Ход занятия.
Вводная часть.
— В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете… (мама)
— Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово»мама»- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где?
(рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама)
— Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам?
(ответы детей)
— Молодцы, ребята.
-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости
Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.
Стихотворение Е. Благининой » Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
— Вопросы по содержанию стихотворения
— О ком стихотворение?
-Почему девочка сидела в тишине и не играла?
— Правильно, дети, молодцы.
— Вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения,побуждаем при ответе применять авторские слова.
-Почему мама спит?
— Кто крадётся по маминой подушке?
— Что сказала девочка лучу?
— Куда метнулся луч?
Вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.
— Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой? — Как это понимать : луч метнулся по стене?
Далее обговариваются средства выразительности.
-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? — Каким голосом девочка говорит лучу: » Я тоже двигаться хочу!» — Каким голосом надо читать:»- Ничего, шепнул он будто, — Посидим и в тишине. «
Упражнение детей в выразительном исполнении этих строк.
— Попробуем проговорить слова из текста «Мама спит, она устала. » так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.
Чтение повторно стихотворение с установкой на запоминание.
— Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, они очень обрадуются.
Прочтение стихотворения( 3-5 детей).
Если ребёнок запнулся, подсказываем, ребёнок повторяет (не допускаем длительных пауз)
— Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.
Физкультминутка:
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (дети медленно встают).
Заключительная часть.
— Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? — Чем она понравилась, какая она? -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.
Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения » Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.
— Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.