Пальчиковые игры для детей от 2-3-4 лет: стихи, картинки, видео

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Виды

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Барашки

Пободаться утром рано

Вдруг решили два барана.

(Дети ставят указательные пальцы вертикально у лба).

Навострили ведь рога,

Встали словно два врага.

Очень долго так бодались 

(Ребята качают головами с “рогами”),

Откуда только силы взялись?

(Дети разводят руки).

Но к обеду перестали

И к кормушке вместе встали.

(Ребята подносят невидимую ложку ко рту).

Подкрепиться срочно надо

И идти обратно в стадо.

Гроза

Тучка тёмная пришла

Грозу с собою привела.

(Ребята подносят ладони к щекам).

Звонко очень гром гремит

Крепко спать нам не велит.

(Дети хлопают руками, можно ещё топать ногами).

Сверкают молнии в ночи,

И песен не поют сверчки.

(Ребята делают движение молнии в воздухе).

Потом и сильный дождь полил.

(Дети барабанят пальцами по столу или коленям).

Всю пыль с дорожек быстро смыл.

(Ладонью делают плавное движение, словно смахивают крошки со стола).

Проснулись утром ― красота!

Повсюду свежесть, чистота.

Варим компот

Мама варит нам компот.

Что в него она кладёт?

Груши, яблоки, малину

И совсем немного тмина.

(На каждый фрукт дети загибают пальчики).

Пару слив, вишневый сок,

И белый сахарный песок!

(В раскрытую “ковшом” ладонь сыпят сахарный песок, потом всё “помешивают”).

Готов отличнейший компот,

Кто раньше всех его допьёт?

(Ребята производят движения руками, словно  пьют компот).

Ветер

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки, 
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать, 
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Рано – не поздно

Чтобы ребенок хорошо учился, правильно общался с ровесниками и взрослыми, первые гимнастические тренировки начинают проводить в раннем возрасте. Если до 2-3 лет, а то и старше, не заниматься с малышом, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И тогда придется много наверстывать.

Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фаланги пальчика, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки в день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь, психоэмоциональная – чувствуя заботу, они раскрываются, как цветы под теплым солнышком.

Тематическое видео

https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8

В десять месяцев цель разминки усложняется: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще – способность слушать и запоминать. И здесь хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем известных с детства: про сороку, что «кашку варила», царя и царевича, сидящих на крыльце златом…

Как это делать? Рассмотрим простые варианты. Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь». Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз, – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной». Берем кулачок в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики – ищем ответ.

А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показал сам, как капает дождик. Или изобразить собранными в щепотку пальцами распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик, раздвигаются – раскрываются лепестки (сначала для демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом – ребенок). Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик. Малышам нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.

  • Вестибулярная гимнастика для малышей

Упражнения очень простые. Между тем они залог крепкого эмоционального контакта родителей и подрастающих детей. Малыш, участвуя в игре, получает навыки анализа, концентрации внимания, речевой моторики. В дальнейшем это станет подспорьем для овладения письмом.

Занятия в детском саду

Если же провести первые пальчиковые занятия перед школой – в 5-6 лет, ребенку трудно будет справиться со свалившейся на него школьной нагрузкой. Ручка не слушается и все время вываливается, речь учителя непонятна и скучна, за партой трудно усидеть, сконцентрироваться сложно. Чтобы такого не произошло, в пять лет ребенок должен уже хорошенько подружиться со своими пальчиками, и родители обязаны ему помочь.

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

У жирафов

Хлопают по всему телу ладонями.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)
Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.
Щипают себя, как бы собирая складки.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Проводят ребрами ладони по телу.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Потешки с пальчиками для самых маленьких: играем с грудничками

Новорожденные и груднички в первые месяцы жизни еще не могут играть с пальчиками, это за них делает мама. Легкое поглаживание и массаж пальчиков ручек и ножек помогает быстрее снять физиологический гипертонус и расслабить мышцы. Кроме того, воздействие на нервные окончания стимулирует мозговую деятельность и благотворно влияет на развитие ребенка.


Потешки про пальчики в простой стихотворной форме знакомят малыша с этими частями тела, помогают заинтересовать его и, впоследствии, вовлечь в игру.

5 лучших потешек с пальчиками для самых маленьких:

Этот пальчик — маленький-маленький, Этот пальчик — слабенький-слабенький, Этот пальчик — длинненький-длинненький, Этот пальчик — сильненький-сильненький, Этот пальчик — толстячок-толстячок, А все вместе — кулачок-кулачок!

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот — наш малыш, наш малыш …(имя)!

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.

Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора!

Этот пальчик — хочет спать, Этот пальчик — лёг в кровать, Этот пальчик — лишь вздремнул, Этот пальчик — уж заснул. Этот — крепко, крепко спит. Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!

«Мамин день»

Мамочка, мамочкаПоочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, Правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, Затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.

Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

Много мам на белом свете

Много мам на белом свете, Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –Сжимают обе ладошки в «замочек»
Мамы разные нужны, Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. Пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. Трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «Моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, Поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. Гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. Каждый палец зажимаем в кулачке.

Позвала нас в гости кошка

Позвала нас в гости кошка, Ладони на щеках, качаем головой
И пошли мы по дорожке. Пальцы «шагают» по коленям или по столу
Топ-топ, Ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, Кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, Ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. Кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Видим дерево высокое, Наставляем кулачки друг над другом
Видим озеро глубокое. Волнообразные движения кистями
Топ-топ, Прыг-прыг, Повтор
Чики-брики, Чики-брик.
Птицы песенки поютЛадони перекрестно — «птица»
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, Пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
Никому их не дают. Ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
Топ-топ, Прыг-прыг, Повтор
Чики-брики, Чики-брик.
Это дом, «Крыша»
А в нем окошко. «Окно»
Нас встречают кот и кошка.
Топ-топ, Прыг-прыг,
Чики-брики, Чики-брик. Повтор
Мы немножко погостимРуки «здороваются
И обратно побежим. Пальцы «бегут» по коленям или по столу
Топ-топ, Прыг-прыг,
Чики-брики, Чики-брик. Повтор

Иголка

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, «Шьет» и задевает указательный
Пальцу колко. Пальчик на левой руке.
А наперсток, Надевают наперсток.
В тот же миг «Шьют».
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке: Грозят пальчиком.
— Шей,
А колоться ты не смей!

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса  нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль  — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с  дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

 О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания

Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Улитка

Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Ползет вперед по столу.
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.
«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.
Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).
Рожки в голову втянула,
«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».
В домик спряталась, заснула.

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

Цели:

развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Месяцы Тема Упражнения
январь Времена года Праздник Новый год «Снежки» «Елочка» «Снеговик»
февраль 23 февраля Игрушки Животные «Мы солдаты» «Игрушки» «Здравствуй, цыпленок!»
март 8 марта Профессии Плоды «Мамин день» «Мамы всякие нужны» «Орешки»
апрель Времена года Птицы «Дерево качается» » Воробьи«
май Времена года 9 мая «Одежда» «Весна» «Самолеты» «Матрешки»
июнь Природа Цветы Игрушки «Деревцо» «Наши красные цветки» «Мяч»
июль Овощи Природа «Варим суп» «Наш Огород»
август Погода Обувь Ягоды «Дождик» «Сапожки» «В саду»
октябрь Посуда Времена года Овощи «Тарелочки» «Кап-Кап» «Мы капусту солим»
ноябрь Игрушки Одежда Животные «Кукла» «Сапожки» «Улитка»
декабрь Времена года Игры Продукты «Зима» «Зимние забавы» «Пирожок»

Наглядное пособие игры «Улитка»

4-5 месяцев

В этом возрасте вы заметите, что кроха может схватить одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывать. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца — брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи — пора активно стимулировать их.

Упражнения

  • возьмите маленький шарик или мячик, вложите в ладошки малыша и, держа руки ребенка в своих руках, зажмите и покрутите его (шарик можно заменить грецким орехом);

  • играйте в «мягкие» кулачки (сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец) и «крепкие», которые не разожмешь;

  • делайте «причесывание» — упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад;

  • продолжайте делать массаж: нежно разминайте каждый пальчик, каждую фалангу. Завершать массаж перед сном можно следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая: «Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит — И тебе он спать велит!».

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Игрушки

Пальчиковая гимнастика станет еще интереснее, если задействовать дополнительные аксессуары. Особой популярностью пользуется кукольный театр, в котором фигурки надеваются на пальцы.

Они продаются в готовом виде в магазинах игрушек. Но можно сделать маленьких кукол дома самостоятельно. Например, связать или пошить из фетра, лоскутов ткани. Совсем ленивые могут нарисовать животных или сказочных персонажей ручкой. Например:

Также интересно смотрятся фигурки из бумаги. Для изготовления достаточно распечатать шаблон на картоне, вырезать и разукрасить на свой вкус.

Играть с фигурками не только увлекательно и полезно, но и очень просто. Персонажи надеваются на ручку ребенка согласно сюжету. Потом взрослый читает произведение, а малыш показывает услышанное. Детям младшего возраста родители показывают спектакль сами.

Другого рода игра для тренировки пальчиков называется «собери резинки по карточкам». Ее также можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Для этого нужно распечатать картинки с примерами и обзавестись резинками разных цветов. Играют так: открывается карта, и дети пытаются повторить, что на ней изображено. Кто первый правильно собрал резинки, забирает карту. Затем открывается следующее изображение. В конце карточки пересчитываются, а победитель награждается символическим призом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: