Содержание «Чука и Гека» с цитатами
А. Гайдар «Чук и Гек» краткое содержание с цитатами из произведения:
Возле Синих гор в лесу жил человек. Он много работал, но зимой отправил жене в Москву письмо, чтобы она вместе с сыновьями – Чуком и Геком, приехала к нему. Когда почтальон принес письмо, мальчики из-за чего-то дрались, но тут же прекратили. Узнав, что письмо от папы, и он зовет их в гости, ребята очень обрадовались.
Через неделю багаж был собран. Мать поехала за билетами на поезд. Пока ее не было, пришел почтальон и принес телеграмму. Чук спрятал ее в свою металлическую коробочку. В это время Гек в соседней комнате своей пикой из палки и гвоздя тыкал в картонку Чука. Чук забрал и поломал пику.
Тогда Гек выбросил коробочку Чука в форточку. Чук с криком «Телеграмма!» выскочил на улицу, Гек за ним, но найти коробочку им не удалось. Мальчики решили не рассказывать маме о случившемся, только если она сама не спросит о телеграмме.
На следующий день вечером они уехали поездом. Ночью Гек вышел в коридор поезда, а затем случайно забрался не в свое купе. К счастью, незнакомый усатый дядька-офицер сразу отвел его к маме.
Когда мама и мальчики приехали на станцию, вопреки ожиданиям отец их так и не встретил. До места его жилья было «километров сто тайгою», поэтому женщина договорилась с ямщиком. По дороге они заночевали в небольшой избушке-станции и к вечеру следующего дня были на месте.
Подъехав, все очень удивились: на базе не было ни собак, ни людей. Сходив в сторожку, ямщик сказал, что сторож, скорее всего, будет вечером. Мама и сыновья остались в сторожке, поели и уснули.
Проснулись от грохота – вернулся сторож. Мать представилась женой Серегина. Сторож рассказал, что им было не велено приезжать, даже была отправлена телеграмма, чтобы «задержались выезжать на две недели». Женщина была удивлена, но по реву мальчиков поняла, что это их рук дело.
Сторож сказал, что разведывательная партия вернется не раньше, чем через десять дней. Оставив маме и детям продукты, он ушел в тайгу. Сторож долго не возвращался, утром четвертого дня женщине пришлось самой наколоть дров. После обеда мама с Чуком пошли за водой.
Гека оставили дома – женщине показалось, что он заболел. Когда мама с Чуком вернулись, Гека нигде не было. Нашла мальчика собака вернувшегося сторожа – Гек хотел пошутить над братом и мамой и спрятался в старом сундуке, но уснул.
Оказалось, что сторож ходил к далекому ущелью Алкараш, принес письмо от начальника Серегина: «он с людьми здесь будет через четверо суток, как раз к Новому году». На следующий день мальчики с мамой начали наряжать елку, делая игрушки из подручных материалов и свечки из воска.
«Четыре дня за делом пролетели незаметно». Уже с утра мальчики ждали отца, но геологи приехали на лыжах к обеду. Увидев отца, Гек бросился ему навстречу. Вечером «все дружно встречали Новый год». Один из мужчин заиграл на баяне веселый танец, все танцевали, а затем Гек спел песню. В полночь Серегин включил радиоприемник и «донесся мелодичный звон» курантов.
«И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить» и беречь свою страну.
Заключение
Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» композиционно и по стилю имеет много общего с волшебной сказкой, за счет чего создается особый, условный мир, в котором становится реальным воссоединение и счастье семьи.
«Чук и Гек» в сокращении
Отец Чука и Гека очень много работал, и не мог приехать навестить семью. Вместо этого он отправил телеграмму и попросил приехать к нему в гости. Когда мама отправилась за билетами, почтальон принес новую телеграмму. Но в это время братья ссорились, и в запале выкинули телеграмму в окно. Когда они одумались и выбежали во двор, они уже не нашли ее. Понимая, что врать нехорошо, они все же ничего не рассказали маме о телеграмме.
Прибыв на маленькую заснеженную станцию, мама очень удивилась, что отец их не встретил. Она решила, что телеграмма о приезде, которую она отправила, еще не дошла до мужа. Тогда мама наняла ямщика, которой повез семью в тайгу.
Дорога была долгой, но когда они приехали, то увидели опустевшую базу. Мама и братья остались в сторожке, а ямщик уехал. Сторож рассказал, что начальник геологической партии Серегин отправлял телеграмму жене с просьбой ненадолго задержаться в Москве. Чуку и Геку ничего не оставалось, как во всем признаться.
Сторож разрешил пожить у него, и даже обеспечил семью убитым зайцем. Мальчики впервые познакомились с тайгой, которая покорила их своей красотой и величием. Мать с Чуком отправилась за водой, а когда они вернулись, нигде не могли найти Гека.
В отчаянии мама выстрелила из ружья, и в ответ послышался выстрел – это сторож спешил на выручку. Он дал понюхать своему псу калоши Гека, но тот остался в избе. Оказалось, что Гек решил подшутить над братом, и спрятался в сундуке, где крепко заснул.
Тем временем сторож сообщил Серегину о приезде семьи, и тот должен был успеть встретиться с близкими на Новый год. Мама принялась украшать дом, а сторож принес очень красивую ель. Вскоре приехали геологи на собачьей упряжке, и Новый год прошел очень весело: играли на баяне, мама танцевала, Гек пел песни, а после все слушали бой курантов по радиоприемнику.
Главная мысль «Чук и Гек»: Даже самая маленькая ложь может вылиться в большую неприятность.
Персонажи рассказа
Главные герои
- Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
- Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
- Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.
Второстепенные герои
- Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
- Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
- Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
- Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.
Сокращенное содержание рассказа читайте далее.
«Чук и Гек». Как создавалась эта история? Откуда такие имена?
Есть такой новогодний фильм под названием «Чук и Гек», который смотрели все дети Советского Союза. Впрочем, и по сей день его так же смотрят и любят, читают книгу, по которой и снята эта добрая, светлая картина.
коллаж автора
История про двух мальчишек Чука и Гека началась еще в 1939 году, когда в журнале «Красная новь» опубликовали рассказ Аркадия Гайдара, который тогда назывался «Телеграмма».
Думаю, вы догадались, почему было такое название? Да, да, рассказ как раз и начинается с того, что двое ребят получили телеграмму и тут же из-за ссоры ее потеряли.
Спустя какое-то время рассказ был напечатан уже под названием «Чук и Гек».
Идея написания этой истории пришла к Гайдару, как рассказывают его друзья, во время рыбалки, летом. Мальчишки, о которых повествуется в книге, не выдуманные герои, а, опять же, по одной из версий, прототипами их стали соседские ребята, что жили с писателем в коммунальной квартире в Москве. Братьев звали Сергей и Володя.
Короткий пересказ «Чука и Гека»
Краткое содержание «Чук и Гек» Гайдар:
Чук, а также, Гек – маленькие дети, который являются братьями. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье.
Дети живут смеясь, веселясь. Каждую неделю ждут письма от папы. Сейчас в Москве глубокая зима, а в Сибири тоже. Однажды в самый обычный день приходит письмо, которое оповещает о том, что он, геолог, их отец и муж приглашает в гости к себе. Вся семья очень рада, ведь они так давно не видели своего папу. Да и вообще, поездка должна оказаться веселой и интересной. Все в предвкушении начинают собираться в путешествие.
Перед самым отъездом из дома, в тот самый момент, когда матери нет дома, приходит почтальон и приносит письмо. Телеграмма, конечно же, от отца. Но дети об этом даже не подозревают. Их дело – отдать матери телеграмму. Но дети есть дети.
Пика нужна была, чтобы сражаться с опасными и страшными медведями. Тогда Гек просто напросто случайно выбрасывает в окно коробку. Это получилось так внезапно, что братья даже не успели подумать, что они натворили. Сразу же бросились вниз на улицу, чтобы разыскать немедленно конверт с телеграммой. Но все поиски оказались безрезультатными.
Мальчики в отчаянии, но с другой стороны, их возраст еще не позволил им до конца осознать, что они натворили. Дальше приходит мать. Но мальчики спокойно возятся с игрушками. Они договариваются ничего не рассказывать матери, так как это все равно ни к чуму не приведет, как думают они. Когда все готово, вещи упакованы.
Все радуются, так как поездка началась. В поезде дети смотрят в окно, но больше всего Чук разговаривает, и знакомиться с пассажирами, которые едут попутно. Гек больше молчит, и смотрит в окно. Через некоторое время, довольно длительное, дети и их мать наконец-то выходят на станции, которая выглядит довольно заброшено.
Станция маленькая, но дальше идет глубокий и немного страшный лес. Оказывается, им еще ехать и ехать, так как до места назначения еще далеко. Мать удивленно озирается, потому что она никого не видит. Ведь в письме было написано, что их ожидают в это время и естественно встретят. Ямщик пригодился. Он везет мать и детей по тайге примерно сто километров.
Под самый вечер, дорога ведь не короткая, сани останавливаются возле маленькой избушки. Это домик, как станция, где можно переночевать. Семья так и делает. А утром все едут дальше. Потом их дорого лежит через темный и снежный лес. И снова целый день они едут по дикой природе. Даже горы встречаются им по дороге. И снова вечер – именно тогда они добрались до своего конечного пункта.
Вся деревня геологов оказалась пустой. Только маленькая избушка была не запертой. Там они и устроились. Дети залезли сразу же на печку, потому что стоял дикий холод. Печку пришлось хорошенько растопить. Все засыпают, и только когда появляется сторож, все проясняется. Он очень удивлен, так как Серегин написал своей семье, что поездка должна быть отложенной, так как их отряд геологов отправляется в путь.
У матери просто нет слов, но она все же объясняет, что никакая телеграмма перед отъездом не приходила. Тогда внезапно слышен звонкий плач обоих детей. Они рассказывают, что телеграмма была, но они ее случайно потеряли. Но нечего делать, поэтому все начинают дружно распаковывать вещи и заселяться.
На следующий день сторож уходит, так как ему нужно проверять капканы, которые от поставил далеко в лесу. Он оставляет ружье и уходит, предупредив, что его может не быть двое суток. Когда проходит четыре дня, мать волнуется и идет на поиски воды с Чуком. Гек немного приболел, а потому остается в избе.
Дальше после выстрела все же находиться сторож. Гек потерялся. Но потом заснувшего его отыскала в сундуке собака. Все начинают готовиться к новому году.
Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Аркадия Гайдара
Название произведения: «Чук и Гек»
Число страниц: 21
Жанр: рассказ
Главные герои: Чук, Гек, мама, отец.
Второстепенные герои: ямщик, сторож.
Характеристика главных героев:
Гек — старший брат и сын.
Озорной и затейливый.
Любит петь и дурачиться.
Маленький хулиган.
Боится наказания матери.
Чук — младший брат и сын.
Доверчивый и мечтательный.
Запасливый.
Любит собирать разные детальки и предметы.
Мама — умная и хозяйственная женщина.
Доверяла своим сыновьям и считала их взрослыми, способными справиться с любой задачей.
Бесстрашная, сильная и волевая.
Отец — геолог. Строгий, сильный, мужественный.
Характеристика второстепенных героев:
Ямщик — строгий, степенный, рассудительный.
Сторож — добрый, отзывчивый.
Краткое содержание рассказа «Чук и Гек»
Папа позвал семью на Новый год к себе, но в телеграмме попросил отсрочить приезд.
Однако мальчики подрались и потеряли телеграмму.
Они ничего не сказали маме.
Семья отправилась к папе в экспедицию.
Им пришлось две недели жить на базе, так как папа был в походе.
Гек спрятался в сундуке и его долго искали.
К Новому году папа с другими геологами вернулся на базу.
Они провели праздник очень весело.
Основная мысль рассказа «Чук и Гек»
Главная мысль книги в том, что самое важное и крепкое на свете – семейные узы. Основная идея произведения в том, что дети должны слушаться родителей и не ссориться
Основная идея произведения в том, что дети должны слушаться родителей и не ссориться.
Рассказ учит быть искренним, ничего не таить от родителей.
Учит взаимовыручке.
Учит дружбе и ответственности.
Краткий отзыв по рассказу «Чук и Гек» для читательского дневника:
Прочитав эту книжку, я подумала о том, что хорошо, когда дети в семье не ссорятся, а живут дружно.
Тогда ничего плохого с ними не случается.
Это интересная и увлекательная книжка.
Автору удалось рассказать, как небольшая шалость может стать причиной больших неприятностей.
Но мне всё равно понравились озорные мальчишки.
Они ругались по мелочам, но всегда готовы были помогать друг другу.
Случившееся стало для них хорошим уроком.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о своих родных.
Им очень важна наша поддержка и любовь.
Пословицы к рассказу:
- Семья дружбой крепка.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
- На что и клад, когда в семье лад.
- Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
- Чему быть, того не миновать.
Библиотека произведений автора пополняется.
С этой книгой читают
Стажёр ЧукКалюжин Иван
Зона 2010 года… Неизвестная, дикая, чужая. Торговец, имеющий «легальный» коридор за периметр, нападает на украинский блок-пост, учёные эвакуируются с Янтаря а военные…
4
(4)
Мастер и МаргаритаБулгаков Михаил Афанасьевич
«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом,…
4.59
(580)
Герой нашего времениЛермонтов Михаил Юрьевич
В книгу вошел роман М.Ю.Лермонтова (1814–1841) «Герой нашего времени», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.
Роман «Герой нашего…
4.27
(263)
ДиверсантАзольский Анатолий Алексеевич
Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя….
3.65
(4)
Старик и мореЭрнест Миллер Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй написал «Старика и море» в 1951 году на Кубе. В 1952 году книга была опубликована под английским названием «The old Man and the Sea». Эта новелла стала…
3.86
(69)
Преступление и наказание Достоевский Федор Михайлович
«Преступление и наказание» – гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека – обрамлены почти…
4.29
(338)
Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич
Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…
4.49
(32)
ОбломовГончаров Иван Александрович
«Обломов» Гончарова. «Золотая классика» русской литературы. Оригинальная, неоднозначная книга, которую считают и эталоном критического реализма, и романом откровенно…
4.01
(140)
О книге
В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.
Книга Гайдара Аркадия Петровича «Чук и Гек» – яркий образец подлинного искусства в жанре современная проза. Близко принимая проблему, рассматриваемую в книге, автор вложил душу в своё творение, отдав нам частичку себя. Увлекательный сюжет, реалистичное описание обстановки и детально проработанные персонажи произведения определенно произведут на Вас впечатление.
Ход занятия:
— Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны, добры, мы приветливы, ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения (музыка)
– Я сегодня пришла в группу и обнаружила вот эту коробочку. Вам интересно, что в ней? Тогда я вам предлагаю познакомиться с одним очень интересным произведением, может быть тогда мы поймём, что это за коробочка и что в ней находится.
1. Сообщение темы и цели занятия. (На экране портрет Гайдара).
СЛАЙД – Ребята, однажды писатель Аркадий Гайдар написал очень интересный рассказ про двух братьев, а называется он «Чук и Гек».
2. Ознакомление с рассказом.
СЛАЙД – Это Чук. Ему 6 лет. Это Гек. Он на год младше своего брата.
– Ребята, они жили в городе Москва – столице нашей Родины России.
– А что такое Родина?
– Жили вместе со своими родителями. Но папа очень часто уезжал в командировку в разные далекие места. По профессии он был геологом.
– Кто такие геологи?
СЛАЙД – Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей они ищут, нефть, уголь, соль, воду, строительный камень и даже золото и алмазы. Работа у них очень трудная, им даже приходится жить в палатках и готовить кушать на костре. В нашем современном мире, геологам помогают научные приборы и разные машины, но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. Геолог должен быть смелым и сильным, уметь находить дорогу по компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая сложная работа геолога!
– Часто и подолгу отца не было дома, ребята его очень ждали и скучали. В этот раз его не было уже целый год. И вот однажды почтальон принес телеграмму от отца: он писал, что не может приехать и звал их к себе в гости. Но дорога, ребята, была трудной: сначала на поезде, потом на санях с лошадями по морозу по тайге.
СЛАЙД – Ребята, а что такое тайга? (Ответы)
Тайга – это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли. В тайге живут птицы и дикие животные, кроме деревьев растут мхи, грибы и трава. Тайга это густой и дремучий лес.
–Да, путь был долгим и опасным.
– Сейчас я вам зачитаю отрывок из рассказа, а вы внимательно послушайте и подумайте: какие по характеру были Чук и Гек, как они относились друг к другу. Итак, мама и братишки собираются в гости к отцу.
(Чтение отрывка о моменте, когда почтальон приносит телеграмму от отца).
ВИДЕО Физкультминутка.
Вопросы к отрывку:
Какие были братья?
Какой был Чук по характеру? (запасливый, хозяйственный).
Какой Гек? (разиня, умел петь).
Что произошло? (Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца. Маме они ничего не сказали).
– Правильно ли поступили Чук и Гек? (нет, нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму).
– Ребята, они поехали к отцу. Ехали долго в поезде, потом на санях по полям, по тайге в стужу. Наконец, они приехали на базу, но там никого не оказалось: ни геологов, ни отца. А хотите знать, что было дальше и что было написано в телеграмме?
(Просмотр фрагмента №1 про эпизод на базе, когда сторож упоминает об отправленной телеграмме).
Вопросы по фрагменту:
Что же было написано в телеграмме?
Вам было жалко героев? Кого?
Почему?
– Хотите узнать, чем закончилась эта история?
(№2 Просмотр финальной сцены про встречу с отцом).
3. Рефлексия.
С каким произведением мы познакомились?
Кто написал рассказ?
Как вы думаете, что же это за коробочка и что в ней лежит?