Анализ стихотворения «помню

Средства выразительности

По жанру стих относится к колыбельной лирике, которая льётся по листу бумаги медленно, словно убаюкивая. Написано стихотворение стихотворным размером хорей и имеет перекрёстную рифмовку (вечер – тишина – лампады – окна). Основная рифма – мужская.

Из средства выразительности для передачи глубины строк автор использует:

  • Олицетворения (ходят волны, буря плачет и пр.).
  • Метафоры (шепот ветра, золотые волны ржи).
  • Эпитеты (тихий сон, невнятный шум и др.).

Строки «Помню…» легко читаются и быстро заучиваются в школе, дополнительным подспорьем для изучения стихотворения станет аудиозапись строф внизу этого анализа.

Тема

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

«Я научилась просто, мудро жить» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, история создания

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Мать и ребёнок

Стихотворение пишется на фоне зимы и переносит нас в летнюю пору, но основным стержнем строк является забота матери о ребёнке. Именно она убаюкивает малыша, помогая ему забыть, что на дворе зимняя стужа. Её тепло передаётся мальчику и трансформируется в его сознании в летнюю пору.

Мать ассоциируется у малыша с теплом, поэтому она легко побеждает зиму и помогает заснуть спокойным детским сном.

Строки показывают неповторимость детского счастья и учат нас ценить каждое прожитое мгновенье. Если мы не можем перелистнуть назад страницы жизни и снова оказаться в детстве, то должны трепетно относиться к воспоминаниям. Для 17-летнего Бунина – это образ матери и отчего дома, он дорожит этими воспоминаниями и доверяет их бумаге с особой ценностью.

Основной смысл

Делая анализ стихотворения Бунина «Вечер» по предоставленному плану, становится понятно, что главную задумку художественного произведения можно выразить несколькими словами — счастье прячется в простейших вещах. Достаточно отвлечься от повседневных проблем, посмотреть по сторонам, и гармония обретется сама собой. Фразой «всё во мне» заканчивается поиск счастья и само произведение.

Основная мысль стихотворения понятна каждому на интуитивном уровне

Но важно не только осознать, а и прочувствовать правду сказанных слов, их выразительность. Герой вслушался и обрел то, что до этого так долго хотел найти

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» показывает, что каждый должен искать ключи к своему счастью в мыслях о прекрасном, о природе.

Тема стиха

В стихотворении Бунин вспоминает самые светлые моменты детства, которые доверяет бумаге с некоторой долей сентиментальности. Хотел ли поэт снова стать ребёнком или это просто воспоминания, но мы читая стих переносимся в обособленный мир ребёнка, окруженного заботой матери, который находит радости в красоте зимней природы.

В строфах мы видим сцену, когда мать убаюкивает маленького ребёнка, предлагая ему заснуть, чтобы утром быть бодрым и свежим. Она говорит, что если ему мешает зимняя вьюга, то лучше окунуться в воспоминания лета, забыв о холодной зиме.

Мальчик доверяется матери, вспоминает лето и постепенно забывается под шум вьюги. Во сне ему видится лето, где шепчут зрелые колосья и невнятно шумят берёзы.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер 2 вариант

Иван Алексеевич Бунин начинал свою литературную деятельность поэтическими произведениями, к числу наиболее живописных и чувственных лирических стихотворений относится «Помню – долгий зимний вечер». Дата его создания – 1887 год, его относят к раннему творчеству поэта и писателя Бунина, который начал писать свои стихи очень рано и уже с 17 лет его произведения публиковались в литературных журналах того времени.

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер» посвящается детским воспоминаниям автора о его маме и жизни в отчем доме, тому удивительному чувства тепла, заботы и спокойствия, которые окружают каждого ребенка в доме его родителей, любящих его и оберегающих от невзгод и бурь окружающего взрослого мира.

Читая первые строчки произведения, мы представляем картину зимней непогоды, бури и метели, лютующей за пределами уютной маленькой, детской спаленки «тускло льется свет лампады, буря плачет у окна». Малыш немного напуган и никак не может заснуть, однако, окруженный теплом и заботой его мамы, которая тихим и мелодичным голосом, своими отвлекающими рассказами о лете, шуме берез и злотом море ржи, умело успокаивает его, и он чувствует себя в полной безопасности. Присутствие родного человека, её ласка и забота, простые советы вспомнить «тихий шепот леса и полдневный летний зной» греют душу маленького человечка, и он доверчиво и послушно следуя маминым указаниям, представляет картину летнего жаркого дня, где сливаются на грани сна и реальности «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Ребенок тихо и спокойно засыпает «обвеянный мечтами, забываться начинал», убаюканный тихой речью мамы и сладкими грезами, переносящими его на крыльях сна из бури и непогоды зимней ночи, в яркий и пригожий летний знойный денек.

Слова матери в стихотворении передаются с помощью глаголов прошедшего времени, в конце появляется авторское местоимение «я», говорящее нам о том, что рассказанная читателям история, является воспоминаниями автора о его детстве, которые настолько ярко и живо запечатлены в его памяти, что те чувства и переживания ощущаются автором и сейчас точно также. И пусть с того момента прошел уже не один десяток лет, и автор давно покинул отчий дом, эти сладкие детские грезы навсегда остались в его душе и памяти, они помогают ему справиться с бедами и проблемами в его взрослой жизни. Любовь и поддержка, которые дали ему родители в отчем доме его детства, его счастливые воспоминания о беззаботном босоногом детстве, и понимание того, что оно не вернется уже никогда, становятся для Бунина источником его вдохновения, его силой и внутренним стрежнем, помогающим пережить все жизненные бури и невзгоды на его пути.

Написанное в форме колыбельной песни, стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер» очень легко воспринимается на эмоциональном, звуковом и зрительно ассоциативном уровне. Важным мотивом данного произведения становится передача состояния полусна, полуяви главного лирического персонажа, которое передается описанием позднего зимнего вечера в детской спаленке «полумрак и тишина», «тихо льется свет лампады», использованием таких глаголов как «задремать», «забыться», наречий «плавно», «медленно». Для разделения произведения на определенные части используется пунктуация: тире в первом предложении показывает на прошлое время, на то, что эти события происходили в глубоком детстве автора, тире во второй строфе служит разделителем между сном и реальностью, тире в последней строфе – символизирует переход из стояния бодрствования в состояние сна.

Данное лирическое произведение написано таким стихотворным размером как хорей, с использованием мужской рифмы и перекрестной рифмовки. Для создания чувственного и проникновенного поэтического образа автор использует следующие средства художественной выразительности как эпитеты (летний зной, невнятный шум, тихий сон), олицетворение (буря плачет, ходят волны ржи, вой вьюги, шепот ветра), метафоры (золотые колосья ржи, невнятный шум берез), инверсия и аллитерация.

Стихотворение Ивана Бунина «Помню — долгий зимний вечер», рисует для нас картины близкие и понятные каждому из нас, ведь воспоминания о маме, отчем доме и детских мечтах навсегда остаются в памяти каждого человека как самые дорогие и нужные, ведь они согревают наши души теплом и любовью к нашим близким, становятся нашим последним оплотом в борьбе против самых ненастных жизненных бурь.

Жанр, направление, размер

Стоит отметить, что по содержательным признакам стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. В нем заключена интрига, по которой читатель догадывается, что главный герой произведения находится дома, погруженный в себя и поглощенный собственными мыслями. Невольно он поднимает взор и всматривается в окно. Видя очарование природы, его рассуждения переходят в совершенно другую плоскость.

Направление произведений Бунина — недосказанность, но к тому времени, когда было написано это стихотворение, Иван Алексеевич несколько потерял веру в модернистские опыты и ушел из издательства символистов. Автор объяснил это тем, что устал от игр с «новыми собратьями в мореплавателей, темных духов и чародеев». Стихотворение «Вечер» — больше классическое произведение без высокопарности и жеманства.

Темы, проблемы, настроение

На основную проблему Иван Алексеевич обращает внимание еще в первой части произведения. И это — дилемма призрачности счастья

Люди не обращают на него внимания и не стараются поймать очарование краткосрочных моментов. Настрой стихотворения — лучезарная и безмятежная радость от понимания того, что в поисках счастья человек обращается к глубинам своей души, где обязательно отыщутся силы для нового дня.

  1. Счастье. Бунин описывает погожий осенний день, отображает великолепие природы, которую герой созерцает через открытое окно. Представленная картина порождает в его душе состояние истинного блаженства. К герою приходит осознание, что большинство людей не замечают счастья, хоть оно и находится в мыслях о бренности бытия, уединении с книгой, в красоте окружающего мира.
  2. Природа. Автор в произведении передает великолепие сияющих тучек, осеннего сада, ласкового света. Во всем этом он видит еще один повод возрадоваться жизни, так как герой знает и умеет чувствовать, а также находится в очаровательном окружении, несущем блаженство.
  3. Внутренний мир. Обычно люди в поисках счастья смотрят по сторонам, не понимая, что настоящая радость жизни пребывает у них внутри.

Невзирая на то, что повествование ведется простыми словами, произведение пронизано массой средств выразительности. Это метафоры, сравнения и эпитеты.

Анализ стихотворения Бунина “Помню – долгий зимний вечер

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах.

Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики.

С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

“Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна”, – отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга.

“Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной”, – советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, “ходят медленно и плавно золотые волны ржи”.

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, “обвеянный мечтами, забываться начинал”. Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал “шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез”.

Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни.

И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

(2 votes, average: 4.00

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: