Стихотворения некрасова для детей: анализ основных стихотворений

«Генерал Топтыгин»: краткое содержание и анализ

November 20, 2016

Стихотворение «Генерал Топтыгин» было написано поэтом Некрасовым в период с 1867 по 1873 год

В его основу лег народный анекдот о том, как смотритель принял ехавшего в санях медведя за важного военного начальника и до того струсил перед ним, что даже не сразу разглядел, что имеет дело со зверем, а не с человеком. Однако эта народная комедийная история под пером поэта наполнилась обличительным пафосом, впрочем, умело скрытым за простонародной речью и смешным сюжетом

Вступление

Произведение «Генерал Топтыгин» начинается с описания зимнего деревенского вечера. Автор в нескольких словах рисует знакомую привычную картину села, по которому едет ямщик в санях.

Поэт воссоздает картину русской дороги, по которой едет тройка лошадей – традиционный образ в отечественной литературе 19 века. Лошадьми правит молодой парень по имени Федя. В пути он встречается с вожатым Трифоном, который ведет с собой медведя. Ямщик подсаживает к себе обоих, и через некоторое время они решают зайти в кабак. Они оставляют зверя одного, а сами отправляются в питейное заведение.

Приключение

Новое сочинение поэта «Генерал Топтыгин» отличается тонким добродушным юмором, который заслоняет обличительные нотки, которые автор вложил в свои строки. В самом деле, случай, рассказанный Некрасовым, слишком забавен для того, чтобы при его анализе делать акцент на его критику недостатков социальной действительности государства.

Завязкой происшествия послужила чистая случайность: медведь сделал неосторожное движение, рявкнул, кони испугались и понеслись вперед на огромной скорости. Некрасов намеренно подчеркивает, что прежде лошади ехали тихо и спокойно, так как устали, и ямщик не сильно их погонял

Зато теперь они до того испугались рева своего нового ездока, что понеслись по дороге со всей силой, несмотря на рытвины и ухабы, встречавшиеся в пути. Люди, проходившие мимо, решили, что в санях едет важная особа вроде начальника, и потому стихотворение получило название «Генерал Топтыгин». Таким образом, медведь доехал прямо до почтовой станции. Уже наступила ночь, и смотритель не разглядел в темноте, кто на самом деле был его гостем.

Происшествие на постоялом дворе

Комедийность ситуации заключалась в том, что почтенного старичка не смутил тот факт, что седок выл и рычал. Первый решил, что его посетитель разгневан и сильно перепугался. Несмотря на свой страх, он все-таки принялся предлагать медведю чай и водку, в то время как собравшиеся вокруг люди с любопытством наблюдали за тем, кого они принимали за начальника.

Большое внимание реакции простых людей на происшествие уделил Некрасов. «Генерал Топтыгин» — это небольшой стих, в котором представлена небольшая зарисовка из русской деревенской жизни

Поэт описывает разных людей: те, кто были посмелее, решились приблизиться к саням, чтобы взглянуть на важную особу, те же, кто боялись, так и остались позади. Комедийность ситуации усиливалась тем, что никому не показалась странной молчаливость седока. Он только ворочался в санях да рычал по-медвежьи. В этих строчках чувствуется ирония автора над проезжими важными особами.

Стихотворение «Генерал Топтыгин», краткое содержание которого стало предметом настоящего обзора, завершается тем, что прибежавшие ямщик и вожатый объяснили собравшимся ситуацию и прогнали медведя из саней. В конце поэт снова пропустил тонкую иронию над своими героями, в нескольких словах указав, что смотритель обозвал ямщика. Данное произведение традиционно входит в число детских стихотворений, однако оно может быть очень интересно и для взрослых, так как, во-первых, оно довольно забавно, а, во-вторых, в нем изображена в миниатюре картина деревенской жизни, российской глубинки второй половины 19 века.

Краткое содержание повести «Станционный смотритель» подробно

 В оригинале у произведения нет деления на части или главы. Мы поделили произведение на смысловые части для удобства восприятия текста. 

1. Мнение рассказчика о станционных смотрителях, встреча с одним из них

Не зная о том, кто такие станционные смотрители, можно запросто поверить сплетням о том, что, дескать, смотритель почтовой станции – просто исчадие ада. Однако рассказчик предлагает поближе познакомиться с жизнью станционных смотрителей.

Для начала говорится о том, какое место смотритель занял в «Табели о рангах». Оказывается, чин низший – коллежский регистратор, жалкий четырнадцатый класс. При таком раскладе только побои обходят стороной такого чиновника, хотя и не всегда. А сколько брани обрушивается на голову станционного смотрителя? Вагон и маленькая тележка. Какие бы ни были проблемы у путешественника – ненастье, непутёвый ямщик, дорога в ухабах, лошади слабы – в глазах путника всему виной нерасторопность смотрителя почтовой станции.

Учитывая, какими раздражительными бывают путники, вроде чиновников высокого ранга, генералов или фельдъегерей – можно лишь посочувствовать смотрителю. Рассказчик – дворянин Белкин – признаётся, что предпочтёт побеседовать со смотрителем станции, нежели слушать ужасно заумные речи чиновника 6 класса.

На дворе стоял май 1816 года. Вымокнув под грозовым ливнем, рассказчик по прибытии на станцию быстро переодевается, затем решает согреться, попив горячего чая. Белкин знакомится со смотрителем станции и его дочерью Дуней. Начинается чаепитие и приятная беседа.

Уже лошади малость заждались момента, когда пора ехать. Путник по-дружески простился и с Самсоном Выриным (именно так звали смотрителя), и с Дуней.

Прошло несколько лет. Белкин вновь побывал на той самой станции, и увидел, что комнаты домика изменились не к лучшему. А сам смотритель из бодрого мужчины превратился в старика. Путник решил узнать, что же стряслось, и предложил выпить пунш с чаем. После двух стаканов Самсон Вырин разговорился и поведал о том, что же случилось за эти годы.

2. Воспоминания Самсона Вырина

Года три назад на станции появился незнакомец в военной одежде. Оказалось, что это был гусар. Когда лошади были готовы, и пришло время ехать, незнакомец занемог. Смотритель вызвал врача и узнал, что молодой человек должен побыть в покое ещё пару дней, и тогда всё будет хорошо.

И спустя два дня гусар встал с постели. Пришло время отъезда, и молодой человек решил свозить Дуню в церковь. Станционный смотритель ещё не догадывался о том, что случится, и посоветовал дочери поехать с гусаром.

Но чуть позже Вырин начал нервничать: что это за затмение нашло на него?! Появились недобрые предчувствия, и вскоре они оправдались. Незнакомец увёз Дуню с собой. Вернулся Самсон на станцию в большом горе, и слёг в постель.

Оказалось, что гусар притворялся больным, чтобы обмануть смотрителя и увезти его дочь. Выздоровев, смотритель отправился на поиски Минского – того самого гусара. Самсон надеялся, что дочь вернётся к нему, но напрасно: суровый вояка недружелюбно встретил станционного смотрителя. Когда же Вырину удалось встретиться с дочерью, она упала в обморок. Разгневанный Минский прогнал смотрителя.

После столь «дружеского» приёма Самсон Вырин вернулся в свой дом, и думал о том, что Дуня наверняка разделит печальную судьбу наивных девушек, с коими повесы разных рангов поступают в стиле «поматросил и бросил».

3. Как Белкин узнал о том, что случилось с Самсоном Выриным и его дочерью

Однажды осенью рассказчик решил навестить смотрителя и узнал, что почтовой станции уже нет. Что же стало с Выриным? Ответ на вопрос удалось найти, когда Белкин заглянул в почтовый домик. Оказалось, что станционный смотритель с горя спился и год назад умер, а в его доме поселилась чета пивоваров.

Их маленький сын вызвался сопроводить дворянина к могиле Самсона Вырина. По пути выяснилось, что совсем недавно, летом, приезжала молодая барыня – Авдотья. Она спрашивала о том, как поживает её батюшка. Узнав о его смерти, барыня сходила на кладбище, побывала на могиле отца.

После разговора с мальчиком Белкин понял, что поездка была совсем не напрасной.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

2. Топтыгин 2-ой

Но бывает и так, что даже блестящие злодеяния впрок не идут. Плачевный пример этому суждено было представить другому Топтыгину.

В то самое время, когда Топтыгин 1-й отличался в своей трущобе, в другую такую же трущобу послал Лев другого воеводу, тоже майора и тоже Топтыгина. Этот был умнее своего тезки и, что всего важнее, понимал, что в деле административной репутации от первого шага зависит все будущее администратора. Поэтому, еще до получения прогонных денег, он зрело обдумал свой план кампании и тогда только побежал на воеводство.

Тем не менее карьера его была еще менее продолжительна, нежели Топтыгина 1-го.

Главным образом, он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию: это и Осел ему советовал. Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет; хотя же старожилы и припоминали, что существовал некогда – вон под той сосной – казенный ручной станок, который лесные куранты тискал, но еще при Магницком этот станок был публично сожжен, а оставлено было только цензурное ведомство, которое возложило обязанность, исполнявшуюся курантами, на скворцов. Последние каждое утро, летая по лесу, разносили политические новости дня, и никто от того никаких неудобств не ощущал. Затем известно было еще, что дятел на древесной коре, не переставаючи, пишет “Историю лесной трущобы”, но и эту кору, по мере начертания на ней письмен, точили и растаскивали воры-муравьи. И, таким образом, лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее. Или, другими словами, слонялись из угла в угол, окутанные мраком времен.

Тогда майор спросил, нет ли в лесу, по крайней мере, университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил: университет в полном составе поверстал в линейные батальоны, а академиков заточил в дупло, где они и поднесь в летаргическом сне пребывают. Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать, но получил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре.

Нечего делать, потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. “Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, – сказал он себе, – стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!”

Сказано – сделано. Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил, а все ему мало кажется. “Постой, – говорит, – я у тебя двор по бревну раскатаю, навеки тебя с сумой по миру пущу!” И, сказавши это, полез на крышу, чтоб злодейство свое выполнить. Только не рассчитал, что матица-то гнилая была. Как только он на нее ступил, она возьми да и провались. Повис майор на воздухе; видит, что неминучее дело об землю грохнуться, а ему не хочется. Облапил обломок бревна и заревел.

Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной. Куда ни обернутся – кругом, везде погром. Загородки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А посреди двора и сам ворог висит. Взорвало мужиков.

– Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны! А ну-тко-то, братцы, уважим его!

Сказавши это, поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало, и уважили. Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы.

Таким образом, явилась новая лесная практика, которая установила, что и блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные.

Эту вновь установившуюся практику подтвердила и лесная История, присовокупив, для вящей вразумительности, что принятое в исторических руководствах (для средних учебных заведений издаваемых) подразделение злодейств на блестящие и срамные упраздняется навсегда и что отныне всем вообще злодействам, каковы бы ни были их размеры, присвояется наименование “срамных”.

По докладу о сем Осла Лев собственнолапно на одном нацарапал так: “О приговоре Истории дать знать майору Топтыгину 3-му: пускай изворачивается”.

Анализ стихотворения «Опрятней модного паркета» Пушкина

Искрящаяся пейзажная зарисовка «Опрятней модного паркета» Александра Сергеевича Пушкина – фрагмент четвертой главы его романа «Евгений Онегин».

