К.д.ушинский. рассказы о животных

Личная жизнь

Счастье в личной жизни Константин Дмитриевич обрел с подругой детства Надеждой Семеновной Дорошенко, ставшей его женой в 1851-м. Год спустя у пары появился первенец Павел, затем дочери Вера и Надежда и сыновья Константин и Владимир. Сохранился фотографический портрет, где семья предстает в таком составе. В 1867 году рождается шестой ребенок – дочь Ольга, ставшая впоследствии художницей.

Семейство переезжало с места на место вслед за своим главой, но у Ушинских был уголок тихого пристанища, куда те неизменно возвращались: на хуторе Богданка под Черниговом мужчина купил дом.

Интересный факт, что дочери педагога стали продолжателями дела отца: девушки занимались организацией школ и училищ, не жалея времени и собственных средств.

Самооборона

Если нет при себе огнестрельного оружия, то все равно ведите себя спокойно. Смотрите на зверя, даже если она встал на задние лапы. Если он не начал движение в вашу сторону, то пытайтесь отступать, но по диагонали.

Когда встречается целая группа с животным, то необходимо хлопать, стучать любыми предметами, стать плотно друг к другу. Лучше всего, чтобы часть людей залезла на плечи другим. Зверь должен понимать, что ему может противостоять более крупное существо.

Чтобы нападений медведей на людей со смертельным исходом было меньше, рекомендуется при невозможности противостоять притвориться мертвым. Надо лечь на землю животом вниз и прикрыть руками голову. Хищник обязательно начнет обнюхивать тело, но в это время главное — не кричать и не шевелиться. Через какое-то время медведь уйдет.

Где можно встретиться с медведем?

С этими животными можно встретиться практически на всей территории нашей страны. Меньше всего грозит опасность при встрече на территории Кавказа, в Средней Азии и в Подмосковье. Чаще всего известия о том, что медведь убил человека (фото представляет шокирующее зрелище), поступают из Восточной Сибири и Дальнего Востока. В Амурской и Иркутской областях, в Приморском крае также не редки случаи нападения.

Опаснее всего встретить животное весной, когда оно пробудилось от спячки очень голодное. В большинстве регионов этот период приходится на середину апреля. Не меньшую опасность несут особи, которые не впали в спячку, то есть шатуны.

Крайне опасны самки с малышами. Чем меньше медвежата, тем агрессивнее их мать. Самцы опаснее всего себя ведут во время гона, этот период приходится на все лето, в зависимости от региона проживания.

По статистике, нападения чаще всего происходят в дневное время суток.

Медведи на улицах России

Несмотря на варварское отношение к бурым мишкам, на Руси они издревле почитались как священные животные. Например, поводчика с медведем приводили в дом, если скотина сильно хворала. Зверь обходил двор и вдруг начинал рыть землю. В том месте, где медведь рыл яму, находили кости или волосы — предметы заговора. Как вещицы сжигали, так и скот выздоравливал.

Люди верили, что только медведь способен «учуять» чёрную магию. После этого зверь получал награду: стол, на котором стоял мёд, ягоды и фрукты. Однако уважение, которое медведи внушали людям, не помешало сделать из них дрессированных актёров и жестоких бойцов.

«Медведчики (развлечение). Старая Москва». А. Васнецов

ОРЕЛ И ВОРОНА

Жила-была на Руси ворона — с няньками, с мамками, с малыми детками, с ближними соседками. Прилетели из дальних стран гуси, лебеди, нанесли яиц; а ворона стала их обижать, стала яички у них таскать.

Случилось сычу мимо лететь, и видит он, что ворона птиц обижает, полетел и сказал орлу: — Батюшка, сизый орёл! Дай нам праведный суд на воровку ворону.

Сизый орёл послал за вороной лёгкого посла, воробья. Воробей полетел, захватил ворону; она было упираться, а он давай её пинками и поволок-таки к орлу.
Вот стал орёл ворону судить:
— Ах ты, воровка ворона, глупая голова! Про тебя говорят, что ты на чужое добро рот разеваешь: у больших птиц яйца таскаешь.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина! Это всё слепой сыч, старый хрыч, про меня наврал.
— Про тебя сказывают, — говорит орёл, — что выйдет мужик сеять, а ты выскочишь со всем своим содомом — и ну его семена разгребать.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина!
— Да ещё сказывают: станут бабы снопы класть, а ты со всем своим содомом выскочишь — и ну снопы ворошить.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина!

Осудил орёл ворону в острог посадить.

«Медведь на воеводстве» в сокращении

М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» краткое содержание для читательского дневника:

Трёх медведей по очереди отправляют управлять целым лесом. Каждый это делает по своему, и в итоге все получают своё.

Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и современники отзываются без похвалы.

Топтыгин 1‑й

Первый Топтыгин неглуп, но всему предпочитает блеск кровопролитий. В любом разговоре он утверждает:

За это лев производит его в майорский чин и временно отправляет в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.

Распустившиеся обитатели леса заранее начинают его боятся, но план медведя не срабатывает. Он прибывает в лес и сразу напивается. Проснувшись утром, он случайно съедает умного Чижа, любимчика лесного народа.

Лесной народ дразнит медведя. Слухи о таком поступке доходят до льва. Медведь начинает всё крушить, ломать и бесчинствовать, но это не поправляет его дел. По приказу льва медведь разжалован в майоры. Так заканчивается карьера первого Топтыгина.

Топтыгин 2‑й

Топтыгин второй также послан в лес, правда в другой. Он решает совершить крупное злодеяние — уничтожить университет либо типографию… но ничего подобного в лесу не находится — всё уничтожено и разорено до него.

Тогда Топтыгин забирается на двор к мужику и разоряет его хозяйство, но попадается. Лесные мужики недовольны таким положением дел.

Мужики убивают набедокурившего медведя. После этого случая все злодеяния считаются срамными.

Топтыгин 3‑й

Этот медведь — самый умный и рассудительный. Он понимает, что за все злодеяния придётся отвечать, и решает ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

В лесу тем временем всё идёт своим чередом, совершаются натуральные злодейства. Довольный лев производит медведя в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но приходят мужики с рогатиной, и медведя постигает участь всех пушных зверей.

Чему учит детей? Тому, что за любое совершённое зло мы получаем неизбежное наказание.

Это интересно: Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.

Правление Топтыгина Первого

Анализ сказки «Медведь на воеводстве» следует продолжить кратким содержанием рассказов. В первой истории говорится о том, как Лев решил усмирить своих подданных. С этой целью он отправляет туда майора, Топтыгина Первого.

Писатель описывает его как достойного представителя власти. Топтыгин был большим любителем кровопролитий. Вроде и в инженерии что-то понимал, и построить мог. Но о чем бы разговор ни зашел, он заканчивался разговорами о кровопролитии. Поэтому этот майор был идеальной кандидатурой для наведения порядка.

С таким характером его ждала блестящая карьера. Даже народ ждал от него великих злодеяний. Но из-за своей глупости Топтыгин стал посмешищем. Съев маленького, но сообразительного Чижика, медведь вызвал недовольство не только у лесных жителей, но и у Льва. Все были им разочарованы: от него ждали знатного кровопролития, а воевода съел Чижика! Поэтому медведь так и остался простым майором.

Смерть педагога

В последние годы жизни Константин Дмитриевич занимался общественной деятельностью. Но и о педагогике не забывал. Участвовал в съездах, которые вырабатывали общие решения о методиках преподавания или утверждении учебных материалов.

На заре 70-х после смерти сына мужчина с семьей решил перебраться в Киев. Однако по дороге тяжело простудился. Оправиться от недуга педагог уже не смог.

В попытках побороть болезнь преподаватель и писатель остановился в Одессе. Но ему становилось только хуже. 3 января 1871 года Константин Ушинский умер от осложнений инфекционного заболевания и был похоронен на территории Выдубицкого монастыря в Киеве.

История образования. Константин Ушинский

Заметка об истории публикации «Медведя…»

Первый раз читатели увидели произведение в книге «Новых сказок для детей изрядного возраста» – собрании текстов самого автора. Щедрин пишет свою сказку в 1884-м, впечатлившись событиями, которые тогда происходили в России. Публикация текста состоялась в Женеве: Щедрин понимал, что произведение с такими смыслами не пропустят на родине. Шел 1886 год. Российская империя же еще долгое время не видела текстов Щедрина. Лишь в 1906-м, когда литератора уже не было в живых, сказки попали в руки русских читателей.

Гротескный шедевр – плод вдохновения общественно-политическим положением в России в конце XIX столетия. Общественная ситуация отличалась нестабильностью. 1861 год ознаменовался крепостной реформой. Щедрин наблюдал народные волнения, страна находилась на грани переворота. Крестьяне не адаптировались к новым условиям. Люди не верили властям. Реформа не оказала желательного влияния. Чиновники и сам монарх подорвали доверие жителей страны вереницей громких слов и пустых действий.

О композиции произведения

Писатель оригинально выстраивает свое произведение. Анализируемое в этой статье творение Салтыкова-Щедрина включает вступление и три части. Автор сопроводил каждую часть посвящением – одному из лесных воевод.

Соответственно, в честь этих воевод и получили свое название фрагменты текста. Писатель стилизует свое произведение под историческую хронику или летопись. Правда, в тексте нет заключения. Этот прием литератор применил, чтобы придать сказке незавершенность: убитого лесного лидера сменит на троне следующий лидер. Читатель заметит, как близка лесная ситуация к событиям, происходящим в обществе людей. Автор намекает на бесконечность смены властей, и в этой цепочке не важна даже личность верховного правителя, царя.

Фраза, которую писатель предлагает с первых строк повествования, делает композицию еще уникальнее. Именно вокруг начального тезиса разворачивается линия размышлений автора. Ключевая мысль писателя состоит в том, что личные качества не гарантируют человеку карьерный рост. Социальный успех зависит лишь от властной системы и нивелирует отдельного человека. В этой логике кроется ключевой аспект критики Салтыкова-Щедрина. Автор высказывал открытое недовольство бесчувственным механизмом административной машины.

Жанровое своеобразие «Медведя…»

Как мы обозначили выше, по жанру произведение русского писателя является сатирической сказкой. Автор умело высмеивает и критикует на страницах своей сатиры исторические реалии. Щедрин соединяет реальность и фантастику, использует иносказание для изображения актуальных для него общественных проблем. Это позволяет сделать форма сказки. Простота речи, лаконичность и разговорный характер фраз делает текст доступным для широких масс.

С другой стороны, сатира – это идеальный способ разоблачить недостатки власти, административной системы. Писатель изобличает характеры чиновников и их поведение, критикует императора и порядки при дворе.

Педагогическая деятельность

Через 2 года после окончания университета Константин Дмитриевич перебрался в Ярославль. Здесь он устроился в Демидовский лицей, где начал преподавать студентам право, а также финансовые дисциплины. Молодой человек подошел к делу обстоятельно. Он хотел выразить собственные взгляды и передать их подопечным.

Несмотря на дворянское происхождение, Ушинский был прогрессивным человеком. Мракобесие, идеи самодержавного величия ему были чужды. Не особо стесняясь и сдерживаясь Константин Дмитриевич рассказывал о своих взглядах ученикам. Пытался развить в них лучшие качества. Однако начальство Демидовского лицея стремления и рвение преподавателя не оценили.

Фотопортрет К. Д. Ушинского

Очень скоро на Ушинского валом посыпались проблемы. Известно, что на него написали множество доносов в вышестоящие органы, правоохранителям. Вскоре Ушинского обозначили как неблагонадежного.

Основой такого обвинения стали либеральные взгляды и попытки передать свои воззрения студентам. Ситуация стала опасной.

В 1849 против вольнодумца-Ушинского выступил А. Бутурлин, генерал-майор и глава Ярославской губернии, дав ему весьма нелестную характеристику. Против прогрессивного преподавателя выступил и сам Демидов, который был учредителем и попечителем лицея.

Ушинского попросили с места. Власти не желали, чтобы он занимался широким просвещением. В течение почти полугода молодой человек перебивался случайными заработками. Переводил статьи и т.д. Одновременно Константин Дмитриевич пытался найти новую работу. Однако в Ярославле о нем уже хорошо знали и никто не рисковал брать человека с такой репутацией.

Константин Дмитриевич Ушинский

В конце 1849 года Ушинский понял всю тщетность попыток закрепиться в городе. Он перебрался в Санкт-Петербург и устроился в Департамент духовных дел на чиновничью службу. Должность была мелкой и не слишком оплачиваемой. Но для какого-никакого обеспечения бытовых нужд денег вполне хватало.

Рутина продолжалась несколько лет, пока в 1854 один из друзей Ушинского по Демидовскому лицею не предложил ему работу в Гатчинском сиротском институте. Константин Дмитриевич согласился.

Прибыв на место и прочувствовав атмосферу учебного заведения, он быстро понял, что его педагогические таланты тут будут не к месту.

Сиротский институт походил на казарму или концлагерь, где вместо воспитания была муштра на верность царской России и безусловную поддержку любых решений власти. Педагогом он не стал, но устроился на должность инспектора.

Работа была рутинной и неприятной. Впрочем, было для Ушинского и что-то хорошее. Здесь он обнаружил полное собрание сочинений по педагогической науке и деятельности.

При помощи обнаруженной литературы, Константин Дмитриевич занимался самообразованием. И его трудолюбие принесло свои плоды. Взгляды мужчины все еще формировались, но он уже имел представление, куда хочет двигаться.

Вскоре Ушинский подготовил статью «О пользе педагогической литературы». Глубокая публицистическая работа оказалась невероятно популярной в широких кругах. Сам же Константин Дмитриевич получил авторитет как учитель и мыслитель, к которому стоит прислушиваться.

Вскоре К. Д. Ушинский начал сотрудничать со столичными журналами. А в 1859 его позвали на должность инспектора в Смольный институт благородных девиц.

Писатель К. Ушинский

В качестве должностного лица Константин Дмитриевич сумел добиться существенных изменений. В частности устранить разделения образования по сословиям и смог сделать так, чтобы обучение велось на русском языке.

По инициативе Ушинского в Смольном институте открыли специальный класс, где готовили педагогов-воспитательниц. Также студентки получили возможность проводить каникулы у родителей.

Педагогическая деятельность Ушинского как и его идеи устраивали не всех. Глава института Леонтьева обвиняла успешного учителя в вольнодумстве. В итоге Константина Дмитриевича вновь выставили за дверь.

Помимо реформирования образования в отдельно взятом институте Ушинский руководил редакционным отделом «Журнала министерства народного просвещения». Из мелкого листка он превратился в серьезное и авторитетное издание.

Либеральный воевода

Следующий пункт анализа «Медведя на воеводстве» Салтыкова-Щедрина М. Е. — это краткое содержание третьего рассказа. За время правления двух Топтыгиных произошли небольшие изменения. Теперь злодеяния не были главным требованием для попадания на страницы истории

Уже стало неважно, большое ли, мелкое ли — теперь его совершать было неприлично

И эта новость привела Топтыгина Третьего в недоумение. Он решительно не знал, что же теперь ему делать, как управлять-то народом. Осел никаких прямых ответов ему не мог дать, только уклончивый совет держаться на уровне приличий. Медведь и вовсе отказался бы от этой затеи, если бы не щедрое вознаграждение.

Тогда новоявленный воевода не придумал ничего умнее, чем залечь в свою берлогу. Лежа в своем уютном доме, он размышлял о том, как лучше управлять вверенной ему территорией. И вспомнился ему разговор с Ослом, в котором тот говорил, что не нужно мешать народу делать то, что он делает. Ведь основная задача воеводства — это поддержание ранее установленного порядка.

И ведь правда, Топтыгину Третьему достались жители, которые не были такими апатичными, как у Первого, или такими распоясавшимися, как у Второго. Они жили по давно заведенным порядкам. И ничего страшного, что они не всегда отличались справедливостью! Главное, чтобы никаких волнений не было. И эти размышления окончательно успокоили медведя.

Выходил он из своей берлоги только для того, чтобы забрать дань, которую ему приносили мужики. И правил медведь достаточно долго. Но однажды пришли другие мужики и содрали с него шкуру. И это был конец воеводства либерального медведя.

Категорически запрещено

Чтобы не узнать, как медведь убивает человека, старайтесь избегать ошибок, которые совершают люди в момент нападения.

Прежде всего, если наблюдаете перед собой медвежат, ни в коем случае не начинайте их фотографировать, а тем более играть с ними. Срочно уходите из этого места, их мать на 100 % где-то рядом.

Если перед вами оказался медведь, ни в коем случае не спасайтесь бегством. Эти животные — хорошие марафонцы и развивают скорость до 60 км/час. Сколько людей убивают медведи, если первые пытаются спастись бегством? 90 % случаев заканчиваются убийством человека.

При встрече необходимо выпрямиться, поднять руки вверх, чтобы стать выше, и говорить с животным. Ему необходимо обязательно показать, что перед ним человек. Голос должен быть спокойный, без резких выпадов и криков. Если медведь становится на задние лапы, это совершенно не означает, что он опасен, ему просто интересно и он пытается рассмотреть все с максимальной высоты. Ни в коем случае не показывайте, что боитесь. Старайтесь медленно передвигаться в безопасное место.

Если поняли, что медведь вас не заметил, постарайтесь уйти незамеченным. Потихоньку отходите, но следите за животным. Старайтесь уйти той же дорогой, что и попали на поляну или в заросли. Возможно, животное само избегает встречи с человеком.

В тех случаях, когда столкновения не удалось избежать, придется стрелять. Целится необходимо в мозг или хребет, в крайнем случае, постарайтесь попасть хотя бы в грудную клетку.

ДЯТЕЛ

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши:
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.

За что казнили плясовых медведей?

Русская православная церковь была против «медвежьих потех» ещё в XII веке, но из-за популярности забавы противостоять ей было сложно. Староверы также выступали против боев и цирков с участием медведей, называя забаву жестокой и бесчеловечной. Лично протопоп Авакуум призывал верующих отказаться от потех.

В конце XVIII века вышел указ, который обязывал всех потешных медведей казнить. Животных собирали в кучи, после чего охотники с ружьями открывали огонь. Тогда истребили огромное количество зверей. В XIX веке «потешный» промысел вновь возродился в русских деревнях, однако популярностью забавы уже не пользовались.

Кстати: Кожа белого медведя чёрного цвета

  • Существовал ли на самом деле князь Рюрик и кем он был?
  • Почему в СССР лишенцы становились изгоями общества
  • Самые странные привычки россиян
  • Тайны звёзд на башнях Московского Кремля
  • Почему православные и католики крестятся по-разному

«Медвежьи потехи»: цирк и травля

Травля и бои — самые жестокие виды «медвежьих потех». Первый вид развлечения примерно в это же время существовал в Англии. Там потеху называли беар-битингом. За рубежом и в России устраивали развлечение одинаково: внутрь круга на цепь сажали медведя и спускали собак. По мере того, как зверь убивал противников, добавляли новых бойцов.

В боях, которые также проводились на арене, против медведя выступал человек. Воина вооружали рогатиной (тяжёлое и длинное русское копьё), которую боец должен был всадить в бок зверю. Иногда вместо человека против дикого медведя выпускали «учёного».

В цирковых представлениях участвовали только «учёные» медведи. Поводыри заставляли животных плясать, прыгать, стоять на задних лапах. При этом действия медведей поводырь комментировал поговорками и присказками. Получалось своеобразное тематическое представление, высмеивающее социальные реалии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: