Развивающие занятия для детей 2 лет. развитие мелкой моторики и не только. часть 2

Мелкая моторика – это не мелко. Играем и развиваемся: совершенствуем мелкую моторику

Вы, дорогие мамочки, наверное, обращали внимание на то, как ваш малыш в начале своей жизни неловко берет в руки предметы,а как интересно наблюдать за детьми, когда они впервые берут в руки ножницы.Они такие смешные, привычные нам движения  получаютсяу них неуклюжими.
1. Игры для малышей до года   1.1

Пальчик,пальчик где ты был   1.2.Шеф-повар в подгузниках   1.3.Будущий архитектор   1.4.Мамин помощник2. Игры для детей  1года  до 3 лет   2.1.Пальчиковые игры никто не отменял   2.2. Художник и скульптор    2.3.Творим , что хотимИгры для детей  4-5 лет   3.1. И снова здравствуйте пальчиковые игры   3.2. Открытие сезона-конструктор   3.3. Начинаем готовить руку к письму Про держание карандаша или ручки я вообще уже ничего не говорю, сколько  маминых нервных клеток  гибнут безвозвратно при обучении ребенка письму. Вся эта неловкость возникает вследствие неразвитой мелкой моторики у ребенка.К тому же специалисты утверждают, что мелкая моторика рук напрямую связана с речевым центром, поэтому всем родителям рекомендую с самого раннего возраста заниматься ее развитием.Считается, что чем лучше малыш умеет совладать со своими пальчиками, тем меньше у него возникнет проблем с речью. Дети с развитой мелкой моторикой рук хорошо выговаривают все звуки, начинают раньше выражаться предложениями, у них лучше развито логическое мышление ну и  рука в большей степени готова к освоению письма.Чем раньше вы начнете уделять этому вопросу внимание, тем лучше будет результат.В 90-х годах я имела счастье работать в детском саду. В те недалекие, по сути, времена наглядных пособий и развивающих игр практически не было. Приходилось делать все своими руками. Что именно делать подсказывали мне сами детки. Я внимательно наблюдала за ними в процессе игры.На самом деле игр для развития мелкой моторики великое множество. В этой статье мы расскажем о наиболее популярных у детей, а,следовательно, эффективных играх.Результат будет положительным, если ребенок будет играть с удовольствием!

Вырезаем ножницами

Если вы еще не начали вырезать ножницами, то обязательно начинайте прямо сейчас! Дети это занятие просто обожают. Сначала их любовь, как правило, ограничивается простым кромсанием бумаги по краям. И это совершенно нормально, к этому нужно подготовиться, предложив ребенку большую пачку бумаги, газет или журналов, а также безопасные детские ножницы. (Кстати, можно еще вот такой полезный инструмент использовать для совершенствования навыков работы с ножницами).

И только после того, как ребенок полностью убедится в своем умении держать ножницы, он начинает интересоваться вырезанием по линиям. Совершенно идеально для этого подходят тетради «Кумон» из серии «Давай вырезать» (Лабиринт, My-shop, Ozon). Встречаются и подобные более бюджетные пособия, например, у нас еще была тетрадь из серии «Disney. Играй и учись». Таисия заинтересовалась подобными тетрадями в 2 года 3 месяца и ее уже было не оторвать

Тетради «Кумон» выстроены так, что все задания представлены в порядке возрастающей трудности и если в начале для успешного выполнения задания достаточно сделать только пару надрезов ножницами, то ближе к концу тетради линии становятся все более извилистыми и замудренными. «Кумон» замечателен также своим небольшим форматом, благодаря которому ребенку удобно удерживать вырезаемую поделку. Напоминаю также, что вы можете скачать большинство тетрадей «Кумон» вот здесь.

Цели и задачи

В возрасте 2-3 лет

Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть направлена на развитие мелкой моторики. Это поможет ребенку не только правильно развиваться физически, но и простимулирует его речевые навыки.

Взрослым, предлагая малышам создать картины из пластилина, следует не просто давать задание, а различными методами пробуждать творческие способности ребенка и его интерес к рабочему процессу (например, придумать сказку, включив в сюжет предмет, который затем будет лепить ребенок.

Это может быть цветок, топор или шапка – что-то состоящее из минимального числа деталей и не требующее большого количества времени на свое создание).

Так как дети в раннем возрасте не способны самостоятельно придумывать себе задание для пластилинографии, и достаточно быстро теряют интерес к рабочему процесс, если понимают, что предоставлены сами себе, четкую задачу перед ними в начале занятия должен ставить взрослый.


Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть простой в исполнении

Контроль и помощь со стороны старшего товарища необходимо направить на развитие у ребенка аккуратности, усидчивости и сосредоточенности на последовательности действий.

С помощью пластилинографии можно также научить ребенка ориентироваться на бумаге, каждый раз описывая место размещения очередной детали создаваемого объекта

Например, детям 2-3 лет важно проговаривать, где левая сторона, а где правая, подсказывать и направлять их руки к нужному краю рабочей поверхности

Когда юный творец начнет лучше ориентироваться на горизонтальной плоскости, взрослому следует начать давать указания устно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно определить место, где необходимо расположить очередную деталь итогового изображения.

4-5-6 лет

Пластилинография для детей 4-5-6 лет должна быть направлена на совершенствование навыков работы с пластилином. В таком возрасте у подрастающего поколения зарождается интерес к изобразительной деятельности.


К 6 годам задания по пластилиновым аппликациям можно усложнять

Если родители своевременно поддержат ребенка и предпримут действия для раскрытия его творческого потенциала, им не только удастся укрепить психоэмоциональную связь со своим малышом, став ему поддержкой и опорой, но и дадут ему возможность попробовать себя в искусстве.

Лепка из пластилина для детей 4 – 6 лет также полезна тем, что эффективно развивает глазомер и улучшает координацию движений рук. Это не только делает ребенка более развитым физически, но и благотворно влияет на формирование нейронных связей в его мозге.

В этом возрасте дети предпочитают работать коллективно, а значит пластилинография для них в данном случае станет возможностью улучшить свои навыки общения с другими членами общества – научит объяснять свои намерения, доказывать правоту или корректно выражать несогласие.

7-8 лет

Уже обладая базовыми способностями создания изображений из пластилина, юные творцы будут увлечены в процесс, открыв для себя новые грани привычного вида творчества.

Это поможет им отвлечься от негативных мыслей, избавиться от стресса и выплеснуть эмоции, связанные с вступлением в новый коллектив в школе, а также с принятием большой ответственности и требований, предъявляемых к ним со стороны педагогов и родителей.

В возрасте 7-8 лет дети предпочитают работать индивидуально. Создание картин из пластилина станет для них эффективным методом развития фантазии, а также ярким способом самовыражения.

Младшим школьникам не обязательно давать четкий план действий, достаточно просто ограничить их тематикой, например, «Золотая осень», позволив самостоятельно придумать идею и основные этапы для своей дальнейшей работы.

Пластилинография для детей на тему «Весна»

Подготовьте всё необходимое, после чего пора браться за дело. Лучше сначала отметить простым карандашом, где что будет находиться. Тогда вы покажите ребенку, как размять пластилин и сделать из него подобие подтаявших сугробов. А из чёрного он создаст проступающие островки земли.

Пусть будет видно, как текут талые воды. Это малыш передаст при помощи полоски синего пластилина. Из той же массы он создаст облака. Затем нужно оторвать от белого пластилина несколько кусочков, создать из них подобие бутонов. А распустившиеся лепестки состоят из трёх таких заготовок. Останется сделать солнышко и прикрепить его в верхнюю часть рисунка. Получилась чудесная работа в технике пластилинография.

Если вам и детям понравилась пластилинография, весна будет запечатлена интереснейшим образом. Пусть ребёнок создаст объемную картину, на которой будет видно, что распускаются почки, прилетают скворцы. Люди строят для них скворечники. Ярко светит солнце. Не забудьте рассказать детям об этих признаках наступления весны. Малыши должны об этом знать.

Чтобы сделать такую работу, сначала нужно взять лист картона голубого цвета или покрасить белый, чтобы он стал такого тона. Но можно создать фон и при помощи голубого пластилина. Затем, используя жгутики, ребёнок сделает окантовку для ствола и веток берёзы. Само это дерево внутри он покроет белой массой для лепки. На неё нужно нанести несколько штрихов, чтобы было видно, что это берёза. При помощи зелёного пластилина ребёнок изобразит распустившиеся листочки.

Используя чёрный восковой пластилин, дети сделают скворцов, а их клювы смастерят из красного. Желтое солнце круглое, а лучи для него нужно сделать из пластилина, который прокатывается между ладоней. Осталось прикрепить скворечник, и картина, выполненная в технике пластинографии, которая называется «Весна», готова. Следующая работа выполнена в смешанной технике. Но в основном здесь используется мозаичная.

Из маленьких кусочков пластилина, которые нужно прокатывать между ладоней, ребёнок создаст березы и небо. Посмотрите, здесь используются различные оттенки, и работа становится необычайно привлекательной.

Покажите детям, как сначала нужно провести линию горизонта, которая волнистая в данном случае. Теперь внизу ребёнок сделает траву при помощи зелёного пластилина, посадит сюда цветы.

Затем нужно будет провести пластиковым ножом контур, чтобы обозначить, где будут расположены стволы деревьев. Между этими отметками дети налепят шарики белого пластилина, будут чередовать их с небольшим количеством чёрного. При помощи зелёного они сделают пышную крону, а синий и голубой станет красивым небом. Но такая работа больше по силам детям старших групп в детском саду или младшим школьникам. Для совсем маленьких ребятишек можно посоветовать следующую картину в технике пластилинография. «Весна» — именно так она называется.

Сначала помогите малышу обозначить контуры деревьев и цветов. Теперь дайте ему восковые мелки, пусть при помощи коричневого сделает ствол, а зелёный станет пышной кроной дерева. Из этого же пластилина он создаст траву и стебли для цветов, а распустившиеся части изготовит из яркого оранжевого пластилина. Останется сделать облака и солнце.

Помогите ребенку расширить его словарный запас и научите мыслить образно. Этому поможет следующая работа. В процессе её создания и после этого ребёнок сможет придумывать различные сюжеты, проговаривать их вслух.

  1. Чтобы сделать ствол дерева, малыш скатает колбаски из коричневого пластилина и прикрепит их сюда. Затем также он сделает ветви дерева, но они немного тоньше. Чтобы смастерить листья, нужно от зелёного пластилина отрывать маленькие кусочки, скатать их в шарики и приплюснуть между ладонями.
  2. Чтобы сделать солнце, пусть ребёнок возьмёт большой шарик пластилина, сделает из него кружочек, потом превратит его в блин. Он прилепит солнце в угол работы, а затем приемом размазывание, начнет создавать лучи. Такая работа будет несложной на фоне из голубого пластилина. Так как эти два материала помогут пальцу лучше скользить.
  3. Таким же образом ребёнок сделает белые облака. Для бабочки тут используют технику смешивания, создав такие ажурные крылья. Чтобы сделать цветы, можно приклеить на фон из пластилина блестки. Стебли получатся из тонких полосок этого материала. Останется создать трудолюбивого муравьишку, пчелу, работа завершена.

Посмотрите, какие работы можно порекомендовать для детей определённых лет. Чем ребятишки моложе, тем проще образцы. Но они всё равно получаются очень интересными.

Подготовка руки к письму – рисуем линии.

Когда ребенок выполняет задания по типу «нарисуй линию», он достигает сразу трех целей:

— развивает мелкую моторику;

— готовит руку у письму;

— учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще — просто калякают на бумаге. Линии и точки — это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).

Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан, например такие:

Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.

Можно рисовать горизонтальные линии:

Вертикальные линии (искупай слонят):

Косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):

Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.

Работа кружка по пластилинографии

Кружок по пластилинографии организуется с целью расширения круга тем для поделок, а также для привлечения дополнительных материалов в процесс творчества.

Перечень полезных ресурсов для кружковой деятельности

Прежде чем приниматься за разработку рабочей программы кружка по рисунку пластилином, необходимо ознакомиться с тонкостями методики работы с дошкольниками в этом виде технике лепки:

  • Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003;
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008;
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика — Синтез, 2006.

Кружковая работа даёт дополнительное время на создание сложных картин из пластилина

Материалы для самообразования

В качестве материалов для самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ педагогу нужно познакомиться с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006;
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009;
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973;
  • Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984, № 1;
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб.: Хардфорд,1996.

Важные нюансы составления программы работы кружка

Составление программы кружка по рисунку пластилином включает учёт следующих аспектов:

  • особенности возраста подопечных (освоение видов должно выстраиваться последовательно, а приёмы соответствовать мышечной силе малышей, например, заглаживание осваивается только со старшими дошкольниками — у малышей просто сил не хватит на заглаживание переходов оттенков и элементов);
  • форма проведения уроков (игры — для младших и средней группы, сюжетные рассказы — для старших дошколят);
  • методы и приёмы взаимодействия с детьми (с малышами это в основном словесные методы, в старших группах — практические);
  • оснащение занятий (привлечение ИКТ);
  • расписание уроков (обычно одно занятие в неделю, с детьми 5–7 лет возможно проведение двух уроков в неделю);
  • ожидаемые результаты работы;
  • перечень тем для занятий.

Фрагмент программы деятельности кружка по пластилинографии для детей 5–6 лет

В своей практике в рабочей программе кружка по нетрадиционной технике лепки «Пластилиновая ворона» в старшей группе я освещала следующие позиции:

  • использование компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации готовых работ, шаблонов и видеороликов с порядком выполнения поделок, что способствует развитию у ребят креативности;
  • режим работы кружка — занятия проводятся 2 раза в неделю после дневного сна;
  • продолжительность урока — 30 минут;
  • среди разрабатываемых тем – «Просторы космоса» (мозаичная пластилинография), «Цветущий яблоневый сад» (контурный рисунок пластилином), «Гжель» (витражная пластилинография) и др.

Следует отметить, что тематическое планирование с описанием целей каждого занятия составляет основную часть программы.

Общие рекомендации

Корректно организовать занятия по пластилинографии у детей можно только с учетом общих рекомендаций:

суммарное время на лепку из пластилина должно составлять не более 30 мин

(в противном случае внимание ребенка рассредоточится, а продуктивность, соответственно, снизится);

  • создавать картинки из пластилина необходимо в хорошо освещенном месте, комфортной для ребенка обстановке, исключающей присутствие поблизости отвлекающих предметов, например, смартфона, компьютера, планшета, телевизора или игрушек;
  • в занятиях с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться при применении приемов размазывания, раскатывания и сглаживания пластилина;
  • рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен и разводов от пластилина);
  • чтобы итоговое изображение сохранило свой первозданный вид как можно дольше, его рекомендуется покрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя;
  • во время творческого процесса перед ребенком в зоне досягаемости должны находится не только основные рабочие инструменты для пластилинографии, но и влажные салфетки, нож или ножницы, а также листы плотной бумаги (с ее помощью можно корректировать пластилиновое изображение).

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами

Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых. Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации

Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

мелкую моторику, важную для рисования и письма;
воображение и внимание;
чувственное восприятие;
сенсорное познание веществ и предметов;
речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как нужно играть с ребенком в 3 месяца?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как нужно играть с ребенком в 3 месяца?

Веселые упражнения для пальчиков

Пальчиковый театр (Ozon, My-shop, KoroBoom) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать?  Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы)

Далее договоритесь с малышом, что сейчас зверушки будут делать зарядку, либо можно разыграть любой другой простой сюжет с включением следующих движений:

  • Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
  • Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
  • Прыгают;
  • Ходят;
  • Спят;
  • Обнимаются друг с другом;
  • Встают на голову;
  • Ползают;
  • Катаются с импровизированной горки и т.д.
  • Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.

Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.

Игры с прищепками для 2 лет

Играть с прищепками можно с 2 лет. Уже с годовалого возраста дети охотно возятся не только и игрушками, но и окружающими предметами, которые видят в быту. Банки, тазики, коробки — со всем этим дети охотно играют, но с прищепками играть интереснее всего. Ведь их можно прицеплять, ими можно захватывать и щипать.

В 2 года малыш уже достаточно смышленый, чтобы понять на примере, как правильно цеплять и отнимать прищепки. Достаточно пару раз объяснить, показать, и ребенок уже играет самостоятельно. Игры с прищепками для 3 лет можно использовать для изучения цветов, форм, размеров. С дошкольником 4 лет можно шире знакомиться с окружающим миром. А для ребенка 5–6 лет уже можно придумывать математические игры, занятия для изучения счета и букв.

Обучая ребенка обращению с прищепками, обязательно объясните, что держать их при раскрытии нужно 3-мя пальчиками. Иначе малыш может не выдержать силу натяжения пружины, в итоге прищемит палец. И тогда играть ему больше не захочется.

Чтобы малышу 2 лет было интереснее обучаться обращению с прищепкой, предложите ему представить, что это маленький крокодильчик, раскрывающий пасть

Осторожно пощипите ребенка, при этом говорите, что это крокодильчик так пытается целовать. Если малыш сопротивляется, не любит, когда его щиплют, то можно показать, как крокодильчик пощипывает игрушку

Животные

Для создания изображения животного с помощью пластилина детям потребуются заранее подготовленные шаблоны. Внутренняя поверхность нарисованного зверя заполняется шариками пластилина (цвет рабочего материала соответствует оттенку шкуры животного), располагаемыми вплотную, или закрашивается с помощью его равномерного растирания или создания многочисленных мазков.

Занятия по созданию изображений для детей от 2 до 8 лет с помощью пластилина должны регулярно проводиться под контролем родителей или педагогов дошкольных, школьных учреждений.

Пластилинография помогает представителям подрастающего поколения раскрыть свой творческий потенциал, развить вкус в искусстве, улучшить показатели физического развития, а также параллельно нормализовать состояние собственной нервной системы, минимизировав тем самым возникновение депрессивного настроения.

Мелкие предметы и отверстия:

Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

Признаюсь честно, когда играю в подобные игры за компанию с моими маленькими учениками в детском клубе я и сама ощущаю как развиваются мои пальцы, не смотря на то, что как у нормального взрослого человека с мелкой моторикой у меня все в порядке .

Вариаций таких игр очень много, например вы можете кормить голодную птичку зернышками:

Или так: 

Я еще не видала ребенка, которого не очаровал бы такой способ игры!

Кинетический песок (Ozon, My-shop)

С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.

Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!

Что мне нравится в кинетическом песке? Главное – это то, что он всегда надолго увлекал мою дочь В этом возрасте это была одна из немногих игрушек, с которой Таисия могла играть самостоятельно хоть целый час.

В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.

Сколько песка достаточно для игры? У нас 2,5 кг песка (фирмы Waba Fun) и этого объема нам пока что всегда хватало. По своим наблюдениям могу сказать, что в возрасте лет до двух достаточно и небольшого количества (до 1 кг), потом масштабы стройки увеличиваются и одним килограммом уже не обойдешься.

Что еще полезно знать о кинетическом песке:

  • Песок довольно «туговат», маленький ребенок (до 2 лет) лопаткой его не покопает.
  • Многие жалуются на запах от кинетического песка. Да, запах, действительно, присутствует, но уже после нескольких дней использования существенная его часть выветривается, и он становится почти неощутим.
  • Если песок оставить не закрытым, он не высыхает.
  • Кинетический песок не боится воды. При попадании воды, достаточно просто просушить песок, разложив на газетку.

На этом все. Следующая статья будет или про развивающие книги для детей от 3 лет или про сенсорные коробки для сюжетно-ролевых игр, еще не определилась:) Что опубликовать сначала?

Искренне ваша, Яна Разначенко

Для двухлеток и трехлеток

Дети 2-3 лет очень любознательны. Они с удовольствием работают с природным материалом, крупами, пальчиковыми красками и цветной бумагой. Для развития мелкой моторики у ребят этого возраста хорошо подойдут следующие упражнения:

  • Горошинка.
  • Раскрась-ка!
  • Собери паззл.
  • Рисунок на песке.
  • Игры с крупами.

Упражнение «Горошинка»

Для выполнения упражнения потребуется банка со снимающейся крышкой. Необходимо показать ребенку, что сначала нужно открыть крышку, потом взять горошину, поместить ее с банку и закрыть крышку.

Для того чтобы ребенок понял, что нужно делать, все действия надо выполнять в медленном темпе. С первого раза может не получиться. Но зато следующие попытки  будут успешными.

Раскрась-ка!

Малышу предлагается любой несложный пунктирный рисунок. Это может быть домик или солнышко. Ребенок должен правильно провести линии и раскрасить то, что получилось. Лучше всего выполнять это упражнение на доске или стене.

Собери паззл

Малышу предлагается самостоятельно собрать картинку. Не будет лишним сначала познакомить его с животным или другим объектом, части которого он собирает. Можно прочитать ему соответствующую сказку или стихотворение. Главное условие — паззлы должны быть крупными.

Рисунок на песке

На поднос насыпается небольшое количество песка. Затем надо пальчиком малыша изобразить несколько простых фигур. Сначала чертится линия, затем — круг, потом — прямоугольник. После этого можно предложить нарисовать домик.

Игры с крупами

В глубокую тару всыпается пшено, гречку или рис. Затем необходимо пригласить малыша потрогать крупу, показать ему, как она просыпается сквозь пальцы. Также можно использовать горох или фасоль. После того, как малыш познакомится с новым материалом, ему предлагается выложить из горошин или фасолинок простой рисунок — солнышко или домик.

Простые дидактические игры с прищепками

Для этих игр не нужно ничего, кроме самих прищепок. Ну, или почти ничего.

Сними жучка с одежды. Прицепите прищепки разных цветов на себя или ребенка и предложите ему снять жучка. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов, частей тела, одежды, изучать понятия «право» и «лево» (правая рука, левая нога).

А еще можно вместе побегать за папой и спасти его от назойливых жучков. Или убегать от них самому.

Найди жучка. Попросите малыша подождать вас в другой комнате, а сами закрепите прищепки к различным предметам – шторам, игрушкам, мебели и т.д. Расскажите малышу, что пока его не было, прилетели жучки, теперь их надо поймать и посадить в коробку или ведерко.

Игра прекрасно развивает внимание и идеально подходит для первых игр, когда пальчики ребенка еще не могут прикреплять прищепки

Это очень веселая игра. Антошка ее обожает. Можно и побегать, и ручки потренировать, и похвастаться уловом. А еще можно пойманных жучков считать. Мы так и играем — ищем 7 жучков.

Когда пальчики ребенка окрепнут, предложите ему посадить жучков, а вы будете их искать. Но мой опыт показывает, что первый вариант игры нравится детям больше.

Сушим одежду. Ваш ребенок наверняка не раз видел, как вы развешиваете белье после стирки. Дети так любят повторять за взрослыми! Если вы привяжете веревку между ножками стола или даже ручками тазика, с какой радостью малыш будет развешивать свои носочки или одежду для кукол!

Бусы из прищепок. Прищепки можно нанизывать на шнурок – получатся красивые бусы для мамы. Когда ребенок будет легко справляться с заданием, усложните задание и предложите ему чередовать прищепки разных цветов.

Конструктор из прищепок. Соберите из прищепок робота, самолет, оленя. Я пока собираю, а Антошка разбирает.

Прицепляем ко всему. Прицепляйте прищепки вместе с ребенком ко всему, что попадется под руку. Сделайте серьги мишке, украсьте вешалку, пластмассовые стаканчики, машинку, детали от конструктора.

Антошка любит цеплять прищепки по периметру коробки, в которой мы их храним. А если обклеить коробку цветной бумагой (на каждой стороне свой цвет), то это еще один повод повторить основные цвета.

Для тех же целей можно использовать детали конструктора.

Лепка.

Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!

С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:

1. Лепить пирожки с начинкой.

2. Лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.).

3. Лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.

4.  Осваивать технику размазывания пластилина:

5. Очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет. Мне больше всего нравится серия «Это может ваш малыш» — «Пластилиновые картинки», «Пластилиновый снежок», «Учимся лепить»:

 А также довольно интересные пособия разработаны Еленой Янушко — альбом «Лепим с малышом. Картинки из теста и пластилина».

(ссылка Лабиринт, Озон):

Раскопки и рисование на манке.

Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. 

Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п.:

Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

Итак:

Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков:

И присыпьте этот лист манкой.

Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе. (Заметила, что на занятиях дети больше любят это делать совместно с мамами, а не в одиночку. Поэтому не оставайтесь в стороне — ищите вместе и радостно удивляйтесь находкам!).

 

Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка

Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться

Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: