Как научить ребенка 4-5 лет выговаривать букву “р” без логопеда: учимся правильно произносить звук в домашних условиях

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», по несколько минут повторяйте их каждый день.
  1. Можно также подобрать и произносить набор слов, в которых есть буква «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  1. Делайте своеобразную гимнастику для языка. Попытайтесь изо всех сил кончиком языка дотянуться до носа, а затем до подбородка, задержите язык в напряженном состоянии на несколько секунд.
  1. Откройте рот настолько широко, насколько сможете, челюсти должны быть в напряжении. В таком положении постарайтесь достать кончиком языка до неба. Зафиксируйте это положение в течение 10 секунд.
  1. Как ни странно, хорошо помогает изучение разговорного английского языка. Специфическое произношение английского звука «р» невольно заставляет ставить язык в нужное положение и незаметно растягивает «уздечку». Так что займитесь изучением английского – убьете сразу двух зайцев.
  1. Запишите на диктофон свои упражнения в первый день, а потом через неделю и сравните. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если через месяц занятий не будет заметного эффекта, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться выговаривать эту букву и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа наградила вас этой маленькой неприятностью. Ее довольно легко исправить. Немого упорства и терпения, и перед вами откроются те двери, которые раньше были закрыты.

Что делать?

Когда родители замечают что-то не соответствующее нормам, они начинают усиленно искать решение проблемы, какие-то доказательства нарушения или, наоборот, доказательства правильного порядка вещей. Таким образом и происходит первая встреча с логопедом, к которому обращаются с вопросом, как наладить речь ребенка. Нарушений может быть несколько:

  • неправильное произношение звуков;
  • «проглатывание» части слова;
  • неправильное построение слов и фраз (перестановка звуков и слогов местами);
  • невозможность смысловой передачи информации через речь.

Это наиболее распространённые трудности, которые возникают у детей при развитии речи, и опытный специалист приложит все усилия, чтобы исправить положение

Но не стоит забывать, что во всём происходящем с ребёнком очень важно участие родителей — без их помощи не справятся ни ребёнок, ни логопед

Какова же роль родителей в данном процессе? Она колоссальна. Именно от речи взрослых, которые окружают малыша, и зависит его способность к усвоению информации и возможность грамотной поставленной и связной речи. Что могут сделать родители?

  • Чётко и внятно проговаривать собственные действия, окружающие предметы и т. д.;
  • Мягко, но постоянно исправлять ошибки ребёнка;
  • Проводить с малышом занятия в игровой форме, обучая правильной речи;
  • Минимизировать состояние стресса, страха и негативных ощущений.

Но это самые основные, «внешние» факторы. Не меньшую роль играет сама структура домашних занятий и их методы. Рассмотрим подробнее.

Особенности домашних занятий

Как известно, от сил, прилагаемых родителями к развитию ребёнка, это развитие напрямую и зависит

Однако как и в любом другом деле здесь очень важно не переусердствовать, а для этого важно помнить про возрастные нормы развития и взаимосвязи в нём

Итак, 1 год — ребёнок начинает говорить

Очень важно в этот момент заменить простенькие «бибика», «ням-ням» и прочее на взрослые слова — «машина», «еда» и т. д

В этом возрасте дети очень быстро впитывают окружающую информацию, и даже если речь ещё далека от членораздельности и понятности, то все слова и произносимые окружающими словоформы прочно откладываются в мозге.

К 3 годам словарный запас ребёнка увеличивается, равно как и его речевые возможности

Можно использовать более сложные конструкции, крайне важно следить за чистотой собственной речи. В этом возрасте можно начинать занятия для лучшего развития — изучение букв, постановку звуков

Для этих целей хорошо подходят упражнения из артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр (развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие головного мозга, что также хорошо сказывается на развитии речи).

При постоянных занятиях уже к 6 годам ребёнок будет иметь внушительный словарный запас, поставленную речь и способность изъясняться сложными конструкциями.

Важная особенность заключается в том, что на 3 года приходится кризис развития «Я сам», и очень важно заинтересовать ребёнка в занятиях. Кроме того, сами занятия должны проходить в увлекательной игровой форме — в виде историй, приключений, сказок, при этом задействованность в них ребёнка должна быть значительной

В то же время и взрослый должен демонстрировать собственным примером заинтересованность в происходящем, дети чаще соглашаются что-то делать вместе со взрослыми, а не в одиночку.

Ещё один нюанс — ни в коем случае не нужно делать из развивающих занятий подобие школы с её уроками

Маленькие дети физически не способны концентрировать своё внимание дольше 5 минут на одном и том же предмете, даже если очень надо. Старайтесь подбирать моменты, когда малыш наиболее спокоен и готов к восприятию

Старайтесь не давить и не заставлять — лучшим вариантом будет, если дитя будет само предлагать позаниматься. Не отвергайте его желаний — таким образом вы сформируете полезную привычку и сохраните интерес к этим действиям.

Но здесь возникает вопрос — а какую именно литературу использовать для развития речи и правильной её постановки?

Упражнения для постановки звука «р»

Для постановки «р» используются совершенно другие звуки, благодаря чему ребенок учится не только правильно выдувать воздух и ставить язык, но и самопроизвольно «выскакивает» «р-р-р-р»:

  1. На мощном выдохе произносить «ж-ж-ж-ж». На этом звуке положить ребенку под язык деревянную палочку (шпатель, как на мороженом). При жужжании нужно колебать палочкой, благодаря чему создается нужное вибрирование.
  2. Произносить «за-а-а», но при условии, что язык будет находиться сзади.
  3. Слог «зи-зи» поможет произносить мягкое «р». Делать это нужно при помощи той же деревянной палочки (можно использовать обратный конец чайной ложки).
  4. Каждый произносимый слог дополнять окончанием «р-р-р».

Некоторые способы постановки звука «р» вы найдете в следующем видео:

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Упражнения для начинающих

Упражнение 1

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Упражнение 2

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Упражнение 3

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Упражнение 4

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Упражнение 5

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Упражнение 6

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Важно

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Обратите внимание

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

  • «Язык как качели». Рот нужно широко открыть, и совершать маятникообразные движения языком: вверх-вниз (несколько подходов), влево – вправо (несколько подходов). Завершающим этапом является счет зубов верхней и нижней челюсти. В это время родители должны четко произносить: «РРаз», «два», «тРРи» и т.д.
  • Облизывание губ. Нередко родители ругают детей за то, что они облизывают губы. На самом деле, это довольно полезное занятие. Но выполнять это упражнение нужно правильно. Начинать нужно с медленного облизывания верхней губы, переходя на нижнюю. Движение языка вначале упражнения должно быть по часовой стрелке, после – против. Завершить упражнение нужно попыткой дотянуться кончиком языка до кончика носа.
  • «Маляр». При сомкнутых челюстях ребенку нужно «покрасить» кончиком языка щеки, все зубки, верхнее небо. Повторить упражнение нужно при полуоткрытой полости рта.
  • «Лошадка». Нужно научить малыша цокать языком и обязательно включить это упражнение в повседневные игры.

Какое ещё произношение неправильное

  1. «Р», произнесённое в нос. Создаётся впечатление, что у вас всегда насморк. Воздушная струя, участвующая в качественной артикуляции перенаправляется в нос. Подвижность языка отсутствует. Рот широко открыт. И вместо «Р» мы слышим «нг», например, «Нгабота», «Нгис». Язык при этом вялый и совершенно не вибрирует.
  2. Губное «Р». Правильная вибрация – 90% успеха, но здесь мы сталкиваемся с тем, что вибрация уходит в губы. Это мешает четкому проговариванию. Получается микс звуков: «тпр». Вам наверняка часто доводилось слышать, как совсем малыш играет с губами и выдаёт забавные звуки. Это тот самый случай, но уже закрепившийся.
  3. Замещение звука. «Р» в такой речи заменяется на различные звуки, чаще на «л», «г», «в». Например, «лотик», «готик», «вотик» вместо «ротик».
  4. Отсутствующий «Р». Если малышу трудно произнести звук или у него плохо получается, он просто пропускает его в словах. Получается «ынок», «коова», «ыба», «акушка», «ченый котенок».

Зарядка для языка

Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы было интересно и легко.

Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка.

Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.

  1. Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
  2. Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
  3. Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
  4. Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
  5. Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
  6. Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
  7. Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».

Бывают случаи, когда даже регулярные и верно построенные занятия не приносят результата, тогда родителям стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за речью.

Дело в том, что есть серьезные заболевания, которые проявляются таким образом. К примеру алалия и дизартрия. Что такое дизартрия и как ее распознать читайте в материале по нашей ссылке.

1 этап – подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука

Важно! Артикуляционную гимнастику выполнять строго перед зеркалом. Взрослый показывает, а ребёнок одновременно, смотря на себя в зеркало, повторяет

Тренировки должны быть регулярными и постепенно ваш сын или дочь осваивают комплекс упражнений.

Упражнения «Заборчик» — «Трубочка» чередуются 5-10 раз.

Упражнения «Качели», «Часики» выполняются в медленном темпе!

Упражнение «Грибочек» выполняется статично. Если у ребёнка не получается освоить упражнение, попросите его поцокать язычком, «как лошадка». Пока малыш цокает, остановите его в тот момент, когда язык оттолкнется от нёба. Далее предложите дошкольнику продвинуть язык за передние зубки, не отрывая от нёба, тогда получится упражнение «Грибочек». Обычно, чтобы добиться растяжения языка, поднять его наверх и дотянуться до альвеол уходить 2-3 занятия.

При выполнении упражнения «Барабан» предложите ребёнку спрятать язычок за передними зубками, как показано на картинке, а потом «побарабанить» туда, произнося чётко и отрывисто звук «Д».

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Как ребенок может коверкать «Р»

Неправильное произношение звука «Р» называется ротацизмом. Проявляется дефект речи звуками, которые заменяют нужную букву («Л», «Й», «Ы», «В», «ГХ») и другими. Прежде чем определить упражнения на постановку звука «Р», необходимо понять, как именно ребенок проговаривает его. Это происходит следующим образом:

  • Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
  • Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
  • Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
  • Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
  • Кучерское «Р». Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
  • Параротацизм. Это явление замены звука «Р» на другой, например Г.Л,В.
  • Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.

7 заданий для формирования правильного произношения

Эти упражнения выполняют ежедневно.

Часы с кукушкой

Рот округлен, губы напряжены. Малыш высовывает кончик языка в отверстие между губ и прячет обратно.

Дрожалка

Во время выдоха малыш поднимает и опускает кончик языка, касаясь губ.

Смешная рожица

Губы растянуты в широкой улыбке. Кончик языка находится между зубов. Ребенок смыкает и размыкает зубы.

Маленькая лошадка

Сильно дуть на расслабленные губы, стараясь заставить их вибрировать.

Барабанщик

Быстро и резко произносят звук «д», ударяя кончиком языка по альвеолам.

Зубная щетка

Малыш водит языком сначала по верхнему, затем по нижнему ряду зубов.

Присоска

Спинка языка прижата к небу. Воздух втягивают внутрь, чтобы язык прилип к поверхности.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств

Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.

Упражнения для языка

  • «Иголка». Попробуй сделать язычок узким и острым. Получается? Покажи.
  • «Лошадка». Подковы лошадки звонко цокают по мостовой. Изобразим этот звук языком.
  • «Сластена». Как ты облизываешь губы, если на них осталось вкусное варенье?
  • «Качели». Попробуй дотянуться до носа кончиком языка. А теперь — до подбородка. Нужно повторить несколько раз.
  • «Маляр». Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.
  • «Трубочка». Язычок высовываем в форме трубочки.
  • «Парус». Открываем рот. Язык ставим наверх за зубы и начинаем дуть на язык, словно ветер надувает парус.

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Общие принципы

Р и Л — сложные звуки, поэтому учить им ребенка можно только после того, как он научится выговаривать все остальные (шипящие, свистящие, В, Ф и другие). До этого времени сложные упражнения будут бесполезны: ребенок учится постепенно, наберитесь терпения. Особые затруднения возникают именно со звуком Р — в русском языке он образуется сложно, в этот процесс вовлечен почти весь артикуляционный аппарат, для его образования нужны точные движения языка.

Обратите внимание, что говорить «выговаривать букву Р» — неправильно. То, что мы произносим, это звуки, буквы — знаки при письме

Даже если вы просто говорите так по привычке, ребенку нужно объяснить, чем отличается буква от звука, это пригодится в школе.

  1. Занятия с дошкольником обязательно должны быть интересными, игровыми, даже если они длятся всего 10-15 минут. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, он будет легче запоминать и быстрее научится верному произношению.
  2. Сначала нужно научить ребенка выговаривать звук Р отдельно. И только когда он уже будет хорошо «рычать», можно перейти к упражнениям на слоги и слова с трудным звуком. Когда ребенок будет чисто говорить Р в словах и слогах, можно тренировать Р в речи, учить скороговорки.
  3. Занятия будут занимать примерно полчаса в день, но само обучение может быть довольно долгим, от нескольких месяцев до года. Обязательно хвалите ребенка за его успехи! Причем обычного «Молодец!» недостаточно — говорите конкретно, чему новому научился сегодня малыш: «Ты сегодня научился цокать, как лошадка» или «Уже получается делать широкий язычок».

Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

  • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
  • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
  • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
  • Ребенок говорит в нос.
  • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
  • Малыш глотает слоги.
  • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
  • Ребенок говорит монотонно.
  • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
  • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
  • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Работа логопеда

С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений. Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).

Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:

  • разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
  • демонстрация правильности произношения;
  • объяснение необходимости вибрации языка;
  • использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.  

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Звук «К»

На канале детской театральной студии «АртЭко»
представлен видеоурок для улучшения дикции и техники речи. Особый акцент
делается на отработку согласной буквы «К», которая иногда не звучит из-за
недостаточной активности и тренированности речевого аппарата. Показан ряд упражнений
для исправления положения и достижения четкого произношения: несложные фразы и
примерные скороговорки, в которых буква проговаривается в сочетании с гласными.
Маленькие актеры повторяют их медленно, с разной интонацией (поругать,
похвалить, возмутиться). По мере освоения темп ускоряется. Занятие проходит в
интересной игровой форме.

Игры для развития навыка

Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения

Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.

Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:

Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку. Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.
Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.

Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.

Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, , 6 месяцев и полтора года. Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить

А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность

Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.

В каких случаях обращаться за помощью к логопеду

Как говорилось выше, самостоятельно научить свое чадо правильному произношению Р возможно. Однако более верным решением станет обращение к логопеду, так как при осмотре грамотный специалист проверит фонематический слух, уздечку, тонус, горловой Р и сможет выявить точную причину трудностей. А также составит индивидуальную систему для формирования внятной и четкой речи.

Занимайтесь артикуляционной гимнастикой с ребенком постоянно. Если у вас лично не хватает времени, берите уроки у логопеда, не оставляйте проблему на самотек

Первичный визит стоит запланировать в возрасте 2-3 лет. Он заключается в плановом осмотре перед началом посещения детского сада. Помимо логопеда, должен проводиться осмотр невропатологом, чтобы исключить заболевания головного мозга.

2 этап – дыхательная гимнастика

Важно! Даже в домашних условиях дыхательную гимнастику выполнять не более 2-3 минут, иначе у ребёнка может возникнуть головокружение. Заниматься нужно в свободной одежде, не сковывающей движения

  1. Сначала попросите ребёнка глубоко подышать. Глубокий вдох носом, длинный выдох ртом.
  2. Затем переходите к упражнению «Ветерок». Вам понадобиться лёгкая длинная полоска бумаги (желательно от бумажного платочка или салфетки). Поднесите полоску бумаги к лицу ребёнка и попросите подуть на неё (полоска должна подняться вверх). Следите за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки! Нужно сделать глубокий вдох и затем тихонько подуть на полоску бумаги!
  3. Следующее упражнение «Снежок»: кладём на носик ребёнку маленький кусочек ватки и просим подуть его так, чтобы ватка подлетела вверх. Следите за тем, чтобы воздушная струя выходила спокойно, без рывка. Необходимо наблюдать, чтобы малыш не надувал щёки.

Не всегда у малыша получается сразу.

Упражнения для растяжения уздечки

Абсолютно каждое задание необходимо делать не спеша, широко раскрывая рот.

Стоит осознавать, что речевая гимнастика является существенной нагрузкой для язычка, поэтому необходимо прерываться на небольшой отдых во время выполнения упражнений для устранения дефектов речи у детей.

  • «Качели». Раскрыть как можно шире рот, двигать вверх – вниз языком, касаясь зубов. После этого задержать язычок у верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и натренировать язычок для потягивания вверх.
  • «Футбол». По очереди дотрагиваться кончиком языка то до правой щеки, то до левой, будто катая мяч во рту.
  • «Котенок». Налить немного какого-либо лакомства в тарелку. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш слизал вкусность, как котенок.
  • «Дотянись до подбородка». Для выполнения малышу необходимо дотянуться язычком до подбородка. Чем дальше он дотянется, тем больше уздечка растянется.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: