Как весел грохот летних бурь…

Содержание

Слайд 1
Анализ стихотворения
Ф.И. Тютчева
«Как весел грохот летних бурь»

Слайд 2
Как весел грохот летних бурь,Когда, взметая прах летучий,Гроза, нахлынувшая тучей,Смутит небесную лазурьИ опрометчиво-безумноВдруг на дубраву набежит,И вся дубрава задрожитШироколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,Лесные гнутся исполины;Тревожно ропщут их вершины,Как совещаясь меж собой, –И сквозь внезапную тревогуНемолчно слышен птичий свист,И кой-где первый желтый лист,Крутясь, слетает на дорогу…

Слайд 3
Какое настроение появляется у вас при чтении этого стихотворения? Почему?
Что за картины появляются перед нашим внутренним взором?
Опишите отношение поэта к происходящему в природе?

Слайд 4
По каким приметам мы можем определить время года?

Какие цвета использует Тютчев?

Что вы можете сказать о звуках в этом стихотворении?
Как они дополняют общую картину?
Назовите приёмы звукописи

Какой из них использует Тютчев?

Справка

Слайд 5
Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Основные приёмы звукописи.
Аллитерация — многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков.

Ассонанс — многократное повторение однородных гласных звуков.

Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.

Слайд 6
Какие средства выразительности используются в стихотворении?
Для чего?

Справка

Слайд 7
Средства художественной выразительности
(изобразительно- выразительные средства)
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Выделяются  фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом  –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства

Средства художественной выразительности  помогают автору создать художественный  образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Слайд 8
Найдите эмоционально окрашенные слова. Какую роль они играют в стихотворении?
Какой архаизм придает речи возвышенно-поэтический характер?
весел, тревожно, тревогу, опрометчиво

прах (теперь мы говорим «пыль»)
Найдите книжные с высокой поэтической окраской.

небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут 

Слайд 9
Выпишите эпитеты, метафоры сравнения.
Какова их задача в тексте?

Справка

Слайд 10
МЕТАФОРА  (от греч. metaphora  — перенос) —  вид тропа: переносное знание слова,основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое   сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,«словно» отсутствуют, но подразумеваются.
ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton  — приложение)  — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,обладающее особой художественной выразительностью.  
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. 

Слайд 11
Какова роль поэтического синтаксиса?
Какие фигуры речи помогают нам ощутить эмоции человека и состояние природы?

Справка

Слайд 12
Синтаксические средства (фигуры речи)
 
Фигуры речи – это особые речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. 

Слайд 13
Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. В своих стихах Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.
Вывод
Как запечатлевает Ф.И. Тютчев природу?
Какие мысли пытается донести до нас?

Слайд 14
Домашнее задание
Прочитайте стихотворения «Сон на море», «Весна» и проанализируйте одно из них.

Посмотреть все слайды

Краткая характеристика

Стихотворение изучают в 6 классе средней школы. Его можно проанализировать по следующему плану :

  • Тема стихотворения «Зимний вечер» — бушующая за окном вьюга и разговор с близким человеком.
  • Композиция — произведение состоит из 2 частей. В первой поэт описывает непогоду, а во второй обращается к Арине Родионовне.
  • Стихотворение делится на четыре октавы, по жанру оно представляет собой элегию.
  • Размер. Стихотворение написано восьмистишиями, 4-стопным хореем с использованием перекрестной рифмы.

При анализе произведения обычно применяют разбор по строфам. Он проводится следующим образом:

  • В первой строфе описывается непогода за окном, вьюга и метель. Главный герой — это буря, но она еще не раз появляется в тексте.
  • Во второй и третьей описывается уютный старый домик, в котором живет няня Арина Родионовна. В нем царят мир и покой, обитатели защищены от бури и зимнего холода. Автор обращается к своей няне, хочет приободрить и отвлечься от грустных мыслей. Чтобы поднять настроение и развеселиться, он предлагает ей выпить и спеть ему песню.
  • Четвертая строфа в точности повторяет описание бури из первой строфы и обращение к няне из третьей.

Тема

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стихотворения – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева«Как весел грохот летних бурь»

Слайд 2

Текст слайда:

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Слайд 3

Текст слайда:

Какое настроение появляется у вас при чтении этого стихотворения? Почему?

Что за картины появляются перед нашим внутренним взором?

Опишите отношение поэта к происходящему в природе?

Слайд 4

Текст слайда:

По каким приметам мы можем определить время года?

Какие цвета использует Тютчев?

Что вы можете сказать о звуках в этом стихотворении?Как они дополняют общую картину?

Назовите приёмы звукописи. Какой из них использует Тютчев?

Справка

Слайд 5

Текст слайда:

Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Основные приёмы звукописи.Аллитерация — многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Ассонанс — многократное повторение однородных гласных звуков.Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.

Слайд 6

Текст слайда:

Какие средства выразительности используются в стихотворении? Для чего?

Справка

Слайд 7

Текст слайда:

Средства художественной выразительности(изобразительно- выразительные средства)Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Выделяются  фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом  –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства

Средства художественной выразительности  помогают автору создать художественный  образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Слайд 8

Текст слайда:

Найдите эмоционально окрашенные слова. Какую роль они играют в стихотворении?

Какой архаизм придает речи возвышенно-поэтический характер?

весел, тревожно, тревогу, опрометчиво

прах (теперь мы говорим «пыль»)

Найдите книжные с высокой поэтической окраской.

небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут 

Слайд 9

Текст слайда:

Выпишите эпитеты, метафоры сравнения. Какова их задача в тексте?

Справка

Слайд 10

Текст слайда:

МЕТАФОРА  (от греч. metaphora  — перенос) —  вид тропа: переносное знание слова,
основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое   сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,
«словно» отсутствуют, но подразумеваются.

ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton  — приложение)  — вид тропа: образное 
определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,
обладающее особой художественной выразительностью.  

СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. 

Слайд 11

Текст слайда:

Какова роль поэтического синтаксиса?

Какие фигуры речи помогают нам ощутить эмоции человека и состояние природы?

Справка

Слайд 12

Текст слайда:

Синтаксические средства (фигуры речи) Фигуры речи – это особые речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. 

Слайд 13

Текст слайда:

Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. В своих стихах Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.

Вывод

Как запечатлевает Ф.И. Тютчев природу?Какие мысли пытается донести до нас?

Слайд 14

Текст слайда:

Домашнее задание

Прочитайте стихотворения «Сон на море», «Весна» и проанализируйте одно из них.

Авторские приемы

Предпосылкой создания произведения послужили тяжелые обстоятельства, в которых оказался поэт. В стихотворении явно прослеживается автобиографический мотив. Идея зимней бури — это враждебное окружение Пушкина. Его жизнь, подобно ветхой лачужке с обветшалой кровлей, сотрясается под ударами непогоды. Подобный образ часто используется в романтических произведениях поэта. Он использует прием антитезы, противопоставляя хрупкий внутренний мир лирического героя, изображенный в виде тихого домашнего очага, бушующим внешним злым силам, олицетворением которых является буря.

Тавтологию в первой и четвертой строфе автор применяет для того, чтобы выделить главную тему стихотворения — борьбу с невзгодами и враждебными обстоятельствами. Для описания поэт использует множество разнообразных эпитетов. Он не просто говорит, что за окном была вьюга, для ее характеристики он применяет сравнения, слуховые и зрительные образы. В завываниях бури автор слышит различные звуки:

  • звериный вой, наводящий страх;
  • жалобный детский плач;
  • стук в окошко путника, вызывающий чувство одиночества;
  • шорох соломы на крыше, похожий на шаги живого существа.

Движения вьюги передаются с помощью различных глаголов. У Пушкина буря кроет небо, плачет, воет, шуршит, крутит вихри, стучит в окно. В этом произведении автор применяет такое художественное средство, как звукоподражание: завывания вьюги передаются с помощью звуков «з», «р», «ш» (буря, зверь, вихри). Во многих словах встречается ударение на звуки «а», «о» и «у», что также передает вой метели. Звуки, с которыми потрескивают в очаге поленья, шуршит от ветра солома, передаются согласными «з», «с», «ч», «ш». Подобные приемы придают произведению выразительность.

Жанр и композиция

Мнения литературоведов по поводу жанра стихотворения Пушкина «Туча» отличаются. Некоторые относят его к пейзажной лирике, другие — к философской. Последнее мнение основывается на том, что рассеянную тучу воспринимают как символ декабристского восстания.

Состоит произведение из трех катренов. Каждый из них передает разное настроение:

  • знакомство с тучей;
  • описание грозы;
  • успокоение природы.

В первом катрене описание тучи вызывает легкое чувство тревоги и печали. Гроза передает напряжение, волнение. А в третьей части стиха негативные эмоции отступают, хотя остается недоумение. Ведь природа уже успокоилась, а туча все не хочет уходить. Ее прогоняет легкий ветерок.

Коротко за историю стиха

Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году, прожив в Европе с 1821 года, лишь изредка покидая европейские земли. С 1845 года Федор Иванович служит в МИДе, а с 1848 года занимает там должность главного цензора.

На первом, после возвращения, этапе Тютчев не пишет стихов, но не уходит с литературного поприща, являясь членом кружка Белинского и выступая с публицистикой на французском языке.

В год написания стиха, который подвержен анализу, у любовницы Тютчева, Денисьевой, рождается дочь Елена. Ей будет суждено прожить всего 14 лет, но это не имеет отношения к нашему анализу.

В произведении чувствуется любовь к родной земле, наконец-то можно писать, не напрягая память и не вытаскивая из её глубин заветные образы.

Разбор двух строф

С первых строк стихотворения мы видим ожидание летней грозы, когда природа вся словно остановилась и на мгновение замерла. Весело грохочущая летняя буря несется над землей, оповещая мир о скором приходе грозы. Облака летучего праха пролетают над дубравой, «вручая ей повестку» о скором приходе грозы, что та воспринимает с пониманием)).

Вторая строфа из восьми строк продолжает описание ожидания грозы, где поэтом рисуется картина летней бури, её предвестника. Мы видим на поэтическом полотне согнувшихся под ветром лестных исполинов и лес, словно бы, наполняется тревогой.

Финальный штрих пейзажиста – это слабый, сквозь завывание ветра, свист птицы и появление на поэтическом холсте первого желтого листа.

Это показывает, что жизнь в природе не остановилась в ноль, а пожелтевший лист помогает нам понять пору года, когда пишется стих – это конец лета – начало осени.

Анализ стихотворения Буря Некрасова

Стихотворение «Буря» написано в юмористическо – романтическом стиле. Ценности человеческие неизменны во все времена. Кроме материальных благ люди стремятся получить и моральное удовлетворение своих потребностей: тут переплетаются чувства любви и томления, грусти и радости, досады и надежды. Каждая секунда нашего земного существования неповторима, полна разных оттенков наших эмоций, независимо от нашего желания побуждающих нас к определенным поступкам.

«Буря» наглядно иллюстрирует свойственную молодости горячность двух влюбленных. Парень, околдованный обаянием своей «голубки», как он ее называет, и девушка, несмотря на строгие порядки в обществе, наперекор запретам и предубеждениям, спешащая на долгожданное свидание. Оба увлечены друг другом, хотя в словах, скрываемых под маскою кокетства и двусмыслия, явно сквозит намек на готовность эти же нормы преступить. И не помеха им ни ненастная погода, ни страх заболеть, промочив ноги.

Мучимый обуреваемыми сомнениями, придет ли та, которая дала обещание быть в беседке когда стемнеет, герой хмуро поглядывает на затянутое тучами небо. А заслышав раскаты грома, и вовсе отчаивается свидеться с Любушкой-соседкой. Во время ожидания, озябший и неуверенный, молодой человек задает себе сакраментальный вопрос – а в самом ли деле Люба его настолько любит?

Тогда же он делает вывод, что если девушка все-таки явится на встречу вопреки грозе, то он сможет убедиться в ее взаимности. В противном же случае, если она не придет, то это будет доказательством ее равнодушия.

В итоге мы видим, что соседка не обманула. Представ взору героя, вся до нитки промочившаяся, она невольно вызывает в нем чувство умиления и желания ее обогреть.

Характер самого писателя в данном стихотворении раскрывает его собственную натуру. Вечно молодой в душе, оптимист и проницательный человек, Николай Некрасов, возможно, делится своим опытом. Он будто вспоминает дела дней минувших, пережитых когда-то с некой девушкой. Так явственно он описывает состояние молодца, его настроение

Сам слог произведения располагает к чтению, враз захватывая внимание читателя своей легкостью. Употребляемые в нем слова, казалось бы, простые и так хорошо подобранные, четко передают идею, которую автор намеревался донести до публики

Судя по названию стиха, вначале можно предположить, что речь пойдет о погодных явлениях и их подробном описании. Но уже с первых строк становится понятно, что основной сутью является любовь между односельчанами. Радости бытия, на первый взгляд примитивные и неприхотливые, показывают естественное стремление двух сердец соединиться и быть вместе. Тут заключен универсальный принцип вселенной, когда мужчина и женщина ищут друг друга с целью создания единого целого, и, вероятно, продолжения рода человеческого. Без этих инстинктов мир не увидел бы творений талантливых мастеров во всех областях, от скульптуры до музыки; в том числе и вышеупомянутого стихотворения Некрасова «Буря».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: