Краткое содержание Носов Тридцать зёрен
В книге рассказывается о природе и животных. В ночное время шел снег. Белые хлопья падали и задевали мокрые деревья. Ветки деревьев сгибались из – за веса снега. Потом весь снег застыл как сахарная вата. Наутро прилетела синичка и села на ветку. Она попыталась соскрести снег. Рассказчик открыл окно и закрепил форточку линейкой. Он разложил на подоконник зерна от конопли. Зерен было 30. Самое последнее зерно упало обратно в комнату. За всеми действиями следила синица и не решалась подлететь. Потом она подлетела и забрала зернышко.
Расколов ядро птица съела орешек и забрала второе зерно. Рассказчик сидел за столом и работал. За это время синица таскала зерна. При этом она заглядывала в комнату. Синица медленно подходила к линейке. В конце осталось последнее зерно. Последнее зернышко лежало возле линейки. Синичка приседала и насторожилась. Она поглядывала в комнату и удивлялась отсутствию снега внутри. После она удивилась, увидев солнечный свет в комнате. Впервые маленькая синица осознала, кем является человек. Разными действиями рассказчик пытался объяснить маленькой синичке.
Автор хотел, чтобы маленькая синица прилетала к нему под окно каждый день за зерна. Смотря на птицу, рассказчик мог спокойно поработать. А птичка не знает, что значит «работать». Для человека «работать» означает «помогать другим людям». Рассказчик намеревался написать книгу для всех людей. Книга должна способствовать помощи человека другим людям. И каждый человек должен делать что – то хорошее для других.
Кроме того рассказчик хотел бы помогать не только людям, но и птицам и животным. Он оставлял на подоконнике 30 зерен конопли. А синица так и не поняла, что рассказчик хочет ей помочь. Она прилетала каждый день в поисках свежих зерен. А автор работал и наблюдал за маленькой синицей.
Задумка автора оказалась интересной. Он расположил обычную линейку между оконными рамами, закрепив ее так, чтобы форточка не закрывалась. С помощью зерен мужчина выложил маршрут, по которому птица должна была пробираться постепенно к нему в гости, начиная с сада, заканчивая 30-ым номером зерна в своей комнате. Забравшись через форточку, перемещаясь боязливо по линейке, птица приближалась все ближе и ближе. Она не спеша распаковывала и склевывала зерна, которые мужчина разложил на линейке. При этом она постоянно оглядывалась назад, сомневаясь, стоит ли двигаться вперед, нет ли там опасности. Автор с большим любопытством наблюдал за ее действиями, иногда отрываясь от работы.
Когда маленькая птичка пробралась в комнату за последним зерном, человек и синица будто устроили беседу. Из их воображаемого диалога стало понятно, что птичку интересовало все: почему в комнате нет снежного покрова, как на улице, почему в помещении горит свет, что такое книги, кто такой человек. Настороженная и наивная синица приняла предложение от рассказчика прилетать в гости каждый день. Мужчина старался доказать, что ее ежедневное присутствие обеспечит ему покой и трудоспособность. Казалось, что гостья осознала, почему снег только на улице, какова роль человека.
Таким образом, автор рассказа «Тридцать зерен» через разговор с птицей нашел возможность высказать мысли в адрес читателя по поводу работы, которая дает человеку положительные эмоции, удовлетворение, возможность помочь друг другу. Любая деятельность в жизни людей должна присутствовать обязательно. Она не только занимает человека, но и сближает людей между собой.
В конце произведения автор выразил желание написать книгу, после прочтения которой любой человек захотел бы повторить его действия – «положить на окне по тридцать конопляных зерен…».
Эссе ЕГЭ
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате.
(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.
(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два…
(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.
– (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?
(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с зерном на дерево.
– (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?
(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19) Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
– (23)Ты здесь живёшь?
– (24)Да.
– (25)А почему здесь нет снега?
(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
– (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?
– (30)Это? (31)Книги.
– (32)Что такое книги?
– (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.
– (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем нестрашный. (37)Кто ты?
– (38)Я Человек.
– (39)Что такое Человек?
(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
– (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.
(43)Синичка испуганно оглянулась.
– (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас – Человек.
– (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
– (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?
– (53)Согласна. (54)А что такое работать?
– (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57) Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.
– (59)А чем ты помогаешь людям?
– (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.
(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.
(По Е.И. Носову*)
* Носов Евгений Иванович (1925–2002) – известный русский советский писатель, важнейшие темы его творчества – военная и деревенская.
Задание 9.3.
Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –– из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проблема неравнодушного отношения к природе (по тексту Л. Леонова “С глазами, полными слез, Иван…”)
(1)С глазами, полными слез, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла еще нетронутой, но в сознанье мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех.
– (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. – Дакось и мне погреться чуток!
(6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук.
– (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся!
(12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает свое удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам…
–(13)Пошла-а… – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана.
(14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15) Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства!
(16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17) Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния.
(18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведет человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нем сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы.
(20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22) Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он с маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая береза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своем недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всем снаряжении не подоспел сам Кнышев.
– (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух.
– (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней.
(28)Тут за дело взялся Титка:
– (29)Покарауль его, сейчас мы его жердинкой оттеда сковырнём!
(30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренек с кулаками вступился за русские леса.
–(32) Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. –(33) Нет, погоди… валенок ему сперва отыщешь…
Читаем рассказ Николая Носова ФЕДИНА ЗАДАЧА
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.
─ Вот и хорошо! ─ сказал Федя. ─ По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.
Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. На экране телевизора появился диктор.
─ Передаем концерт по заявкам, ─ объявил он.
─ Концерт ─ это хорошо, ─ сказал Федя. ─ Веселей будет делать уроки.
Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.
─ Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»
Вместо диктора на экране появился певец в черном костюме и запел густым рокочущим басом:
Жил-был король когда-то,
При нем блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.
─ Вот какой противный король! ─ сказал Федя. ─ Блоха ему, видите ли, милей родного брата!
Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала:
─ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки…»
Блоха! Ха-ха! – засмеялся певец и продолжал петь:
Позвал король портного:
─ Послушай, ты, чурбан!
Для друга дорогого
Сшей бархатный кафтан.
─ Ишь что еще выдумал! ─ воскликнул Федя. ─ Блохе ─ кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!
Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.
─ Плохая песня, ─ решил Федя и опять принялся читать задачу: ─ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна…»
Он был титулярный советник,
Она ─ генеральская дочь,
─ запел певец снова.
─ Интересно, кто такой титулярный советник? ─ сказал Федя. ─ Гм!
Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать задачу дальше:
─ Так. «…Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города!
Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.
─ Хорошая песня! ─ одобрил он, когда пение кончилось. ─ Так… О чем тут у нас говорится? «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»
Однозвучно гремит колокольчик, ─ послышался высокий мужской голос из телевизора.
─ Ну, гремит и пусть гремит, ─ сказал Федя. ─ Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чем тут мы остановились? Так… «Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности…» Позвольте! Откуда тут еще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, черт! Да это не та задача! Где же та?.. А, вот она! «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…
─ Опять про колокольчик! ─ воскликнул Федя. ─ На колокольчиках помешались! Так… Утомительно гремит… в каждом мешке… рожь смололи, причем из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна… То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
─ Тьфу! ─ плюнул Федя. ─ Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки…
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном.
─ Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу ─ и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.
Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошел к своему другу Сорокину.
Николай Носов
Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик ─ это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается…
Николай Носов
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Сейчас читают
Жил в одной стране либерал. До всего ему было дело. Что бы не делали в обществе, всех он предупреждал о губительных последствиях. К словам этим относились со снисхождением и никто на него не сердился.
Володька – пятнадцатилетний паренек, растущий без отца при колхозе в Грибово. Никто не относился к Володьке серьезно, да и обязанностей важных в колхозе у него не было.
В одном королевстве правил король, имя которого не упоминается в произведении. Но у этого короля, была не обычная страсть к шуткам. И это было настолько значимо для правителя, что всякий желавший иметь его расположение
Все происходит осенью, именно тогда и родила зайчиха маленьких зайчат. По лесу постоянно бродят охотники, поэтому зайчиха вместе с зайчатами должны прятаться в норе и сидеть там тихо-тихо.
В помещичьей семье дочь Саша – словно дикий цветочек. Старики её очень славны и добры, они не ведают зла и лицемерия. Всё, что могли, они вложили в своего ребёнка, но науку и грамоту посчитали излишеством
ЕГЭ-2019. Русский язык. Сочинения в новом формате.
(1)На Галицкой площади был огромнейший рынок. (2)Как раз в том месте площади, где кончался Бибиковский бульвар, был построен ряд новых деревянных лавок. (3)Одна из этих лавок была дяди-Володина. (4)Торговля в этой лавке велась дёгтем, колёсной мазью, мелом для побелки стен – в общем, всем, что могло понадобиться крестьянам, привозившим на рынок продукты своего хозяйства. (5)Кроме того, торговали древесным углём, употреблявшимся в те времена повсеместно для жаровен и самоваров.
(6)Держать уголь в лавке было нельзя, так как он всё вокруг пачкал. (7)Весь запас этого товара хранился в специальном амбаре. (8)Было, однако, хлопотно каждый раз закрывать лавку и отправляться с покупателем в амбар, чтобы отпустить уголь. (9)Поэтому дядя Володя придумал, чтоб на время летних каникул мы с братом по очереди сидели в амбаре и отпускали покупателям уголь.
(10)Этот амбар – огромнейший погреб, то есть наполовину врытый в землю сарай с серым цементным полом и потолком и такими же цементными стенами. (11)В этом бункере имелось лишь одно крошечное, забранное железной решёткой окно, к тому же находилось оно не на обычном уровне, как в домах, а высоко под потолком, как это делается в тюрьмах. (12)Кроме маленького кусочка неба, в это окно ничего не было видно.
(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.
(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей
(18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.
(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.
(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23)Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24)Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки – это <�…>, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.
(26)Особенно сильное впечатление произвела на меня в этой книжке история, которая называлась «Гадкий утёнок». (27)Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31)А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»
(По Н. Н. Носову*)
*Николай Николаевич Носов (1908–1976 гг.) – писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Эссе ЕГЭ
Тема: «Прогресс, техника».
(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы так запросто и по-собачьи дать ему умереть. (3)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.
(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то… (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё. (15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания. (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла. (18)Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.
(По Л. М. Леонову*)
* Леонид Максимович Леонов (1899–1994 гг.) — русский советский писатель.
Проблема противоречивого влияния прогресса на цивилизацию. В чём заключается противоречивость прогресса? Почему он может привести к уничтожению цивилизации и как не допустить этого? | Современная цивилизация испытывает на себе как позитивное, так и негативное влияние технического прогресса, который сделал жизнь людей намного комфортнее по сравнению с эпохами прошлого. Однако одновременно наблюдается «нравственный износ» человечества, который может со временем привести к его гибели, к «бездне». Спасение – в умении разграничивать Добро и Зло, в понимании, что только добро – основа духовного благополучия в мире |
Проблема пересмотра жизненных ценностей ради выживания человечества. | Проблема выживания человечества в условиях развивающегося прогресса – одна из актуальных в современном мире. Только пересмотр нравственных ценностей, осознание того, что в борьбе Добра и Зла лишь Добро способно удержать человечество от падения в «бездну», от его уничтожения – может спасти цивилизацию. Природа слишком много возложила надежд на человечество, «чтобы так запросто и по-собачьи дать ему умереть. Необходимо приостановить «нравственный износ» общества. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна