Литературное чтение. 2 класс. Часть 1
Всем вам крышка
1
Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать. Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.
Как хлопнет — так ледяная крышка готова.
Для луж — маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.
Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячкй, тут водяные паучки, блошки да личинки… Сну- ют-суетятся!
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.
2
Дальше идёт. К болоту выбрался.
— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глянь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал.
Дальше идёт. На озеро вышел.
— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глянь — рыб в озере полно. Тут и щуки, и окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки-сеголетки.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.
— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
3
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин.
И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.
А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!
Властелин — хозяин, повелитель.
Вмиг — сразу.
Мальки-сеголетки — мальки (рыбки) этого (сего) года.
Неспособно — здесь: неудобно.
1. Каким ты представляешь Морозко? Расскажи.
2. Зачем Морозко приготовил разные ледяные крышки? Найди ответ в тексте.
3*. Подготовь выразительное чтение одной части.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Ответы к стр. 60 — 61
Эдуард Шим Всем вам крышка
1 Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли. А у Морозки ноги в валенках. Неспосóбно шлёпать. Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет — так ледяная крышка готова. Для луж маленькие крышечки понаделал. Для болот — побольше крышки. Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда. Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать. — Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою. Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки: — Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку! Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся! — Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка! Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.
2 Дальше идёт. К болоту выбрался. — Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку! А из болота голоса слышны: — Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото! Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся. — Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка! Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел. — Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу! А из озера голоса слышны: — Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро! Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки. — Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка! Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка. — Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
3 Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. — Я один тут властелин! И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались. Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались. Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли. Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят. А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили. — Дышите себе, — говорят, — на здоровье! Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно. А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!
1. Допиши предложения словами из текста.
Для луж — маленькие крышечки понаделал.Для болот — побольше крышки.Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
2∗. Объясни значения выражений. Запиши.
Всем вам крышка — Пришёл конец! Морозко вмиг запечатал лужу, болото озеро крышками.Я один тут властелин — Я — хозяин, повелитель!
3∗. Составь план. Нарисуй или запиши. Расскажи по плану.
1. Морозко лужу запечатал. | 2. Болото и озеро запечатал. | 3. Весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает! |
4∗. Запиши названия жуков.
жуки-плавунцы жуки-водолюбы жуки-вертячки
← Предыдущая | Следующая → |
Читают все! Страница 45. — Международный конкурс чтецов и проектов «Литература на сцене»
Друг семьи Яруничева С.Н. поддерживает Чумакову Дарью, ученицу 3 класса МБОУ Школа № 11 г. Сарова Э. Мошковская «Таблица умножения»Мама Ленева С.В. поддерживает Ленева Ивана, ученика 3е класса
Мама Чумакова М.В. поддерживает Чумакову Дарью, ученицу 3 класса МБОУ Школа № 11 г. СароваЭ.Успенский «Все в порядке»
Мама Чумакова М.В. поддерживает Чумакову Дарью, ученицу 3 класса МБОУ Школа № 11 г. СароваЮ.Мориц «Сто фантазий» |
Одноклассница Зайцева Каролина поддерживает Исакову Анастасию, ученицу 3 класса МБОУ СОШ №1 МО «Барышский район» С. Михалков «Кошки-мышки»Друг семьи Диденко Л.И. поддерживает Поладьеву Марию, ученицу 2 класса ГБОУ Школа №996 г.МосквыА.Барто «Гуси лебеди игра»Учащийся 6 класса Киселев Арсений поддерживает Оболенскую Анну, ученицу 2 класса ГБОУ Школа №158 г.МосквыЛ.Н.Толстой «Учёный сын» (басня)Мама Ленева С.В. поддерживает Ленева Ивана, ученика 3е классаГБОУ Гимназия № 1552 г.МосквыС.Михалков «А что у вас?» Педагог Щербина А.П. поддерживает Панютину Ангелину, ученицу 2 класса БУОО » ППМС-центр»г. ОрлаЭдуард Шим » Не стучать — все спят» |
Сказка Морозко в обработке А. Н. Толстого
Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
– Ой, тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: – Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:
– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…» Собака съест блин и опять:
– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, собачка – все свое…
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянулаи руки врозь…
– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: – Тепло ли тебе, девица? А она ему: – Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:
– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:
– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут. Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…» А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.
Эдуард Шим Всем вам крышка
1Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.А у Морозки ноги в валенках. Неспосóбно шлёпать.Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет — так ледяная крышка готова.Для луж маленькие крышечки понаделал.Для болот — побольше крышки.Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.
2Дальше идёт. К болоту выбрался.— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!А из болота голоса слышны:— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел.— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!А из озера голоса слышны:— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
3Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.— Я один тут властелин!И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!
Шим Э. Ю. – Всем вам крышка
4.7 (93.64%) от 66 голосующих
Конспект урока по чтению: «Не стучать – все спят!». Э.Шим
Автор материала: Стрелова Наталья Николаевна
Тема урока: «Не стучать – все спят!». Э.Шим.
Задачи: познакомить учащихся с рассказом «Не стучать – все спят!». Э.Шима; совершенствовать навык чтения.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, карточки к орг.моменту.
Ход урока
I. Организационный момент.
Работа с карточками.
– Коты и собаки решили поиграть в снежки. Поиграйте и вы с ними. Соберите из слогов 7 зимних слов.
II. Актуализация знаний.
- 1) Проверка чтения стихотворения наизусть «И Сурикова «Детство».
- 2) Ответы на вопросы.
- – От чьего имени написано это стихотворение?
– О какой зимней забаве говорится в стихотворении?.
Что случилось с мальчиком?Как бы ты поступил на месте тех ребят, которые смеялись над ним?Сообщение темы урока.- Разгадайте загадку.
- Черный жилет,
- Красный берет.
- Нос, как топор,
- Хвост, как упор.
- (Дятел)
- Я по дереву стучу,
- червячка добыть хочу,
- Пусть он скрылся под корой —
- Все равно он будет мой!
- (Дятел)
- — Правильно.
- — Где живет дятел?
- — Чем питается?
- — Послушайте интересную информацию про дятлов
– Многие из нас задавались вопросом как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга.
Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары. Именно по этому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых.
Считается, что дятлы обладают не только выдающимся клювом и строением черепа, но и самым удивительным языком. Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине, но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно.
Почти все представители семейства дятловых обитают в самостоятельно выдолбленных дуплах. При этом, на сооружение своего жилища у дятла уходит не более одной-двух недель.
— Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Не стучать – все спят!».
— а написал его.
Эдуард Юрьевич Шим, который родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий.
«…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 служил в армии.
В 1959 принят в СП СССР, вскоре переселился в Москву.
Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).
Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969).
«Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким ‘переводчиком’… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».
Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.
IV. Изучение нового материала.
- 1) Чтение рассказа учителем.
- 2) Ответы на вопросы.
- — О ком этот рассказ?
- – Для чего дятел стучал?
- — Физкультминутка
- Стая птиц летит на юг,
- Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
- Чтоб скорее прилетать,
- Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
- В небе ясном солнце светит,
- Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
- А внизу леса, поля –
- Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
- Птички начали спускаться,
- На поляне все садятся.
- Предстоит им долгий путь,
- Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
- И опять пора в дорогу,
- Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
V. Продолжение изучения нового материала.
- 1) Чтение трудных слов.
- Приготовил — при-го-то-вил-ся — приготовился
- Махнул — взмах-нул — взмахнул
- 2) Чтение текста учащимися по цепочке:
- 3) Вопросы по содержанию.
- – Итак, для чего же стучал Дятел?
- — кто жил под сосной в норе?
- Почему Барсук рассердился на Дятла?
— Кого Дятел разбудил под березой? Какая норка была у Ежика?
— Что посоветовал Ежик Дятлу? Почему нельзя шуметь зимой в лесу?
4) Самостоятельная работа.
– Прочитайте рассказ ещё раз.
— Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст.
– Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему?
5) Проверка самостоятельной работы.
VI. Итог урока.
– Как называется рассказ, который читали? Кто его автор?
– Чему учит рассказ?
Д.З.: с. 16., зад. 6.
Конспект урока по чтению: «Не стучать – все спят!». Э. Шим
Тема урока: «Не стучать — все спят!». Э.Шим.
Задачи: познакомить учащихся с рассказом «Не стучать — все спят!». Э.Шима; совершенствовать навык чтения.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, карточки к орг.моменту.
Ход урока
I. Организационный момент.
Работа с карточками.
— Коты и собаки решили поиграть в снежки. Поиграйте и вы с ними. Соберите из слогов 7 зимних слов.
II. Актуализация знаний.
- 1) Проверка чтения стихотворения наизусть «И Сурикова «Детство».
- 2) Ответы на вопросы.
- — От чьего имени написано это стихотворение?
— О какой зимней забаве говорится в стихотворении?.
- Что случилось с мальчиком?
- Как бы ты поступил на месте тех ребят, которые смеялись над ним?
- — Разгадайте загадку.
- Черный жилет,
- Красный берет.
- Нос, как топор,
- Хвост, как упор.
- (Дятел)
- Я по дереву стучу,
- червячка добыть хочу,
- Пусть он скрылся под корой —
- Все равно он будет мой!
- (Дятел)
- — Правильно.
- — Где живет дятел?
- — Чем питается?
- — Послушайте интересную информацию про дятлов
— Многие из нас задавались вопросом как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга.
Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары.
Именно по этому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых.
Считается, что дятлы обладают не только выдающимся клювом и строением черепа, но и самым удивительным языком. Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине, но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно.
Почти все представители семейства дятловых обитают в самостоятельно выдолбленных дуплах. При этом, на сооружение своего жилища у дятла уходит не более одной-двух недель.
— Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Не стучать — все спят!».
— а написал его.
Эдуард Юрьевич Шим, который родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий.
«…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952-1955 служил в армии.
В 1959 принят в СП СССР, вскоре переселился в Москву.
Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).
Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969).
«Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким ‘переводчиком’… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».
Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.
IV. Изучение нового материала.
- 1) Чтение рассказа учителем.
- 2) Ответы на вопросы.
- — О ком этот рассказ?
- — Для чего дятел стучал?
- — Физкультминутка
- Стая птиц летит на юг,
- Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
- Чтоб скорее прилетать,
- Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
- В небе ясном солнце светит,
- Космонавт летит в ракете. (Потягивание — руки вверх)
- А внизу леса, поля —
- Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
- Птички начали спускаться,
- На поляне все садятся.
- Предстоит им долгий путь,
- Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
- И опять пора в дорогу,
- Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
V. Продолжение изучения нового материала.
- 1) Чтение трудных слов.
- Приготовил — при-го-то-вил-ся — приготовился
- Махнул — взмах-нул — взмахнул
- 2) Чтение текста учащимися по цепочке:
- 3) Вопросы по содержанию.
- — Итак, для чего же стучал Дятел?
- — кто жил под сосной в норе?
- Почему Барсук рассердился на Дятла?
— Кого Дятел разбудил под березой? Какая норка была у Ежика?
— Что посоветовал Ежик Дятлу? Почему нельзя шуметь зимой в лесу?
4) Самостоятельная работа.
— Прочитайте рассказ ещё раз.
— Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст.
— Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему?
5) Проверка самостоятельной работы.
VI. Итог урока.
— Как называется рассказ, который читали? Кто его автор?
— Чему учит рассказ?
Д.З.: с. 16., зад. 6.