«когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения никитина

Версия первая

Откуда пошло выражение «песок сыпется»? Его корни берут начало в Европе. Итак, XVI век — период суровых реформ, а также господства инквизиции. Богохульники подвергались гонениям, жестоким истязаниям и даже смерти. Очень сложно представить такое орудие пыток, как «тисочки для яиц», но тогдашние еретики испытывали его на себе. Мужское достоинство всегда имело большое значение, подобное обращение с ним в те времена способствовало повышенному вниманию к детородному органу со стороны общества.

И дабы восполнить унижение, в мужской моде Франции появляется и всячески украшается новый аксессуар одежды — гульфик (от голландского gulp). Это специальный мешочек или брючный карман, куда вкладывался детородный орган. Это не просто очередное веяние моды, это своеобразный вызов Папе Римскому, ибо инквизиция посягнула на наиболее уязвимую часть мужского тела.

Со временем мужской орган культивировался все сильнее, заставляя сердца дам учащенно биться при взгляде на необычный карман для фаллоса.

Гульфик шили из шелка и бархата, самых дорогих тканей того времени, украшали жемчугом и расшивали золотыми нитями

Мужчины соперничали между собой, переманивая на себя восхищенное внимание придворных дам. Старые ловеласы тоже не упускали возможность продемонстрировать окружающим: «Я еще ого-го!» С этой целью они подкладывали мешочки с песком в свои гульфики

Однако после длительного использования, во время танца или при резком движении те легко могли порваться, оставляя на полу дорожку из песка.

Это вызывало дружный смех, и вслед бедолаге звучало: «А из этого-то уже песок сыпется»!

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Тропы и образы

В первой половине стихотворения лирический герой как бы захлёбывается эпитетами (не забудем – это одно предложение, читается на одном духу); иногда они выносятся в ударную – концевую – часть строки и, соответственно, рифмуются (причём именно между собой). Эти эпитеты конкретны и свежи, их ни с какими другими не спутаешь и никакими другими не заменишь (явный признак хороших стихов): прощальные лучи, спокойные воды, тень ночная, весёлое село, трава душистая, ткань тумана серебристая, тёмнокудрявый лес. Во второй половине стихотворения как бы резко переключается поэтический регистр: два абстрактных эпитета в первых двух строках (отрада непонятная и Божий мир) – и после этого эпитеты не то чтобы вовсе иссякают, но объективируются в более отдалённые и безличные краткое прилагательное (чужды) и наречие (светло), а смысловой доминантой становятся глаголы: «Покой уму и сердцу нахожу» и «Весь мир беседует со мной».

Метафоры не так очевидны, как эпитеты, они не сразу бросаются в глаза, однако создают глубокий (сперва золотой, затем серебряный) пейзажный фон: закат озолотит воды, а туман – это ткань серебристая.

Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить свое состояние и настроение.

В стихотворение автор использовал много средств выразительности:

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок

Метафора: снег лежит полотном

Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.

Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.

Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.

3.Первичное понимание текста.

Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения ?(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно светло на душе. )

VI. Продолжение изучения нового материала

1.Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением.

Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы. (Да, это действительно так.)

Проследите как меняется всё вокруг утром,в полдень,ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

Какой поре посвящено стихотворение ?(Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)

Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.(Ребята зачитывают эти строки.

Первый снег закрывает грязь кругом,

Становится чисто, светло и красиво.)

Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать,что автор одушевляет природу ?(Да он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

Ребята, любил ли поэт русскую зиму ?(Да он её любил.)

А как он относился к русским людям, к простому человеку ?(Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)

Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

3.Выразительное чтение в классе.

Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.

С каким стихотворением ознакомились на уроке ?

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

История создания

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861), талантливый поэт-самоучка, воронежский мещанин – человек трагической судьбы. Блестяще одарённый юноша, мечтавший об университете, в 20 лет вынужден был прекратить учёбу в предпоследнем классе семинарии, ибо отец его разорился и спился, а мать умерла. Став содержателем постоялого двора на окраине Воронежа, чувствительный юноша на много лет вынужден был погрузиться в трудный быт и житейскую суету, почти не оставлявшие времени и сил на саморазвитие и творчество. Ещё в конце ХІХ века критик А.М.Скабичевский в своей «Истории новейшей русской литературы» со слов людей, знавших Никитина, писал: «Уединённая жизнь с вечно хмельным отцом в конце города, в совершенном отчуждении от образованного общества, развила в Никитине страсть к загородным прогулкам, во время которых он, улёгшись под деревом, сочинял стихи, которые прятал от всех, боясь насмешек невежественных людей». Именно тогда были написаны его лучшие стихи, в том числе и «Когда закат прощальными лучами…» (1851). И лишь в 1853 году он решился предложить свои произведения местной газете, так обратившись к редактору: «Я – здешний мещанин. Какая непонятная власть заставляет меня слагать задумчивую песнь в то время, когда горькая действительность окружает жалкою прозою моё одинокое, незавидное существование?» После этого он начал печататься, получил признание. В 1856 году основные стихотворения поэта, в том числе «Когда закат прощальными лучами…», были изданы в составе авторского поэтического сборника.

Земля, говорит мистер Уиттиер, это.

Земля, говорит мистер Уиттиер, это просто большая машина. Огромный завод. Фабрика. Вот он – великий ответ. Самая главная правда. Представьте себе полировочный барабан, который крутится без остановки, 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Внутри – вода, камни и гравий. И он это все перемалывает. Крутится, крутится. Полирует самые обыкновенные камни, превращая их в драгоценности. Вот что такое Земля. Почему она вертится. А мы – эти камни. И все, что с нами случается – все драматические события, боль и радость, война и болезни, победы и обиды, – это просто вода и песок, которые нас разрушают.

Структурный и смысловой анализ произведения

Для большей выразительности в тексте используется скрытая градация, увидеть которую при первом прочтении не всегда удается. Речь идет о применении слов особой окраски в разных частях стихотворения:

1. Тишина и спокойствие — окончание периода сна

Некоторые слова для задания «тихого» тона: меркнут, гаснут, расстилается, разливается.

2. Бодрость и веселье — начало пробуждения

Некоторые «звонкие» слова: вдруг, брызнет, ветерок, пронеслись, звенит.

Свои чувства и настроение автор передает с помощью добавления «цвета»: «алый», «золотой», «серебристый», «огонь» и другие характерные элементы подобраны не просто так.

Для оживления природы и задания тексту опреденного настроения автор также использует некоторые приемы:

  • Эпитеты (серебристая, золотыми, веселое и т.д.);
  • Олицетворения (зремлет чуткий камыш, утро веселое, солнце встает, лес улыбается и т.п.);
  • Повторы (огонь).

Тема, основная мысль и композиция

Пожалуй, именно «Когда закат прощальными лучами…» как ни одно другое стихотворение Никитина передаёт одновременно и его одинокое отчаяние поры его никому неведомой и почти безнадёжной борьбы за существование и сохранение личности, и вместе с тем – его неугасимую веру в прекрасное и надежду на лучшее будущее. И это притом, что лирический герой вовсе не похож на задавленного жизнью мещанина, он благородно возвышен и отчуждён от «земных впечатлений». Соответственно тема стихотворения – «отрада непонятная». Она заявлена в центральном стихе – первом стихе 3-й (из 4-х) строфы. Основная мысль: житейская проза, все наши «земные впечатления» – отнюдь не самое главное в этом Божьем мире, созданном прекрасным, и это не может быть случайно. Несмотря на не столь уж малый (для лирического стихотворения) объём – четыре катрена – произведение 27-летнего поэта-самоучки читается, как и написано, на одном духу: недаром его пунктуация указывает, что перед нами стихотворение, состоящее из одного предложения. Хотя синтаксически есть возможность разбить его на два: поставить точку в конце 3-й строфы. А это, в свою очередь, достигается благодаря естественной и в то же время гармонически выверенной композиции стихотворения: пейзаж меняется так же быстро, как гаснет летний закат и опускается ночь на леса и поля – и в тоне и духе меняющегося летнего пейзажа сменяются мысли и чувства лирического героя.

Жанр и литературное направление

Уже критика XIX века относила Никитина к первостепенным мастерам поэтического (лирического) пейзажа. И сегодня произведения этого поэта, в том числе «Когда закат прощальными лучами…», считаются хрестоматийными, классическими примерами лирики пейзажной, однако с глубоким философским подтекстом. При этом чисто теоретический вопрос о литературном направлении, к которому можно было бы отнести подобные стихи, отходит на второй план, однако в историко-литературном аспекте он весьма интересен и совсем не прост. Ведь с одной стороны явное, бескомпромиссное противопоставление «небесного» «земному» роднит лирического героя (но автора ли?) с романтиками. С другой же стороны, стихотворение столь родственно и плотно погружает читателя в этот земной мир на стыке современной человеческой жизни («весёлое село») и вечной жизни природы, настолько лирический герой сам живёт этой живой конкретной жизнью, что на читателя производят неизгладимое впечатление не романтические абстракции, а блики, тени, запахи. Всё это делает пейзаж не просто узнаваемо-реалистическим, а почти уже импрессионистическим.

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы. Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок. Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима. Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить. Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

  • «Русь», анализ стихотворения Никитина
  • «Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
  • «В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
  • «Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
  • «Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
  • «Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина
  • «Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
  • «Пахарь», анализ стихотворения Никитина
  • «Лес», анализ стихотворения Никитина
  • «Кулак», анализ поэмы Никитина
  • Никитин Иван Саввич, краткая биография
  • «Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
  • «Нищий», анализ стихотворения Никитина
  • «Хозяин», анализ стихотворения Никитина

По писателю: Никитин Иван Саввич

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: