сравнительный анализ стихотворений фета «еще весны душстой нега» и тютчева «еще земли печален вид»
Natalia Chudomeh
Мастер (1878) 8 лет назад
Фет как никто умел быть наблюдательным и видеть, как в окружающей нас природе и человеческой душе готовятся и происходят изменения, будь то наступление весны или первая любовь.
Стихотворение «Ещё весны душистой нега… » запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.
Посмотрим начальную строку “Ещё весны душистой нега… ”. Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений — “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества.
Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком
Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти.
Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Во второй строфе зарисовка продолжается, усиливается динамика благодаря использованию большого числа глаголов, три из которых, кроме того, находятся в позиции рифмующихся: “греет”, “желтеет”, “смеет”. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: “заря”, “краснеет”, “желтеет”. Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что “солнце греет”, что соловей поёт в смородинном кусте. Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть… ” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возрожденья”, “живая”, “провожая”.
Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”. Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. Однако это точные детали, которые позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.
Интересно сравнить это стихотворение с тютчевским «Ещё земли печален вид…». написанным существенно раньше.
Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Вы увидите это, если оттолкнётесь от тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, и отметите особенности образного ряда у обоих поэтов, символику деталей у Тютчева и их конкретность у Фета
Обратите внимание на контекст, в котором у Тютчева и Фета звучат одни и те же ключевые слова: “весна”, “нега”. Сопоставьте такие образы, как “мёртвый стебль”, “редеющий сон” (Тютчев) и “телега”, “пролётные журавли” (Фет) ; “блестят и тают глыбы снега” (Тютчев) и “овраги полны снега” (Фет)
Обратите внимание на сочетания: “соловей… в смородинном кусте”, “красавица степная”, “с румянцем сизым” (“высокое” и “низкое”).
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Бунина Чужая Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,
- Анализ стихотворения Бунина Северная береза Знаменитое стихотворение «Березка» великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.
- Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
- Анализ стихотворения Северянина Запевка Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея
- Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как
Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
Но возрожденья весть живая
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.
В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.
Анализ 3
Для Афанасия Фета на протяжении всей жизни было три постоянных ценности, о которых он писал поэтические строчки и посвящал произведения. На все остальные темы и мотивы он накладывает табу, в его произведениях не освящаются социальные и политические вопросы. Большую часть лирики занимает описание природы, которое поэт пропускает через призму своего восприятия. Фет старается зафиксировать каждое даже мимолетное изменение, которое затрагивает его душу.
Стихотворение «Ещё весны душистой нега…», которое было опубликовано автором в 1854 году, входит в число тех, где автор описывает мимолетный период одного из сезонов и состояние природы в данный момент. Автор описывает промежуток времени, когда природа изменяется и скоро должна в законные права вступить весна. Но при этом лирического героя переполняет чувство того, что скоро растает весь снег, а цветы начнут расцветать. Он надеется, что подобные перемены коснуться и его души, которая сможет начать все сначала, позволит расцвести.
Описанию поддается поздняя зима, при этом в пейзаже проглядываются яркие краски, видно, как желтеет березник, а липа набирает красный цвет. В кусте смородины поет соловей, а солнце уже начинает греть в полдень. Все это предвещает то, что скоро придет теплое время года, а природа снова обновиться.
Автор создает образ весны, отрицая ее приход в целом. Для Афанасия Фета предметом искусства становятся разные мелочи, например, то, как рдеет румянец на щеках девушки или тот же смородиновый куст. Благодаря описываемым мелочам, читатель понимает, что в данном произведении описывается весна в России, а не в каком другом месте.
В пейзажной лирики, поэт часто использует образ зари. Для него она похожа на огонь, который может быть порожден только солнцем. Как только начинается день, то заря наделена ясностью и чистотой, а лучи с особой нежностью ложатся на землю. Весь мир в заре похож на совершенно другое явление, он помогает родиться вдохновению, поэтому заря неразрывно связана с приходом весны.
Весна для поэта словно заря, начало нового дня, начало всего нового. Он находится в предчувствии нового, начала чувств и переживаний, которые принесут ему вдохновение и новые жизненные силы. Он радуется приходу весны, которая наступает каждый год и дает силы жить.
Анализ стихотворения Ещё весны душистой нега по плану
Композиция
Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.
В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.
При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.
Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.
Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.
Анализ сюжета
В первой строфе мы видим поэтическую картину ожидания весеннего дождя, когда за окном ещё светло, между облаками прорываются лучи солнца, но вот-вот земля будет умываться каплями живительной влаги. Также Фетом в первом катрене введен в сюжет воробей, который является предвестником дождя, словно бы, заманивая его на землю с помощью своего танца в песке (умывания).
Во второй строфе дождь приближается, завеса небесной влаги уже видна на горизонте и закрывает собой опушку леса. Лес за ней словно в золотой пыли – это капли дождя создают под лучами солнца такой мираж.
И вот капли уже начинают стучать в стекло дома, как будто говоря – «тук-тук, встречайте весенний дождь». Липы сразу растаяли от влаги и накрыли все вокруг своим ароматом душистого меда, а дождь все сильнее начинает барабанить по стеклу и листве в саду.
На этой ноте весенней свежести и «воскрешения» природы Фет и заканчивает стих, оставляя нас в неге весны, в надежде на скорое личное перерождение.
«Еще весны душистой нега…» А.Фет
«Еще весны душистой нега…» Афанасий Фет
Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.
Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»
Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия
Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи
Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.
По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.
Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.
Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»
Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения: Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.
В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.
Рекомендуется к прочтению:
Средства выразительности
Чтобы максимально точно и мелодично описать природные явления и настроение лирического героя, Фет использовал художественные средства. К ним относятся:
- Эпитеты: «весна душистая», «сизый румянец», «красавица степная», «замороженный путь».
- Олицетворения: «солнце греет», «березняк желтеет».
- Метафоры: «зарей гремит телега», «возрожденья весть живая», «соловей не смеет запеть».
Помимо этого, Афанасий Афанасьевич использует повтор слова «еще», чтобы создать параллелизм. Благодаря этому автор отражает главную идею произведения: ощущая естественные перемены вокруг себя, человек осознает, что они постепенны и не могут произойти мгновенно. Но он чувствует, что весна близко, скоро будет светить солнце и дышать станет легче.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Еще весны душистой нега»
Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия
Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи
Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.
По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.
Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дон»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дорожные жалобы»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ее глаза»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Если жизнь тебя обманет»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Жених»
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Сравнительный анализ стихов Фета и Тютчева
Стихотворение Афанасия Фета «Весенние мысли» пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то «Весна» Федора Тютчева —
Светла, блаженно-равнодушна, Как подобает божествам.
Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.
Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.
У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей «Восходит» кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль «бесконечной любовью».
У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:
Приди, струей его эфирной Омой страдальческую грудь.
Эпитеты к стихотворению Фета «Весенние мысли»: к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.
Эпитеты к стихотворению Тютчева «Весна»: строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.
В стихотворении Фета «Весенние мысли» есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков , , .
В стихотворении Тютчева «Весна» есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. «Весна. » Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные , и шипящие , , .
Мария 7. 2011 211122001174
–
анализ стихотворения А. А. Фета «Весенние мысли»
Наталия Искусственный Интеллект (368007) 1 год назад
Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.
Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что, как мир, бесконечна любовь.
Но сойдемся ли снова так близко Средь природы разнеженной мы, Как видало ходившее низко Нас холодное солнце зимы?
Среди тех оценок и отзывов, из которых складывалась в эти годы столь высокая поэтическая репутация Фета, есть один, который можно назвать венцом его поэтической славы,— это краткое, но «дорогого стоющее» выражение Льва Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Ценность этого отзыва тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют самую сердцевину фетовского творчества — его «весенние песни».
Торжество весны» неотделимо у Фета от веры, что «как мир бесконечна любовь»; а «любовь» и «кровь» — вечная пара, и поэт не смущается «банальностью» рифмы, ибо чувствует это сердцем:
Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь.
Фетовские весенние стихотворения поражали читателя стихийной силой любовного влечения: «Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности».
Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»
Композиция и жанр
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.
Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.
Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.
Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:
- в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
- во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.
Особенности композиции и жанра
По жанру стихотворение относится к элегии. Проводя анализ стиха «Еще весны душистой нега», нельзя не отметить, что Афанасий Афанасьевич очень любил это направление и часто использовал его в своих творениях, таких как «Ночь тиха».
Поэзия является чудесным образцом пейзажной лирики, созданным с легкой и светлой грустью. Лирический герой отчасти меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, словно погружаясь в него, пропуская все через себя.
При написании автор использовал четырех- и пятистопный ямб. Эти размеры подчеркивают и доносят мысли автора до читателя. Строки при этом чередуются в мужской и женской рифме в сплетенной рифмовке.
Поэзия состоит из трех пятистрофных строк. Первые две представляют основную часть стихотворения, их автор объединил единой темой — описанием зимнего пейзажа
Но в то же время Фет акцентирует внимание на слове «еще», демонстрируя тем самым, что это ненадолго, уже скоро все переменится
Сюжет изображает сменяющие друг друга пришлые картины, наполненные естественной красотой. При этом кажется, будто автор их объединяет в одну, то есть в зиму, где нет и намека, что снег скоро будет таять, но зато есть лирический герой и его предвкушение перемен. Благодаря этому кажется, что холода не будут длиться вечно.
Во второй части развитие сюжета происходит за счет появления женщины, которая наблюдает за природными переменами. Она видит пролетающий ключ журавлей над своей головой и осознает, что весна придет совсем скоро. Нужно отметить, завершая анализ стихотворения, что весенние мысли Фет излагает в этой части. Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человеческой натуры и природы, их неземное и неощутимое единство.
Тропы, жанр и рифма
Стихотворение написано четырехстопным анапестом в жанре пейзажной лирики и имеет линейное развитие композиции. Рифмовка перекрестная (окном – блещет – крылом – трепещет), где в первом катрене рифмы закрытые, во втором открытые, а в третьей строфе комбинируются.
Из художественных средств мы видим:
- Эпитеты (душистый мед, свежие листья).
- Метафоры (золотая пыль, «что-то подошло и барабанит», «качаясь, движется завеса»).
- Олицетворение (воробей купается).
- Сравнение (будто в золотой пыли (опушка леса).
Надеемся, этот анализ поможет лучше понять пейзажную лирику Фета и получить на уроке русской литературы годную оценку.
Рекомендуем также стих «Вечер», написанный на 2 года ранее и передающим нам картину летнего вечера, когда природа готовится к недолгому сну.
Средства выразительности
Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:
- Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
- Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
- Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.
К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.
Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»
Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения: Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.
В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.
Рекомендуется к прочтению: