Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок

Дорогие учителя и родители!

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей — постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения — это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) Сочинение-описание отдельного предмета;

2) Сочинение-описание явления природы;

3) Сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) Сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) Сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

А затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Совет 2. Варианты интересных речевых заданий по картинкам из книжки.

Что нужно подготовить?

Для того чтобы превратить рассматривание картинок  в увлекательное речевое занятие, Вам нужно будет провести небольшую подготовку. Вырежете из непрозрачной бумаги или картона прямоугольники. Их размер должен быть равен размеру картинок. Прямоугольниками Вы закрываете картинки в книжке.

Чтобы прямоугольники прочнее держались, я прикрепляю их с помощью материала «Unu patafix» — это средство для прикрепления, которое не оставляет следов и которое можно использовать многократно (продается в магазинах товаров для художественного творчества, на кассах хозяйственных магазинов, в канцелярских отделах).

Как заниматься с ребенком? Выбирайте один из вариантов:

  1. Закрыты картинки 1 и 3. Ребенок угадывает, что случилось до этого и после этого, рассказывает. А потом мы открываем картинки и смотрим, угадали ли мы. И рассказываем, как придумал художник. Задача в этом задании — не точно угадать, а посочинять, поотгадывать интересную загадку, развивать творческий подход и воображение малыша. Поэтому чем больше вариантов событий «до» и «после» Вы придумаете, тем лучше!
  2. Закрыты картинки 2 и 3, открыта картинка 1. Рассказываем,  с чего всё началось (где это было, с кем, когда). И придумываем свой рассказ дальше. 2. Затем открываем вторую картинку — угадали ли мы? Если угадали, то открываем третью. Если не угадали, то придумываем новое окончание рассказа с учетом того, что мы узнали — разгадали (т.е. с учетом второй картинки). Далее открываем третью картинку — разгадали ли мы «секрет художника»? Радуемся в любом случае, удивляемся, если финал оказался неожиданным для нас.
  3. Открыта последняя картинка — картинка 3, первая и вторая закрыты. По последней картинке пытаемся разгадать, что нарисовано на предыдущих. Рассказываем. А потом открываем. Можно открывать по одной (как в предыдущем варианте), или сразу обе картинки.

Так можно заниматься не только по этой книжке, но и по всем книжкам с сериями веселых сюжетных картинок, о которых я расскажу далее. Чтобы перейти на страницу книжки — кликнете по картинке с ее обложкой в таблице.

О пользе и эффективности

Серия сюжетных картинок, как уже было сказано ранее, даёт универсальный эффект, развивая связную грамотную речь, образное и логическое мышление.

Логическое мышление.

Рассматривая именно серию картинок, дошкольник учится в них определять обобщающее звено и на этом основании делать вывод о том, что картинки объединены сюжетной линией. Таким образом формируется аналитическое мышление, а также логическое построение, с помощью которых дети и составляют связный рассказ.

Образное мышление.

Без фантазии составить рассказ по картинке в принципе невозможно. Предположим, серия картинок посвящена ёжику, который нашёл воздушный шарик. Ребёнок задастся вопросом: откуда в лесу появился этот самый шарик? Вот тут на помощь приходит фантазия с воображением: друзья шли на день рождения через лес и один из шариков упустили.

Связная грамотная речь.

Формируется с возраста 4–6 лет, когда ребёнок может ответить на вопрос полным развёрнутым предложением с однородными членами. Для её успешного формирования и тренировки серии сюжетных картин будут очень кстати

Практика составления рассказов, когда перед глазами есть подсказки в виде картинок, поможет ребёнку грамотно и связно отвечать на вопросы, уделяя внимание деталям происходящего.

Как составить рассказ по картинке 1 класс

Дети должны уметь составлять рассказы о различных явлениях и предметах. Это может быть обычная кошка и даже предмет мебели.

Помогите ребенку составить рассказ, согласно рекомендациям:

  1. Нужно начать рассказ с темы, которая была обозначена, одним предложением. Например, «Я расскажу о персидской кошке».
  2. Описание должно включать характеристики предмета, всего 4 или 5. Пусть ребенок опишет как выглядит кошка (шерсть, окрас). Где кошка живет, приносит ли пользу, что ест. Можно рассказать какие повадки у кошки. Если описывается предмет неживой, нужно рассказать, зачем этот предмет нужен, из чего сделан (какой материал), состоит из каких частей.
  3. Подвести итоги — одно или два предложения.

Гусеница и домик. Ребенок должен разложить картинки с сюжетами последовательно, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы:

  1. Про кого будешь рассказывать?
  2. Придумай имя для гусеницы и расскажи про нее.
  3. Что гусеница делает летом?
  4. Куда гусеница заползла и что увидела?
  5. Что случилось с яблоком после того, как гусеница за него взялась?
  6. Что гусеница придумала в новом домике?
  7. Составь рассказ.

Образец, который можно использовать, чтобы помочь ребенку, если у него возникнут затруднения:

Жила себе поживала молодая гусеница зеленого цвета. Звали ее Настя. Летом хорошо гусеница проводила время. Она грелась на солнышке, лакомилась вкусными листочками, ползала по деревьям. Но, у Насти не было домика, и она хотела его найти и обосноваться в нем. Однажды залезла гусеница на яблоню, увидела красивое и большое яблоко и стала его грызть. Оно было вкусное и не заметила Настя, что прогрызла яблоко насквозь. Уютно и тепло было Насте в яблоке. Смастерила она дверцу и окошко и получился отличный домик.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные

Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность

Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации

Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Советы родителям

Все мы знаем, что ребёнок на первых порах своего развития усваивает то, что ему интересно. Чтобы процесс обучения повествованию по сюжетным картинкам был и полезным, и интересным, следует придерживаться некоторых правил:

  • Следите за чёткостью и полнотой предложений в рассказе вашего малыша.
  • Задавайте больше вопросов, покажите вашу заинтересованность.
  • Постарайтесь быть активными и живо реагировать на ответы ребёнка.
  • Записывайте получившиеся предложения, так рассказ малыша станет наглядным.
  • Не следует поправлять ребёнка, если он рассказывает по теме картинок. Но если малыш увлёкся и просто попусту болтает, необходимо его направить к предмету рассказа.
  • Если вы только начали заниматься с сюжетными картинками, то начните с короткого рассказа.
  • Чтобы сразу заинтересовать ребёнка подобными занятиями, попробуйте начать с весёлых картинок. Дети любят юмор не меньше взрослых и с удовольствием расскажут вам смешную историю.

И конечно же, родителям юных рассказчиков необходимо помнить о терпении и тактичности. Со временем малыш всему научится, даже если ему, возможно, потребуется чуть больше времени, чем его сверстникам.

Софья Рогозинская

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

I. Подготовительная работа.

1. Что ты представляешь, когда слышишь словосочетание день рождения?

2. Ответь на вопросы.

Какой праздник отмечает девочка?

Как ты догадался, что у неё день рождения?

Какое настроение у детей? Почему?

Как обычно веселятся дети на дне рождения?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«День рождения».

«На чудесном празднике».

«Подарки для девочки».

4. Составь план сочинения-повествования.

5. Замени слова праздник, друзья, отмечать, чудесный близкими по смыслу словами.

6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам праздник, торт, угощение.

7. Какое настроение вызывает у тебя эта картинка? Продолжи ряд слов.

Праздничное, весёлое…

8. Составь из слов каждой строчки предложения.

• У, сегодня, настроение, девочки, праздничное.

• Друзья, её, поздравить, хорошие, пришли.

• Весёлым, получился, и, праздник, незабываемым.

9. Напиши предложения правильно. На столе лежит торт.

Друзья подарили подарки девочке. 10. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой — хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа — деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Составление сказки по картинке – Родителям о детях: воспитание обучение правильное питание развивающие игры и игрушки

С первого класса в школе детей учат составлять небольшой рассказ по предложенным картинкам. Сначала в устной форме, а затем, когда подрастут, и в письменной. Это можно делать и в дошкольном возрасте, дома

Игра развивает внимание и правильный подбор слов, которыми ребенок будет описывать изображение на картинке. К тому же, это поможет ребенку формулировать свои мысли, а родителям узнать много нового и интересного о своем чаде

Таким образом, игра обоюдно полезная и родителям и детям.Для игры берется незнакомая малышу картинка, на которой изображены те мотивы и сюжеты, которые больше всего ему нравятся. Для девочек подойдут картинки с принцессами, для мальчиков – с рыцарями или супер-героями. Дальше задачей ребенка будет придумать небольшую сказку с использованием картинок. Сюжет не обязательно должен быть взаимосвязан, главное у ребенка должен получиться рассказ в виде сказки.С первого раза сюжет сказки может не получиться, тогда нужно попросит малыша просто рассказать, кто мо его мнению главный на картинках, чем он занимается и кто возле него. После этого стоит попробовать натолкнуть юное создание на мысль, что героев картинок можно связать с определенным сюжетом, кто из них друг, а кто враг, что они могут делать вместе. Затем можно обратить внимание малыша на выражение лиц героев на картинках и спросить, что он думает о характере героев, добрые они или злые. Ребенок может предположить, что дальше будет делать герой картинки, и какое время года изображено.Обязательно стоит интересоваться, почему ребенок думает именно так, пусть он рассказывает как можно больше. Таким образом, ребенок практически составляет сказку. В заключение можно попросить его еще раз обобщить все сказанное. Ни в коем случае нельзя холодно или равнодушно относиться к детскому рассказу, ребенок обязательно должен видеть и чувствовать, что взрослым интересна его сказка.

В возрасте пяти лет ребенок готов начинать узнавать новые сведения об окружающем мире. Ему интересны уже не…

Эта игра известна давно. Как и во всех детских играх, здесь недопустимы элементы насилия, дети должны только…

Для развития зрительно памяти у ребенка можно использовать несколько видов игр.Перед малышом выкладывается несколько картинок и с…

Взрослый произносит гласные звуки, и наблюдает за ребенком, копирует ли тот поведение взрослого. Звуки повторяются несколько раз…

< Предыдущая   Следующая >

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.

Грусть или радость

Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.

Гусенички

Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте  «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он  дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.

Рассказ

Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:

  • Кто изображен на первом рисунке?
  • Какое настроение у девочки и ее подруги?
  • Как изменились их чувства?
  • Почему это произошло?
  • Что будет дальше?

Секрет хорошего настроения

Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.

Мы не ленивые, мы трудолюбивые

Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.

Где это случилось

Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках,  с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).

Собери лицо

Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.

Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.

ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ. I. Подготовительная работа.

1. Продолжи ряд слов.

Осень — это дождь, листопад…

2. Расскажи о времени года, отвечая на вопрос.

Какая бывает осень? — Золотая, унылая…

3. Ответь на вопросы.

Какой период осени изображён на картинке? Почему ты так думаешь?

Какие деревья ты узнал?

Какие краски использовал художник, чтобы изобразить осенний лес?

Какое настроение создаёт эта картинка?

4. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Осень в лесу».

«Листопад».

«Краски осеннего леса».

5. Составь план сочинения-описания.

6. Подбери к словам берёза, дуб, клён, ель сравнения, образные слова и выражения.

7. Подбери как можно больше глаголов к слову листья.

8. Из слов каждой строчки составь предложения.

• Дождь, в, шумит, золотом, лесу.

• Опускаются, на, листья, разноцветные, медленно, землю, клёна.

9. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.

«Про ребят и про зверят». Сюзанна Бялковская.

Книга — альбом для рассматривания и рассказывания вместе с детьми. В альбоме собраны замечательные картинки  и задания в картинках для малышей.  Альбом также из серии веселых картинок для дошколят.

Что Вы найдете в альбоме для речевых занятий и бесед с детьми:

Первое. Замечательные идеи — картинки  для придумывания историй, сказок, рассказов с детьми, то есть для развития речи и мышления, воображения дошкольников. Например, нам понравилась такая идея:

Сначала мы читаем четверостишие. Далее мы придумываем, что же случилось и почему морковка пропала.:

  • Обсуждаем,   что могло произойти,   с чего всё началось, что случилось и чем закончилось.
  • Рассказываем или записываем  нашу историю. Если сочиняло несколько детей, то внимательно выслушиваем все варианты. Диктовка происходит так — ребенок диктует, я пишу под его диктовку. Такой прием называется «ситуация письменной речи».  Диктовка побуждает дошкольника точнее подбирать слова и строить предложения последовательно и связно, не повторять одни и те же слова в тексте.
  •  Когда сочиним разные варианты,  то читаем что же было на самом деле —  вариант художника из книжки

Самое главное в таких заданиях для словесного творчества — не угадать замысел художника, а развить воображение малышей, научить их видеть нестандартные выходы из непредвиденных ситуаций.

Второе.  Серии юмористических картинок для придумывания веселых рассказов вместе с детьми и  обучения малышей видеть причинно — следственные отношения (11 серий картинок). Темы  разные, но все очень веселые и интересные:  «Как мышонок крокодила победил», «Впечатлился», «Поторопились», «Новогодние приключения елочки», «Не поделили», «Вот это помощники!», «Как Саша сам себя наказал», «Не растерялся», «Незадачливый фотограф», «При наличии смекалки помогут лыжи и палки» и другие.

Третье — задания в картинках для развития воображения, мышления, внимания детей:

  • Это правда или нет? (найти ошибки в путанице),
  • Картинка для составления диалогов (придумай, кто что говорит)
  • Зима в лесу —  найти небылицу и правду на картинке
  • Много картинок с ошибками для развития внимания,
  • Детские стихи в картинках.

В альбоме замечательные иллюстрации детской художницы с.К. Бялковской — иллюстратора детских книг, открыток, мультфильмов, очень яркие, добрые, веселые и дарящие радость и детям, и взрослым.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Такой вид рассказывания подойдет для старших дошкольников, 6-7 лет. Он развивает связную речь и творческое мышление. У дошкольников богатая фантазия. Если направить её в нужное русло, можно развивать творческие способности детей.

Смысл творческого пересказа или описания – ребёнок сам придумывает сюжетные линии или концовку.

Начинать нужно с реалистичных рассказов. События вполне могли бы происходить в реальности. Нужно придумать продолжение истории. Самые сложные рассказы связаны с описанием природы. Детям ещё трудно выражать своё отношение к ней.

Вспомогательные вопросы помогают детям выражать мысли.

Методика работы с незаконченным сюжетом

1. Ребёнок раскладывает картинки в нужном порядке.

2. Нужно составить по сюжету рассказ.

3. Взрослый даёт инструкцию: «А теперь давай подумаем, что произошло дальше…».

Можно брать те же картинки, что использовались к составлению полных рассказов. Просто последние нужно убрать. Желательно, чтобы ребёнок ещё не сталкивался с ними. В этом случае он просто вспомнит сюжет, а не придумает его.

Взрослому, когда он читает вслух детские рассказы, рекомендуется иногда спрашивать у ребёнка, как он поступил бы в данной ситуации? Или попросить придумать, что произошло бы, если бы герой поступил по-другому.

Домысливания учат ребёнка осмысливать прочитанное и формируют самостоятельное творческое мышление.

Обучение творческому рассказу дошкольников способствует развитию грамотной речи и развивает мышление.

После того как дошкольник научился придумывать концовки или даже сюжетные линии, можно приступить к сочинению сказок.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

Задачи:

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.

Словарь:

грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».

Подготовительная работа:

  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.

Оборудование:

серия картинок (4 шт.), мячик.

Ход занятия

1. Организация внимания:

Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

2. Вступительная беседа:

— Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

— Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

— Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

— Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

— Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

— Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

— Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

— Вам понравился рассказ Вики?

— Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

— Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины). 4

Физминутка

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

— Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

— А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

— А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

— Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

— Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

6. Итог занятия.

Логопед дает оценку рассказам детей.

Литература:

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
  • Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
  • Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

2. Сладкоежка и все-все-все. Продолжение предыдущего сборника по материалам журнала «Веселые картинки» (второй выпуск).

«Сладкоежка и все-все-все» — это самые лучшие материалы из архивов журнала «Веселые картинки» в одной книжке. Данная книга — второй выпуск в серии, продолжение предыдущей книжки Про девочку Машу и куклу Наташу». Книжка замечательная! Просто кладезь для игровых занятий с малышами — дошкольниками! Дети с удовольствием рассматривают картинки, отвечают на вопросы по ним, угадывают, что было дальше, определяют последовательность событий, описывают картинки. Очень рекомендую эту книжку и родителям, и воспитателям детских садов, и детским психологам, и логопедам.

Что Вы найдете в книжке для развития речи ребенка:

— множество серий картинок для рассматривания с детьми и составления юмористических рассказов и про Машу и Наташу, и про других героев —  27 сюжетов (27 серий картинок),

— развивающие задания для дошкольников. Например,

  • «Сказкоград» — пройти по городу на картинке  и рассказать, кто тут из какой сказки
  • «Помог ли Петя бабушке?» — задание на сообразительность.
  • «Гости из жарких стран» — ребенок узнает животных на картинке,
  • «Кто в каком доме живет?» (профессии)
  • «Ракета » — нужно угадать, кого не взяли в космос и почему (задание для развития восприятия — надо разглядеть персонажа, спрятанного в узоре на этом рисунке),
  •  «В лесу» (надо найти спрятанную на картинке лису)
  • Картинки — небылицы (что перепутал художник) для развития внимания ребенка.

— очень много интересных  разворотов с сюжетными картинками  для составления рассказов и сказок («Весенний базар», «Надо — надо умываться», «Звериная столовая», «В гости к цапле», «Лодочная станция «Лепесток»)

— тексты с «дырками — картинками», в которых мама (или другой взрослый)  читает текст, а малыш ей помогает называя картинки по ходу текста,

-сказочная азбука в картинках (каждая буква — сказочный герой).

— комиксы про Петю Рыжикова и про Сладкоежку из архивов журнала «Веселые картинки».

Книжку дети готовы рассматривать, не выпуская из рук очень долго! Да и взрослым она подарит и улыбку, и интересные идеи для развития речи детей и диалогов с ними.  То, что стали переиздавать такие книжки — это большой подарок всем нам — родителям и педагогам.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям

Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса

Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Как зонт превратился в гнездо.

Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.

Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.

Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.

Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.

Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.

Почему у Луны нет платья.

Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.

За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.

Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.

И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.

У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Что необычного ты видишь на картинках?

Чем сказка отличается от рассказа?

Что на картинках сказочное, а что — реальное?

Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Путешествие Вани в сказку».

«Волшебное превращение Бабы Яги».

«Сказочное приключение».

«На добрый привет добрый ответ».

4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.

Жили-были…

6. Продолжи предложения.

Подул ветер…

Ваня собрал свои вещи…

Мышка рассказала Ване, что…

7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

8. Определи границы предложений.

Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: