Краткое содержание сказки
Три давнишних друга Пузырь, Соломинка и Лапоть отправляются в лес, чтобы нарубить там дров. Вместе они шагают по тропинке, пока вдруг не замечают реку. Выхода нет — придется ее как-то перейти или переплыть. Возвращаться нельзя, отступать некогда. Поэтому они и начинают думать над планом.
Лапоть предлагает переплыть реку на Пузыре, ведь тот явно не утонет. Но Пузырь отказывается от этой идеи. Он предлагает Лаптю перейти реку по Соломинке. Такая идея не встречает поддержки у друзей, но иного выхода нет, приходится согласиться. Тогда Лапоть стал медленно идти по Соломинке. Конечно же, она сломалась под его весом. Упал Лапоть в реку, а Пузырь так смеялся, что от этого и лопнул. Как итог — друзья не смогли перейти реку.
А ведь если бы они заранее продумали план, взвесили все за и против, порассуждали, то миновать реку смогли бы с легкостью. Пузырь бы отлично подошел в качестве плавсредства. Явно было бы куда лучше, чем пускать тяжелый Лапоть переходить реку по Соломинке. Выходит, что от них требовалось всего лишь грамотно скоординировать действия в команде. Задача не была бы такой сложной.
Лапоть
В старину (да и теперь иногда!) «лаптем» называли глупого доверчивого ко всем человека, которого легко обвести вокруг пальца, обмануть, причинить ему вред.
«Ну ты и лапоть!..»
Такой человек часто становился – жертвой чьих-то хитрых, коварных планов, ну прямо как в нашей сказке! А проще говоря – Жертвой. В самом прямом смысле этого слова.
Однако, у лаптя как такового (без переносного смысла «лапоть») в русской магии есть ещё одно старинное назначение.
Старую изношенную обувь русские крестьяне использовали в качестве «громоотвода» от сглаза. Отвратительно выглядящие, совсем изношенные башмаки, «красующиеся» в холодных сенях (или торчащие на заборе) – традиционный оберег от дурного глаза! Это магическая практика «ломать глаз» гостя или чужака о первый попавшийся «броский» предмет, который не жалко. Так «работают» все несложные обереги.
И сегодня мы можем встретить этот сюжет с разорванными полуистлевшими останками ещё советских тапочек в коридоре. А уж догадываются сами хозяева такой обуви – зачем же они её держат напоказ, и почему не выбросят, и как не устыдятся гостей – это уже разговор отдельный… Скорее всего и не догадываются. Просто коллективное бессознательное подсказывает: «Не выкидывай! так надо!».
Ну а уж если рука и поднимается в какой-то день – выкинуть, наконец, такую обувку, значит – столько уже впитано ею в себя «негатива», что даже она перестала работать как оберег и её пора сменять новой…
Вот и воторой герой нашей сказки нарисовался: «козёл отпущения», Жертва – вконец изношенный лапоть-оберег, впитавший в себя много, ох много скверны – от постоянного «принятия на себя» удара в результате непрекращающегося общения с людьми и их дурными импульсами.
Архетип Первый – Мост
Напомним текст:
Пузырь говорит: «Пусть соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём».
Перед нами – один из самых старинных сюжетов: «Связь мостов и нечистой силы» а также «Чёрт как строитель мостов».
Народ-создатель фольклора убеждён безоговорочно: «Мосты помогает строить сам чёрт»!
А кто же «построил мост» в нашей сказке? Кто подал идею? Пузырь – «нехороший колдун», связанный с внутренностями коровы и, конечно же, с соответствующей ей нечистой силой и водными духами.
Одна из самых распространённых «нехороших» примет звучит так: «Ни в коем случае нельзя человеку проходить первому по новому мосту»!
По народным поверьям, чтобы как раз не пострадал тот, кто пройдёт по новому мосту – первым, по этому новому строению пускали вперёд животное – корову или свинью.
Но хитрая корова пузырь решила заранее принести в жертву лапоть! Эх ты, лапоть!..
«Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду».
Архетип второй – Мост в загробный мир, река
Разумеется, шли они не в лес, хотя версия для выманивания из дому была именно такая.
Шли в лес, а пришли почему-то к быстро бегущей реке.
Это, конечно же, река, отделяющая царство Живых от Царства Мёртвых (от «тридесятого» царства). Шаману очень нужно попасть в тридесятое царство! Ведь именно оттуда приносятся все волшебные артефакты! Но вот чтобы духи вод пропустили его – беспрепятственно, и туда, и обратно – нужно принести им жертву.
Шаман поступает в общем-то правильно, хоть и жестоко с нашей точки зрения. Он приносит в жертву не абы кого, а ровно того, кто в жертву и предназначен. Кого община «отдаст» легко, за кого не «спросит».
Напитанный скверной лапоть и солому из жертвенного ритуального чучела, которую всё равно ведь сожгут – как ещё одну скверну.
Хорошее дело сделал шаман! И общину от нечистоты избавил! И сам попадёт в Иной Мир, за ценными шаманскими атрибутами, знаниями, сокровищами…
А можно ли вообще перейти речку – по тонкой узкой соломинке? Что знает об этом мифология?
Был ли шанс спастись, ну например, у лаптя? Мифология говорит, что конечно же можно. Да только конкретно у лаптя шанса никакого не было. Вот, что говорят мифы, описывая практически сцену из нашей сказки:
«Мост, ведущий в загробный мир, узок и длинен. Умерший, чтобы попасть в загробное царство, должен пройти по этому узкому и длинному мосту. Однако это удаётся только лишь добрым! Все злые падают в бездну».
Собственно, это и произошло с лаптем. Это и предполагал шаман-коровий пузырь.
В чём состоит ошибка колдуна или запрет на смех в ритуале
Как мы знаем, сказка всё-таки закончилась плохо.
«Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».
Наши отечественные фольклористы говорят так:
«Чтобы решить вопрос о ритуальном смехе, нужно совершенно отказаться от нашего понятия комического. Мы смеёмся не так, как смеялись когда-то».
Запрет на смех нашёл самое широкое отражение в сказках. Где и когда нельзя смеяться?
Ритуальный «запрет на смех» – это отнюдь не такие социальные положения в жизни, когда смеяться неудобно, неэтично.
Так что не подумайте ни в коем случае, что сказка наша – педагогически порицает «смех над несчастьем товарища» вроде: «Обманули дурака на четыре кулака».
Пузырь-колдун смеялся не потому, что ему было смешно. Всё-таки он шаман, а не обыватель.
Он смеялся потому, чито у него всё получилось, как он хотел! Истлевший, наполненный скверной лапоть прошёл первым «по мосту» и был взят, принят в качестве жертвы водными духами. Туда же направилась и солома из ритуального полевого снопа.
Скорее, это совет «не говорить «гоп», пока не перепрыгнешь» и «не радоваться, не праздновать до полного завершения дела».
Так почему же всё-таки шаману нельзя было – именно смеяться – у берега реки, отделяющей царство живых от царства мёртвых?
Запрет на смех – самый основной мотив для всех сюжетов о проникновении живого в царство мёртвых. Любой живой человек (в том числе и колдун) должен скрыть от духов, что он живой. Иначе его покарают, растерзают.
При входе в иное царство сразу начинает действовать запрет на смех! (Вспомним современную сказку-аниме «Унесённые призраками»!).
Да, шаман может попадать в иное царство и при жизни, но он должен симулировать смерть. Поэтому во время пребывания в области смерти смеяться нельзя!
Как мы видим из сказки, шаман-коровий пузырь выдал себя смехом и погиб, не достигнув желаемого. Зря он приносил жертвы духам родных ему вод. Конечно, духи приняли жертву. Но сам шаман так и не проник живым в царство мёртвых, а отправился туда обычным маршрутом без возврата – как до него лапоть, соломинка и прочие смертные люди.
Пузырь
Пузырь – надутый воздухом перепончатый мешок коровы (быка), употреблявшийся при плавании. Также «пузырём» называли в старину заменитель оконного стекла в деревенских избах, изготавливался из внутренностей коров.
Золотое правило магического и мифо-мышления гласит: «Часть всегда выступает как заместитель целого».
Таким образом, внутренности коровы (а «пузырь» это и есть – «внутренности коровы») выступает заместителем понятия «корова» (бык).
Вообще, животное корова (бык), как целиком, так и по её частям – известный издревле по всей планете – атрибут мага и магии. Для нас здесь важны три момента, которые отмечают все учёные.
– Первое – «Корова – это проводник в мир теней».
– Второе – «Корова – связана мифологически с Первичными Водами, в бытовой магии – с дождями»,
– Третье: «Корова – демоническое существо».
Ну вот, например, кстати, в русских деревнях (особенно на русском Севере) дух холеры традиционно изображался в виде худой бабы (женщины) с коровьими ногами и хвостом, а зачастую и с коровьей головой.
Связь холеры с водой – очевидна для современного человека, знакомого с наукой…
Для древнего человека эта связь тоже была очевидна, но понималась мифо-поэтически, образно:
Корова связана с Первичными Водами – с холерой – с миром демонических существ».
Как и все мифологические существа и атрибуты ,корова амбивалентна. То есть, играет и положительные и отрицательные роли. Как в жизни: одно и то же может и подарить и убить.
Так, несмотря на «коровий» образ духа холеры, тот же самый – коровий череп вполне защищал дом как оберег-талисман от злых духов. Магическое мышление – амбивалентно.
Итак, вот какой он – наш пузырь. Но на самом деле наш пузырь ещё сложнее! (А может быть, наоборот, ещё проще?..)
Пузырь – это, конечно, сам шаман, колдун! Почему?
Вспомним второе «золотое правило» мифо- и магического мышления: «Смежное всегда выступает при надобности – заместителем того, что ему смежно».
Так, рубашка любимого выступает «заместителем» любимого. След врага – заместителем самого врага. Ну а шаман, колдун?
Слишком тесно (смежно) общались колдуны и шаманы с частями тела коровы и её внутренностями! Настолько уж смежно и тесно, что часто в ходе обряда – залезали внутрь вспоротого брюха коровы и проводили там ночь, вместо коровьих внутренностей.
Так что коровьи внутренности и шаман, колдун – это по сути одно и тоже.
Итак, у нас имеется уже один разоблачённый герой сказки – колдун. Он же – пузырь.
По щучьему веленью (Емеля) Сказка с картинками
ил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:- Сходи, Емеля, за водой.А он им с печки:- Неохота…- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.- Ну, ладно.Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку.
Изловчился и ухватил щуку в руку:- Вот уха будет сладка!Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.А Емеля смеется:- На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.Щука взмолилась опять:- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.Щука его спрашивает:- Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…Щука ему говорит:- Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:По щучьему веленью,По моему хотенью.Емеля и говорит:- По щучьему веленью,По моему хотенью -ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.- Неохота…- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:- По щучьему веленью,По моему хотенью -поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь…Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.А он им с печки:- Да вы-то на что?- Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
— Мне неохота…- Ну, не будет тебе подарков.Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:- Бабы, отворяйте ворота!Невестки ему говорят:- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?- Не надо мне лошади.Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:- По щучьему веленью,По моему хотенью -ступайте, сани, в лес…
Сани сами поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать.А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет.
Приехал в лес:- По щучьему веленью,По моему хотенью -топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:- По щучьему веленью,По моему хотенью -поезжайте, сани, домой…Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.Видит он, что плохо дело, и потихоньку:- По щучьему веленью,По моему хотенью -ну-ка, дубинка, обломай им бока…Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.Долго ли, коротко ли – услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:- Ты – дурак Емеля?А он с печки:- А тебе на что?- Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.- А мне неохота…Рассердился офицер и ударил его по щеке.А Емеля говорит потихоньку:- По щучьему веленью,По моему хотенью -дубинка, обломай ему бока…
Дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:- Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.- Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, – тогда он все сделает, что ни попросишь.Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.- Мне и тут тепло…- Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, – пожалуйста, поедем.- А мне неохота…- Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Сказки с картинками
+324
Экзистенциализм в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
Сказка начинается очень поэтично.
«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают – как перейти через реку».
Жили-были обычные люди. Встали они как-то утром и собрались идти по своим обычным делам. Не думали они, конечно, что именно в этот день, они в метафорическом плане уже «дошли до своей реки». Что сегодня им умирать.
До реки-то они дошли. А вот как умирать (как перейти через реку) — они и не знают…
Они вообще ничего не знают
Самое важное, что не знает своей судьбы даже неглупый шаман – тот, который полагал, что «предусмотрел вообще всё» и более того – смело распоряжается и чужой жизнью, и смертью в месте … своей гибели.. ***
Сказкотерапевты в один голос предупреждают родителей от модного нынче заблуждения: рационально и морально – «объяснять» ребёнку «сложные» сказки
***
Сказкотерапевты в один голос предупреждают родителей от модного нынче заблуждения: рационально и морально – «объяснять» ребёнку «сложные» сказки
(или вовсе их избегать – по причине того, что эту сказку «не понял» или испугался сам родитель).
«Ребёнку не нужно объяснять сказки» – хором говорят психологи. Ребёнку нужно сказки – читать! И всё…
Его душа – сама усвоит из древнего сюжета, наполненного архетипами!) всё, что ей полезно. Здесь, по пословице, – «всякая соринка – витаминка».
Такие сюжеты воспринимаются не рацио двухлетнего ребёнка (которого от ребёнка, кстати, ожидать просто наивно!) но на довербальном «древнем» уровне, на который откликается его душа – это сюжеты-мистерии, сюжеты- «сны», сюжеты-магические обряды.
Эта экзистенциальная сказка (грустная и очень духовная, как негритянский блюз!) исподволь учит даже взрослого человека мысли о том, что от смерти застраховаться – нельзя, и что каждому из нас предназначен свой срок.
«Пошли дрова рубить, а дошли до реки». Все трое. Включая хитроумного шамана. «А как перейти через реку?»
«Да как, как? Известно оно как – Помереть – вот как через Реку-то ту переходят!», – учит смешная сказка, рассказанная стареньким дедом.
-
«Может быть нужно не преисполняться разной людской скверны – как вот тот лапоть, и тогда тебя не принесут в жертву, а, деда?»; «Может быть нужно изо всех сил – защищать себя от контактов с плохими, какими-то там больными, нехорошими и злыми людьми?»
-
«Может оно и так…» – хитро улыбается дед, плетя новенькую пару лаптей… «Ты, внук, умный». «Да только, кто ж, кроме того лаптя, – Дом и его добрых хозяев – от злых бы людей тогда защищал? Ты подумай… Может быть, не такой уж он и «скверный», не такой уж и «глупый» тот лапоть? А просто судьба у него такова. И не самая плохая судьба, наверно!.. Ведь сказано в книге: «Кто душу свою спасать начнёт, тот её и погубит. А кто душу свою – погубит, тот её спасёт»…
-
«А может не нужно стремиться быть тем самым «последним снопом», не желать, чтобы тебя рядили в ленты и в богатые девичьи уборы, не привлекать к себе внимания, как вот та соломинка из «царь-снопа»? Прожила бы себе тихо соломой, никто б её не жёг, не топил, а деда»?
-
«Может ты и права, внучка» – хитро усмехается дед. Может лучше тихо прожить гнилой соломой… Да только и обычную солому могут охапкой бросить на корм бычку. Тут – прихорашивайся или не прихорашивайся, лезь вперёд или будь всегда позади всех – часа своего не узнаешь. Да ведь только и соломка нарядная помогла людям в свой урожай поверить. А то, что они её жгут да топят за это – так не нам о том поведении разуметь. Люди всегда ведь приносят в жертву того, кто за них всей душой стоит. Тоже ведь об этом – в той же книжке, вроде как сказано.
-
«Деда, а всё-таки смеяться над людьми, которых кто-то обманул и им от этого приключилась беда – совсем ведь нехорошо, правда, дед?» – говорят хором внучка и внук.
-
«Совсем нехорошо смеяться над людьми» – говорит дед уже без улыбки.
Читайте детям старинные народные сказки! Детская мудрая душа поймёт их гораздо лучше, чем тысяча подкованных теорией учёных мужей!
Смысл сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
На самом деле, смысла в сказке очень много. В ней присутствуют самые разные идеи, которые наглядно подтверждаются действиями главных героев. Выделим основные:
Необходимость командной работы. Перейти реку возможно только вместе. Даже Пузырь, что не тонет в воде, не смог бы самостоятельно преодолеть водный поток. Именно поэтому зритель понимает — иногда нужно работать вместе, сообща. Командная работа может принести желаемый результат, но затратить куда меньше сил. У наших героев был шанс справиться с преодолением реки, но из-за разлада в коллективе они его упустили.
Формирование умения слушать и обсуждать предположения других. Как можно понять в процессе чтения сказки, герои смогли бы преодолеть реку, если бы Пузырь умел слушать других. Совместными раздумиями они бы выбрали план дальнейшего действия. Пузырь не стал бы сопротивляться, ведь умение слушать близкого друга помогло бы ему откинуть все сомнения. Тогда река однозначно была бы уже позади, а наши герои, живые и невредимые, оказались на другой ее стороне. А ведь стоило всего лишь начать прислушиваться к советам и предположениям своих друзей! Так и бывает в жизни: мы начинаем настаивать на своей версии, хотя она в корне неверная. В итоге, это приводит к плачевному финалу.
И, конечно же, тема дружбы. Пузырь, Соломинка и Лапоть показаны дружной компанией. Да, в процессе перехода реки у них появились некие сложности, но история как раз учит прислушиваться к мнению своих друзей. Ведь Лапоть говорил действительно мудрые мысли, которые точно привели бы к желаемому результату. Проблемой стал Пузырь, который не увидел в плане друга решение их проблемы. Именно его невозможность услышать ближнего и привела к столь плачевному результату. А ведь все с легкостью можно было решить и без потерь!
«Пузырь, Соломинка и Лапоть» — отличный представитель сказки для любого возраста. Эта история сможет многому научить как детского, так и взрослого зрителя. Она не даст заскучать во время чтения, а также донесет множество жизненных истин, о которых мы нередко забываем. К прочтению сказка просто обязательна!
Соломинка
Соломинка – родная сестра лаптя. Только если лапоть защищает человечье жильё, дом, хату, то соломка защитница полей и урожая.
Солома – уважаемая вещь в магии и ритуалах. Одна из самых древних традиций – сохранение последнего снопа, сжатого с полосы. Конечно, этот последний сноп уважали, даже украшали его лентами и рядили в бабий наряд. Но, увы…
Соломе во всех ритуалах был отпущен совсем недолгий срок жизни… Солому яростно сжигали в огне, топили в воде (что уже ближе к нашей сказке), демонстративно разламывали на части (тоже наш сюжет).
Поломать и выбросить в реку. Испокон веков, всё, что было выполнено из соломы, либы выбрасывалось в проточную воду, либо – сжигалось.
А поскольку корова (как мы уже с вами знаем!) всё-таки связана с Первичными Водами, понятно почему колдун-пузырь избрал утопление ритуальных жертв, а не их сжигание. Всё-таки стихия воды ему ближе.
Итак, мы познакомились с тремя, в некотором роде – «одушевлёнными» персонажами сказки. Пузырь, лапоть, соломинка…
Но есть ещё два можных неодушевлённых архетипа, без которых понимание этой сказки абсолютно невозможно.