Карточки по русскому языку 4 класс

Карточки по теме Синонимы и антонимы 2 класс

Прочитай, раскрась слова СИНОНИМЫ
разными карандашами:
неразговорчивый отважный
неудачный алчный
несложный чудесный
жадный молчаливый
смелый ошибочный
прекрасный простой
Прочитай стихотворение Олеси Емельяновой, найди и подчеркни слова АНТОНИМЫ:
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет.
Хочет подвиг совершить-
Хочет рёву рассмешить!

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами:
1.Разочаровался старый дед:
«Доживёшь до сотни лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!
_____________________________________
2. Петя пил чай ледяной
И теперь он весь больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый!
_____________________________________
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон-чёрный, голубь – белый!»
_____________________________________
Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами:
Вышел в поле храбрый рыцарь
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
_______________________________
Вася птичкам сыплет крошки,
Жору все боятся кошки-
Он гоняет их метлой.
Вася-добрый, Жора-злой!
________________________________
За высоким за заборомМожно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
________________________________

Найди слова-СИНОНИМЫ,
соедини стрелочками:
сиять буря
ветер отец
лгать черта
жаркий потчевать
линия блестеть
метель вьюга
угощать обманывать
свет горячий
Найди слова-АНТОНИМЫ,
соедини стрелочками:
близкий мелкий
крупный чужбина
свет разрешать
родина далёкий вечер утро
запрещать темнота
начало конец

Приложенные файлы

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет),  вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.

Слова которые украсят вашу речь. Украшайте свою речь умными словами.

Меркантильный — расчетливый (корыстный, мелочный).Репрессия — кара (наказание, насилие).Легитимный — законный.Корсар — пират.Голкипер — вратарь.Инцидент — происшествие (случай).Превентивный — предупреждающий.Тактильный — осязательный.Апогей — высшая точка (кульминация, предел).Скрупулёзный — дотошный (педантичный).Харизма — неординарность (обаятельность, притягательность).Почетник — поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель).Басурман — иноземец и иноверец.Аберрация — отклонение от истины, заблуждение (искажение).Пердимонокль — полная ерунда, черт знает что.Трансцендентный — непознаваемый (иррациональный, непостижимый).Остракизм — изгнание (травля).Паритет — равенство (равнозначность, равноценность, равноправие).Апробировать — испытывать.Абитуриент — тот, кто претендует на поступление в учебное заведение.Инвариантный — однозначный.Клеврет — приспешник (пособник, сообщник).Деструктивный — разрушительный.Аннексия — насильственное присоединение.Матримониальный — брачный (супружеский).Тенденциозный — модный.Проформа — формальность.Апологет — сторонник (приверженец) экзальтированный — восторженный (возбужденный, воодушевленный) синопсис — обозрение.

«Родная природа в стихах и загадках»

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о  природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее.   (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная….

большая….

темнеет….

скорее….

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения

Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.

Развивающее занятие

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:

  • ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
  • в речи использует обобщающие слова;
  • правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
  • дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
  • имеется обширный словарный запас;
  • овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
  • звукопроизношение практически сформировано;
  • слоговая структура сформирована полностью;
  • дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой. Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово

Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л

Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.

В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.

Чтение

Симптомы задержки  речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Развитие речи детей и взрослых: книги и другие методы

Развивать речевые навыки можно не только с помощью книжек. Если существуют действительно серьезные проблемы, то лучше обратиться за помощью к специалисту – да в ту же школу ораторского искусства, что работает в вашем городе.

Если уровень местных учителей вас не устраивает, можно пройти дистанционное обучение. В общем – было бы желание работать над собой.

1. Развитие речи у детей разного возраста.

Детками нужно заниматься с самого юного возраста

Чем раньше вы обратите внимание на имеющиеся проблемы, тем легче их будет устранить, и вашему ребенку не придется уже во взрослом возрасте искать специальные книги, чтобы увеличить свой словарный запас и научиться говорить красиво

Речевые навыки у младенцев начинают формироваться уже в первом полугодии. Вот почему с крохой нужно постоянно разговаривать, даже если это занятие кажется вам бесполезным.

Развитие разговорного умения детей дошкольного возраста проходит несколько этапов:

Этап развития речи

Чем характеризуется

До года

Возникает лепет. Во всю используются звуки п, б, м, г, к, э, а. Могут появляться первые осмысленные слова.

1 год

Словарный запас увеличивается до 20 слов. Могут появляться первые словосочетания, например: «Мама дай».

2 года

Словарный запас – минимум 50 слов. ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

3 года

В зависимости от своего развития, ребенок способен оперировать достаточно большим количеством слов: от 250 до 700. Может выстраивать предложения из 5 – 8 слов.

4 года

Словарный запас – около 2 000 слов. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги.

5 лет

Словарный запас – около 3 000 слов. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

6 лет

Словарный запас – около 4 000 слов. В речи активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.

Если на любом из этапов наблюдаются проблемы, нужно обращаться к логопеду, чтобы вовремя их откорректировать.

В 6 – 7 лет ребенок идет в школу. В дальнейшем над развитием его речи придется работать преимущественно учителям

Родителям важно прививать своим детям любовь к книгам, а также говорить с ними как можно больше, чтобы шлифовать разговорные умения

В подростковом возрасте у многих наблюдаются проблемы в развитии речи по ряду причин:

  • комплексы и другие психологические проблемы, которые приводят к тому, что ребенок замыкается и вообще перестает разговаривать;
  • сленговые и другие типы слов-паразитов, которые оккупируют речь подростка;
  • нежелание проявлять свои ораторские способности из-за духа противоречия, стремления повторять действия сверстников и т.д.

Родителям нужно обращать внимание на говор своих детей независимо от того, сколько им лет. Если не удается поработать над улучшением с помощью книг, можно обратиться к врачу, психологу, коучу, чтобы решить проблему

2. Взрослым тоже необходимы книги для развития речи.

Если в свое время родители не обратили внимание на речевые трудности своего чада, то во взрослом возрасте проблемы расцветут пышным цветом. Не нужно спешить расстраиваться, потому что с помощью простых методик можно значительно улучшить ситуацию

Не нужно спешить расстраиваться, потому что с помощью простых методик можно значительно улучшить ситуацию.

Как эффективно развить речь взрослым:

  1. Обогатить словарный запас.

    Для этого начинайте заменять слова синонимами. Если с каким-то словом возникают проблемы, возьмите «Словарь синонимов» – его полезно иметь в домашнем обиходе.

  2. Общайтесь как можно больше.

    Не стесняйтесь практиковаться. Говорите со всеми, начиная от друзей и родственников, заканчивая случайными попутчиками в общественном транспорте.

  3. Тренировка с зеркалом.

    Пересказывайте какой-то текст, наблюдая за собой в зеркало, контролируя свою мимику и жесты. Это поможет производить более благоприятное впечатление при разговоре, а кроме того, так вы научитесь одновременно делать несколько вещей.

  4. Составляем рассказы.

    Помните, как в школе нам давали заданием: составьте предложение с опорными словами? Это задание эффективно и во взрослом возрасте.

    Придумайте 5 – 7 опорных слов и составьте с ними короткий рассказ (на 2 – 3 минуты). Составляйте устно, а не записывая его на бумаге.

  5. Пересказываем прочитанное.

    Начните с коротких рассказов, притч, новелл в книгах. Прочли одну и пересказали своими словами. Постепенно переходите к более объемным произведениям.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Готовая программа увеличения словарного запаса на неделю

Специально для вас я составила экспресс-программу по увеличению активного и пассивного словарного запаса. Пользуйтесь на здоровье.

Понедельник:

  • прочитать 15 страниц художественного текста;
  • написать изложение фильма “Титаник”;
  • узнать и запомнить значение слов “конъюнктура”, “газлайтинг”, “алебастр”;
  • составить с каждым из трех слов по 2 предложения;
  • придумать предложение, в котором все слова начинаются на букву М;
  • пересказать любимый мультфильм детства.

Вторник:

  • прочитать 15 страниц научно-популярного текста;
  • написать сочинение на тему “Что для вас означает свобода”;
  • узнать и запомнить значение слов “нелицеприятный”, “агорафобия”, “андеррайтер”;
  • составить с каждым по 2 предложения;
  • выучить небольшое стихотворение и продекламировать его перед зеркалом.

Среда:

  • прочитать 15 страниц делового текста (экономическая статья, юридический документ или правовой акт и т. п.);
  • написать письмо реальному или воображаемому другу и описать события последних дней;
  • узнать и запомнить значение слов “колумелла”, “бивак”, “панибратство”;
  • составить с каждым по 2 предложения;
  • сделать упражнение по подбору синонимов.

Четверг:

  • прочитать 15 страниц развлекательного текста (публикации в соцсетях, анекдоты, светские новости и т. п.);
  • написать заявление в полицию о краже (вымышленное, отправлять его не нужно);
  • узнать и запомнить значение слов “варваризм”, “дисфория”, “аберрация”;
  • придумать по 2 предложения с каждым из них;
  • подобрать однокоренные слова к слову “предложение”;
  • разгадать небольшой кроссворд (примерно на 10 слов).

Пятница:

Суббота:

  • прочитать 15 страниц художественного текста;
  • написать развернутый отзыв о вашем любимом месте для отдыха;
  • узнать и запомнить значение слов “бруксизм”, “ляссе”, “кастомизация”;
  • составить по 2 предложения с каждым словом.

Воскресенье:

  • прочитать 15 страниц любого текста;
  • узнать и запомнить значение слов “инклюз”, “рейсшина”, “апокриф”;
  • составить по 2 предложения с каждым из них.

Наша программа – всего лишь образец. Можете начать с нее, а затем продолжить самостоятельно. Или сразу составить свою. Главное – начать заниматься и делать это регулярно.

Стань умнее, пополнив словарный запас этими полезными словами

Хочешь удивить друзей умными словечками? Я подготовила полезные слова для пополнения словарного запаса русского языка. Это не просто взятые из учебника слова “наобум”, а интересный список из актуальных и действительно применимых слов:

Оппортунизм — следование своим интересам даже обманным путём

Мораторий — договорённость об отсрочке или воздержании от каких-либо действий

Гедонист — живущий и делающий все исключительно для получения удовольствия и наслаждения

Блаженный — в высшей степени счастливый

Айлурофилия — болезненно-ненормальная любовь к кошкам

Панацея — средство, избавляющее от всех болезней

Контент — информационное содержание сайта или любого ресурса

Фортель — ловкая проделка, неожиданная выходка

Фешенебельный — отвечающий требованиям моды

Утилитарный — имеющий практическую цель для выполнения какой-либо задачи

Тремор — дрожь в конечностях

Пассеизм — пристрастие к прошлому (отношение к современности равнодушное или враждебное)

Мономания — чрезмерная увлеченность одной идеей или субъектом

Мозглявый — хилый, тщедушный, слабосильный

Лабильный — неустойчивый, подвижный

Латентный — не проявляющийся внешне

Мемуары — воспоминания о реальных событиях из жизни автора

Таблица Снеллена — таблица из букв для проверки зрения

Колливубл — урчание в животе от голода

Фланировать — гулять без цели

Катализатор — средство, что ускоряет процесс чего-либо

Абулия — отсутствие силы, побуждающей к действиям

Социопат — кто-то, кто отказывается или не может адаптироваться в социуме

Инверсия — переворачивание; перестановка

Репрезентативный — дающий объективное представление

Бруксизм — скрежетание зубами во время сна

Пиетет — уважительное отношение

Хостес — лицо компании, администратор

Ходатайство — договор

Щепетильность — принципиальная корректность

Пунт — углубление на дне винной бутылки

Энотека — хранилище вин

Эмпатия — способность понять эмоции другого

Памфлет — статья, целенаправленно травящая кого-то

Фабула — содержание событий произведения

Истеблишмент — политическая элита

Карвинг — фигурная резка по овощам и фруктам

Прагматик — человек, для кого выгода и польза важнее всего

Цинизм — пренебрежение общепринятыми нормами

Лудомания — зависимость от азартных игр

Карт-бланш — предоставленная кому-то полная свобода действий

Мнемофобия — боязнь воспоминаний о прошлом из-за того, что эти события уже не вернуть

Синекура — высокооплачиваемая должность, не требующая трудной работы

Аутофобия — страх одиночества

Стратификация — разделение на слои

Инкогнито — аноним

Мандраж — страх, нервозность, неуверенность в себе

Бутафорский — поддельный, фальшивый

Дезинтеграция — распадение на части чего-то целого

Фанфарон — кто-то, кто выставляет напоказ мнимые достоинства

Нормкор — целенаправленный выбор обычной, невзрачной одежды

Конъюнктура — текущая обстановка в какой-либо области человеческой деятельности

Упоение — восторг, восхищение, экстаз

Надеюсь, эти полезные слова для пополнения словарного запаса русского языка пригодятся в вашей жизни! Проверьте, насколько хорошо вы их запомнили в викторине:

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Полезные упражнения

Советы – это, конечно, хорошо. Но большинство рекомендаций забывается практически сразу после прочтения. Поэтому давайте внесем в нашу программу по увеличению словарного запаса несколько практических упражнений.

Сразу предупреждаю, что они очень похожи на школьные задания по русскому языку и литературе. С одним отличием: у вас не будет никаких жестких рамок и ограничений

Нам важно отработать именно навык использования слов

И не забывайте важное правило: прогресс в развитии словарного запаса зависит от качества и регулярности выполнения упражнений, а также от вашей личной ответственности

Изложение

Посмотрели фильм, прочитали книгу, послушали песню – будьте добры изложить краткий пересказ на бумаге. Напишите, как вы поняли главную мысль, выразите свое отношение к проблематике. Старайтесь писать эмоционально и развернуто, не ограничивайтесь парой строк.

Сочинение

А теперь попробуйте сочинить что-то свое. Совсем не обязательно выдавливать из себя нечто высокохудожественное и сложное, тем более у вас все равно это вряд ли получится. Можете вспомнить интересный случай из жизни и изложить его на бумаге. Если у вас есть дети, можно придумывать для них сказки.

Никто не будет вас критиковать и ставить оценки, поэтому расслабьтесь. Пишите в свое удовольствие.

Пересказ

Упражнение, аналогичное изложению, но только пересказывать нужно в устной форме. Выберите “жертву”, которая будет вас покорно слушать хотя бы 10 минут, и перескажите ей содержание чего-нибудь. Да хотя бы нашей статьи! Пусть тоже свой словарный запас обогащает.

Если очень стесняетесь, подойдет и отражение в зеркале, и любимый котик, и игрушечный телефон.

Подбор синонимов

Возьмите в руки словарь, откройте его на произвольной странице и ткните в первое попавшееся слово. А теперь постарайтесь придумать к нему как можно больше синонимов.

Когда ваша фантазия совсем иссякнет, загляните в сервис, который подбирает синонимы онлайн. Оцените свои способности и отметьте слова, про которые вы не вспомнили.

Цепочки слов

Чтобы новые слова запоминались лучше, нужно встраивать их в уже имеющуюся в вашем мозге структуру. Объясню, как это работает.

К примеру, вы узнали сегодня, что слово “айвори” обозначает цвет слоновой кости. Чтобы запомнить его, можно составить такую цепочку слов: белый, молочный, айвори, бежевый, желтый. Теперь мозг знает, куда пристроить новое слово.

На одну букву

Составляйте предложения, в которых все слова начинаются на одну букву. Например: “Вася выиграл велосипед в виртуальной викторине”. Предложения должны быть осмысленными. Чем длиннее они будут получаться, тем лучше.

Однокоренные слова

Возьмите первое попавшееся слово из словаря и подберите к нему как можно больше однокоренных слов. Можно использовать любые части речи.

Например, слово “бег”. Однокоренные к нему: бегать, убегать, пробегать, пробежка, побег, беглый, перебежчик и т. д.

Смена ролей

Учитесь говорить и писать в разных стилях: деловом, художественном, научном, молодежном. Это обогатит ваш лексикон и сделает речь живее и гибче. Чтобы процесс был увлекательным, предлагаю немного поиграть.

Каждый день выбирайте себе какую-то роль и старайтесь как можно сильнее вжиться в нее. Например, сегодня вы юрист Евгений, который пишет письмо своему знакомому с целью обсудить последние мировые новости. А завтра – литературный критик Эдуард, пишущий рецензию на “Мертвые души”. Придумывайте роли самостоятельно, импровизируйте, экспериментируйте. Это упражнение также отлично развивает творческие способности.

Другие игры, где нужно угадать слово или предмет

Словесные игры в ассоциации — увлекательное и удобное занятие для компании. Можно играть в дороге, на природе, дома, в гостях.

Три аналогичные «Крокодилу» игры:

  1. «Контакт». Ведущий придумывает слово и говорит остальным первую букву. Игроки начинают угадывать и спрашивают по очереди ведущего, начиная фразу со слов: «это не», далее идет краткое описание предмета, на который подумал игрок. Ведущий по-своему понимает мысль игрока и отвечает: «нет, это не» или «да, это». Так, по буквам, угадывается целое слово. В какой-то момент игроки одновременно могут подумать, что угадали задание, и говорят «Контакт!», после чего вслух считают до пяти, на счет «пять» вместе произносят свой ответ. Разгадки могут совпасть или нет. Игра популярна у интеллектуальной компании.
  2. «Бумажки». Требуется секундомер. В шляпу набрасываются скрученные листочки, на которых написаны разные слова. Игроки по очереди вытаскивают из шляпы бумажки и показывают загадки. Смысл игры — за 20 секунд показать максимально большое кличество слов.
  3. «УНО». Удобная игра — всего одна колода. Цель — избавиться быстро от выданных карт, выкладывая на стол лист нужного цвета или значения. Игра напоминает карточную «Пьяницу».

Игра по карточкам «Крокодил» подойдет для нескучного вечера. Играть можно любой целевой аудиторией. Карточки с заданиями (700+) можно скачать, распечатать. Выбирайте темы. Делайте заготовки смешных и других сетов. Проведите интересный вечер в компании с «Крокодилом».

Мне нравитсяНе нравится

Чтение книг

Цель развивающих детских игр — побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: «Кто это?». В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы.

Список книг для детей 1-2 года:

  • С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких»;
  • А. Барто «Игрушки»;
  • Е. Карганова «И громко, и на ушко»;
  • Сборник стихотворения и сказок;
  • Большая книга сказок и стихов для самых маленьких.

Список развивающих книг для детей 1-2 года:

  • Моя первая книга;
  • Первый учебник малыша;
  • другие подобные.

В этих детских книжках есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок учится узнавать и называть предметы, действия

Заключение

Мы познакомились с рекомендациями по увеличению словарного запаса, разобрали упражнения. Также я поделилась с вами готовым планом занятий. Теперь осталось только начать и поставить процесс на поток. Не ленитесь, занимайтесь регулярно! Очень скоро вы заметите первые результаты.

Помните, что речь многое говорит о человеке. Обладатель богатого словарного запаса производит впечатление интеллигентного, разносторонне развитого, опытного человека. С ним приятно и интересно общаться.

А как у вас обстоят дела со словарным запасом? Удается “приручить” новые слова и внедрить их в свой лексикон?

Желаю удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: