Постоянно разговаривайте с ребенком!
Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.
Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.
Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей — большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь — много.
Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека — мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.
‹Предыдущая
›Следующая
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Скачать картинки к игре
Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».
Популярные статьи:
— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей.
— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей.
— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей.
— Сказка о зимующих и перелетных птицах.
— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Методика Гленна Домана
Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал программу обучения детей с нарушением ЦНС, затем адаптировал ее для здоровых детей. Он пришел к выводу, что мозг развивается, только если интенсивно работает. Причем самое активное развитие происходит до трех лет.
Доман предлагает интеллектуально развивать малышей с помощью специальных карточек с надписями и изображениями животных, предметов одежды и обихода— так называемых «интеллектуальных битов». По ним ребенок учится читать, считать, знакомится с окружающим миром.
Гленн Доман ввел также понятие «физический или двигательный интеллект» и предлагал родителям выполнять с детьми упражнения с самого рождения, чтобы стимулировать их к ползанию, ходьбе. Чем раньше ребенок начинает двигаться, тем быстрее развивается его мозг.
Девиз: «Тренируем мозг с рождения».
Возраст: физические упражнения — с рождения, занятия по карточкам — с трех месяцев до 6 лет.
Что развивает: двигательные навыки, интеллект, память, счет, чтение.
Основные принципы:
- Желание ребенка заниматься.
Занятия в рамках методики проводятся, только если у ребенка хорошее настроение и есть интерес. В иных случаях они просто бесполезны.
- Регулярность.
Занятия проводятся каждый день утром, в обед и вечером с трех месяцев до трех лет. Нельзя пропускать дни.
- Упорядоченность.
Карточки нужно показывать в определенной последовательности и вовремя обновлять.
Плюсы:
- Гармоничное физическое развитие ребенка.
- Детям нравятся занятия, они учатся с удовольствием.
- Увеличивается пассивный словарный запас;
- На ребенка не оказывают давления.
- Тренируется память.
Минусы:
- Если прекратить занятия, изученное быстро забывается.
- Требуется много усилий и времени от родителей, чтобы подготовить материал и организовать регулярные занятия.
- Ребенок привыкает к пассивному получению информации, не учится добывать ее самостоятельно.
- На занятиях не задействованы обоняние, осязание, не развиваются творческие способности, воображение, аналитическое мышление, фантазия.
- По заключению Американской академии педиатрии, эффективность методики не подтверждена.
Что почитать родителям:
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка»;
- Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как обучить вашего малыша математике. Ласковая революция»;
- Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как научить своего малыша читать».
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети;
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов
Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка
Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Легкий прием разучивания стихотворений
Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Одни – без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. У других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам довольно легко – учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы:
Для начала выразительно читаем произведение вслух.
Затем второй раз, но уже акцентируя внимание малыша на опорную наглядность.
Проверяем понимание смысла при помощи вопросов по содержанию стихотворения.
Объясняем непонятные моменты.
Читаем построчно, с опорой на мнемотаблицу. Ребенок тут же повторяет фразу, а затем весь текст целиком.. В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению
В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.
В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:
- Я// рубашку// сшила// мишке.
- Я// сошью ему// штанишки.
- Надо// к ним карман// пришить,
- И конфетку// положить.
Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.
Карточки с буквами русского алфавита
Здесь Вы можете скачать карточки с буквами русского алфавита, по которым будет интересно и приятно заниматься Вашему малышу. На каждой карточке с буквой изображена картинка начинающаяся на эту букву, либо просто сама буква. Есть карточки с изображением любимых героев мультфильмов (свинка Пеппа, Винни-пух) и даже старинная азбука в картинках. С помощью этих карточек можно выучить буквы русского алфавита, а также новые слова. Вы можете использовать эти карточки как дома, так и в дороге — просто показывайте карточки с буквами и играйте с малышом.
Вариантов карточек с буквами русского алфавита очень много, поэтому выбирайте наиболее подходящий для Вас и занимайтесь с малышом. Также на сайте Вы можете скачать алфавит в стихах и загадках и раскраски с буквами русского алфавита.
Правила проведения занятий
Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:
Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности
Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Кроха лучше воспримет информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей.
Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе крохе будет просто неинтересно
Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.
Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать кроху, изменив тему. Бить, кричать, обзывать и унижать детей – категорически запрещено.
Рисуем
Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек».
Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).
Года в 2 Таисия полюбила рисовать по небольшим трафаретам (еще вариант), а также в этом возрасте мы начали обводить с наружной стороны блоки Дьенеша, это было не менее интересно, хотя и потруднее.
Артикуляционные упражнения
Важно заниматься развитием артикуляционного аппарата: ребенок должен научиться внятно и членораздельно произносить звуки. Если малыш будет мямлить или шепелявить, сверстники начнут смеяться
Это чревато психологической травмой и развитием комплекса неполноценности
Поэтому обращайте внимание на то, как малыш выговаривает звуки, и поощряйте именно правильное произношение.
Некоторые взрослые (бабушки особенно) умиляются, слушая неправильную речь внучат. Это звучит забавно до поры до времени, впоследствии может стать серьезной проблемой.
Какие упражнения рекомендуем выполнять для развития артикуляции у детей:
- имитировать игру на дудочке — дуть;
- задувать свечку (нравится малышам);
- надувать мыльные пузыри (дети обожают эту игру);
- делать пузыри в стакане с водой через соломинку (булькать);
- сдувать песок/нарезанную бумагу/семена с тарелки.
Можно играть с детьми в домик. Пусть малыш представит, что его щечки — это домик, а ротик — дверь
Мама осторожно стучит в домик по надутой щеке малыша, а он открывает дверь (ротик). Потом закрывает.
Игра в лошадку — цокать язычком. Чтобы было веселее, нужно посадить ребенка на игрушечную лошадку: пусть едет и цокает язычком.
Игра в воздушный шарик. Пусть малыш надует щечки и «лопнет» их пальчиком. Лопать может и мама: так веселее.
Игры в прятки. В этой игре прячется язычок. Сначала малыш его высовывает как можно дальше, а потом прячет. Только объясните ребенку, что высовывать язычок можно только во время игры с мамой или папой: на улице в эту игру не играют.
Можно придумать много других упражнений и игр, в которых задействованы щеки и язык.
Познавательные игры для детей старшей группы
Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.
Игра «Сгруппируй по признаку»
Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.
Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:
- металлические;
- деревянные;
- круглые;
- съедобные;
- красные;
- маленькие;
- которые нужны для школы и т.д.
Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.
Игра «Что напутал Незнайка?»
Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.
Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».
Игра «Собери гусеницу»
Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.
Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.
Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.
Геометрия для детей — фигуры и формы
Как познакомить ребенка с геометрией?
Геометрия — наука, с которой можно и нужно обучать деток с самого раннего возраста.
На данной страничке представлена подборка материалов — карточки, раскраски, темы для заданий, игры, при помощи которых вам будет легко познакомить ребенка с основными геометрическими формами и фигурами. Все материалы вы можете открыть, скачать и распечатать по прямым ссылкам.
Карточки с геометрическими фигурами и формами
Обучение геометрии для детей можно начать с ярких карточек, на которых изображены самые основные геометрические фигуры и формы. Используйте карточки, как наглядное пособие на первом занятии с дошкольниками.
Геометрия для детей — раскраски, прописи, рабочая тетрадь
1.Тетрадь-раскраска для детей 3-5 лет. На каждой странице тетради простые геометрические упражнения и задания. Скачать Геометрия для малышей (раскраски) pdf
2. Рабочая тетрадь в 2ух частях с понятными и интересными заданиями для детей 3-4 лет. Выполняя задания, ребенок познакомится с геометрией и узнает названия геометрических фигур и форм. Скачать Знакомимся с геометрией. Рабочая тетрадь — часть 1Скачать Знакомимся с геометрией. Рабочая тетрадь — часть 2 3. Еще одна очень хорошая тетрадь для ознакомительных занятий с геометрией для детей 4-5 лет. В тетради много увлекательных и забавных заданий, выполняя которые ребенок легко усвоит начальные основы и понятия геометрии.
Скачать Сказочная геометрия. Рабочая тетрадь — часть 1Скачать Сказочная геометрия. Рабочая тетрадь — часть 2
4. Тетрадь с обучающими и развивающими заданиями для детей 6-7 лет. В тетради ребенку предлагается выполнить не сложные графические задания. Ребенок учится работать с линейкой и циркулем. Скачать Знакомимся с геометрией (тетрадь-пропись Е.Бортникова) pdf
Книги о геометрии для детей
1. Занимательная книга в стихах «Весёлая геометрия для самых маленьких» — автор Александр Тимофеевский.
Скачать Веселая геометрия для самых маленьких pdf
Смешные и задорные стихи помогут малышам быстро познакомиться и запомнить много важной информации о геометрических фигурах и о масштабе предметов. В весёлых стихах А
Тимофеевского юмор и шутка помогут маленькому читателю соотнести пока непонятные геометрические понятия с давно привычными бытовыми предметами. Дети увидят в юбке трапецию, в тарелке круг, а в трубе цилиндр. И, как сказал поэт, «школьные науки дадутся сами в руки». Книгу можно скачать и распечатать , но лучше конечно приобрести оригинал.
2. Маленькая, но очень забавная книга, полистав которую вместе с малышом, вы еще раз напомните ребенку название основных геометрических фигур.
Скачать Геометрия для малышей pdf
Как причесать? С любовью!
Как воспитать и вырастить оптимиста
Как научить ребёнка писать. Первые шаги
Сохранить в закладках:
Учим формы по карточкам Домана
На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по карточкам Домана, ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки «Геометрические фигуры» можно , а купить ЗДЕСЬ.
О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать здесь.
Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов
В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным
Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы
Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.
Работа ведется по следующим направлениям:
- выделение начального и последнего звука в слове;
- подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
- задания на различение твердости−мягкости;
- закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».
Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.
В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.
«Живые звуки»
Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.
Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.
«Подели на группы»
Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.
«Звуковое лото»
Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.
Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.