Отрывок создан не позднее января 1826 года. Опальный поэт в этот момент находится в Михайловском. Стихотворение предваряют такие хитросплетения сюжета: открывшаяся в своих чувствах Татьяна не встречает взаимности в Онегине. Их пути на какое-то время расходятся, Евгений ведет почти затворническую деревенскую жизнь, а в доме Татьяны разыгрывается новая любовная история, на этот раз вполне счастливая. Ее сестра Ольга и Ленский влюблены друг в друга, дело близится к свадьбе. Здесь-то и нашлось место для лирического авторского отступления, воспевающего зимние забавы. В жанровом отношении – лирика о природе, отрывок писан, как и положено, так называемой онегинской строфой. Поэт начинает с описания трескучего мороза – главной приметы настоящей русской зимы. Рифмовать «морозы» поэт берется с неизбежными «розами», о чем весело сообщает удивленному читателю. Наконец, взгляд автора переносится на «речку». Он неожиданно сравнивает ее с паркетом, причем, явно не в пользу последнего. Действительно, в те годы деревянные паркетные полы были гордостью каждого состоятельного дома. Некоторые из них считались произведениями искусства, «коврами из дерева». Стелили такие полы, как правило, только в парадных комнатах. «Опрятней»: за паркетом, традиционно покрытым воском, ухаживали ежедневно. Речка словно приглашает деревенскую непритязательную публику испытать все прелести катанья на коньках. Следует сказать, что как раз в XIX веке эта зимняя забава вновь вошла в моду. Сам А. Пушкин освоил коньки еще в Лицее. Уменьшительные суффиксы в словах подчеркивают жизнерадостную интонацию поэта, его вовлеченность в описываемую картину: речка, мальчишек. Появляется на глади и комический персонаж, без коньков, зато на «красных лапках». Рассеянный гусь, видимо, не приметил прихода зимы, и собрался было «плыть по лону вод». Последний штрих художника «вьется первый снег» передает легчайшее порханье снежинок. Возвышенная лексика смешивается с просторечной, финальная строка – и вовсе, к настоящему времени, состоит из устаревших слов («брег», ударение в слове «звездами»). Эпитет: радостный народ. Олицетворение: «льдом одета». Метафора: «режет лед», «звездами падая».

Русская зима в деревне – героиня лирического отступления А. Пушкина «Опрятней модного паркета».

Источник

Особенности цикла

Особенности «Панаевского цикла» Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Чем выше взлет, тем сильнее падение. «Панаевский цикл» стал своеобразным откровением поэта.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

Продажа документов с гарантией

Чтобы быстро получить настоящий диплом университета или техникума, выбирайте надежную компанию для заказа документа. Занимаемся дистанционной продажей корочек более десяти лет, поэтому гарантируем своим клиентам:

  • Покупку без предоплаты;
  • Печать на официальных бланках;
  • Грамотное заполнение;
  • Полную конфиденциальность;
  • Бесплатную доставку.

В нашей фирме можно заказать оригинальный диплом, который не отличается от подлинника. Доставляем заказы курьерами, оплату принимаем после получения и осмотра посылки.

Продаем документы Вузов, дипломы о среднем специальном и начальном образовании, аттестаты школ, академические справки, удостоверения о повышении квалификации и другие образовательные бумаги.

Образы и символы

Лирический герой произведения устал от езды по дороге и попросил у ямщика, чтобы тот рассказал ему какую-нибудь интересную историю. Этот барин был не из тех, кто чурался разговора с простыми крестьянами. Он хотел узнать побольше о жизни разных людей, ему был интересен весь мир. Этого барина отличало его понимание и умение анализировать.

Однако ямщик не смог рассказать барину весёлую историю, так как его мучили мысли о жене. Сам он был обычным крестьянином, у которого на первом месте в жизни всегда стояли семья и дом. К сожалению, ему досталась женщина из семьи барина. Всю свою жизнь ямщик мучался от того, что его жена несчастна рядом с ним из-за другого воспитания и нравов.

Жена ямщика Груша с самого детства воспитывалась в барской семье. Господа могли дать ей хорошее образование и даже научили читать. Однако после смерти барина ей пришлось вернуться к обычной крестьянской жизни в деревне. Там её насильно выдали замуж за неотёсанного мужика, которого она совершенно не любила.

Девушка страдал не столько от работы, к которой она не привыкла, а от гнёта и насилия. Ей пришлось совершенно переиначить свою жизнь после смерти барина.

Ямщик на протяжении всей жизни с женой не понимал, почему она не может быть такой же, как и остальные крестьянки. Он поведал лирическому герою, что бил свою суженную только на трезвую голову, а это не считается. Мужик этот был неотёсанный, не любил над чем-то задумываться и жил только настоящим моментом. Он винил господ за то, что те испортили девушку. Хотя если и рассматривать то, в чём они виноваты, то это только в том, что не смогли её устроить нужным образом.

«Коробейники»

Произведение «Коробейники» — это поэма-путешествие. Такая жанровая характеристика дается ему так, как все происходящее в произведении мы видим глазами коробейников, которые ходят по сельским просторам. Перед взором старого Тихоныча и его помощника Ваньки один за другим проходят реалии действительности мятежного пореформенного периода. Сюжет странствий превращает поэму в повествование о жестокой действительности, царящей в российской глубинке. Кроме того, каждое событие воспринимается и показывается через призму народа.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

История написания

История создания стихотворения берёт своё начало в 1845 году. Тогда писателю было всего 24 года, но он уже мог чётко выразить свою политическую позицию и отразить её в строках своих произведений. Стих «В дороге» описывает разговор ямщика и барина.

Когда Некрасов дописал своё произведение, то хотел узнать мнение о нём уже у состоявшихся критиков. Одним из первых стал Белинский, который расхвалил стихотворение и прозвал Николая Алексеевича «настоящим поэтом». Также своё произведение автор отдал на критику Герцену, которого тронуло оно до глубины души, и он с восхищением отозвался о творчестве поэта.

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже

У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения

Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова … лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Генерал Топтыгин

Дело под вечер, зимой, И морозец знатный. По дороге столбовой Едет парень молодой, Мужичок обратный: Не спешит, трусит слегка; Лошади не слабы, Да дорога не гладка — Рытвины, ухабы. Нагоняет ямщичок Вожака с медведем: «Посади нас, паренек, Веселей поедем!» — » Что ты. с мишкой ?» — «Ничего! Он у нас смиренный, Лишний шкалик за него Поднесу, почтенный!» — «Ну садитесь!» — Посадил Бородач медведя, Сел и сам — и потрусил Полегоньку Федя… Видит Трифон кабачок, Приглашает Федю. «Подожди ты нас часок!» — Говорит медведю. И пошли. Медведь смирен, Видно, стар годами, Только лапу лижет он Да звенит цепями…

Час проходит; нет ребят, То-то выпьют лихо! Но привычные стоят Лошаденки тихо.

Свечерело. Дрожь в конях, Стужа злее на ночь; Заворочался в санях Михайло Иваныч, Кони дернули; стряслась Тут беда большая — Рявкнул мишка! — понеслась Тройка как шальная!

Колокольчик услыхал, Выбежал Федюха, Да напрасно — не догнал! Экая поруха!

Быстро, бешено неслась Тройка — и не диво: На ухабе всякий раз Зверь рычал ретиво; Только стон кругом стоял: «Очищай дорогу! Сам Топтыгин-генерал Едет на берлогу!» Вздрогнет встречный мужичок, Жутко станет бабе, Как мохнатый седочок Рявкнет на ухабе. А коням подавно страх — Не передохнули! Верст пятнадцать на весь мах Бедные отдули!

Прямо к станции летит Тройка удалая. Проезжающий сидит, Головой мотая; Ладит вывернуть кольцо Вот и стала тройка; Сам смотритель на крыльцо Выбегает бойко; Видит, ноги в сапогах И медвежья шуба, Не заметил впопыхах, Что с железом губа, Не подумал: где ямщик От коней гуляет? Видит — барин материк, «Генерал», — смекает. Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю! Что угодно приказать, Водки или чаю. » Хочет барину помочь Юркий старичишка; Тут во всю медвежью мочь Заревел наш мишка! И смотритель отскочил: «Господи помилуй! Сорок лет я прослужил Верой, правдой, силой; Много видел на тракту Генералов строгих, Нет ребра, зубов во рту Не хватает многих, А такого не видал, Господи Исусе! Небывалый генерал, Видно, в новом вкусе. »

Прибежали ямщики Подивились тоже: Видят — дело не с руки, Что-то тут негоже! Собрался честной народ, Всё село в тревоге; «Генерал в санях ревет, Как медведь в берлоге!» Трус бежит, а кто смелей, Те — потехе ради — Жмутся около саней; А смотритель сзади. Струсил, издали кричит: «В избу не хотите ль?» Мишка вновь как зарычит… Убежал смотритель! Оробел и убежал, И со всею свитой…

Два часа в санях лежал Генерал сердитый. Прибежали той порой Ямщик и вожатый; Вразумил народ честной Трифон бородатый И Топтыгина прогнал Из саней дубиной… А смотритель обругал Ямщика скотиной…

Неподалеку от Зиновьева у деревни Дровинки шоссе пересекается линией железной дороги Кострома — Галич. Дровинки — железнодорожный разъезд, а прежде ближайшая к Костроме почтовая станция. Здесь, по рассказам старожилов, и произошел случай, воспроизведенный Н. А. Некрасовым в стихотворении «Генерал Топтыгин». Пока ямщик и поводырь развлекались в дровинковском кабаке, напуганные седоком-медведем лошади мчались по Галичскому тракту и остановились лишь на следующей станции Антипино — «… не передохнули, верст пятнадцать во весь мах бедные отдули».

Россия, Костромская область, Костромской район, поселок Дровинки

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Произведение «Генерал Топтыгин» Николая Алексеевича Некрасова – сатирическое изображение власть имущих и раболепия перед ними.

Стихотворение завершено в 1868 году. Его автору исполнилось 47 лет, он трудится в «Отечественных записках», периодически путешествует с целью поправки здоровья, обживает новое имение в Карабихе. По жанру – сатира, почти фарс, по размеру – чередование трехстопного и четырехстопного хорея, рифмовка, в целом, перекрестная, стих астрофический. Из цикла «Стихи, посвященные русским детям». В основе произведения – народный анекдот. Сюжет дорожного происшествия прост: зимним вечером ямщик «нагоняет вожака с медведем» (хозяин зверя. Барабанщик со скрипачом, обычно сопутствующие им, где-то подзадержались в пути). За «шкалик» (а это полбутылки) «паренек» соглашается их подвезти. Трифон с Федей отлучились в «кабачок» всего на «часок», оставив медведя в санях. По роковой случайности – «кони дернули». Испуганный не меньше лошадей мишка понесся, куда глаза глядят. Зазвенели знаменитые поддужные колокольчики. На станции приезжего встречает, как положено, смотритель. Видит, приехал осанистый барин, в шубе, в сапогах. «Генерал!» Строг ужасно – даже рычит. «Все село в тревоге». Водки с чаем предложили – не сменил гнев на милость. Спустя два часа раскрасневшиеся Трифон с Федей нагнали беглеца. Осмеянный смотритель в сердцах назвал ямщика «скотиной». Как-никак он ему начальство, а инструкция и впрямь нарушена.

Здесь Н. Некрасов обличает подобострастье, готовность не рассуждать, отказ от здравого смысла во имя службы. Смотритель признает в медведе генерала лишь по одной примете – неадекватному поведению. За сорокалетнюю службу он повидал их немало, на своей шкуре испытал: «нет ребра, зубов». Хорошо знал поэт и нравы, царившие на почтовых станциях (одно время станционным смотрителем был его отец). В эту пору уже вышел закон, запрещавший водить медведей на потеху. События происходят в переходный период после запрета (промысел отмирал долго). «С железом губа»: с продетым кольцом для цепи. Еще могли быть обрублены лапы и выбиты зубы (чтобы не растерзал кого из публики)

В устном народном творчестве, а также в баснях, за этим животным закреплена роль важного должностного лица (например, воеводы). Собственно, и уважительное «Михайло Иваныч» (в отдельных случаях – Потапыч) – дань фольклорной традиции

Лексика яркая, разговорная. События развиваются стремительно. Эпитеты: морозец знатный, народ честной (еще и типичное фольклорное выражение). Уменьшительные суффиксы, усиливающие комизм: ямщичок, кабачок, старичишка, лошаденки. Сравнение: как шальная. Инверсия: заревел мишка. Идиомы: верой, правдой; дело не с руки. Выразительные приставочные глаголы: подивились, отскочил, оробел. Прямая речь со всеми подобающими формулами почтового этикета. Парентеза: почтенный, паренек. Есть так называемая синкопа (перенос ударения в слогах, фольклорный элемент): Михайло Иваныч, ямщик и вожатый. Обращения к Богу в столь щекотливой ситуации. Восклицания подчеркивают переполох.

По стихотворению «Генерал Топтыгин» Н. Некрасова в 1971 году был снят одноименный мультфильм.

Анализ стихотворения Некрасова «Генерал Топтыгин»презентация

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4. Контакты:

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: