«согласование местоимений мой, моя с существительными». конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе

Притяжательные местоимения

Следующий разряд связан с местоимениями, которые выражают принадлежность объекта к кому-либо. Сюда относятся мой, твой, его/её, наш, ваш, их. Формы местоимений этой категории представлены в следующей таблице:

И. п Мой Твой Его/её Наш Ваш Их
Р. п. Моего Твоего Его/её Нашего Вашего Их
В. п. Моего Твоего Его/её Нашего Вашего Их
Д. п. Моему Твоему Его/её Нашему Вашему Их
Т. п. Моим Твоим Его/её Нашим Вашим Их
П. п. О моём О твоём Его/её О нашем О вашем Их

Из таблицы видно, что в третьем лице притяжательные местоимения не изменяются вообще, тогда как в первом и втором просто нужно заменить пару букв в начале – окончания-то совпадают.

Кстати говоря, именно с этим разрядом связана одна из самых распространённых ошибок в современном русском языке. Некоторые изобретают такое местоимение как «ихний», а потом ещё и пытаются его склонять. Так вот, обязательно запомнить, что в третьем лице во множественном числе никогда не существовало такого местоимения! Их, их и только их!

Грамматические признаки слов «мой», «моя»

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ние объ­еди­ня­ет раз­лич­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к опре­де­лен­ным раз­ря­дам:

  • лич­ные (я, ты, она),
  • ука­за­тель­ные (тот, этот, такой),
  • отри­ца­тель­ные (никто, ничей),
  • опре­де­ли­тель­ные (самый, весь, вся­кий)

и пр.

По зна­че­нию рас­смат­ри­ва­е­мые сло­ва при­над­ле­жат к при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ям, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность пред­ме­та какому-то лицу:

  • двор (чей?) наш,
  • ответ (чей?) твой,
  • дом (чей?) свой

и т. д.

В зави­си­мо­сти от соче­та­е­мо­сти с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми при­тя­жа­тель­ное место­име­ние «мой» изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как имя при­ла­га­тель­ное:

  • коф­та (чья?) моя,
  • сооб­ще­ние (чьё?) моё,
  • род­ствен­ни­ки (чьи?) мои.

ВыводСлова «мой», «моя» — это при­тя­жа­тель­ные место­име­ния в фор­ме муж­ско­го и жен­ско­го рода.

Они изме­ня­ют­ся по паде­жам, как име­на при­ла­га­тель­ные.

В силу того что эти место­име­ния грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­ны как име­на при­ла­га­тель­ные и могут заме­щать их в пред­ло­же­нии, назо­вем их местоимениями-прилагательными. В пред­ло­же­нии они выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния.

Я собе­ру дру­зей в мой день рож­де­ния.

В этом году моя дочь закон­чи­ла шко­лу.

Отметим, что место­име­ние в фор­ме муж­ско­го рода сов­па­да­ет по зву­ча­нию и напи­са­нию с фор­мой пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «мыть»:

Быстрее мой окон­ное стек­ло!

Такие сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи, име­ю­щие раз­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, назы­ва­ют­ся омо­фор­ма­ми.

Зачем нужны местоимения

Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это интересно».

Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»

Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».

Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».

Задание 2

«Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от ее раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча».

Грусть подкрадывалась к кому? – к ней – Дательный падеж, 3 лицо, единственное число.

Овладела кем? – ею – Творительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Близко от кого? – от нее – Родительный падеж, 3 лицо, женский род.

Глаза у кого? – у него – Родительный падеж. 3 лицо, единственное число.

Сел перед кем? – перед ним – Творительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Глядел на кого? – на него – Винительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Журналы и бланки

Автодороги, дорожное хозяйствоАЗС и АЗГСАптекиАрхивыАттракционыБанкиБассейныБухгалтерияГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМГеодезия, геологияГостиницы, общежития, хостелыГрузоподъемные механизмыДелопроизводствоДокументы, относящиеся к нескольким отраслямДрагметаллыЖКХЖурналы для медицинских учрежденийЖурналы для образовательных учрежденийЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовЖурналы и бланки для армии, вооруженных силЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКадровая работа: Журналы, бланки, формыКанатные дороги, фуникулерыКладбищаКомплекты документов и журналовКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоЛифтыМетрологияМЧСНефтебазыНефтепромысел, нефтепроводыОбложки для журналов и удостоверенийОхрана труда и техника безопасностиПожарная безопасностьПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиПромышленностьПсихологияРаботы с повышенной опасностьюРегулирование алкогольного рынкаСамокопирующиеся бланкиСвязьСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоТепловые энергоустановки, котельныеТранспортТуризмУчреждения культуры, библиотеки, музеиШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияЭксплуатация зданий и сооруженийЭлектроустановкиЭнергетика

Притяжательные местоимения с прилагательными и артиклями

Существительное могут определять и притяжательное местоимение, и прилагательное одновременно – в таком порядке: притяжательное местоимение + прилагательное + существительное.

Обратите внимание, что в этих предложениях нет артикля. Дело в том, что притяжательное местоимение само по себе достаточно четко определяет конкретность существительного

Если это “мой друг” или “его машина”, это уже исключает, что это “какой-то друг” или “какая-то машина”, то есть притяжательное местоимение частично выполняет функцию артикля the, поэтому перед одним существительным не может стоять одновременно и артикль, и притяжательное местоимение – только что-нибудь одно.

  • Возможно It is a\the dog.
  • Невозможно It is a\the my dog.

Прилагательное же может сочетаться как с артиклем, так и с притяжательным местоимением:

Об авторе

Оксана Элсингер – украинка, проживающая в США. В 2007 году сыну Оксаны и Девида Элсингеров Стивену поставили диагноз аутизм. После чего семья Элсингер переехала в Америку.

После диагноза сына, Оксана прошла обучение по методике Прикладного Анализа Поведения (АВА) – наиболее научно обоснованного и общепринятого метода работы с детьми с аутизмом.

Оксана имеет опыт работы в центре для детей с аутизмом, посетила множество тренингов и конференций по АВА, включая конференцию-тренинг международной ассоциации АВА, где она имела возможность поучиться у известных, в области аутизма специалистов, таких как доктор Миллер, доктор Шрамм.

Помимо этого Оксана имеет личный опыт воспитания ребенка с  аутизмом, которому сейчас 8 лет. После усиленной реабилитационной программы Стивен ходит в обычную школу, где он занимается в программе для одаренных детей, имеет черный пояс каратэ, играет на пианино и валторне и даже пишет свою музыку.

Местоимения “мой”, “свой”, “ваш” вообще не нужны

1.Если речь идет о частях тела:

  • Она закрыла глаза.
  • Он поднял руку.

И так понятно, что закрыть можно только свои глаза. Если части тела по каким-то причинам принадлежат третьим лицам, в тексте обязательно это указывается.

2.Когда местоимения лишние по смыслу.

Как это определить?

Предлагаем копирайтерам использовать метод «открытых глаз» . Суть в том, что если местоимение «свой/мой/ваш» можно выбросить из предложения, и смысл фразы не изменится и не исказится, то его надо выбрасывать:

  • «Проведите свой вечер в приятной компании». Понятно, что невозможно провести чей-то чужой вечер (конечно, если вы не тамада). Поэтому грамотнее будет сказать: «Проведите вечер в приятной компании!».
  • «Оставьте ваш/свой номер телефона, и мы вам перезвоним». А чей еще номер можно оставить, чтобы нам перезвонили?

И еще легче наставить в предложениях лишних местоимений, которые, несмотря на свою грамотность, будут засорять и размывать текст «водой». Добра вам!

Книги

Букинистическая литератураГОСТы, ОСТыДетская литератураДомашний кругДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги в электронном видеКниги издательства «Комсомольская правда»Компьютеры и интернетКосмосНаука. Техника. МедицинаНормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиОхрана труда, обеспечение безопасностиПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаРостехнадзорСанПины, СП, МУ, МР, ГНСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНУчебный годХудожественная литератураЭкономическая литератураЭнциклопедии, справочники, словари

Склонение личных местоимений в русском языке

Падеж местоимений – это изменяемый (непостоянный) грамматический признак данной части речи. В русском языке по падежам склоняются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Примеры: у нашего дома, каждое утро, вам принесли газету, кто-то решил задачу, сколько тетрадей не хватает.

Чтобы определить падеж местоимения, достаточно поставить к нему вопрос. В отличие от других именных частей речи, у местоимений не всегда можно определить падеж по окончанию, так как многие формы являются супплетивными (образованными от другого корня). Предлагаем для определения падежей местоимений таблицы с примерами по каждой группе слов.

К местоимениям-существительным относятся все личные местоимения, возвратное местоимение, а также относительные (вопросительные) местоимения кто, что и производные от них (никто, кто-либо, что-то).

  • У личных местоимений третьего лица в косвенных падежах при употреблении с предлогами к падежной форме присоединяется приставка н- (позвать ее – гостить у нее, подарить ему – соскучиться по нему).
  • У неопределенных местоимений некто и нечто есть только формы И. п. (некто, нечто) и В. п. (нечто).
  • У неопределенных местоимений с приставкой кое-, а также у отрицательных местоимений при употреблении с предлогами предлог пишется между приставкой и местоимением (кое-кто – кое у кого, ничто – ни о чем, кое-чей – кое для чьего).

К местоимениям-прилагательным относятся местоимения с грамматическими признаками прилагательных. Падеж у местоимений-прилагательных, как и у имен прилагательных, обычно определяется по падежу существительного, с которым они согласуются (у моего дома – Р. п., тем детям – Д. п.).

Падежи Единственное число Множественное число
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. твой,чей,какой,всякий,этот твое,чье,какое,всякое,это твоя,чья,какая,всякая,эта твои,чьи,какие,всякие,эти
Р. п. (Какого? Чьего?) твоего,чьего,какого,всякого,этого твоей,чьей,какой,всякой,этой твоих,чьих,каких,всяких,этих
Д. п. (Какому? Чьему?) твоему,чьему,какому,всякому,этому твоей,чьей,какой,всякой,этой твоим,чьим,каким,всяким,этим
В. п. (Какого? Чьего?) твоего,чьего,какого,всякого,этого твое,чье,какое,всякое,это твою,чью,какую,всякую,эту твои/твоих,чьи/чьих,какие/каких,всякие/всяких,эти/этих
Т. п. (Каким? Чьим?) твоим,чьим,каким,всяким,этим твоей,чьей,какой,всякой,этой твоими,чьими,какими,всякими,этими
П. п. (О каком? О чьем?) о твоем,о чьем,о каком,о всяком,об этом о твоей,о чьей,о какой,о всякой,об этой о твоих,о чьих,о каких,о всяких,об этих

Местоимения-числительные представлены указательным местоимением столько, относительным сколько, а также производными от него (несколько, сколько-то, сколько-нибудь).

Падежи Примеры
И. п. сколько
Р. п. скольких
Д. п. скольким
В. п. сколько (скольких)
Т. п. сколькими
П. п. о скольких

Будь в числе первых на доске почета

Ход занятия.

Организационный момент.

Садится тот, кто выполнит задание логопеда.

1. Логопед показывает детям шапку, и шарф, принадлежащий одному из ребят, спрашивает:

-Ребята, чей это шарф?

Дети: «Мой шарф»

-А чья это шапка?

Дети: «Моя шапка»

-Шапка и шарф принадлежат одному ребенку, но он по разному сказал про них: мой шарф, моя шапка.

-Скажите правильно и четко со словами мой, или моя про ту одежду, которую я покажу. (Подходит к детям и указывает на свитер, кофту, рубашку, футболку и т. д.)

Дети произносят: «Мой свитер», «Моя рубашка», «Моя футболка» и т. д.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинку с изображением мальчика и говорит.

-Этого мальчика зовут редким именем Глеб, наверное потому что так, как он, дети поступают редко.

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

-Мой медведь, моя машинка,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

— Ну сиди, играй в них сам!

-Про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя?

Дети: мой медведь, мой Буратино, мячик мой, моя машина.

-Правильно ребята, я думаю, что вы так не поступает как Глеб, игрушки не разбрасываете, играете все вместе, дружно.

3. Логопед (на столе лежат картинки с изображением игрушек)

-Посмотрите, какой красивый поезд у нас есть. Давайте отправим наши игрушки в путешествие на поезде. Выберите картинку и поместите в вагон.

-Нужно сказать какая игрушка, в каком вагоне поедет. Например: «Мой мишка в красном вагоне»

Дети: «Моя кукла в зеленом вагоне», «Мой самолет в желтом вагоне» и т. д.

-Давайте поиграем в игру «Кто едет в поезде?» Скажи и изобрази.

Игра «Кто едет в поезде?»

Логопед поет :

Паровоз, паровоз, новенький блестящий,

Он вагоны повез будто настоящий

Кто едет в поезде?

Дети называют и изображают по очереди «Мой мишка, моя кукла, мой самолет, моя машина и т. д.

4. Логопед (на доске полотно картинки с изображением комнаты, в которой находиться мебель, и другие предметы)

-Ребята подумайте и скажите, про какие из этих предметов можно сказать моя?

Дети: «Моя кукла, моя кроватка, моя полка» и т. д.

-А про какие предметы можно сказать мой?

Дети: «Мой телевизор, мой самолет, мой стол, мой стул, мой шкаф» т. д.

-Стол, стул, шкаф как можно назвать одним словом? Самолет, мишка. Кукла как назовем, одним словом? Чашка, тарелка чайник?

Дети: Мебель, посуда. Одежда

5. Логопед (достает игрушку «Незнайка»)

-Посмотрите в гости к нам пришел «Незнайка», он что нам хочет сказать.

(Незнайка стучит по столу рукой и говорит)

-Этот стол теперь моя,

И хозяин тоже я!

-Успокойся Незнайка! Ты не правильно говоришь. Ребята, кто исправит Незнайкину ошибку?

Дети:- Этот стол и твой и мой и сидим мы здесь с тобой

(Незнайка стучит по столу рукой и снова говорит)

Мой кроватка, мой подушка,

Спальня мой и мой игрушка!

Ребята помогите Незнайке исправьте его ошибку как правильно нужно говорить?

Дети:- И кроватка там твоя, и подушка там твоя,

И твои под этой спинкой наволочка и простынка,

Только спальня не твоя, спальня общая!

—Ты понял Незнайка как правильно и красиво нужно говорить

(Дети прощаются с незнайкой, он «уходит»)

6. Динамическая пауза — Ребята повторяйте все за мной!

Мой мячик весело скачет, (дети подпрыгивают)

Моя машина едет на вершину (имитируют вращение руля)

Мой мишка совсем малышка (приседание)

Моя кошка поспит немножко (наклон головы набок, руки под щеку)

7. Окончание занятия.

-Ребята про что мы сегодня говорили на занятии? В какие игры играли! Чему научили Незнайку?

На занятии хорошо отвечал Эмиль, внимательный был Артур, ни разу не ошибся Амин, Дамир на все вопросы ответил правильно.

– Вы сегодня хорошо занимались, все были умниками. Я хочу подарить вам игрушки (раздает детям игрушки из «Киндер-сюрпризов»)

-Это теперь ваши игрушки. Как нужно правильно сказать про игрушку?

Дети: «Мой бегемотик, мой зайчик, моя мышка, моя лошадка и т. д.». Занятие закончилось.

Логопедические игры для согласования притяжательных местоимений с именами существительными для дошкольников с ОНР

Логопедические игры для согласования притяжательных местоимений с именами существительными для дошкольников с ОНР

1. Сказка “Жадный медвежонок”

Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «мой!», «моя!», «моё!».

С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «мой!», «моя!», «моё!».

После рассказа и показа этой сказки логопед (или воспитатель) спрашивает у детей: «Как вы думаете, о чём медвежонок мог кричать «мой!», «моя!», «моё!».

Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

2. “Помоги Мальвине и Буратино”

В гости к детям пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из другой группы). Они принесли целую картину вещей (вещи Мальвины и Буратино перепутались).

– Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим – чей предмет или чья вещь? Выбираются двое ведущих – девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: чей бант, чья шляпа? Сказочные персонажи отвечают: мой бант, моя шляпа, и забирают себе вещи. Ведущие меняются несколько раз.

Ход урока

II. Сообщение темы урока.

– Пожалуйста, определите тему нашего урока, разгадав ребус «ме100 усадьба» (Слайд 3).

Лосяш предлагает вам заменить слово усадьба, подходящим синонимом: вилла, имение, дача (Слайды 4-5).

– Сегодня мы обобщим знания по теме “Местоимение” (Слайд 6). Учебная задача урока – применить ваши знания и умения, выполняя различные задания.

III. Обобщение изученного материала о местоимениях.

1. Местоимение – часть речи.

– Что такое местоимение? (Слайд 7)

– Почему эта часть речи так называется? Что вы знаете о местоимении?

– Давайте вспомним определение (Слайд 8).

Индивидуальная работа на карточках.

– Прочитайте предложения, которые даны у вас на карточках.

– Сколько предложений вы видите?

– Найдите грамматическую основу каждого предложения.

– Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

– Что вы можете сказать?

– Предложите задание классу по теме урока. (Определить лицо и число местоимения).

2. Личные местоимения.

а)Выборочный диктант.

Учитель читает стихотворение, дети записывают местоимения в строчку, через запятую в тетрадях:

Ученики читают хором: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

– Как называется эта группа местоимений? (Слайд 9)

– Почему данные местоимения называют «личными»?

– В каких случаях в нашей речи мы используем местоимения Вы, а когда Ты?

(Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы).

– Какие местоимения изменяются по родам?

– Как определить падеж местоимений?

б) Таблица местоимений по лицам и числам.

– Сейчас вы будете работать в парах. Заполните таблицу местоимений по лицам и числам.

(Таблички напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников)

число лицо Ед. число Мн. число
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они

– Проверить правильность заполнения таблицы вам поможет Лосяш (Слайд 10).

– Разгадайте местоимения на шарах у Нюши (слайд 11).

(1 л. ед.ч. – я; 2 л., ед.ч. – ты; 3 л. мн.ч. – они; 2 л., мн.ч. – вы).

Физминутка (слайд 12-16).

Смешарики предлагают вам отдохнуть вместе с ними.

в) Правописание местоимений с предлогами. Ребусы (слайд 17-22).

– Сейчас мы с вами отправимся в сад к Копатычу и поможем ему собрать яблоки.

Задание: нужно яблоко сорвать, чудо-ребус разгадать.

Один ученик записывает отгадки на доске, остальные в тетрадях (с тобой, на тебя, у нас, за вами).

– Сделайте вывод, как пишутся местоимение с предлогами.

г) Задание «Хитрые вопросы» (слайд 23).

Совунья задает вам «Хитрые вопросы»:

  1. Какое местоимение состоит из двух предлогов? (она)
  2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его справа налево? (он)
  3. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).
  4. Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь).
  5. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
  6. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) (слайд 24).

IV. Самостоятельная работа. Тест.

– А сейчас мы проверим полученные знания о местоимении с помощью теста.

Обведи кружочком правильный ответ: а) местоимение обозначает предмет; б) местоимение указывает на предмет; в) местоимение называет предмет.

Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения. Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать … велела.

Поставь местоимения в нужном падеже. С (ты) – … На (вы) – … О (они) – …

Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения в скобках. встретил (я) … встретил (вы) … встретил (мы) …

Определи падеж и лицо. Напиши начальную форму. О нем – … К нам – … За вами – …

Проверка: А теперь сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь работами (слайд 25).

V. Работа в группах. Шарады.

Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.

  1. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).
  2. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).
  3. Первый слог – личное местоимение, Второй – детская болезнь. А целое – предмет, удерживающий судно. Что это? (якорь).

Проверка: заслушиваются ответы детей и сверяются со слайдом (слайд 26-28).

VI. Итог урока.

– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).

– В старших классах вы познакомитесь и с другими разрядами местоимений по значению.

Я благодарю вас за работу на уроке (слайд 29).

(Учитель может предложить творческое домашнее задание: написать небольшое сочинение об одном из Смешариков, нарисовать рисунок).

Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»

Занятие, проводимое в форме лото, предназначено для дошкольников 5-7 лет, может быть индивидуальным или групповым, но с участием не более 4 детей.

Цель дидактической игры «Мой, моя, мое, мои» – формирование навыка грамотного сопоставления местоимений с существительными.

Посредством игры удается:

сделать речь ребенка более грамотной;
расширить словарный запас, стимулировать включение новых слов в разговорную речь;
развить внимание, речевые навыки, память, мыслительную способность;
улучшить моторику пальцев рук;
воспитать способность к плодотворной коллективной работе.

Для игры необходимо подготовить 4 карточки-лото с пустыми прямоугольными «окошками» для каждого из рассматриваемых местоимений. Также распечатать, вырезать, ламинировать картинки, размером соответствующие «окошкам» в лото. Они должны в равном количестве делиться на 4 группы, изображая объекты женского, мужского, среднего рода, множественного числа.

Ход занятия

Взрослый берет картинку, показывает воспитаннику, спрашивает, что изображено. Ребенок называет предмет, который видит, дополняя ответ местоимением, затем кладет карточку в правильную ячейку лото. Например:

  • «чашка» – «чья?» – «моя»;
  • «стул» – «чей?» – «мой»;
  • «одеяло» – «чье?» – «мое»;
  • «бусы» – «чьи?» – «мои».

Существуют несколько способов проведения дидактической игры для развития речи:

  1. Педагог просит у воспитанника назвать объекты мужского рода, для которых применимо местоимение «мой» (дом, кот, медведь, карандаш, мяч и прочие). Объекты женского рода с местоимением «моя» (собака, тетрадь, кукла, ложка). Объекты среднего рода с местоимением «мое» (дерево, одеяло, мыло, зеркало, платье). Предметы множественного числа, для которых применимо «мои» (очки, брюки, часы, босоножки, серьги).
  2. Воспитатель предлагает воспитаннику распределить картинки по кучкам в соответствии с родом существительного. При этом ребенок должен называть изображенные предметы вслух с местоимением.
  3. Если воспитанников много, лото можно разделить не только по родам, но и по присутствующим в словах согласным. Количество согласных подбирается по числу участников. Картинки окрашены в соответствии с рассматриваемым звуком. Например, для звука «Л»: мой – лук, клубок, колокол, слон; моя – клумба, ладонь, ель, лодка; мое – яблоко, платье, лето, крыло; мои – туфли, лапы, пчелы, желуди. Для звука «Ж»: мой – жук, жираф, дождь, пиджак; моя – пижама, лужа, ложка, одежда; мое – мороженое, желе, ружье, жало; мои – джинсы, ножницы, лыжи, сыроежки. Разложив карточки по ячейкам, дети определяют звук, присутствующий в словах, составляют предложения.

Игра увлекательная, интересная, дети охотно раскладывают картинки по «окошкам». Развитие речи, внимания, памяти происходит в игровой форме быстро и легко.

Вопросы падежей

Составим таблицу вопросов падежей местоимений, учитывая разные разряды местоимений. Вопросы одинаковы для единственного и множественного числа, но зависят от одушевлённости/неодушевлённости объекта.

Вопросы для личных, возвратного, вопросительных, относительных, неопределённых, отрицательных, определительных, указательных местоимений.

Падеж Одушевленные Неуодушевленные
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Вопросы для притяжательных, вопросительных, определительных местоимений.

Падеж Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
Мужской родМ.р. Женский родЖ.р. Средний родСр.р.
ИменительныйИм. чей?какой?каков? чья?какая?какова? чьё?какое?каково? чьи?какие?каковы?
РодительныйРод. чьего?какого? чьей?какой? чьего?какого? чьих?каких?
ДательныйДат. чьему?какому? чьей?какой? чьему?какому? чьим?каким?
Винительный(одушевленное)Вин.одуш. чьего?какого? чью?какую? чьё?какое? чьих?каких?
Винительный(неодушевленное)Вин.неодуш. чей? чьё? чьи?
ТворительныйТв. чьим?каким? чьей? чьею?какой? чьим?каким? чьими?какими?
ПредложныйПр. o чьём?о каком? o чьей?о какой? o чьём?о каком? o чьих?о каких?

Склонение местоимений

Ключевые слова конспекта: склонение местоимений по типам существительного, прилагательного и числительного,

Склонение местоимений (по типу существительных)

Некоторые местоимения по ряду грамматических признаков и по связи с другими членами предложения напоминают существительные.

Примечания к таблице (сноски):(1) Помните, что в предложном падеже помимо предлога о (об, обо) употребляются и другие предлоги: в, на. (2) Местоимение себя не имеет рода, числа и именительного падежа. (3) Местоимения некто, нечто других форм не имеют. (4) От отрицательного местоимения ничто винительный падеж образуется только с предлогом: ни во что, ни за что, ни на что и др. (5) Местоимение некого не имеет именительного падежа. (6) Местоимение нечего не имеет именительного и винительного падежей.

Склонение местоимений (по типу прилагательных)

Местоимения, склоняемые как прилагательные, имеют некоторые особенности:

  • отдельные местоимения по значению напоминают обыкновенные прилагательные. В первую очередь это притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, указывающие на принадлежность разным лицам;
  • другие местоимения отличаются по значению от простых прилагательных, но по некоторым грамматическим признакам и по связи с другими членами предложения их можно оставить в этой группе. К ним, например, причисляют определительные местоимения: самый, сам, весь, сюда же относится и указательное местоимение это.

Примечания к таблице (сноски):(1) Помните, что в винительном падеже притяжательные местоимения мн. числа и мужского рода ед. числа имеют две формы: — моего, моих, наших, ваших, твоих, своих — для обозначения одушевлённых предметов; — мой, мои, наши, ваши, твои, свои — для обозначения неодушевлённых. (2) Вопросительные местоимения склоняйте также, как и относительные. (3) В классической литературе и в современных стилизациях встречаются устаревшие указательные местоимения: экий, эдакий, этакий, сей, оный. В обычной речи их следует избегать.

Примечания к таблице (сноски):

(1) Обратите внимание: а) местоимение этот (эта, это, эти) имеет значение пространственной или временной близости: этот дом. В эти дни; б) местоимение тот (та, то, те), наоборот — пространственной или временной удалённости: тот год, те люди

(2) Заметьте, что слово весь в значении местоимения-существительного показывает сообщество людей (все) и предметов (всё): Все вокруг радостно закричали, увидев в небе летящий планёр. Сель уничтожил всё вокруг на многие километры.(3) Различайте склонение сам и самый: — в слове сам ударение (кроме именительного падежа ед

числа муж. рода и именительного падежами. числа) ставьте на окончании: передайте факс самому ректору; — в слове самый во всех формах ударение ставьте только на основе: Всадники ехали по самому косогору.(4) В современном языке наряду с формой саму допускается употребление формы самоё: Встретил саму императрицу = Встретил самоё императрицу.

Склонение местоимений (по типу числительных)

Некоторые местоимения по ряду грамматических признаков и по связи с другими членами предложения напоминают числительные: Певец неразборчиво пропел несколько итальянских слов, концерт начался.

Заметьте, что сочетание местоимений сколько, столько, несколько с существительным, как правило, является одним членом предложения:Сколько там было срублено деревьев! (Сколько деревьев — подлежащее.)

Притяжательные местоимения

Добавим к существительному притяжательное местоимение – это сильно изменит смысл предложения.

Притяжательные местоимения – это слова, которые указывают, к какому лицу относится, кому принадлежит, к кому «притягивается» существительное.

Пройдите тест на уровень английского:

В этой таблице приведены все притяжательные местоимения.

Лицо Единственное число Множественное число
1 лицо My — мой, мое, моя Our — наш, наша, наши, наше
2 лицо Your — твое, твои Your — ваше, ваши
3 лицо His, her, its — его, ее Their — их

Для примера возьмем предложения с существительными, обозначающими взаимоотношения и родственные связи:

Для местоимения its возьмем пример с неодушевленным существительным:

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.

Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.

Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.

Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.

Заключение

Мы рассмотрели склонение личных местоимений и увидели, что личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Разница между этими частями речи заключается в том, что имена существительные называют предметы, а местоимения лишь указывают на них.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. – М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2013

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт lingvotech.com (Источник)

2. Интернет-сайт lingvotech.com (Источник)

3. Интернет-сайт russisch-fuer-kinder.de (Источник)

1. Что такое местоимение?

2. Что значит просклонять местоимение?

3. Просклоняйте местоимение «она». Составьте с ним предложение, подчеркните главные члены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: