Содержание
Слайд 1
Анализ стихотворения
Ф.И. Тютчева
«Как весел грохот летних бурь»
Слайд 2
Как весел грохот летних бурь,Когда, взметая прах летучий,Гроза, нахлынувшая тучей,Смутит небесную лазурьИ опрометчиво-безумноВдруг на дубраву набежит,И вся дубрава задрожитШироколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,Лесные гнутся исполины;Тревожно ропщут их вершины,Как совещаясь меж собой, –И сквозь внезапную тревогуНемолчно слышен птичий свист,И кой-где первый желтый лист,Крутясь, слетает на дорогу…
Слайд 3
Какое настроение появляется у вас при чтении этого стихотворения? Почему?
Что за картины появляются перед нашим внутренним взором?
Опишите отношение поэта к происходящему в природе?
Слайд 4
По каким приметам мы можем определить время года?
Какие цвета использует Тютчев?
Что вы можете сказать о звуках в этом стихотворении?
Как они дополняют общую картину?
Назовите приёмы звукописи
Какой из них использует Тютчев?
Справка
Слайд 5
Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.
Основные приёмы звукописи.
Аллитерация — многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков.
Ассонанс — многократное повторение однородных гласных звуков.
Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.
Слайд 6
Какие средства выразительности используются в стихотворении?
Для чего?
Справка
Слайд 7
Средства художественной выразительности
(изобразительно- выразительные средства)
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства
Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
Слайд 8
Найдите эмоционально окрашенные слова. Какую роль они играют в стихотворении?
Какой архаизм придает речи возвышенно-поэтический характер?
весел, тревожно, тревогу, опрометчиво
прах (теперь мы говорим «пыль»)
Найдите книжные с высокой поэтической окраской.
небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут
Слайд 9
Выпишите эпитеты, метафоры сравнения.
Какова их задача в тексте?
Справка
Слайд 10
МЕТАФОРА (от греч. metaphora — перенос) — вид тропа: переносное знание слова,основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,«словно» отсутствуют, но подразумеваются.
ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton — приложение) — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,обладающее особой художественной выразительностью.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Слайд 11
Какова роль поэтического синтаксиса?
Какие фигуры речи помогают нам ощутить эмоции человека и состояние природы?
Справка
Слайд 12
Синтаксические средства (фигуры речи)
Фигуры речи – это особые речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль.
Слайд 13
Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. В своих стихах Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.
Вывод
Как запечатлевает Ф.И. Тютчев природу?
Какие мысли пытается донести до нас?
Слайд 14
Домашнее задание
Прочитайте стихотворения «Сон на море», «Весна» и проанализируйте одно из них.
Посмотреть все слайды
Краткая характеристика
Стихотворение изучают в 6 классе средней школы. Его можно проанализировать по следующему плану :
- Тема стихотворения «Зимний вечер» — бушующая за окном вьюга и разговор с близким человеком.
- Композиция — произведение состоит из 2 частей. В первой поэт описывает непогоду, а во второй обращается к Арине Родионовне.
- Стихотворение делится на четыре октавы, по жанру оно представляет собой элегию.
- Размер. Стихотворение написано восьмистишиями, 4-стопным хореем с использованием перекрестной рифмы.
При анализе произведения обычно применяют разбор по строфам. Он проводится следующим образом:
- В первой строфе описывается непогода за окном, вьюга и метель. Главный герой — это буря, но она еще не раз появляется в тексте.
- Во второй и третьей описывается уютный старый домик, в котором живет няня Арина Родионовна. В нем царят мир и покой, обитатели защищены от бури и зимнего холода. Автор обращается к своей няне, хочет приободрить и отвлечься от грустных мыслей. Чтобы поднять настроение и развеселиться, он предлагает ей выпить и спеть ему песню.
- Четвертая строфа в точности повторяет описание бури из первой строфы и обращение к няне из третьей.
Тема
Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стихотворения – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”
, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”
, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”
, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит”
дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.
Слайды и текст этой презентации
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева«Как весел грохот летних бурь»
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…
Какое настроение появляется у вас при чтении этого стихотворения? Почему?
Что за картины появляются перед нашим внутренним взором?
Опишите отношение поэта к происходящему в природе?
По каким приметам мы можем определить время года?
Какие цвета использует Тютчев?
Что вы можете сказать о звуках в этом стихотворении?Как они дополняют общую картину?
Назовите приёмы звукописи. Какой из них использует Тютчев?
Справка
Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Основные приёмы звукописи.Аллитерация — многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Ассонанс — многократное повторение однородных гласных звуков.Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.
Какие средства выразительности используются в стихотворении? Для чего?
Справка
Средства художественной выразительности(изобразительно- выразительные средства)Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства
Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
Найдите эмоционально окрашенные слова. Какую роль они играют в стихотворении?
Какой архаизм придает речи возвышенно-поэтический характер?
весел, тревожно, тревогу, опрометчиво
прах (теперь мы говорим «пыль»)
Найдите книжные с высокой поэтической окраской.
небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут
Выпишите эпитеты, метафоры сравнения. Какова их задача в тексте?
Справка
МЕТАФОРА (от греч. metaphora — перенос) — вид тропа: переносное знание слова,
основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,
«словно» отсутствуют, но подразумеваются.
ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton — приложение) — вид тропа: образное
определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,
обладающее особой художественной выразительностью.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Какова роль поэтического синтаксиса?
Какие фигуры речи помогают нам ощутить эмоции человека и состояние природы?
Справка
Синтаксические средства (фигуры речи) Фигуры речи – это особые речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль.
Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. В своих стихах Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.
Вывод
Как запечатлевает Ф.И. Тютчев природу?Какие мысли пытается донести до нас?
Домашнее задание
Прочитайте стихотворения «Сон на море», «Весна» и проанализируйте одно из них.
Авторские приемы
Предпосылкой создания произведения послужили тяжелые обстоятельства, в которых оказался поэт. В стихотворении явно прослеживается автобиографический мотив. Идея зимней бури — это враждебное окружение Пушкина. Его жизнь, подобно ветхой лачужке с обветшалой кровлей, сотрясается под ударами непогоды. Подобный образ часто используется в романтических произведениях поэта. Он использует прием антитезы, противопоставляя хрупкий внутренний мир лирического героя, изображенный в виде тихого домашнего очага, бушующим внешним злым силам, олицетворением которых является буря.
Тавтологию в первой и четвертой строфе автор применяет для того, чтобы выделить главную тему стихотворения — борьбу с невзгодами и враждебными обстоятельствами. Для описания поэт использует множество разнообразных эпитетов. Он не просто говорит, что за окном была вьюга, для ее характеристики он применяет сравнения, слуховые и зрительные образы. В завываниях бури автор слышит различные звуки:
- звериный вой, наводящий страх;
- жалобный детский плач;
- стук в окошко путника, вызывающий чувство одиночества;
- шорох соломы на крыше, похожий на шаги живого существа.
Движения вьюги передаются с помощью различных глаголов. У Пушкина буря кроет небо, плачет, воет, шуршит, крутит вихри, стучит в окно. В этом произведении автор применяет такое художественное средство, как звукоподражание: завывания вьюги передаются с помощью звуков «з», «р», «ш» (буря, зверь, вихри). Во многих словах встречается ударение на звуки «а», «о» и «у», что также передает вой метели. Звуки, с которыми потрескивают в очаге поленья, шуршит от ветра солома, передаются согласными «з», «с», «ч», «ш». Подобные приемы придают произведению выразительность.
Жанр и композиция
Мнения литературоведов по поводу жанра стихотворения Пушкина «Туча» отличаются. Некоторые относят его к пейзажной лирике, другие — к философской. Последнее мнение основывается на том, что рассеянную тучу воспринимают как символ декабристского восстания.
Состоит произведение из трех катренов. Каждый из них передает разное настроение:
- знакомство с тучей;
- описание грозы;
- успокоение природы.
В первом катрене описание тучи вызывает легкое чувство тревоги и печали. Гроза передает напряжение, волнение. А в третьей части стиха негативные эмоции отступают, хотя остается недоумение. Ведь природа уже успокоилась, а туча все не хочет уходить. Ее прогоняет легкий ветерок.
Коротко за историю стиха
Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году, прожив в Европе с 1821 года, лишь изредка покидая европейские земли. С 1845 года Федор Иванович служит в МИДе, а с 1848 года занимает там должность главного цензора.
На первом, после возвращения, этапе Тютчев не пишет стихов, но не уходит с литературного поприща, являясь членом кружка Белинского и выступая с публицистикой на французском языке.
В год написания стиха, который подвержен анализу, у любовницы Тютчева, Денисьевой, рождается дочь Елена. Ей будет суждено прожить всего 14 лет, но это не имеет отношения к нашему анализу.
В произведении чувствуется любовь к родной земле, наконец-то можно писать, не напрягая память и не вытаскивая из её глубин заветные образы.
Разбор двух строф
С первых строк стихотворения мы видим ожидание летней грозы, когда природа вся словно остановилась и на мгновение замерла. Весело грохочущая летняя буря несется над землей, оповещая мир о скором приходе грозы. Облака летучего праха пролетают над дубравой, «вручая ей повестку» о скором приходе грозы, что та воспринимает с пониманием)).
Вторая строфа из восьми строк продолжает описание ожидания грозы, где поэтом рисуется картина летней бури, её предвестника. Мы видим на поэтическом полотне согнувшихся под ветром лестных исполинов и лес, словно бы, наполняется тревогой.
Финальный штрих пейзажиста – это слабый, сквозь завывание ветра, свист птицы и появление на поэтическом холсте первого желтого листа.
Это показывает, что жизнь в природе не остановилась в ноль, а пожелтевший лист помогает нам понять пору года, когда пишется стих – это конец лета – начало осени.
Анализ стихотворения Буря Некрасова
Стихотворение «Буря» написано в юмористическо – романтическом стиле. Ценности человеческие неизменны во все времена. Кроме материальных благ люди стремятся получить и моральное удовлетворение своих потребностей: тут переплетаются чувства любви и томления, грусти и радости, досады и надежды. Каждая секунда нашего земного существования неповторима, полна разных оттенков наших эмоций, независимо от нашего желания побуждающих нас к определенным поступкам.
«Буря» наглядно иллюстрирует свойственную молодости горячность двух влюбленных. Парень, околдованный обаянием своей «голубки», как он ее называет, и девушка, несмотря на строгие порядки в обществе, наперекор запретам и предубеждениям, спешащая на долгожданное свидание. Оба увлечены друг другом, хотя в словах, скрываемых под маскою кокетства и двусмыслия, явно сквозит намек на готовность эти же нормы преступить. И не помеха им ни ненастная погода, ни страх заболеть, промочив ноги.
Мучимый обуреваемыми сомнениями, придет ли та, которая дала обещание быть в беседке когда стемнеет, герой хмуро поглядывает на затянутое тучами небо. А заслышав раскаты грома, и вовсе отчаивается свидеться с Любушкой-соседкой. Во время ожидания, озябший и неуверенный, молодой человек задает себе сакраментальный вопрос – а в самом ли деле Люба его настолько любит?
Тогда же он делает вывод, что если девушка все-таки явится на встречу вопреки грозе, то он сможет убедиться в ее взаимности. В противном же случае, если она не придет, то это будет доказательством ее равнодушия.
В итоге мы видим, что соседка не обманула. Представ взору героя, вся до нитки промочившаяся, она невольно вызывает в нем чувство умиления и желания ее обогреть.
Характер самого писателя в данном стихотворении раскрывает его собственную натуру. Вечно молодой в душе, оптимист и проницательный человек, Николай Некрасов, возможно, делится своим опытом. Он будто вспоминает дела дней минувших, пережитых когда-то с некой девушкой. Так явственно он описывает состояние молодца, его настроение
Сам слог произведения располагает к чтению, враз захватывая внимание читателя своей легкостью. Употребляемые в нем слова, казалось бы, простые и так хорошо подобранные, четко передают идею, которую автор намеревался донести до публики
Судя по названию стиха, вначале можно предположить, что речь пойдет о погодных явлениях и их подробном описании. Но уже с первых строк становится понятно, что основной сутью является любовь между односельчанами. Радости бытия, на первый взгляд примитивные и неприхотливые, показывают естественное стремление двух сердец соединиться и быть вместе. Тут заключен универсальный принцип вселенной, когда мужчина и женщина ищут друг друга с целью создания единого целого, и, вероятно, продолжения рода человеческого. Без этих инстинктов мир не увидел бы творений талантливых мастеров во всех областях, от скульптуры до музыки; в том числе и вышеупомянутого стихотворения Некрасова «Буря».