Шим э. ю

Литературное чтение. 2 класс. Часть 1

Всем вам крышка

1

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.

А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать. Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Как хлопнет — так ледяная крышка готова.

Для луж — маленькие крышечки понаделал.

Для болот — побольше крышки.

Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.

Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.

— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:

— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!

Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячкй, тут водяные паучки, блошки да личинки… Сну- ют-суетятся!

— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!

Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

2

Дальше идёт. К болоту выбрался.

— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!

А из болота голоса слышны:

— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!

Глянь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.

— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!

Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.

— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!

А из озера голоса слышны:

— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!

Глянь — рыб в озере полно. Тут и щуки, и окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки-сеголетки.

— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!

Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.

— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.

3

Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

— Я один тут властелин.

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.

Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.

Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.

Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.

А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.

— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!

Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

 Властелин — хозяин, повелитель.

Вмиг — сразу.

Мальки-сеголетки — мальки (рыбки) этого (сего) года.

Неспособно — здесь: неудобно.

 1. Каким ты представляешь Морозко? Расскажи. 

2. Зачем Морозко приготовил разные ледяные крышки? Найди ответ в тексте.

3*. Подготовь выразительное чтение одной части. 

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Ответы к стр. 60 — 61

Эдуард Шим Всем вам крышка

1 Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли. А у Морозки ноги в валенках. Неспосóбно шлёпать. Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет — так ледяная крышка готова. Для луж маленькие крышечки понаделал. Для болот — побольше крышки. Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда. Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать. — Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою. Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки: — Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку! Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся! — Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка! Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

2 Дальше идёт. К болоту выбрался. — Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку! А из болота голоса слышны: — Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото! Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся. — Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка! Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел. — Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу! А из озера голоса слышны: — Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро! Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки. — Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка! Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка. — Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.

3 Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. — Я один тут властелин! И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались. Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались. Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли. Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят. А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили. — Дышите себе, — говорят, — на здоровье! Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно. А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

1. Допиши предложения словами из текста.

Для луж — маленькие крышечки понаделал.Для болот — побольше крышки.Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.

2∗. Объясни значения выражений. Запиши.

Всем вам крышка — Пришёл конец! Морозко вмиг запечатал лужу, болото озеро крышками.Я один тут властелин — Я — хозяин, повелитель!

3∗. Составь план. Нарисуй или запиши. Расскажи по плану.

1. Морозко лужу запечатал. 2. Болото и озеро запечатал. 3. Весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

4∗. Запиши названия жуков.

жуки-плавунцы жуки-водолюбы жуки-вертячки

← Предыдущая    Следующая →

Читают все! Страница 45. — Международный конкурс чтецов и проектов «Литература на сцене»

Друг семьи Яруничева С.Н. поддерживает Чумакову Дарью, ученицу 3 класса МБОУ Школа № 11 г. Сарова Э. Мошковская «Таблица умножения»Мама Ленева С.В. поддерживает Ленева Ивана, ученика 3е класса
  • ГБОУ Гимназия № 1552 г.Москвы
  • П. Воронько «Лучше нет родного края»

Мама Чумакова М.В. поддерживает Чумакову Дарью, ученицу 3 класса МБОУ Школа № 11 г. СароваЭ.Успенский «Все в порядке»

  1. Одноклассница Демидова Анастасия поддерживает Исакову Анастасию, ученицу 3 класса МБОУ СОШ №1 МО «Барышский район»
  2. С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Мама Чумакова М.В. поддерживает Чумакову Дарью, ученицу 3 класса МБОУ Школа № 11 г. СароваЮ.Мориц «Сто фантазий»

Одноклассница Зайцева Каролина поддерживает Исакову Анастасию, ученицу 3 класса МБОУ СОШ №1 МО «Барышский район» С. Михалков «Кошки-мышки»Друг семьи Диденко Л.И. поддерживает Поладьеву Марию, ученицу 2 класса ГБОУ Школа №996 г.МосквыА.Барто «Гуси лебеди игра»Учащийся 6 класса Киселев Арсений поддерживает Оболенскую Анну, ученицу 2 класса ГБОУ Школа №158 г.МосквыЛ.Н.Толстой «Учёный сын» (басня)Мама Ленева С.В. поддерживает Ленева Ивана, ученика 3е классаГБОУ Гимназия № 1552 г.МосквыС.Михалков «А что у вас?» Педагог Щербина А.П. поддерживает Панютину Ангелину, ученицу 2 класса БУОО » ППМС-центр»г. ОрлаЭдуард Шим » Не стучать — все спят»

Сказка Морозко в обработке А. Н. Толстого

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Ой, тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: – Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…» Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянулаи руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: – Тепло ли тебе, девица? А она ему: – Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут. Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…» А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Эдуард Шим Всем вам крышка

1Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.А у Морозки ноги в валенках. Неспосóбно шлёпать.Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет — так ледяная крышка готова.Для луж маленькие крышечки понаделал.Для болот — побольше крышки.Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

2Дальше идёт. К болоту выбрался.— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!А из болота голоса слышны:— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел.— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!А из озера голоса слышны:— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.

3Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.— Я один тут властелин!И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

Шим Э. Ю. – Всем вам крышка
4.7 (93.64%) от 66 голосующих

Конспект урока по чтению: «Не стучать – все спят!». Э.Шим

Автор материала: Стрелова Наталья Николаевна

Тема урока: «Не стучать – все спят!». Э.Шим.

Задачи: познакомить учащихся с рассказом «Не стучать – все спят!». Э.Шима; совершенствовать навык чтения.

Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, карточки к орг.моменту.

Ход урока

I. Организационный момент.

Работа с карточками.

– Коты и собаки решили поиграть в снежки. Поиграйте и вы с ними. Соберите из слогов 7 зимних слов.

II. Актуализация знаний.

  • 1) Проверка чтения стихотворения наизусть «И Сурикова «Детство».
  • 2) Ответы на вопросы.
  • – От чьего имени написано это стихотворение?

– О какой зимней забаве говорится в стихотворении?.

Что случилось с мальчиком?Как бы ты поступил на месте тех ребят, которые смеялись над ним?Сообщение темы урока.- Разгадайте загадку.

  1. Черный жилет,
  2. Красный берет.
  3. Нос, как топор,
  4. Хвост, как упор.
  5. (Дятел)
  6. Я по дереву стучу,
  7. червячка добыть хочу,
  8. Пусть он скрылся под корой —
  9. Все равно он будет мой!
  10. (Дятел)
  11. — Правильно.
  12. — Где живет дятел?
  13. — Чем питается?
  14. — Послушайте интересную информацию про дятлов

– Многие из нас задавались вопросом как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга.

Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары. Именно по этому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых.

Считается, что дятлы обладают не только выдающимся клювом и строением черепа, но и самым удивительным языком. Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине, но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно.

Почти все представители семейства дятловых обитают в самостоятельно выдолбленных дуплах. При этом, на сооружение своего жилища у дятла уходит не более одной-двух недель.

— Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Не стучать – все спят!».

— а написал его.

Эдуард Юрьевич Шим, который родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий.

«…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 служил в армии.

В 1959 принят в СП СССР, вскоре переселился в Москву.

Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).

Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969).

«Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким ‘переводчиком’… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».

Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.

IV. Изучение нового материала.

  • 1) Чтение рассказа учителем.
  • 2) Ответы на вопросы.
  • — О ком этот рассказ?
  • – Для чего дятел стучал?
  • — Физкультминутка
  • Стая птиц летит на юг,
  • Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
  • Чтоб скорее прилетать,
  • Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
  • В небе ясном солнце светит,
  • Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
  • А внизу леса, поля –
  • Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
  • Птички начали спускаться,
  • На поляне все садятся.
  • Предстоит им долгий путь,
  • Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
  • И опять пора в дорогу,
  • Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

V. Продолжение изучения нового материала.

  1. 1) Чтение трудных слов.
  2. Приготовил — при-го-то-вил-ся — приготовился
  3. Махнул — взмах-нул — взмахнул
  4. 2) Чтение текста учащимися по цепочке:
  5. 3) Вопросы по содержанию.
  6. – Итак, для чего же стучал Дятел?
  7. — кто жил под сосной в норе?
  8. Почему Барсук рассердился на Дятла?

— Кого Дятел разбудил под березой? Какая норка была у Ежика?

— Что посоветовал Ежик Дятлу? Почему нельзя шуметь зимой в лесу?

4) Самостоятельная работа.

– Прочитайте рассказ ещё раз.

— Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст.

– Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему?

5) Проверка самостоятельной работы.

VI. Итог урока.

– Как называется рассказ, который читали? Кто его автор?

– Чему учит рассказ?

Д.З.: с. 16., зад. 6.

Конспект урока по чтению: «Не стучать – все спят!». Э. Шим

Тема урока: «Не стучать — все спят!». Э.Шим.

Задачи: познакомить учащихся с рассказом «Не стучать — все спят!». Э.Шима; совершенствовать навык чтения.

Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, карточки к орг.моменту.

Ход урока

I. Организационный момент.

Работа с карточками.

— Коты и собаки решили поиграть в снежки. Поиграйте и вы с ними. Соберите из слогов 7 зимних слов.

II. Актуализация знаний.

  • 1) Проверка чтения стихотворения наизусть «И Сурикова «Детство».
  • 2) Ответы на вопросы.
  • — От чьего имени написано это стихотворение?

— О какой зимней забаве говорится в стихотворении?.

  • Что случилось с мальчиком?
  • Как бы ты поступил на месте тех ребят, которые смеялись над ним?
  1. — Разгадайте загадку.
  2. Черный жилет,
  3. Красный берет.
  4. Нос, как топор,
  5. Хвост, как упор.
  6. (Дятел)
  7. Я по дереву стучу,
  8. червячка добыть хочу,
  9. Пусть он скрылся под корой —
  10. Все равно он будет мой!
  11. (Дятел)
  12. — Правильно.
  13. — Где живет дятел?
  14. — Чем питается?
  15. — Послушайте интересную информацию про дятлов

— Многие из нас задавались вопросом как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга.

Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары.

Именно по этому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых.

Считается, что дятлы обладают не только выдающимся клювом и строением черепа, но и самым удивительным языком. Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине, но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно.

Почти все представители семейства дятловых обитают в самостоятельно выдолбленных дуплах. При этом, на сооружение своего жилища у дятла уходит не более одной-двух недель.

— Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Не стучать — все спят!».

— а написал его.

Эдуард Юрьевич Шим, который родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий.

«…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952-1955 служил в армии.

В 1959 принят в СП СССР, вскоре переселился в Москву.

Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).

Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969).

«Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким ‘переводчиком’… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».

Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.

IV. Изучение нового материала.

  • 1) Чтение рассказа учителем.
  • 2) Ответы на вопросы.
  • — О ком этот рассказ?
  • — Для чего дятел стучал?
  • — Физкультминутка
  • Стая птиц летит на юг,
  • Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
  • Чтоб скорее прилетать,
  • Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
  • В небе ясном солнце светит,
  • Космонавт летит в ракете. (Потягивание — руки вверх)
  • А внизу леса, поля —
  • Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
  • Птички начали спускаться,
  • На поляне все садятся.
  • Предстоит им долгий путь,
  • Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
  • И опять пора в дорогу,
  • Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

V. Продолжение изучения нового материала.

  1. 1) Чтение трудных слов.
  2. Приготовил — при-го-то-вил-ся — приготовился
  3. Махнул — взмах-нул — взмахнул
  4. 2) Чтение текста учащимися по цепочке:
  5. 3) Вопросы по содержанию.
  6. — Итак, для чего же стучал Дятел?
  7. — кто жил под сосной в норе?
  8. Почему Барсук рассердился на Дятла?

— Кого Дятел разбудил под березой? Какая норка была у Ежика?

— Что посоветовал Ежик Дятлу? Почему нельзя шуметь зимой в лесу?

4) Самостоятельная работа.

— Прочитайте рассказ ещё раз.

— Рассмотрите картинки. Перескажите по ним текст.

— Какая из трёх частей рассказа вам понравилась, почему?

5) Проверка самостоятельной работы.

VI. Итог урока.

— Как называется рассказ, который читали? Кто его автор?

— Чему учит рассказ?

Д.З.: с. 16., зад. 6.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: