Первая «жатва»
Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них — разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.
Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.
Так он стал первым «урожаем», который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.
Впрочем, его судьба оказалась незавидной — ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями — она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.
История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)
Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.
Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …». В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.
Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.
Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.
Скандинавский вариант
Скандинавские предания рассказывают о том, что в самом начале была пустота, называвшаяся Гинунгагап. По одну его сторону находился мир мрака и холода Нифльхейм, а по другую – огненная река Муспелльхейм. Когда воздух этих двух миров соприкасался, появлялся ядовитый иней.
Когда он таял, из появившейся ядовитой воды рождались великаны. Одним из великанов, появившихся в числе первых обитателей земли, стал Имир. Это был гигант, способный перевернуть лёгким движением целую планету. Из своего пота (да-да, именно так) он сотворил другого великана, Трудгельмира. Именно они стали прародителями огромных существ, населивших землю.
После появления бесчисленного множества великанов на свет появилась корова Аудумлу. Она вылизывала солёный лёд, который окружал мир. Когда же во льдах образовалась брешь, корова увидела мужчину. Это был первый из человеческих прародителей и предков богов. Его звали Бури. Внуки Бури убили великана Имира, кровь которого наполнила собой землю, превратившись в моря, а тело поверженного гиганта стало сушей.
Внуки Бури убили великана Имира, и из его крови и тела образовались моря и суша / salik.biz
Титаномахия
Боги против Титанов
Тем не менее, Кронос все еще был у власти, и его еще предстояло победить. Он был слишком стар, чтобы защитить себя от нападений своего потомства, но заручился помощью верных Титанов, которые тоже боялись нового поколения богов. Это привело к десятилетней войне между Титанами и Олимпийцами, которую многие поколения запомнили как Титаномахию. Атлас стал лидером Титанов и привел свою армии ко многим победам. В какой-то момент даже казалось, что Зевс будет побежден. Однако по совету Геи он отправился в Тартар и освободил циклопов и гекатонхейров. В благодарность циклопы снабдили Зевса его фирменной молнией и сделали трезубец для Посейдона и шлем-невидимку для Аида. И тогда все изменилось.
Выигрышный трюк
Однако, как и много раз прежде, окончательная победа не стала результатом грубой силы, а произошла благодаря хитрой маленькой уловке, возможно, придуманной Прометеем, заранее дезертировавшим из армии титанов. Вооружившись валунами, Гекатонхейры устроили титанам засаду. В нужный момент Зевс отступил, заманив Титанов в ловушку Гекатонхейров. Соторукие начали сбрасывать сотни валунов с такой яростью, что Титанам показалось, что на них падают горы. Они убежали и Зевс стал Царем Вселенной.
Тартар и Атлас
Зевс изгнал сражавшихся против него титанов в Тартар. Однако с Атласом он сделал исключение: будучи лидером противоборствующих сил, его заставили держать вселенную на плечах.
Скандинавский миф об Имире
Была бездна Гинунгагап. В ней было 2 мира. На севере располагался Темный мир, от которого шел великий хлад, Нифльхейм. На юге появился Огненный мир, из которого исходил свет и огонь, Муспелльсхейм. В центре темного мира появился поток, ядовитые реки, которые потекли в Муспелльсхейм. Сначала он замерз, а потом начал таять от огня. Из него появился на свет Имир, в котором сосредоточилось все зло. Когда он уснул, под его руками появились представители рода великанов. Уснув во второй раз, он породил шестиголового великана. Они кормились молоком коровы Аудумлы, которая питалась солью, слизывая их с глыб. Она создала Бури. Его сын Бор с женой родил троих детей, Один, Вили, Ве. Трое братьев решили уничтожить Имира. Его тело обернулось землей, кровь – океаном, из зубов создали камни и т.д.
Чернобог и Белобог
В славянской мифологии существовал Белобог, покровитель дневного мира, солнечного, где обитали живые, и Чернобог, отвечающий за мир мертвых, ночь. Они не враждовали, а скорее жили в некой гармонии. Когда-то над Океаном пролетали 3 сокола. Впереди был Род, он выбирал путь и направлял остальных. Под правым его крылом находился Белобог, он сжимал колосья в клюве. Под другим – Чернобог, с землей. Чернобог уронил свою ношу, и она упала в воду. Он превратился в Селезня и нашел комочек земли. Род создал из него остров. В середине острова стояла Мер-Гора, на которой рос Дуб. Род опустился на вершину этого Дуба. А Белобог, превратившись в Сизого Орла, поднялся высоко и кинул зерна. Они упали в землю. Вскоре были созданы люди. Род велел наделить всех душами, которые были бессмертными и являлись частичками самого Рода.
II. Птицы небесные.
Выше я приводил отрывок, в котором говорится о том, что из мира Бога появился Первичный Звук. В некоторых мифах это отражено в виде Мифической птицы. Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо).
И ещё один небольшой отрывок:
Остров Пасхи (https://rgdn.info/kakie_tayny_skryvaet_ostrov_pashi)
По последнему предложению уже очевидно миссионерское влияние на легенды жителей острова.
Египет
Жители Гавайских островов говорили, что земля возникла из яйца морской птицы.
Племена Новой Зеландии верили, что их острова произошли из скорлупы яйца, которое снесла морская птица.
Полинезийский дух Таагароа в образе ястреба выходит из яйца, снесенного морской птицей, и сносит яйцо, из которого появляется мир.
На острове Борнео записан миф о том, как дух в образе птицы разломал скорлупу яйца, в котором была земля.
Батаки (Индонезия) верят, что огромная курица снесла яйцо, из которого произошла Вселенная.
В Африке племя хуаса рассказывало об огромной птице Фуфунде, снесшей яйцо, из которого возникли небо и земля.
Эстонцы. На море остров, на острове яблоня, ветер сбросил яблоко в море, с моря поднялась пестрая птица, прилетела на наш выгон, свила гнездо на вершине ели, вывела птенцов, одному дала нижний мир, другому – облака, третьему – Утреннюю звезду, четвертому – Полярную звезду, пятому – Большую Медведицу, шестому – Месяц, седьмому – Плеяды.
Северные пайют (юто‑ацтеки Невады и Орегона)
Танайна (атапаски Аляски).
Ещё приведу несколько сюжетов, где встречается Яйцо, но нет упоминания о птице.
По верховьям Нила рассказывали о боге-горшечнике Хнуме, который вылепил на гончарном круге из нильской глины огромное яйцо, откуда вылупились солнце, звезды, земля и люди. Известен был и миф о боге Хнуме, выплюнувшем изо рта мировое яйцо, из которого вышел бог Птах, создавший небо и землю.
В Финикии считали началом всего темный и движущийся воздух. Над ним носился ветер, который смешал воздух с эфиром, в результате чего родилось яйцо, из которого воссияли солнце, луна и звезды.
В Упанишадах говорится, что мировое яйцо произошло от Пуруши. «Яйцо разбилось, одна половина была из серебра, другая из золота. Серебряная половина стала землей, золотая — небом».
По китайским мифам мир возник из «хунь-дуня» (хаоса), имевшего вид крупного яйца. В нём зародился Пань-гу с телом змеи и головой дракона. Он вырос и заснул в этом огромном яйце. Прошло 18 тыс. лет, прежде чем Пань-гу проснулся. Не зная как выбраться из яйца, он схватил огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Яйцо раскололось. Все легкое и чистое поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз, образовав землю.
Ныряние за землёй.
Мотив ныряния за землёй довольно широко распространён в мифах разных народов мира. Тут опять же, земля достаётся из воды, т.е. данные мифологические сюжеты указывают на то, что материальная вселенная(вся материя) была рождена по Воле Бога(Вода первична).
Каска (атапаски верховьев Юкона, западная Канада)
Йеллоунайф (атапаски северной Канады)
Шейены (алгонкины Великих Равнин)
Американская лысуха (лат. Fulica americana) — небольшая водоплавающая птица семейства пастушковых.
Но землю из водных глубин достают не только птицы, в мифах встречаются и др. ныряльщики: краб, рак, пиявка, навозный жук, жук плавунец, черепаха (эти мифы были приведены вначале статьи). Приведу ещё пару подобных примеров:
Гаро (тибето‑бирманцы Северо‑Восточной Индии)
Береговые мивок (пенути Калифорнии)
И опять же, приведённые отрывки говорят о том, что Вначале была вода!
Продолжение следует…
Подготовил: Игорь (г. Вятка)
Рудра и жертвоприношение Дакши
Шива — одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.
Ранее этот бог носил другое имя — Рудра — и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши — властелин и родитель всех созданий на земле.
Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.
Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.
Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.
Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.
Кронос, пожирающий своих детей
Новый правитель
Кронос стал следующим правителем. Он заточил циклопов и гекатонхейров в Тартаре и поставил охранять их дракониху Кампе. Затем он женился на своей сестре, титанисе Рее, которая родила ему пятерых детей. Однако Гея и Уран предсказали, что Кронос в конечном итоге будет свергнут одним из его сыновей. Как и его отец, Кронос жестоко обращался со своими детьми, пожирая каждого из них при рождении. Рея была огорчена обращением Кроноса с ее детьми и, как и Гея до него, устроила заговор против своего мужа. По совету матери, когда пришло время родить шестого ребенка, Рея скрылась на Крите, оставив новорожденного на воспитание нимфам острова. Чтобы скрыть свой поступок, она завернула камень в пеленки и выдала его за предполагаемого младенца Кроносу, который, не подозревая о ее намерениях, снова проглотил его.
Возвращение Зевса
Ребенком был Зевс. Воспитанный нимфами Адрастеей и Идой и козой Амальтеей, он быстро превратился в красивого юношу в пещере на критской горе Ида. Когда пришло время, он покинул Крит, чтобы попросить совета у своей будущей жены, титанисы Метиды (Мудрости), как победить Кроноса. Она ответила, приготовив напиток, неотличимый от любимого вина Кроноса, но предназначенный для того, чтобы вызывать у него рвоту на целую вечность. Зевс переоделся виночерпием богов и через некоторое время удачно подсунул Кроносу вино от Метиды. План сработал идеально: Кроноса начало тошнить, и он излил всех пятерых братьев и сестер Зевса, но только после того, как изверг камень. Названный Омфалос или Пуп, камень позже был установлен в Дельфах двумя орлами, посланными Зевсом, чтобы встретиться в центре мира. Преисполненные благодарности, дети Реи — Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон — признали Зевса своим вождем.
О грехопадении человека
Шумерские мифы
В мифе о боге Энки рай изображен как сад, полный плодовых деревьев, где люди и звери живут в мире и согласии, не зная страданий и болезней. Расположен он в местности Дильнум, в Персии. Библейский рай, несомненно, расположен в Месопотамии, ибо в нем берут начало четыре реки, из которых две — это Евфрат и Тигр.Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где жил любимец богов Утнапиштим, чтобы получить от него растение жизни. Когда он возвращался через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение. Кстати говоря, в этой шумерской легенде следует, по всей вероятности, искать объяснения, почему со времен Авраама на протяжении многих веков евреи изображали Яхве в виде змея.
Библия:
Змей соблазняет Адама и Еву отведать плодов с дерева познания добра и зла, в месопотамском мифе коварным советником людей является бог Эа. Бог изгнал Адама и Еву не только за непослушание, но также из опасения, что они потянутся за плодом дерева жизни и, подобно богу, обретут бессмертие:
«И сказал господь бог: вот, Адам стал как один из нас (здесь снова остаток политеизма), зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»
(Быт. 3:22).
Веды о создании мира
Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта — представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.
Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее — версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.
В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:
- миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
- о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
- о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
- о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
- о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.
А в других повествуется о сотворении человека, как о случайном, побочном событии божественной истории. 2.2 Сравнение мифов
о творении
с Библейским повествованием о сотворении мира и человека Мы полагаем, что читатель знаком с содержанием Библейского повествования… тогда может возникнуть вопрос: а не придумал ли все это лично Моисей? Не взял ли он за основу Египетские мифы
творения
и не переработал ли их в пользу утверждения единого Творца неба и земли? Предположить такое, конечно, можно. Моисей…
https://www.сайт/journal/141778
Глаза могут устать в случае, если вы сидите перед экраном слишком долго, особенно если в комнате полумрак. Миф
2: «Читать
в темноте вредно для глаз» Как и в случае с просмотром телевизора в полумраке, глаза от чтения в темноте… — ни что иное, как прогрессирование глазной катаракты, которая, меняя фокусировку глазного хрусталика, повышает уровень близорукости. Миф
6: «Зрение ухудшается от частых занятий сексом» Разумеется, это неправда. Это беспочвенное утверждение родилось на основании того…
https://www.сайт/journal/16434
С обрядами, имеются и в греческой мифологии. Они овеяны поэтической фантазией человека. Мы уже упоминали миф
о Прометее, похитившем огонь у богов, принесшем его людям и пострадавшем за это. Можно ли безоговорочно причислять этот рассказ к религиозным воззрениям? Не следует ли, наоборот, подчеркнуть, …
https://www..html
Недостатки, были недовольны своей внешностью. Но смотрел(а) ли ты на себя когда-нибудь, как на творенье
или просто как на человека? Кто придумал человека? Откуда он появился? Неужели ты веришь в миф
о том, что мы произошли от обезьяны? А у тебя не возникает вопрос, почему обезьяна… мы можем созерцать всю красоту этого мира, мы можем видеть лица наших родных и друзей, различать цвета, мы можем читать
. Мне кажется, зрение — это огромный дар, и Кто-то очень нас любит, если подарил нам зрение. Только, …
https://www.сайт/religion/111771
Их, они же корректируют эти колебания. Познание — удел человечества. Счастье? Счастье и познание — синонимы.Вещь должна читаться
в один присест. Исключения -беллетристика: детектив, авантюра, ах-любовь. Оправдания: роман-шедевр, поконцентрации информации не уступающий… слово чем хочешь! Никаких «что» и «чтобы»,никаких «если» и «следовательно», «так» и «который».Читай
«МадамБовари» в Роммовском переводе. Сто раз! С любого места! Когда сумеешьподражать — двинешься дальше.Седьмое! Необходимо…
Различия между политеистическими религиями и монотеизмом
Политеист рассматривал творение как борьбу между различными силами природы, а сложившийся миропорядок, как гармонию многих воль. Считалось, что подлежащий миропорядку определенный принцип, которому следовали даже боги, задавался при творении. Человечество обладало собственной судьбой или предназначением, существовавшим еще до его, человечества, действительного появления. В то же самое время, библейская вера не исходила из подобных принципов мирового порядка и из идеи неотвратимости бездушного предопределения. Данный миропорядок не является чем-то фиксированным и вечным; Бог вступает в борьбу с отошедшим от него миром, и потому нынешнюю картину мира не следует считать окончательной. В то же время необходимо упомянуть политеизм древнеиранской религии маздаизм (см.), чье влияние на иудаизм нельзя не заметить, в которой исход борьбы сил «добра» и «зла» зависит от «праведных» действий людей. Поскольку еврейская религия является произведением гораздо более поздним, израильское видение человека также принципиально отличается от политеистических представлений древних народов. Человек обладает высоким достоинством и ценностью, поскольку ему предоставлено право быть существом, отвечающим за собственные деяния, что вообще отражает суммарный курс общечеловеческой морали.
Сотворение из ничего
При прочтении древнего повествования, в первом приближении может показаться, что оно противоречит современным представлениям, относящимся к научным. Но, как уже было упомянуто, Библия – это не учебник по какой-либо естественно-научной дисциплине. И в ней нет описания того, как Бог создал землю с точки зрения физической, научной.
Но, как отмечают отцы христианской церкви, в ней есть одна из важных религиозных истин, гласящих, что мир сотворил именно Бог и сделал он это из ничего. Понять эту истину человеческому сознанию, исходящему из своего жизненного опыта, очень трудно, ведь творение находится за пределами нашего опыта.
Еще среди древних философов существовали мнения о том, что Творец и его творение – одно и то же, а мир – это эманация Бога. Он «излился» в этот мир, образуя при этом физическую действительность. Таким образом, Бог находится повсюду – это мнение пантеистов.
Другие философы – дуалисты — считали, что Бог и материя существовали параллельно, а Создатель сотворил мир из вечной материи. Атеистами же существование Бога отрицается в принципе, они утверждают, что есть только материя.
Мы же рассмотрим пояснение сторонников первой из указанных выше версий.
Сотворение мира по Библии для детей
Посвящение детей в учение о Боге учит правильным принципам поведения и указывает на неоспоримые ценности. Однако Библия в таком виде, как она есть – сложна для понимания взрослого человека, что уж говорить о детском восприятии.
Для того чтобы ребенок мог сам изучать основную книгу христиан, придумана детская библия. Красочное, иллюстрированное издание, написанное на понятном малышу языке.
История сотворения мира из Ветхого завета рассказывает о том, что изначально не было ничего. А Бог был всегда. Очень кратко повествуется о всех семи днях сотворения. Здесь же рассказывается история возникновения первых людей и то, как они предали Бога.
Описывается история Адама и Авеля. Эти истории поучительны для детей и учат правильному отношению к окружающим, старшим, природе. На помощь приходят мультипликационные и художественные фильмы, которые наглядно показывают события, описанные в Священном писании.
Для религии нет возраста и времени. Она находится за пределами всего насущного. Понять происхождение окружающего и роли человека в мире, найти гармонию и свой путь возможно только поняв ценности, которые несет вера.
Индийская мифология
Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.
Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.
Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.
И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.
Катар нашёл подсказку в учении о сотворении мира Богом
Это если не понимать сути процесса. По мнению старовера-богумила катарского толка, Бог не создавал воду. Она изначально присутствовала при сотворении мира. Более того, не пустота, а именно вода — Н2О стала первочастицей для всего материального мира.
Особое состояние воды – это и есть тот самый эфир или ньютоний, открытый Дмитрием Менделеевым. Именно с него начиналась его знаменитая периодическая система химических элементов. Сторонники Большого взрыва ньютоний из таблицы убрали. Он мешал им дурачить головы людям.
Эфир-ньтоний – это начальное состояние воды в нейтральных электрических связях. Все остальные элементы периодической таблицы химических элементов, это новые формы состояния того же эфира.
Вокруг нас в космосе не пустота, а безбрежный океан воды-эфира. Не гравитация удерживает планеты на своих привычных местах, а сила приталкивания. Её открыл ещё Михаил Ломоносов. Наша Земля, как и другие планеты, не висит в пустоте. Она плавает в воде-эфире. Необычайно плотном веществе, находящемся в состоянии, когда полностью отсутствует вес.
Миф о мироздании
У славян существовало несколько легенд о сотворении мира:
- В одном из них рассказывается о царевне, подземном мире и трех золотых яйцах. В мифе описывается история о том, как герой спустился в темный мир мертвых, затем перешел в серебряное и золотое царствия. В последнем он встретил прекрасную царевну, которая дала ему три яйца, олицетворяющих зарождение жизни. Вернувшись в мир живых он разбросал их по разным концам света – так появилось 3 царства.
- Еще один славянский миф о сотворении мира гласит, что в самом начале в мире существовал лишь безбрежный океан, над которым летала утка – именно она уронила в воду яйцо, которое, раскрывшись, породило мир. Нижняя часть – это земная твердь, а верхняя его часть образовала небесный свод.
- Совсем иная легенда касается борьбы героя и змея, сражавшегося за золотое яйцо. Когда добрый молодец поборол злого змия и разбил напополам золотое яйцо – возникло три мира-царствия: земное и небесное, а также темное мертвых.
Легенда о божестве Роде
Еще в одном сказании идет повествование о том, что в самом начале существовал бог Род – прародитель всего живого и сущего, который был заключен в яйцо и обитал в непроглядной тьме. Он породил на свет Любовь – богиню Ладу и ее силой разрушил узы своей темницы. Так и появился свет, мир, который наполнился первозданной, чистой и светлой любовью.
Появившись в мире, Род сотворил небеса и небесное царствие, далее – земную твердь, отделив воды океана и неба. После он разделил меж собой Свет и Мрак, родил матушку – землю, погрузив ее в темные воды Океана. Лицо божества – это Солнце, а Луна – это его грудь, звезды – глаза, а утренняя зоря – брови. Темная ночь – это отражение всех мысле Рода, а ветер – его буйное дыхание, снег и дождь – слеза, которая скатилась с его глаз, а молния – олицетворение голоса и гнева.
Поиск билетов на чартерные и регулярные авиарейсы
Жители Та-Кемет были анимистами. Они верили в то, что ветер, вода, земля, небо, звёзды, растения – живые. Они могут радоваться, помогать людям, а могут и разозлиться и навредить. Именно так они объясняли природные катаклизмы. И, естественно, каждую природную стихию возглавлял могущественный бог. Боги Древнего Египта были зооморфными или же обладали какими-то сверхъестественными качествами, не доступными людям. Богам подчинялись демоны, которые тоже были очень сильны. Самым важным богом в Древнем Египте был бог Солнца. Его называли по-разному: Ра, Амон, Атон. Именно в его честь египтяне построили город и сделали его религиозной столицей. Этот город ещё был знаменит тем, что там было установлено много обелисков. И поэтому его так и назвали – город столбов – Иуну. А у же древние греки, попав в Египет, дали этому городу имя Гелиополь – Город Солнца, потому что большинство обелисков были возведены в честь бога Ра.
Именно из Иуну до нас дошла легенда (и не одна) о сотворении мира, которую мы хотим Вам рассказать.
У иранцев
Мифы о сотворении мира у разных народов нашли своё продолжение у иранцев. По их представлениям история мира делилась на 4 больших периода. Во время первого периода существовали прообразы всего того, что впоследствии появилось на Земле. Это, так называемый, невидимый или духовный период.
Второй период характеризовался сотворением зримого или реального мира. Занимался этим главный творец Ахура-Мазда. Были созданы Солнце, Луна, звёзды, небо, первый человек и первый бык. Но в творения главного творца вмешался Ахриман. Он наслал смерть на первого человека и первого быка. Но к этому времени уже родились мужчина и женщина, от которых пошёл человеческий род, а от первого быка пошли все животные.
В третий период появляется сияющее царство, во главе которого стоит царь Йима. В этом царстве нет холода, жары, старости, зависти, жадности. Благородный царь спасает людей и животных от Великого Потопа. А в четвёртый период появляется пророк Зороастра, несущий людям добро и правду о мироздании. Он вещал, что после него появятся его сыновья, а последний из них решит судьбу мира и человечества. Он воскресит праведников, уничтожит зло и победит Ахримана. После этого наступит очищение мира, а то, что останется, обретёт вечное существование.
Индивидуальные доказательства
- Вольфрам фон Соден : Древний вавилонский миф об атрамазисе. В: Отто Кайзер и др.: , Старые серии, Том III мудрости, Мифы, эпосы , 3.1 мудрости. Gütersloher Verlaghaus Mohn, Gütersloh 1990, ISBN 3-579-00072-1 , стр. 623-624.
- См. 1. Книга Моисея (Бытие), главы 6–9 и 11-я панель эпоса о Гильгамеше .
- Йорг Иеремиас: Богословие Ветхого Завета (= Очерки Ветхого Завета . Том6 ). Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2017, ISBN 978-3-525-51697-3 , стр.18 .
- Время происхождения и авторство двух текстов см. Также в основной статье Пятикнижие.
- Энциклопедия иудаики , Искусство сотворения и космогонии. Т. 5. С. 1059.
- Джеймс Б. Причард : Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету. С. 100 или 265, в: Encyclopedia Judaica . Статья «Творение и космогония», том 5, стр. 1061.
- Encyclopédie de l’Islam , Vol. IV, pp. 1012-1013.
- Юрген Миттельштрасс : Создание статьи . В кн . : Энциклопедия философии и философии науки. Том 3, 1995, с. 730.
- Ср. Николаус М. Херинг: Творения создателя мира согласно Тьерри Шартрскому и Кларенбальдусу Аррасскому. В: Archives d’Histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age. Том 30, 1955, стр. 137-216. Немецкий перевод: Сотворение мира и его создатель после Тьерри фон Шартра и Кларембальдуса фон Арраса. В: Вернер Бейервальтес (Hrsg.): Платонизм в философии средневековья. Дармштадт 1969 (= способы исследования. Том 197), стр. 161–267.
Небесные светила и звезды
Александр Афанасьев, собиратель и исследователь фольклора, писал, что по народным представлениям небо было «теремом Божьим, а звезды — очами взирающих оттуда ангелов». Плоская как тарелка земля якобы соединялась по краям с небом, напоминавшим огромный сводчатый потолок. Считалось, что кроме видимого небосвода есть еще несколько. В разных местностях крестьяне считали, что их от трех до одиннадцати, и на самом высоком, по поверьям, обитал Бог.
Константин Юон. Сотворение светил ночи. Из цикла «Творение мира». 1908–1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Традиционно главным светилом славяне считали солнце, которое называли «царем неба». Версии о его происхождении отличаются, но многие крестьяне верили, что оно создано из огня. Считалось, что эту огромную искру, огненный шар или колесо перед закатом можно достать рукой.
Месяц считали вторым по значимости светилом после солнца. В народе его традиционно представляли младшим братом, освещавшим землю ночью, когда старший отдыхает. Пятна на луне крестьяне толковали по-разному. Одна из легенд, к примеру, была связана с библейским сюжетом о Каине и Авеле: работавшие на лугу братья поссорились, Каин убил Авеля, убийцу не могла приютить ни суша, ни вода, лишь месяц ослушался Бога и дал ему пристанище. Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» писал: «Есть поверье о том, что означают видимые на луне пятна: туда посажены навсегда братоубийца и жертва его, в том самом положении, как преступление было совершено: и воображение народа видит на луне двух людей, из коих один закалывает вилами другого».
Клавдий Лебедев. Каин и Авель. 1908. Церковно-археологический кабинет при Московской Православной духовной академии РПЦ, Москва
Звезды в народе считали свечами, которые зажигает Бог, или же душами праведников и младенцев, наблюдающими с небосвода за родными. В некоторых районах их называли детьми солнца и верили, что они свободно перемещаются по небу по своему желанию. Крестьяне узнавали по расположению звезд время в течение ночи, а по их яркости предугадывали погоду и даже урожай. В старину верили, что с рождением ребенка звезда зажигается, а после смерти человека гаснет или падает на землю.
Мифы о сотворении мира
Что же такое миф? Это предание о зарождении жизни, роли Бога и человека в ней. Существует огромное количество таких легенд.
Согласно иудейской истории, первоначальны были Небеса и Земля. Материалом для их создания послужила одежда Бога и снег. По другой версии весь мир – это переплетение нитей огня, воды и снега.
По мифологии Египта, первоначально везде царили тьма и хаос. Победить его смог только молодой Бог Ра, который пролил свет и дал жизнь. В одном варианте он вылупился из яйца, а по другой версии – родился из цветка лотоса. Примечательно, что в египетской теории есть множество вариаций, и во многих присутствуют образы животных, птиц, насекомых.
В историях шумеров мир возник, когда плоская Земля и купол Неба соединились и родили сына – Бога воздуха. Потом появляются божества воды, растений. Здесь впервые говорится о появлении человека из органа другого.
Греческий миф о происхождении мира основан на понятии хаоса, который поглотил всё вокруг, солнце и луна были неразделимы, холод был соединен с теплом. Пришел некий Бог и разделил все противоположности друг от друга. Он же создал и мужчину с женщиной из единой материи.
Притча древних славян основана на том же хаосе, царившем везде и вокруг. Здесь есть божества времени, земли, тьмы, мудрости. Согласно этому преданию, все живое появилось из пыли – человек, растения, животные. Звезды появились отсюда же. Поэтому говорится о том, что звезды, как и человек, не вечны.
Мы уверены, что Вам будет интересна статья о том, как использовать ладан дома.