Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.
Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:
- Нет проблем с произношением — у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
- Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
- Достаточное владение речью — богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
- Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
- Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ.
Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. - Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. - Что было дальше?
Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями:
Четвертый этап обучения
На очередь простым предложениям приходят распространенные. Ваше чадо уже совершил первый важный шаг в своем развитии: узнавание отдельных слов и понимание их значения. Второй шаг, который происходит на этой ступени, — узнавание слов в предложениях и понимание их в совокупности, как более сложные понятия.
Итак, здесь действует тот же принцип, что и на третьей стадии. Вы постепенно увеличиваете количество слов в предложении. Например, начиная с «Собака лает» и заканчивая «Собака громко лает возле дома».
Постепенно продолжайте все также уменьшать шрифт и увеличивать количество слов. Также к концу четвертого этапа приходит время, чтобы сменить красный цвет фломастера на черный.
Изучаем и запоминаем буквы
Знакомство с буквами начинайте с постановки целей. Объясните, для чего это нужно знать. Расскажите о возможностях, которые открывает книга, о письменности, культуре разных народов. Основная задача — заинтересовать малыша.
Мотивацию продолжайте на простых примерах букв. Начните с гласных, например А, У. Детсадовец быстро их запомнит, научится писать, сможет прочитать первое слово: АУ!!! Когда поймет, что читать совсем несложно, уроки могут быть занимательными и веселыми, двигайтесь дальше. Сочетайте новые буквы со складыванием слогов, простых слов.
Еще один вариант знакомства с буквами — изучение с привязкой к картинке. Для этого нужны буквари или азбуки. М – машинки, Т – тортик, В – ворона и т. д. Этот метод необходим детям-визуалам. Для быстрого запоминания символов, начертания алфавита используйте лепку, разукрашивание букв, обводите их в прописях.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Игры на изучение букв
- Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
- Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
- Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Рыболов»
Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Читаем по слогам
Буквы выучили, переходим к чтению по слогам. Опять используем игры как наиболее интересный и эффективный инструмент.
Первая игра. «Маленькие слова».
Придумываете вопросы или истории, ответ на которые состоит из двух букв.
— Что нужно кричать в лесу, если заблудишься? — Ау
— Как мычит коровка? — Му
Малыш сообразит, что только из 2-х буковок можно уже составить маленькое слово. Скажите ему, что он уже немножко умеет читать и это подстегнет его азарт к учебе.
Вторая. «Сложи слог».
Она похожа на те, в которые вы играли, изучая алфавит. Но здесь показываете по очереди две буквы, объединяете в слог и предлагаете ребенку прочесть. Можно разнообразить игру, предложив карапузу придумать интересные истории про буквы. Например: где (почему? как? зачем?) «м» нашла «а». Как потом будет называться их семья?
Третья. «Буквы-подружки».
Сочиняете рассказ о 3-х (2-х) подружках: «с», «т», «р» (ваш вариант). Предлагаете малышу поискать в книжке (СВОЕЙ!) слова, где они все вместе. Например: страшилка, странник, страница, стрелец и т. д.
В какую бы игру вы не играли, не принуждайте ребенка, если интерес к этому занятию пропал. Только имея желание, он сможет научиться читать. А чтобы желание было, придумывайте новые игры, беря за основу вышеперечисленные. Можно предложить крохе самому придумать игру. В общем, приложите фантазию.
Учимся читать слова
К данному этапу приступаем, только когда чтение по слогам не представляет для вашего малыша никаких трудностей. Начинайте с простеньких слов из 3-х букв. Дальше усложняйте задание, увеличивая число букв. Предлагайте ребенку на прогулке читать вывески и рекламу. ОБЯЗАТЕЛЬНО хвалите его, поощряйте, пусть у малютки закрепиться мысль, что он самый сообразительный и умный.
Ни в коем случае не торопите своего малыша. Пусть лучше он дольше читает только короткие слова, но зато у него сохраниться любовь к чтению.
Почему нельзя использовать картинки к буквам?
Используя такой алфавит, вы осложните малышу чтение. Все очень просто. Изучая букву, возле которой находится картинка, малыш ассоциирует изображение с буквой. Вроде то, что и нужно. НО!
Первое! Что если, например, вместо мяча (буква «М») малыш видит шар? Или «А», на которую практически всегда рисуют арбуз (чаще даже не целый, а дольку)? Как вы объясните, что это именно «АРБУЗ», а не «КУСОК» или «ДОЛЬКА»? Ведь это совсем другая буква. Ведь многие ребятишки очень часто имеют свой особый взгляд на вещи. Вы можете быть уверены, что ваш ребенок на картинке видит именно нужный предмет? Что если «Ш» у него ассоциируется со словом «МЯЧ», или наоборот? Ошибки при чтении ему наверняка обеспечены.
Второе! Вы сделаете медвежью услугу ребенку, так как каждый раз при чтении ему придется проделывать трудную умственную работу. А то, как же! Если кроха выучит буквы при помощи изображений, каждый раз ему придется в голове к КАЖДОЙ букве подбирать образ. Потом, произнеся про себя слово к картинке, выделять нужный звук. В конце, нужно все выделенные звуки объединить в слово. И т. д. и т. п. Представили себе эту титаническую работу мозга? Бедный малыш! После подобного «чтения» он устанет, как прилежный студент после сессии. А возможен вариант, что ему вообще перехочется читать. И оно вам надо?
Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях
Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.
С чего начинать обучение чтению по слогам?
Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному
Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.
Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего
Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.
Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Слоговая таблица
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях
Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:
- Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» — он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
-
Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.
- Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.
Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.
Что должен знать ребенок для обучения
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
- уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
- знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
- бегло считать в пределах 5, а то и больше;
- иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
Слоги для чтения: карточки и таблица
Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.
Как научиться читать?
В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных
Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.
Игры для обучения чтению
Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.
Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.
На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.
Слоговые таблицы
Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
Учимся читать. Игры для обучения чтению
Первая игра для обучения чтению. Назовем ее «Запомни букву».
Вначале сделайте заготовки. Нарисуйте карточки с буквами алфавита. Процесс: выкладываете 3 карточки (можно больше, но лучше начинать с 3-х и постепенно увеличивать число) и называете каждую букву. Предлагаете своему крохе запомнить их. Дальше, даете ребенку задание. Например: «Сейчас ты отвернешься, а я уберу одну карточку, а ты скажешь, какой буквы не хватает».
Игра эта не только поможет выучить алфавит, но и послужит отличной тренировкой памяти.
Советую вам играть по очереди. Раз малыш угадывает, а раз – вы. Так игра для него будет намного интереснее. Угадывая сами, иногда «ошибайтесь», подыгрывайте ребенку. Когда он правильно называет – обязательно хвалите.
Всегда нужно говорить своему карапузу, какой он умный, наблюдательный, внимательный и прочие хорошие слова. Это стимулирует его интерес и стремление добиться еще лучших результатов в игре.
Уже готовые карточки из предыдущей игры послужат вам и для следующей.
Вторая игра для обучения чтению. «Назови букву».
Игра похожа на первую, но принцип немножко другой. Говорим: «Сможешь ли ты назвать букву, которую я сейчас покажу. Она ОЧЕНЬ сложная!» и показываете ребенку карточку. С первой игры вы уже знаете, какие буквы малыш знает хорошо, а какие для него еще трудны. Поэтому вначале показываете те, которые он уже хорошо знает. Чередуйте выученные буквы со сложными. Обязательно помогайте ему, если он не справляется. Но делать это надо не навязчиво, а так, будто он САМ вспомнил.
Вновь тот же совет – играйте по очереди: раз вы загадывает, а раз – малыш. Чтобы ему было интереснее и веселее, делайте умное и задумчивое лицо, когда «пытаетесь» угадать букву. В «особо сложных» случаях, просите у него совета или у других домочадцев. Чаще проигрывайте, чтобы ребенок думал, что знает уже больше вас.
Третья игра. «Найди букву».
Из готовой стопки карточек вынимаете одну, показываете, называете (или малыш сам называет, если уже знает эту букву) и предлагаете найти такую же в его собственной БОЛЬШОЙ и СУПЕРИНТЕРЕСНОЙ книжке. Еще лучше, если вы одновременно с ним ищете, но ребенок, ЕСТЕСТВЕННО, находит первым.
Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги
Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой
После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Как быстро научить ребенка читать по слогам?
Игра «Читаем по слогам»:
- Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
- Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
- Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги
Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.
Как работать с текстами
Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:
Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося
Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного
Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
Не торопите ребенка
На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.
Алгоритм обучения
Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:
-
заучивание букв и обозначающих их звуков;
-
складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
-
складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.
Общие принципы обучения
Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:
-
Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
-
На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
-
К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
-
После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
-
Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.
Общие рекомендации
Перед тем как переходить непосредственно к играм по выработке навыков чтения, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями данного метода.
Опытные педагоги дают такие рекомендации:
- Занятия должны быть регулярными. Пусть они будут короткими, например по 5-10 минут, но ежедневными. Эффект будет лучше, чем если вы станете заниматься по 45 минут, но 1 раз в неделю.
- Так как научить ребенка чтению можно даже во время прогулок, нет необходимости усаживать его за парту: он все равно не высидит положенное время. Заниматься можно где угодно: на детской площадке, рисуя мелом на асфальте или палочкой по сырой земле, проходя мимо магазинов и читая надписи на витринах и вывесках, рекламных баннерах и т. д.
- Обучение проводить лучше после того, как ребенок выспался и поел: когда он сыт, весел и активен, процесс пойдет быстрее.
- За все удачные попытки хвалите ребенка, не зацикливайтесь на его неудачах. Занятия должны проходить в виде игры и вызывать радость, а не разочарование.
- Лучше научить ребенка произносить звуки, а не сами буквы, так он быстрее освоит в дальнейшем слоги.
Лучший возраст
Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.
Начинать лучше в 4,5-5 лет
В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв
Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.
Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу
Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.