Матрёшка
Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.
А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
Другая матрешка.
Сидела скучала
Другая матрешка
Размером, конечно,
Поменьше немножко.
В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.
Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.
И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.
Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.
Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,
Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.
Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.
У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошке.
Рыболов
За город начал
Рыбак собираться.
Удочку взял,
Чтобы рыбу ловить,
Взял дождевик,
Чтобы им укрываться,
Взял самовар,
Чтобы чай кипятить.
Взял он кровать,
Чтобы спать на кровати.
Взял он ковер,
Чтоб на нем загорать.
Взял он дрова,
Чтоб ему не искать их.
Взял чемодан —
Почему бы не взять?
Взял керогаз,
Полотенце,
Мочалку,
Книги,
Журналы,
Кресло-качалку,
Лампу,
Ружье,
Сапоги,
Одеяло.
Взял он собаку,
Чтоб все охраняла.
Ровно две тысячи
Нужных вещей
Стал он укладывать
В лодке своей.
Лодка качнулась,
Воды зачерпнула,
Перевернулась
И вмиг утонула.
Ровно неделю потом
Из реки
Вещи вытаскивали
Рыбаки.
И говорили;
— Послушай, чудак,
Ты кто угодно,
Но не рыбак.
Ведь для хорошего
Для рыбака
Удочка только нужна
И река!
Анализ стихотворения «Если был бы я девчонкой» Успенского
Стихи «Если был бы я девчонкой» Эдуарда Николаевича Успенского – юмористическая зарисовка, позволяющая ребенку взглянуть на себя со стороны.
Стихотворение написано в 1980-х годах. Его автор уже известен как создатель историй про крокодила Гену и дядю Федора, сценарист множества мультфильмов и даже киносказки. Довелось писателю поработать и на телевидении. В жанровом отношении – фантазия, шутка, 3 неоднородные строфы со смешанной рифмовкой (а то и вовсе без нее). Маленький фантазер сокрушается, что у него слишком уважительная причина, чтобы не помогать маме: он не девчонка, что поделаешь. Дальше неудержимая фантазия превращает его не просто в девочку, а очень примерную девочку. Такую, которая «время не теряет», а берет домашние хлопоты на себя. Дело в ее руках горит и спорится, и нет для девчонки ничего слаще, чем постирать, вымыть пол, перемыть посуду
«На улице не прыгал»: как прочие несознательные дети, не важно, какого пола. Быт, повседневность в образе девочки-помощницы кажутся мальчику невероятно привлекательными. Даже «игрушки сам я б расставил»: практически подвиг, который не особенно любят совершать дети
«Маме так помог!»: мальчик словно разводит руками, обращаясь к маме и читателям. В финальной строфе герой еще и получает благодарность. Не как девчонка, разумеется, а как сын, порадовавший мать: «молодчина ты». Ряды бесконечных перечислительных градаций, деловитых просторечных приставочных глаголов, один горестный вопрос и несколько уверенных восклицаний, бесконечное «бы», словно подчеркивающее, что всему задуманному уж точно не осуществиться. Анафоры с местоимением «я», выдающие хвастливые замашки маленького героя. Множество уменьшительных словечек, повторов, монолог и прямая речь, идиома (терять время), обращение (сынок). Рифмы просты, среди них много глагольных, стих легко запоминается. Автор приглашает ребят не только посмеяться над хвастунишкой, лентяем и чуточку эгоистом, но и рисует круг ежедневных забот мамы по дому. Тех самых, скучных, для девчонок (кстати, само слово в устах героя звучит чуть пренебрежительно). Поэт подводит к мысли, что быть помощником – не только возможность, но и обязанность. Стих написан от имени лирического героя, сам автор не вмешивается в оценку происходящего
Даже «игрушки сам я б расставил»: практически подвиг, который не особенно любят совершать дети. «Маме так помог!»: мальчик словно разводит руками, обращаясь к маме и читателям. В финальной строфе герой еще и получает благодарность. Не как девчонка, разумеется, а как сын, порадовавший мать: «молодчина ты». Ряды бесконечных перечислительных градаций, деловитых просторечных приставочных глаголов, один горестный вопрос и несколько уверенных восклицаний, бесконечное «бы», словно подчеркивающее, что всему задуманному уж точно не осуществиться. Анафоры с местоимением «я», выдающие хвастливые замашки маленького героя. Множество уменьшительных словечек, повторов, монолог и прямая речь, идиома (терять время), обращение (сынок). Рифмы просты, среди них много глагольных, стих легко запоминается. Автор приглашает ребят не только посмеяться над хвастунишкой, лентяем и чуточку эгоистом, но и рисует круг ежедневных забот мамы по дому. Тех самых, скучных, для девчонок (кстати, само слово в устах героя звучит чуть пренебрежительно). Поэт подводит к мысли, что быть помощником – не только возможность, но и обязанность. Стих написан от имени лирического героя, сам автор не вмешивается в оценку происходящего.
В стихе «Если был бы я девчонкой» Э. Успенского фантазия изобличает недостатки маленького лирического героя.