Бурденко. Врачи боролись за его жизнь, но сделать ничего не сумели. По словам родственников, Михалков незадолго до смерти находился в сознании и трезвой памяти. Прямо перед кончиной он попрощался с семьей, после чего умер.
28 августа состоялась панихида. Всего к гробу известного деятели искусств подошли тысячи человек. Как родные, так и поклонники таланта советского литератора. А уже на следующий день почившего писателя отпевали.
Похоронили Михалкова 29-го августа на 5-ом участке Новодевичьего кладбища в Москве.
Участие Г.А.Зюганова в прощании с поэтом С.М.Михалковым
Портрет Софьи Крамской
По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.
Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?
О баснописце
Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Во время Пугачёвского восстания отец Крылова служил армейским капитаном в Яицкой крепости. Когда крепость попала в окружение войск Емельяна Пугачёва, маленький Крылов с матерью отправились в Оренбург, где снова оказались в осадном положении. Тогда их спасло только чудо. Александр Сергеевич Пушкин потом напишет в своей «Истории Пугачёва»:
«Пугачев скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов».
К сожалению, как это частенько случается, проявив мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов, не получил никаких наград и чинов. Более того, семья, в том числе и после переезда в Тверь, где он работал в должности председателя магистрата, жила в бедности. И после смерти единственного кормильца финансовое состояние лишь ухудшилось.
«Охотники на привале» Василия Перова
Сам Василий Перов в 1871 году работал над полотном «Охотники на привале». Живописец был заядлым птицеловом и без труда изобразил и экипировку охотников, и их добычу. В качестве героев полотна Перову позировали друзья — врач Дмитрий Кувшинников, художник Василий Бессонов и чиновник Николай Нагорнов.
Картину показали на выставке передвижников, для своей коллекции ее купил меценат Павел Третьяков. Позже, в одном из писем друзьям, Перов рассказал, что пейзаж ему помогал закончить Алексей Саврасов. Однако насколько велик вклад Саврасова в перовское полотно, исследователям узнать не удалось.
Грузинское проклятие картины и незнакомки
Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.
Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.
В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник
Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.
- Палома Пикассо: 6 фактов о дочери художника, унаследовавший отцовский талант
- Для чего заключённые в СССР набивали на груди портреты Ленина и Сталина?
- Почему невесты покрывают голову фатой?
- Чтение художественной литературы повышает способность сочувствовать и сострадать
- Откуда появилась традиция кричать «горько» на русских свадьбах
Мини-сочинения по картине Хабарова
Вариант 1
Передо мной картина В. Хабарова «Портрет Милы». На картине изображена девочка, сидящая в тёмно-синем кресле оригинальной формы. Мила удобно сидит, согнув ноги в коленях, и с интересом дочитывает любимую книгу. Книга, наверно, очень увлекательная это видно по задумчивому лицу подростка.
Мила стройная, привлекательная девочка. Волосы у неё прямые светлые, с рыжеватым оттенком. Глаза большие и выразительные, брови тёмные. Губы у девочки пухлые. Длинными пальцами она крепко держит книгу, возможно, в рассказе волнующий момент. Одета героиня в белую свободную футболку, серые брюки без рисунка, из-под которых видны синие полупрозрачные колготки. На ногах у девочки удобные домашние тапочки.
Кресло, на котором сидит Мила, находится в углу комнаты, стоит на круглых деревянных ножках. Освещает комнату висящее над креслом бра. Комната девочки оклеена розовыми обоями, что делает комнату уютной и тёплой. Под креслом, на котором расположилась Мила, лежат белые коньки для фигурного катания. Видимо, девочка собиралась пойти с подругой на каток в воскресное утро. Но она так зачиталась, что совсем забыла об этом. Мила сидит спокойно, удовлетворённая чтением чудесного рассказа. И кажется, ничто не может прервать этот прекрасный момент.
Мне очень понравилась картина В. Хабарова «Портрет Милы». Художник умело передал красками заинтересованность героини к книге, которую она читает. Тёплые тона делают картину естественной.
Вариант 2
На картине В. Хабарова «Портрет Милы» нарисована читающая девочка. Мила сидит в кресле, подобрав ноги, и с интересом смотрит в книгу. Вглядимся в её лицо. Оно сосредоточенное, задумчивое. Нос у читательницы красивой формы. Губы слегка приоткрыты. Волосы русые, рассыпанные по плечам.
Мила сидит в круглом синем кресле, возле которого лежат коньки. Вероятно, она пришла с катка. Одета девочка в белую футболку с жёлтыми и синими полосками на рукавах. Синие брюки. Рассмотрев портрет Милы, я почувствовала, как ей тепло и уютно дома. Несомненно, с ней интересно друзьям, потому что она начитанная девочка.
Мне даже захотелось составить про неё стихотворение: Мила за день всё успела, Ведь она у нас умна: Подружилась с кошкой Симой, Посидела у окна. Позвонила всем подружкам, Пригласила танцевать, Поиграть, повеселиться И нисколько не устать. Дом прибрать, сварить обед, Папу с мамой подождать. Не забыла наша Мила Книгу взять и почитать.
Вариант 3
Картины-отражение прошлого
Многие художники того времени рисовали картины с известных людей того времени. А кто-то рисовал свои бессмертные картины с обычных прохожих
Неважно кто на них изображён. Они представляют огромную ценность для потомков
Авторы тех картин донесли до нас свою жизнь, быт и прошлое. Глядя на это, мы словно переносимся в ту эпоху и представляем перед собой жизнь тех дней. Некоторые картины заставляют нас задуматься или сопереживать героям.
Одной из таких картин является произведение Валентина Иосифовича Хабарова — «Портрет Милы». На первый взгляд она кажется совсем обычным портретом. Но приглядевшись внимательно, мы понимаем насколько этот портрет прекрасен. Этим портретом можно передать целую эпоху, жизнь людей того времени. Портрет был написан в 1970 году.
Описание картины
На картине изображена обычная милая девочка, сидящая в кресле и читающая с огромным интересом книгу. Мила высокая, худенькая девочка. Она является ключевой фигурой портрета. По всей видимости, Мила школьница
Процесс чтения настолько увлёк её, заставил вникнуть и с трепетом ожидать развязки. Она настолько втянута, что сидит в необычной позе. Она забралась в кресло полностью, с ногами. Мила сидит согнув ноги в коленях. Кресло круглой формы на тонких деревянных ножках. Художник изобразил его в темно-синем цвете.
Если приглядеться в лицо девочки, мы увидим задумчивый взгляд, с огромной долей сосредоточения на книге. Хабаров очень чётко передал черты лица девочки. У неё очень красивой формы нос. Губы приоткрыты, что указывает на повышенный интерес к сюжету книги. Волосы у девочки светлые, русые, аккуратно ложащиеся на плечи. Её карие глаза блестят интересом.
Рядом с девочкой мы видим небрежно лежащие коньки. Это свидетельствует о том, что она совсем недавно вернулась с улицы, с прогулки. Вероятнее всего, она была на катке. Книга настолько интересна ей и увлекательна, что она, только сняв коньки, принялась за чтение любимы книги.
Девочка даже не замечает ничего происходящего вокруг неё. Она вдумчиво читает строка за строкой и уходит в глубь себя.
Одета Мила в белоснежную футболку с яркими, жёлто-синими полосами на рукаве. Также на ней одеты синие брюки.
Библиография
Сценарии к фильмам:
- 1941 — Фронтовые подруги
- 1942 — Бой под Соколом
- 1942 — Боевой киносборник № 12
- 1948 — Красный галстук — по одноимённой пьесе
- 1949 — У них есть Родина — по пьесе «Я хочу домой»
- 1958 — Шофёр поневоле
- 1958 — Новые похождения Кота в сапогах
- 1959 — Сомбреро — по одноимённой пьесе
- 1960 — Леон Гаррос ищет друга
- 1963 — Три плюс два — по пьесе «Дикари»
- 1972 — Комитет девятнадцати
- 1972 — Вид на жительство
- 1974 — Дорогой мальчик — по одноимённой пьесе
- 1974 — Большое космическое путешествие — по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»
- 1975 — Меняю собаку на паровоз — по пьесе «Чужая роль»
- 1979 — Пена — по одноимённой пьесе
Сценарии к мультфильмам:
- 1936 — В Африке жарко
- 1937 — Здесь не кусаются
- 1939 — Дядя Стёпа (совместно с Н. Адуевым)
- 1948 — Охотничье ружьё
- 1949 — Кукушка и скворец
- 1949 — Полкан и Шавка
- 1953 — Лесной концерт
- 1954 — Злодейка с наклейкой
- 1955 — Трубка и медведь
- 1960 — Непьющий воробей. Сказка для взрослых
- 1960 — Тринадцатый рейс
- 1961 — Козлёнок
- 1961 — Семейная хроника
- 1963 — Миллионер
- 1964 — Дядя Стёпа — милиционер
- 1965 — Портрет
- 1966 — Иван Иваныч заболел…
- 1967 — Сказки для больших и маленьких
- 1968 — Хочу бодаться!
- 1972 — Мама
- 1972 — Осторожные козлы
- 1972 — Пьяные вишни
- 1974 — Шёл трамвай десятый номер
- 1974 — Сами виноваты
- 1975 — Басни Михалкова
- 1976 — Зайка-зазнайка
- 1977 — Праздник непослушания
- 1980 — Жадный богач
- 1980 — Как старик корову продавал
Стихотворения:
- В Музее В. И. Ленина
- Песнь о Павлике Морозове
- Сталин думает о нас
- Имя вождя
- Мать и дочь
- Мой секрет
- А что у вас
- Как бы жили мы без книг…
- Калеки в библиотеке
- Тридцать шесть и пять
- Мяч
- Школьные товарищи
- Моя неделя
- Мы тоже можем ТАК
- Бараны
- Толстый Жук
- Трезор
- Про мимозу
- Сашина каша
- Чудесные таблетки
- Сила воли
- Прививка
- Мир
- Под Новый год
- Чистописание
- Лифт и Карандаш
- Прогулка
- Часы
- Про сома
- Лесная академия
- Непоседа
- Мой щенок
- Хорошие приятели
- Если
- Рисунок
- Песенка друзей
- Котята
- Так
- Про девочку, которая плохо кушала
- Одна рифма
- От кареты до ракеты
- После победы
- Нет войны
- Клопы
- Светлана
Драматургия:
Том Кенти (1938) Комедия по мотивам М
Твена
Особое задание (1946)
Весёлое сновидение (1946)
Красный галстук (1947)
Я хочу домой (1949)
Илья Головин (1949) Пьеса
Зайка-зазнайка (1953)
Раки (1953) Сатирическая комедия
Чужая роль (1954)
В одном купе (1954) Сатирическое представление
Как медведь трубку нашёл (1954)
Охотник (1955)
Памятник себе… (1959) Сатирическая комедия
Сомбреро (1957)
Дикари (1958)
Эцитоны бурчелли (1961)
Осторожно, листопад! (1961)
Забытый блиндаж (1963)
Трусохвостик (1966) Пьеса для малышей
Первая тройка или Год 2001-й. (1970)
Дорогой мальчик (1971)
Балалайкин и К° (1974) Пьеса (по роману М
Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия»)
Пощёчина (1973) Пьеса
Пена (1975) Комедия нравов
Пассаж в пассаже (1977) Пьеса (по мотивам рассказа Ф. М. Достоевского
«Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже»)
Два «фитиля» (1978)
Всё могут короли (1982) Сатирическая комедия
Что написано пером (1984) Сатирическая комедия
Сборники стихов:
- А что у вас
- Дядя Стёпа
- Мы с приятелем
- Будь человеком
- Разговор с сыном
- Слова и буквы
- Хижина дяди Тома
- Школа
- Я тоже был маленьким
- Для больших и маленьких
Басни: всего написано около 200 басен