🌈так неожиданно и ярко (радуга)

Содержание и композиция

Причиной написания стиха послужили трагические события — смерть возлюбленной поэта и их двоих детей. Произведение пронизано чувством светлой грусти, но пробиваются и нотки благодарности Всевышнему за возможность испытать радость от кратковременных явлений — красоты природы, возвышенных чувств, счастливых моментов.

Лирический герой наблюдает одно из красивейших явлений природы — радугу. Она внезапно появилась на синем небе, завораживая своим величием и нереальностью, ощущением зыбкости и непостоянства. Она начинается где-то глубоко в лесу, но ее форма не классическая — второй конец не опускается на землю, а неожиданно уходит в небо и растворяется в нем. Совсем скоро там же исчезнет и все это великолепие.

Герой понимает, что это символичный намек на человеческую жизнь, которая также начинается на Земле, а затем, ослепив все вокруг своей красотой, исчезает, не оставив и следа, а только воспоминания, которые греют и одновременно терзают душу.

Все эти чувства поэт переживал в связи с утратой близких людей, чувством вины перед любимой женщиной, за то, что при жизни обрек ее на страдания. Но в то же время он благодарен судьбе за доставленные мгновения счастья, за воспоминания. Он не проклинает, не ропщет — смирился с неизбежностью законов бытия человека и покорился судьбе.

Стих состоит из двух частей и вывода. В первой — описание картины природы, во второй — постепенное растворение радуги в небе. Вывод, который находится в последних двух строчках, содержит перенос этого явления на человеческую жизнь.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит небо после дождя и на нем сияет радуга. Ее торжество продлится недолго, но она уже вонзила один свой конец в лес, а другой спрятала за облака. Ее величие и размеры поражают и удивляют.

Постепенно радуга начинает пропадать. Но ее появление является настоящим удовольствием для глаз лирического героя. Оно появляется на мгновенье и нужно успеть его схватить. Стоит замешкаться, и радуга пропадет.

Герой смотрит, как воздушная арка тает. Через минуту-другую она исчезает. В этот момент герой понимает, что бытие такое же мимолетное. Всем придется столкнуться с уходом близких и когда-нибудь каждый человек умрет, исчезнет с лица земли. Это наводит его на грустные мысли, но такова жизнь — все приходит и уходит.

Сюжет

Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

Федор и Елена

Федор Тютчев и Елена Денисьева познакомились ближе к концу 40-х годов 19 столетья. Роман между ними вспыхнул с пламенной страстью, Лёле не стало преградой, что Федор был женат, не смущал и его сей факт.

Первично отношения были скрытыми, но кота в мешке не утаишь и однажды все тайное стало явным. В обществе разразился скандал, но видал свет истории и похлеще – Тютчев не бросил Денисьеву на фоне общественной истерики и поддержал, как мог, когда та страдала от реакции общества на её статус любовницы.

Умерла Денисьева в 1864 году после тяжелых родов, которые и подорвали здоровье девушки. Елена Александровна родила Федору Ивановичу Тютчеву сына Николая в мае, а в августе покинула этот мир.

Тема, идея и основная мысль

На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».

Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.

срочно нужен анализ стиха тютчева » как неожиданно и ярко»

Наталья андреевна Ученик (164), на голосовании 4 года назад

Анастасия Каюткина Мудрец (11241) 4 года назад

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что- то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою! » И в этом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. «Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей», — пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г. ) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » и день спустя «Как неожиданно и ярко …».

Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, «Накануне годовщины… » написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же «р» и «с»:

Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня… Тяжело мне, замирают ноги… Друг мой милый, видишь ли меня?

Эпитеты «гаснущий день», «тихий свет», «последний отблеск дня» придают стихотворению темную окраску. А обращения «друг мой милый», «ангел мой» отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко… » имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие «н», «л» и «м»:

Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла.

Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла». Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением «Накануне годовщины… «. В ней тоже много шипящих: «ушло», «дышишь», «живешь». А глагол «побледнело» коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому. Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф. И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год.

Причем стихотворения писались по разные стороны от него. Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, «какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Оглавление

Введение

  1. Основная идея
  2. Взгляды.

Вывод

Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.

Работа содержит 5 четверостиший:

  • В 1 говорится о том, что природа уже проснулась.
  • Во 2 передается радость того, что настанет светлый день.
  • В 3 происходит поднятие духа Руси.
  • В 4 ощущается желание услышать христианами звон колоколов, а за ними зовы к мужеству.

Итогом будет слава вселенскому православному дню.

Бодрый стих, наставляющий на великие дела.

Творение мастера внушает его позитивное отношение к красотам рассвета, к православию, к звукам великого колокола, к своему народу и родному краю. Легко воспринимается читателем и оставляет приятный след в душе. Название стиха говорит о том, что будет передаваться в нем, в мыслях всплывают хорошие ассоциации.

Тютчев – дипломат и создатель более 400 стихотворений. Его основное направление: описание окружающих великолепных видов и лирика. Ознакомление с его творчеством вызывает множество чувств: ликование, меланхолию, обожание, гордость. Невероятные спады и падения, как и наша удивительная жизнь. Автор пережил различные события, которые напрямую оказывали влияние на его стихотворения.

Это произведение проходят в 5 классе.

Анализ стихотворения Рассвет по плану

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру

Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.

В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.

История создания

Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.

Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.

На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.

Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.

Жанр, направление и размер

«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.

Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.

Смысл названия

На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.

После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.

Образы и символы

Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.

Это самый яркий и главенствующий образ произведения.

Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.

Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.

Темы и настроение

Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.

Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».

Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.

Идея

В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.

Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.

Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.

Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.

Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Как неожиданно и ярко»

17 февраля 2016

Произведение Ф.Тютчева просто пестрит сочным описанием всех красок жизни. Стихотворение очень звонкое и мелодичное, его с легкостью можно положить на музыку.

Автор наполнил творение множеством эпитетов, что и делает строки яркими. Сразу можно представить красочную картину, не влюбится в это описание просто невозможно. Поэт сложил в стихи множество слов повелительного наклонения, которые предают торжественность звучанию и произношению.

Некоторые строки очень смелые не только для своего времени, но и сегодня. Критиков поразило слово «изнемогла». Это выражение показывает всю глубину чувств и в то же время не каждый осмелиться употребить его в своем изложении. Это слово усиливает выражение эмоций.

Произведение было написано после трагических событий в его личной жизни. Стихотворение навевает тоску, несмотря на прекрасные метафоры и описание. В этот период поэта мучило чувство вины, все его произведения были пронизаны тоской. Все же в творении можно уловить перемену настроения Тютчева. Со дня смерти возлюбленной прошел год, он вернулся к жизни.

Взор автора направлен к небу, он рассуждает о продолжении существования души после кончины. Поэт словно видит огромную арку, которая соединяет полнеба. Возможно это вход в Рай, а может мост, по которому можно бродить по безграничным просторам лазурной глади. Тютчев как будто наслаждается виденьем, ловит мимолетную дымку образа. Это виденье быстротечно и непостоянно, как и жизнь человека.

В стихотворении чувствуется горечь потери автора. Он подчеркивает, что все уйдет, все, чем дышишь и живешь. Такой трагизм объясняется переоценкой ценностей и четким ощущением конечности жизни.

Автора беспокоило окончание жизненного пути. Он отказывался верить в то, что уйти можно навсегда. Его возлюбленная продолжала жить в сердце, ему сложно было смириться с ее уходом. Только через год он смог найти ответы на свои вопросы, там, в небе. Этот ответ он едва разглядел. Возможно, каждый может найти свои ответы, просто для этого необходимо время.

Особенности творчества Федора Ивановича

Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.

Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.

Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги – предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде

Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )

Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.

Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.

Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?

Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!

V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!

Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/

Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/

Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?

Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!

D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!

Краткий разбор строк

Давайте попытаемся абстрагироваться от личной драмы автора строк и попытаемся рассмотреть в стихотворении его пейзажный рисунок.

Первая строфа рассказывает о неожиданном появлении на небе радуги, которая одним концом упиралась в лес, а другой отправила в облака.

Радуга стала лестницей между небом и землей, она покорила своей красотой полнеба и изнемогла от высоты, обожглась, как крылья Икара.

Вторая строфа отдана на откуп философскому размышлению скоротечности красоты, невозможности долго быть счастливым. Лирический герой рекомендует ловить счастье пока оно рядом, потому что ещё пару мгновений, ещё пару минут, и вот уже красота радуги растаяла и остались только воспоминания, только образы её гармонии и совершенства.

Дело понятное, что под образом радуги Тютчев видит Денисьеву. Это она для него соединила небо и землю, она стала любовью и Музой, небесным ангелом и матерью его детей. Ей Федор Иванович жил, без неё остался на земле, как без крыльев.

«Ещё шумел весёлый день…», анализ стихотворени Тютчева

В 1851 году в журнале «Москвитянин» было опубликовано стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Ещё шумел весёлый день». Долгое время (почти 22 года!) его незаконченная рукопись лежала без внимания в бумагах поэта. И лишь в середине 19 века была решена издательская судьба стихотворения. Поэт скромно подписал его: Т-въ. Но читатели и критики сразу узнали талантливую руку Тютчева. По мнению Тынянова, это одно из тютчевских стихов «на случай».

Однозначную тему стихотворения определить достаточно сложно, так как в строчках переплетаются многие мотивы:

  • неизбежной смены дня и ночи, шума и тишины;
  • наполнения сердца жизненной энергией и умиротворённым одиночеством;
  • духовной связи природы и человека;
  • столкновения реального и таинственного.

Весь сюжет стихотворения тщательно уложен в три ряда: день — вечер — ночь. День у Тютчева по-весеннему весёлый, светлый, шумный, многозвучный и свежий. Вечер у него приходит с потемневшими облаками и физической усталостью после «дел насущных». Ночь — главная «царица» поэтического повествования. Именно к ней стремится герой, именно она приносит ему беспокойство, именно в ней он ищет ответы на трудные вопросы бытия. Смена суток, по Тютчеву, не только природное течение жизни, это ещё и течение мысли и дел человека.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ударный и безударный слоги образуют один стоп. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. Значит, это перекрёстная форма рифмовки. Женская рифма сменяет мужскую.

В «Ещё шумел весёлый день» тропов так много, что хочется их все расставить по полочкам. Тропы придают стихотворению яркое и образное звучание, красоту и очарование:

  • эпитеты: весёлый день, благодатная жизнь, невнятный (стозвучный, шумный) строй, весенняя нега, полусонное мерцанье, невольное забвенье, бледное светило, пышно-золотой день, незримый гений, миротворный гений;
  • метафоры: царство теней, звуки жизни;
  • олицетворения: день шумел, улица блистала, тень пролетала, шум и гам затих, молчанье воцарилося, ходили мерцанье (тени), глядело (сторожило) светило, глядело украдкою, гений увлёк.

Образ лирического героя противоречив и интересен. Он соткан из личных переживаний самого поэта и его наблюдением за другими людьми. Лирический герой не равнодушен к жизни, он чувствуют её дневные хлопоты и её ночные уловки. Для него жизнь — это и радость, и тревога одновременно. Можно в герое найти нерешительность и даже массу сомнений. Ему многое кажется, и от этого он чувствует себя неуютно в ночной тишине. Кстати, за год до опубликования «Ещё шумел весёлый день» Тютчев встретил свою самую большую любовь в жизни — Елену Денисьеву. Многое в их отношениях было неясным. В строчках стихотворения эти неясность и неопределённость есть. Внимательный читатель это заметит.

Жанр стихотворения — элегия. Мы видим философское раздумье над непростым течением жизни, проникнутое грустью и растерянностью.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Ещё шумел весёлый день…»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Значение произведения

Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: