Анализ стихотворения бунина детство

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Детство» изложена Многомудрым Литреконом ниже:

Основная тема стихотворения – детство как самый светлый и беззаботный период в жизни человека

Детство – это время, когда закладываются и формируются основные качества личности, поэтому так важно в это время окружить ребенка любовью и дать ему возможность исследовать окружающий мир. Герой жадно запоминает все, что видит вокруг, отмечает запахи и тактильные ощущения

Все в мире для него еще дышит новизной, он только учится чувствовать природу, открывает мир и с его помощью понемногу узнает себя.
Еще одна тема – любовь к природе и ее значение для гармоничного развития личности. Постигая мир вокруг, ребенок не только получает соответствующие практические знания, он начинает лучше понимать жизнь и себя самого.

Текст стихотворения проникнут светлым и солнечным настроением жаркого летнего дня. Именно так чувствует мир десятилетний мальчишка, скрывающийся от летнего зноя в лесу и благодарно приникший к гигантской сосне, в тени которой так приятно отдохнуть.

Композиция

Стихотворение строится из трех четверостиший, в которых последовательно раскрывается описываемая И. А. Буниным картина.

  1. В первом четверостишии автор задает тему текста и постепенно погружается в воспоминания. Интересно заметить, что в начале он использует для описания ощущений конструкцию в прошедшем времени: «и весело мне было по утру бродить…»
  2. Во втором и третьем четверостишиях поэт мысленно перемещается в летний лес из своего детства и начинает использовать конструкции настоящего времени («чувствую», «кажется»). Он как будто заново переживает восторг десятилетнего ребенка от встречи с огромной сосной, которая на десятки лет старше самого героя. Поэт вспоминает не только стоящие перед глазами картинки из детства, он стремится передать ощущение от прикосновения к грубой, прогретой солнцем коре дерева и лесной аромат, переплетающийся с другими острыми ароматами знойного лета.

Листопад

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая —И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой —Предвестник долгого ненастья.Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:Прислушайся — она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.0, мертвый сон осенней ночи!0, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой…Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят,—Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белый,Пустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар —В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – необходимость гармоничного восприятия мира, которая закладывается в человеке с детских лет. И. А. Бунин стремится изобразить радость жаркого летнего дня так, как ее может почувствовать лишь ребенок. Для мальчика все вокруг – чудо, он только учится понимать природу, с трепетом внимает лесным звукам, с благоговением ощущает мощь и силу старого дерева.

Понимание себя невозможно представить без понимания общих законов мироздания, без внимательного изучения окружающего мира, частью которого является каждый человек

Чистое сознание ребенка способно наиболее чутко воспринимать мир, поэтому так важно, чтобы он в раннем возрасте почувствовал свою связь с природой, научился получать удовольствие от простых радостей вроде одинокой лесной прогулки. Таков смысл стихотворения Бунина «Детство»

Средства выразительности

Тропы в стихотворении Бунина перечислены ниже:

  • Основным средством художественной выразительности в стихотворении «Детство» становится аллитерация. Она помогает поэту сделать изображаемую картину более объемной и живой. Использование шипящих и глухих звуков «ш», «х», «к» помогает читателю услышать треск лесных веток, скрип старых стволов и шелест песка под ногами героя.
  • И. А. Бунин активно вплетает в текст эпитеты: «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «тяжелый, величавый гигант». Они очень точно отражают восприятие окружающей действительности десятилетним мальчишкой, для которого многое еще непривычно, а потому так поражает его воображение.
  • Ребенок только познает мир, и одним из способов познания становится для него проведение параллелей между знакомыми предметами и явлениями. Поэт мастерски подчеркивает эту особенность с помощью сравнений («песок – как шелк») и метафор (лесное пространство именуется героем «солнечными палатами»). В то же время, таким образом вновь подчеркивается яркость детского восприятия. Простые и привычные для взрослого человека картины становятся для ребенка откровениями, поэтому он стремится описать свои впечатления с помощью эпитетов и сравнений.

В стихотворении «Детство» И. А. Бунин обращается к теме детского восприятия мира

Собственные воспоминания поэта о лесных прогулках в окрестностях родового имения становятся в его лирическом тексте символом важности и яркости детских впечатлений, которые закладывают основу личности. Возвращение к этим впечатлениям нередко дает человеку силы двигаться дальше

Многочисленные средства выразительности и искренность, с которой передана простая история, придают стихотворению дополнительное очарование.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство»

Впервые Бунин открыл в себе талант к сложению стихов еще в детстве. Маленьким мальчиком, он жил в родовом имении своей семьи. Будучи еще совсем юным, он восторженно воспринимал красоты окружавшей его действительности, и не менее восторженно передавал свои чувства в стихах. Глубоко впитав в себя любовь и уважение к русской природе, он с удовольствием вспоминает прошлое, вспоминает детство, проведенное на открытом воздухе. Вспоминает, как здорово было укрыться от жары в бору, в тени вековых деревьев. Он навсегда полюбил русскую природу, и сохранил эту любовь до самого конца.

«Детство» Бунина переносит нас назад, в прошлое. В те беззаботные дни детства, когда жизнь еще только готовится к своему расцвету. Отнюдь не случайно поэт отправляет нас в жаркий, летний день. Мы чувствуем смолистый аромат леса, слегка прищуриваем глаза от яркого солнца. Горячий песок шелком окутывает наши ноги. Мы отдыхаем в тени сосны. Величественное, старое дерево, много видавшее на своем веку, пережившее не одно поколение людской. И мальчик, десяти лет отроду, чувствует эту величественность.

По сравнению с ней, он кажется себе маленьким, ничтожным ребенком. Но ему комфортно, он восторженно вдыхает терпкий лесной аромат. И даже морщинистая, грубая кора дерева прогрета жаром летнего дня, она тепла и приятна, словно говорит: «Ничего, у тебя еще все впереди». Все вокруг пропитано спокойствием и тихой красотой.

Как бы ни складывалась жизнь дальше, сколь бы тяжелой не была доля человеческая, мы всегда с удовольствием и томной ностальгией вспоминаем наше бесшабашное детство. Мысленно переносимся в лето, когда на наших плечах не лежал груз ответственности. И Бунин вторит нашим мечтам, столь мастерски описывая летний день, что хочется прожить всю жизнь с начала. Лето — самый беззаботный и счастливый период жизни поэта. Бунин не может связать его с негативными эмоциями, не может вспомнить ничего плохого. Как удивительно спокойна была жизнь тогда.

И именно в такие моменты перед нами открывается истина. Красота — вокруг нас, она всегда сопровождает нас, нужно лишь научиться чувствовать ее, смотреть на мир открытыми глазами. Не нужно торопиться и прощаться с детством, чтобы вступить в независимую жизнь. Да, наши воспоминания навсегда останутся с нами, так же, как и Бунин до конца своей жизни вспоминал о своем детстве. Но никогда уже не вернуть то самое лето, по которому тоскует душа поэта.

Бунин «Детство»

Известный русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье, 10 октября 1870 года в городе Воронеже. Детские годы талантливого литератора прошли в его родовом имении в Орловской области.

Биография А. И. Бунина

Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.

Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.

Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.

Стихотворение «Детство»: анализ

В своем стихотворении автор возвращается в прошлое: во времена своего беззаботного детства. Он делиться с читателем теми сокровенными моментами, которые переживал во время общения с природой. Детство ассоциируется у Бунина с жарким летним утром, с солнечными зайчиками, весело прыгающими в бору, со смолистым ароматом сосен, с нежностью теплого песка.

Маленькому мальчику кажется, что стволы деревьев гигантские, а он – всего лишь маленькая частица этого мира. Главный герой произведения ощущает свой юный возраст, он понимает, что вся его жизнь впереди – такие мысли приносят радость и наслаждение от каждой минуты.

Автор не вспоминает негативные моменты своего детства, этот период связан с позитивными эмоциями, которые несет в себе прикосновение к величию природы. Воспоминания о детстве навсегда остались в памяти Ивана Бунина.

Чему учит нас произведение «Детство»

Детство – это скоротечная пора, вернутся в которую, можно только лишь совершив путешествие в своей памяти. Автор учит нас ценить каждый момент своего детства, учиться видеть красоту даже в самых обыкновенных вещах.

Со временем дети вырастают, у них появляются разные взрослые заботы. Однако моменты, которые переживает каждый человек в своем детстве, должны оставаться в душе всю жизнь.

Образы и символы

В центре стихотворения «Детство» – образ лирического героя, который во многом автобиографичен. И. А. Бунин вспоминает собственное детство, проведенное в родовом поместье, где окруженный любовью и заботой мальчик имел возможность подолгу гулять по живописным окрестностям, наблюдать за природой и учиться ее понимать.

Лирический герой – взрослый человек, но, отдаваясь воспоминаниям, он легко переключается на восприятие десятилетнего ребенка. Он снова чувствует, как от лесных запахов и летнего зноя переполняет маленькое существо радость и огромная любовь к окружающему миру.

Еще одним героем здесь можно назвать старую сосну. Дерево с гигантским стволом и морщинистой корой намного старше мальчика, оно растет в этом лесу много десятилетий и немало повидало. Ярко отпечатавшийся в памяти героя образ старого дерева становится для него символом не только леса, но и всей природы, с которой только знакомится ребенок и которой признается в любви выросший автор.

Полевые цветы

В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

Жанр, направление, размер

«Детство» представляет собой лирическое стихотворение с элементами пейзажной зарисовки. Поэт вспоминает прогулки по солнечному, наполненному блеском и сладкими ароматами лесу. Он создает наполненную жизнью картину природы и, одновременно, делится с читателем сокровенными ощущениями из собственного детства.

Творчество И. А. Бунина отличается предельной реалистичностью и точностью деталей. В стихотворении «Детство» ему удается сохранить эту точность в описании пейзажа и собственных ощущений, но при этом окрасить весь текст в яркие жизнерадостные тона, свойственные детскому восприятию мира.

Поэт использует для создания стихотворения четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, благодаря чему делает звучание текста легким и веселым, как сам рассказ впечатленного лесной прогулкой десятилетнего мальчишки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: